Статьи

Неопубликованное предисловие А.В. Карташёва к книге о «Протоколах сионских мудрецов» (1937) / М.А. Колеров

18.11.2025 17:17

Неопубликованное предисловие А.В. Карташёва к книге о «Протоколах сионских мудрецов» (1937) / М.А. Колеров

  

Уже известна история участия знаменитого церковного и политического деятеля А.В. Карташёва (1875–1960) в разоблачении фальсификации «Протоколов сионских мудрецов» в 1923 году (написано в 1922 г.) и, однако, его эволюции в сторону поддержки нацизма и Гитлера, сделавших радикальную ставку на антисемитизм и пропаганду этих «Протоколов», в 1941 году. Однако, предшествующий этой перемене важный текст Карташёва 1937 года, хотя как факт известен науке, до сих пор не опубликован. Он был написан по просьбе В.Л. Бурцева (1862–1942) – революционера, историка, создателя журнала «Былое», разоблачителя полицейского провокатора Е. Азефа, затем – политического партнера Карташёва по руководству коалиционным право-либерально-социалистическим Русским национальным комитетом (1921–1940?) и редактированию его фактического политического органа – журнала «Борьба за Россию» (1926–1931). Что изменилось после 1922–1923 гг.? Гитлер написал и издал свою «Майн Кампф» (1925–1926) и пришёл к власти с её программой (1933). Правая русская эмиграция устами И.А. Ильина, отчасти П.Б. Струве и других приветствовала приход Гитлера к власти. При этом собственные борцы русской эмиграции против еврейского и масонского «заговора», детально проанализировав публичную политическую работу Карташёва, начиная с Временного правительства, и прямо ссылаясь на материалы вождя евразийцев Н.С. Трубецкого, «Братства св. Софии», проигнорировали борьбу Карташёва против «Протоколов сионских мудрецов». Вероятно, не чувствуя себя достаточно компетентными, чтобы противостоять солидарному хору их разнообразных противников и разоблачителей.

Есть и иное возможное объяснение: политиканство. Даже во время Войны и Холокоста, может быть, ради сохранения иллюзии единого фронта борьбы против нацизма, в эмиграции можно было встретить повышенную терпимость к антисемитизму. Даже известный русский еврей, правоверный иудей, сионист, социалист – в контексте обсуждения событий начала Войны против Гитлера, ещё далёкой будущей победы над ним, указывал на фон «относительного антисемитизма», но судил о нём – перед лицом Холокоста – удивительно примирительно: «Если те или другие наши сограждане почитают за удовольствие верить в “жидо-масонский заговор”, в глупые протоколы Сионских мудрецов, в подпольный союз Ротшильдов с Троцкими и Кагановичами, пусть верят».

А перед Войной, в новых условиях, уже перед лицом правивших в Германии Гитлера и нацизма, Бурцев подготовил к печати свою книгу с новыми разоблачениями «Протоколов». И обратился к Карташёву, как своему старому соработнику, совершенно упустив из виду его не только политическую, но и идейную пронацистскую эволюцию, впрочем, до того момента публично Карташёвым не явленную. Но Карташёв, вновь осудив фальсификацию, неожиданно дистанцировался от осуждения антисемитизма. Он подчеркнул, что признание поддельности «Протоколов» не означает, что «этим снимается еврейский вопрос». Нацистскую расистскую и геноцидную задачу «решения еврейского вопроса», опирающуюся, в том числе, на «Протоколы», он подменил религиозно-исторической судьбой еврейского народа и христианства, тем самым и «Протоколы», и нацизм – поставив в проблемный центр человеческой истории вместе с самим христианством. Почти прямо аттестующий себя «богословом» Карташёв – ради адвокатирования своего политического релятивизма перед лицом Гитлера, теперь пишет здесь: «Всякий волен быть англофилом или англофобом, германофилом или германофобом, славянофилом или славянофобом. Также точно и – юдофилом или юдофобом». Не стоит и напоминать, что Карташёв хорошо знал и помнил фундаменательное для христианина: «нет ни Еллина, ни Иудея, […] но всё и во всём Христос» (Кол. 3:11). Но отбросил это ради релятивизма.

Фонд В.Л. Бурцева в ГА РФ хранит материалы по истории этого проекта. 21 сентября и 30 сентября 1937 г. Бурцев сообщал Карташёву о подготовленном им предисловии к книге Бурцева о «Протоколах» и о своём с ним несогласии, вежливо даже не говоря и его сути, и фактически даже предполагал отчасти повторить прежнее, свободное от его критики предисловие: «Мне очень хотелось бы поговорить насчет этой Вашей заметки. Как Вы видели из моих рукописей, которые я Вам показывал, я не поднимаю совсем еврейского вопроса. Я касаюсь только исключительно вопроса о “Протоколах” и их роли. Буду очень рад, если бы Вы согласовали Вашу заметку с характером брошюры или позволили мне цитировать Вашу заметку 1923 г. и нынешнюю». И далее: «Как жаль, что я не видел Вас после того, как Вы передали мне рукопись Вашего предисловия к “Сионским Протоколам”. Мы легко бы тогда с Вами устранили кое-какие недоразумения. И мои издатели, и я – мы не имели в виду поднимать какие-нибудь спорные вопросы об еврействе. Пред нами одна задача: сказать, что мы можем, о «Протоколах» и о том, как они отражались в русской и еврейской жизни. […] Мне хотелось бы именно Ваше предисловие за Вашим именем, а не включение в мое предисловие того, что Вы раньше или теперь пишете о “Сионских Протоколах”».

Очевидно, Карташёв не стал вносить затребованные Бурцевым изменения в свою статью и Бурцев не включил её в свою книгу, и потому статья осталась не опубликованной как малосодержательная без контекста книги и, прямо скажу, она не была нигде издана самим автором, по-видимому, как низкая по интеллектуальному качеству. А вскоре и само отношение Карташёва к нацизму окончательно изменилось в пользу его принятия как допустимого метода борьбы против большевизма и СССР. В фонде Бурцева сохранился титульный лист его книги, на котором уже указанное предисловие Карташёва было демонстративно вычеркнуто. Заголовок: «Доказанный Подлог (Les Protocoles des Sages de Sion)». И далее – зачёркнутый подзаголовок: «Avec un Préface du Président du Comité National Russe A. V. Kartascheff». Ниже впервые, по чернильному автографу публикуется полный текст отвергнутого Бурцевым предисловия А.В. Карташёва.

 

Предисловие к книге В.Л. Бурцева « “Протоколы сионских мудрецов”. Доказанный подлог»

 

По поводу злополучных «Протоколов сионских мудрецов» мне приходилось уже высказываться ещё в 1922 г. в предисловии к книге Ю. Делевского, содержащей в себе научно убедительные данные об источниках и авторах этого громкого апокрифа. Человек здравого смысла, доброй воли и небольшой научной дисциплины ума просто не может даже перверзно (sic) обсуждать вопрос о подложности этого полицейско-публицистического подлога, в своем роде талантливого, ибо заразительного для невежд.

Каково должно быть практическое отношение к так называемым сионским протоколам, лучше всего сформулировано в простой и истинно джентльменской резолюции императора Николая II: «Нельзя делать чистое дело грязными способами».

В 1922 г. я писал: «У русской церкви и принадлежащего к ней народа есть и могут быть свои конфликты с еврейством, как с иной религией и национальностью, но пусть они протекают чистыми путями состязания духовных и моральных сил». Но – писал я – увлекшиеся содержанием протоколов говорят: «ну, пусть это апокриф, а все-таки евреи именно таким образом ведут войну против христианских народов и России, в частности. Но это уже уклонение от ответа по данному вопросу, уклонение от его оценки и выдвигание другого, безбрежного, несомненно мирового еврейского вопроса по существу. О нем можно в чистом виде высказывать любые суждения, частные, разумные, научные, религиозные, даже мистические, но без сумасбродства и жульничества».

Как и 15 лет тому назад, я считаю нравственным долгом подчеркнуть смысл этих строк. А именно призвать всех и вся к непопулярным ныне началам честности. Нечестно, после неопровержимо вскрытого подлога, поддерживать явную ложь. Нечестно и обратное: из легкой победы над фальсификаторами «Протоколов» делать дешевый адвокатский софизм. Прочищая глаза невежде от пыли «Протоколов», недопустимо опять засорять зрение, делая вид, будто этим снимается еврейский вопрос. Полуистина есть ложь. А полная истина состоит в том, что еврейский вопрос стоит перед миром как один из трагических вопросов истории. И он не может быть разрешен ни дикарскими погромами, ни клеветой и ложью, а только честными и откровенными усилиями всего человечества. Погромщики и наветники крайне затрудняют здоровую и честную постановку вопроса, оглупляют его и сводят к абсурду. Они сбивают с толку и самих евреев, все время выдвигающих свою «угнетенную невинность» и ждущих от всех только сострадания и какого-то обязательного противоестественного юдофильства. Между тем это фальшь и недоразумение. Еврейство есть великая мировая нация. Для этого утверждения богослову и историку достаточно одного факта дарования миру Библии и порождения трех мировых монотеистических религий. Нация, играющая огромную, непропорциональную своему статистическому меньшинству, роль в мировом хозяйстве, мировой политике и мировой культуре; нация, превзошедшая всех своих национальным самоутверждением вопреки тысячелетиям рассеяния – это не какие-то, тоже рассеянные, цыгане, но нулевые культуры. Это, хотя и не территориальная, но своего рода великая держава. Не объект филантропического сострадания, а равноправный субъект в мировом состязании великих наций. Все нации разделяют и славу и падения, и счастье и несчастья своих народов.

Всякий волен быть англофилом или англофобом, германофилом или германофобом, славянофилом или славянофобом. Также точно и – юдофилом или юдофобом.

Право на «фильство» или «фобство» есть одна из великих свобод в международных отношениях. Водворению этой свободы с ее прямотой и честностью фатально мешают юдофобы невежественного и грязного цеха.

А. Карташев, Париж, 10.VIII.1937.

 

Публикуется в сокращении. Полный текст будет опубликован в: Ежегодник ГА РФ за 2025 год. М., 2025.

Другие публикации


01.12.25
30.11.25
23.11.25
18.11.25
18.11.25
VPS