Статьи

Про остатки язычества в Латвии и не только / Елена Круминя

06.11.2023 13:30

Латышский языческий знак Усиньша - покровителя лошадей

Настал период, будоражащий умы и сердца людей – конец октября – начало ноября. Интернет, кажется, разделился на два лагеря, одни за то, чтобы веселиться в день-который-нельзя-называть, другие - против. Люди готовы ругаться с абсолютно неизвестными им сетевыми оппонентами, давая им, порой, самые нелестные эпитеты. Долго задаюсь вопросом – что же происходит. Не знаю, найду ли ответ. Но мне кажется, искать ответ на этот, да и многие другие вопросы надо в глубинах нашего сознания. Или подсознания. Или психики - кому как больше нравится. Но речь не только о конкретном дне, речь о тенденциях, которые, при желании можно примерить на любую другую сферу нашего мировосприятия.

Скажу сразу, что по моему диванному мнению, у каждого явления есть много слоев. Как правило, мы видим только верхний, изредка, если он кажется привлекательным, мы можем пытаться открыть другие слои, однако, учитывая, что поток доступной информации сейчас такой, что фокусировать внимание на чём-то одном очень трудно, черпать двумя руками желающих немного, поэтому люди, благодаря вшитой в наш мозг программе экономии энергии, ограничиваются только тем, что видят.

Вообще, хотелось бы отметить разницу между знанием и информацией. Это не тождественные понятия, я думаю, это все понимают, но скажу свою точку зрения - знанием можно считать только ту часть информации, которую мы сумели ухватить. Допустим, нам надо взять пробы воды из разных источников. Мы ходим по округе с тарой, собираем в неё нужное количество, маркируем, откуда и когда взято, и везём в лабораторию, которая может нам дать заключение о качестве, химическом составе и других заданных параметрах пробы. В данном примере источник – это информация, а лабораторная проба – попытка получить знание. Далее, вопрос в другом – насколько пригодна эта вода и для чего. Всё ли знание одинаково полезно? С какой целью мы его получаем? Как его применить? Масса вопросов возникает при попытке осмыслить сам процесс. Это необходимый этап, в противном случае мы можем отравиться или использовать питьевую воду отличного качества для технических нужд.

Казалось бы, какое отношение эта вся вода имеет к теме вопроса. Мне кажется - самое прямое. Вода – это сама жизнь. Вода – это один из первоэлементов, олицетворяющий также принцип информации. Без обмена информацией между клетками организма невозможна согласованная его работа. И, как клетки организма, также и люди в обществе нуждаются во взаимодействии, для чего, отчасти, нужна здоровая внутриклеточная и межклеточная среда, основу которой составляет вода. При сдвиге кислотно-щелочного баланса в организме начинаются патологические процессы, приводящие к его гибели. При загрязнении информационных потоков, циркулирующих в обществе, ситуация становится похожей. Именно поэтому, своей амбициозной личной целью я ставлю отчистку информации и получение правильных знаний.

Всем знакомо набившее оскомину выражение «информационная гигиена». Кто только про это не говорит, но часто мысль сводится к тому, что необходимо «отсекать заведомо ложные потоки информации». Рациональное зерно в этом есть – информация о личной жизни так называемых звезд шоу-бизнеса к полезной не относится. Это и есть информационной мусор в самом чистом виде. Скандалы-интриги-расследования – это, носящая яркую эмоциональную окраску газировка, потребляя лишь которую, человек полноценно жить не может. Идеальное питье – чистая вода, но как её получить? Известно, что дистиллированная вода непригодна для употребления человеком – нам нужны соли и другие микроэлементы, чтобы вода стала именно тем, что нужно для поддержания. Чистое научное знание точно также сложно для восприятия и имеет узкую, но очень важную сферу применения, однако, именно оно лежит в основе всего. Говоря о науке, хочется отметить, что под наукой я подразумеваю достаточно широкий пласт систематизированных, проверенных и полезных знаний о мире. Знаний, которые человечество накапливало давно – чего стоят, например, пирамиды Древнего Египта или великолепные храмы античных Греции и Рима, впечатляющие дворцы Индии и Китая. Наука – это нечто большее, чем иногда кажется. В основе современных полетов в космос стоит наблюдение за звездами, которым люди занимаются уже несколько тысячелетий.

Вода в каждой отдельной местности разная, потому что разный химический состав почвы – вместилища воды. Разная растительность, разная экологическая обстановка. Почвы некоторых регионов могут быть похожи по составу, в то время как почвы других разительно отличаются. Это и придает каждому уголку планеты свой колорит и свою индивидуальность. И это прекрасно.

Вы опять спросите, какое отношение имеет вода к заявленной теме, и я снова отвечу – самое непосредственное. Та информация, из которой мы вынуждены получать знания, часто загрязнена, на её поверхности плавает жирная плёнка химикатов, пластика и другого мусора. И этот мусор мы принимаем за знание. Этот мусор, а не чистая вода, становится тем, что мы потребляем и чем травим свой организм. Когда мы пытаемся понять (или оценить, чтобы бывает гораздо чаще) какое-то явление мы идём за информацией к колодцу, а попадаем, чаще всего, в канализационный коллектор. И человек, пришедший за водой с ведром или просто разворачивается и уходит, бурча под нос: «да там всё ровно одно оно, и это не стоит моего внимания» или радостно черпает верхний слой, даже не задаваясь вопросом, почему «вода» имеет специфический цвет и запах.

На днях в очередной раз отмечался/ не отмечался Хеллоуин. Активизация фронта произошла по обе стороны, хотя, в этом году таких бурных столкновений мною замечено не было – то ли есть темы поинтереснее, то ли мне просто некогда было сидеть в соцсетях. В любом случае, случился очередной повод для ненависти и ссор. Скажу сразу – Хеллоуин в его современном варианте это самый натуральный пластик, плавающий на поверхности воды. Та же судьба на западе постигла и другие церковные праздники как Рождество и Пасху. Да, внезапно, Хэллоуин или в более полном варианте «All Hollow’s Eve” – канун дня всех святых – попытка церкви заменить более древний обычай – Самхайн, который широко отмечался у кельтов до крещения. Кельты считали, что в этот вечер духи предков могут прийти к ним в гости, а тыквы – были частью праздника урожая. Естественно тем, кто пытался построить новое, нужно было разрушить старое, но полностью это сделать не получилось. Поэтому духов предков объявили нечистью и сказали, дескать, что это черти в этот вечер балуются. Осталась традиция их кормить, но если раньше это было угощение для ушедших в мир иной предков, которое предлагали с уважением, то позже это стало просто откупом от злобствующих чертей. Занятная метаморфоза. К сожалению, не единственная. Подобные вещи наблюдаются во многих сферах, не только в сфере культуры.

Однако, дальше произошло ещё нечто более страшное – коммерциализация. «Делай деньги, остальное всё дребедень» - так пел один из персонажей старого советского мультфильма. В безжалостные жернова современного масскульта попало всё – от литературы и искусства до человеческих отношений. Где-то в отчаянье Ганс Кристьян Андерсен пытается понять, где в своей сказке для взрослых об обретении бессмертной души и поисках Бога он описал бытовой межвидовой хэппи-энд для девочек-подростков; недалеко от них рыдают скальды, вдруг узнавшие, что громовержец Тор – это такой персонаж какой-то вселенной комиксов, озадаченный Лев Толстой пытается узнать, что же вдруг произошло с Анной Карениной, что лицо её потемнело задолго до обрушившихся на неё несчастий.. и многие, многие другие спрашивают себя, кто и когда придумал отмечать Рождество в ночном клубе, а вместо размышлений о рождении Христа в предрождественский период, размышлять о том, куда поехать «на праздники» и что подарить толпе людей, которых раньше называли знакомыми, а теперь они вдруг стали называться друзьями. Пена фальши покрывает культуру и традиции со страшной скоростью, и страшна даже уже не столько вестернизация, как таковая, сколько отрыв и непонимание собственных корней. За пеной и пластиком ме не видим воды, и химикаты на её поверхности отравляют нашу и жизнь и наше общество, рождая беспокойство и ненависть, а также страх.

Да, люди стали бояться намного больше. Мы стали бояться не столько реальных вещей, сколько эфемерных. Но ещё хуже, мы разучились испытывать уважение. Уважение к природе, к жизни и её законам, и к смерти. Последние 5 лет я живу, фактически, в лесу. Центр административной единицы – это две улицы, на центральной из которых есть ресторан, две заправочные станции, торговый центр, два банка и кладбище. Кладбище достаточно старое, как и церковь, что там стоит. И из-за заборов окрестных домов видны кресты и памятники. По забавному совпадению прямо рядом с кладбищем находится детская площадка. Территория площадью всего в несколько тысяч квадратных метров вместила в себя всё – детство и юность, взрослую жизнь, старость и смерть. Это место я называю «экзистенциональный пятачок»; сначала это мне казалось странным, но больше не кажется. Это и есть правда жизни – сегодня ты качаешься на качелях сам, завтра – качаешь своих детей, а послезавтра на этих же качелях качаются твои правнуки, а ты сам лежишь с другой стороны ограды, с обратной стороны травы.

Люди в современном обществе не умеют уважать смерть, не хотят её замечать, а свой страх маскируют пренебрежением и издевками, ведь именно так можно объяснить такую популярность не только самого коммерческого Хэллоуина, но и огромного количества фильмов ужасов, где авторы, заставляя героев уничтожать очередную порцию зомби, всё лишь пытаются убить свой ужас перед неизбежным. Ровно такой же суррогат масскульт сделал из 14 февраля (нет, не из дня освобождения Ростова-на-Дону от фашистов, а из «Дня всех влюблённых»). Неумение любить и страх перед настоящим чувством заставляет несчастных искать убежище на этих эмоциональных качелях, а те, кто зарабатывает, штампуя тысячные тиражи открыток «Моей единственной» только и рады – ведь, чем более несчастны и одиноки люди, тем лучше продаются такие открытки. Семья же, как таковая, в которой есть уважение и любовь для современной экономики невыгодна.

Вот так две фундаментальные силы стали удобной темой для коммерции. К сожалению – это так, но человек на то и человек, что властен над своими действиями и мыслями и он должен это преодолеть, чтобы остаться человеком.

А причём тут язычество? Всё просто.

Мы все родом из детства. Родом из нашего рода, и не всегда нам понятны наши бабушки и прабабушки. Иногда, особенно в молодости, мы конфликтуем, говорим, что нас не понимают, а мы не понимаем их. Понимание приходит позже, к сожалению, иногда слишком поздно.

Мы, как общество, тоже родом из тьмы времен. Мы потомки тех, кто миллион семьсот тысяч лет назад нашел дорогу на другой континент, потомки тех, кто выживал в пещерах, не зная огня и поклоняясь силам природы – могущественным и свирепым, однако, фундаментально справедливым. В природе нет гармонии, только чудовищная и безжалостная справедливость её законов. Волк, крадущий овцу из овина, не замышляет зло ради зла. Он не идёт воровать овцу лично у того хозяина, к которому идёт, ему нет дела до личности человека и его материального благосостояния, его привычек, его чувств. Волк идёт туда, куда он может попасть. И туда, где он может взять. Это закон природы. Суровый, но справедливый – «кто не спрятался – я не виноват».

Языческие божества – это не демоны, это воплощение законов природы. Закон суров, но это закон. Духи предков – это не демоны, это тени нашего прошлого, голос нашей совести, напоминание о том, кто мы есть.

Я не говорю, что нам надо бросить всё и идти жить обратно в пещеру, отнюдь. Мы должны нести и развивать цивилизацию в её истинном, а не ложном значении. Отринув конфликт с прошлым, нам необходимо научится его уважать, научится уважать, не поклоняться тому, но уважать то, во что верили наши предки. Те, благодаря которым мы существуем сейчас. Когда мы поймем землю, из которой выросли, поймём наши традиции, нашу силу, как былинные богатыри обращались за помощью к Матери сырой Земле, тогда мы получим доступ к чистой воде знания, к той силе, которая скрыта в каждом из нас, и к той созидающей мощи, которую мы тратим на ненависть и пустую суету.

Я понимаю, почему древние поклонялись силам природы. Стоя на пустынном берегу огромного озера, с одной стороны которого, практически отвесной стеной вверх уходит скала, а с другой как войско, готовое к битве, стоит густой еловый лес, чувствуешь себя меньше пылинки. Лес и горы, озера и реки – кто ходил в походы, наверное, меня поймут. Когда гаснет костёр и остаётся тишина – что вы ощущали тогда? Тишина этого мира – полна звуков и смыслов. Прислушайтесь. Прислушайтесь к липкому шепоту тумана, к чистому голосу ясного неба, к смеху звезд. Прислушайтесь, и не говорите, что не слышали. Язычество — это не противовес или отрицание веры, это фундамент, из которого вырос современный мир, наши корни, уходящие в глубь земли, в глубь веков, в глубь нашего подсознания.

Кора головного мозга – достаточно молодая структура, но она делает нас людьми. Но она не могла появиться без древних структур мозга, которые управляют базовыми вещами. Наша сила – в единстве. В единстве истории, в единстве народа, в целостном восприятии мира.

Но, ни в коем случае нельзя путать новодел с настоящей древностью. В Греции мне довелось встретить православных людей, которые очень любят античный период своей страны. Во время посещения Афинского акрополя один из туристов протянул руку к колонне древнего храма. У мрамора есть отличительная черта – новый – ослепительно бел, а добытый давно приобретает кремовый оттенок из-за коррозии камня. К постройкам запрещено прикасаться, чтобы сохранить их для будущих поколений. И вот, когда турист только попытался протянуть руку, чтобы потрогать древнюю колонну, он получил такую отповедь от старушки – смотрительницы, что стала пугать сама мысль о том, что к колонне вообще можно прикоснуться. Но никто в Греции не поклоняется античным богам – они уважаемы, как часть истории, но не как часть современности. Древние боги ушли, оставив свой след, который виден и сейчас, но никто в здравом уме не будет поклоняться Зевсу. Похожая, как мне кажется, ситуация в России – древние боги ушли, и все попытки воссоздать их культ - безнадёжный пластик, в лучшем случае. Есть места, где псевдоязычество культивируется специально, приобретая черты сатанизма. И это страшная вещь, думаю, все поняли, о ком я говорю. Вообще, о сатанизме хотелось сказать отдельно – это не язычество, это секта, возникшая в западном христьянстве в противовес официальной религии. Даже сатанинская чёрная месса есть ничто иное, как католическая месса с диаметрально противоположной атрибутикой (козел против агнца).

Тоесть, есть на Земле места, где древние боги ещё работают, а есть такие, откуда боги ушли, дав место новому. Есть места, где всё существует вместе органично дополняя друг друга.

Вообще, если говорить о религиях, то любая религия это попытка навести порядок в жизни человека. Религия, вообще, говоря о добре, фактически говорит о порядке, ведь порядок и есть добро для большинства. Бог один, и нет разницы как его называть, отличается лишь внешняя форма. Достаточно интересно было обнаружить в таком труде как Дхарма Шастра (труд об описании обязанностей каждой из варн) фразу о том, что Бог один и нет смысла в поклонении многим богам, не говоря уже об учении Адвайта веданты, которая является гимном монотеизма, хотя, и теизма там немного, остаётся только монизм. Мнимое многобожие Индии сводится к тому, что у всего есть либо один источник – Абсолют, либо два источника – Пуруша и Пракрити, неразрывно связанные друг с другом. Но это не мешает людям поклоняться Абсолюту в форме Ганеши или Лакшми.

Отдельного внимания заслуживают гневные формы божеств, например Кали. Непонятая в современном мире, наводящая ужас форма богини не имеет ничего общего с демонами. Она не демон, а борец с демонами. К сожалению, плохо понимающие эту силу люди начали сравнивать девушку из пропагандистского украинского ролика с Кали. Налицо – подмена понятий, ибо борец с демонами сам демоном не является, даже несмотря на ужасную форму. Само имя Кали означает также время, поэтому в 19 веке появилась традиция жертвовать ей часы. Тоже занятный новодел, но, со слов человека, кто видел такое святилище, выглядит это настолько жутко, что любая хэллоуинская декорация рядом с этим просто детская поделка.

Чтобы подвести итог, хочу ещё раз повторить тезис – не всё древнее плохо – это наши корни. Не всё, что сейчас выдают за древнее таковым является. Не всё, что лично нам непонятно или не нравится – плохо и подлежит уничтожению. Лично я придерживаюсь принципа - никогда не оскорблять чужих богов. Но, при этом надо уметь отличать истинное от ложного, именно поэтому нельзя недооценивать такие школьные предметы как ОРКСЭ и история культуры. Обучение этим предметам не должно быть пустой формальностью.

Хотя, буквально на днях, знакомая преподаватель прислала мне рекомендацию, как детям объяснять про Хэллоуин – меня, мягко говоря, такая подача не устроила. Возможно «Дракула» Брэма Стокера или «Франкенштейн» Мэри Шелли и неплохие примеры для тематического урока, про «страх и ужас», но, на мой взгляд им место в разделе иностранной литературы, а историю Влада III Цепеша уместно рассказывать на уроках истории, а не в уроке про Хеллоуин. «Франкенштейн» на мой взгляд страшен тем, что человек заигрался в Бога, что его, в общем и убило. Вечный сюжет, неплохой, но к теме не относится. История с «Дракулой» вообще, нечто совсем иное. Необходимо объяснить детям, да и взрослым тоже, что смерть надо уважать, а не бояться её, точно также, как надо уважать время – грозную Кали, которая, в конечном итоге доберётся до каждого демона.

Сам же Хеллоуин (и все схожие отмечаемые дни) – это про духов предков. Более того, очень интересно, что дни поминовения предков совпадают с праздником урожая, и это абсолютно не случайно. Ведь древние жили по солнечному календарю, иногда «уточняя» его лунным, и календарь этот связан был с циклами земледелия, в первую очередь. Кстати, тут можно попробовать проследить связь отхода от шаманизма, к который практиковали охотники и собиратели, к более упорядоченным религиям. И даже в древних мифах в описании войн богов олимпийцев с титанами, или асов с йотунами , или дэвов с асурами можно увидеть один сюжет – порядок против хаоса. Переход от пещеры к жилищу, от леса – к деревне, городу.

Будучи родом из Латвии, и прожив там достаточно большую часть жизни, мне повезло в этом донельзя двухобщинном обществе прикоснуться к старым обычаям латышей. Часть из этих обычаев ещё жива и прекрасно себя чувствует в современном обществе. Тут в полной мере можно ощутить и прожить дуализм во многих формах.

Одним из любимых праздников в Латвии является Лиго или Яни (день летнего солнцестояния), отмечают его с 23 на 24 июня по всей стране. Согласно опросу, проведенному латвийской компанией KANTAR в 2018 году, 87% из опрошенных отмечают Рождество, 81% - Лиго и 79% - Пасху. Далее, с на уровне 60% идут 8 марта и день матери, день отца и Хеллоуин отмечают порядка 20% жителей, День Мартиня (окончание времени духов, которое длится с 29 сентября до 10 ноября), отмечают около 11% опрошенных. Кстати, на день Мартыня также ходят ряженые. Ряженые, вообще, ходили и на Руси, поэтому я не очень понимаю, чем кого-то удивляют современные ряженные.  

Всего в опросе участвовали 1300 жителей в возрасте от 16 до 76 лет, всего в стране живет около 1.6 миллионов жителей. Трудно оценить, насколько репрезентативна эта выборка, но по личным ощущениям Лиго, действительно любимый праздник, и всё больше людей в стране начинают интересоваться своими, а не чужими традициями. По крайней мере, я говорю о тех латышах, с кем общаюсь лично.

Празднования Лиго – всё таки, это самый знаковый праздник, поэтому хотелось сказать о нём подробнее, носят массовый характер, эти дни всегда выходные. Но это не просто гуляния, хотя концентры тоже проводятся. Всегда соблюдается традиция носить венки именинникам – Янисам и Лигам, при этом Янис всегда дубовый венок, а Лига – венок из полевых цветов. Дворы украшают березками – это делают даже те, кто не всегда понимает, зачем это делается. Костёр – обязательный атрибут праздника.

Довелось быть свидетелем достаточно интересного мероприятия, когда ансамбль музыкантов, играющих на кокле (аналог гуслей) выступал с концертом в церкви в канун Рождества. Название группы – Аустрас Кокс (дерево Аустры) – языческий символ мирового порядка. Вообще, такие вот интересные вещи, когда дохристьянские символы смешиваются с современными встречаются достаточно часто.

Многие латыши носят кольцо Намея (Nam?ja gredzens). Согласно исторической справке, к сожалению, информации в открытом доступе немного, Намейс был вождём куршей (одно из племён), которые активно сопротивлялись крестоносцам. По этому кольцу латыши узнают друг друга, и оно необычайно популярно даже среди молодежи. И это не китч, как вышиванка, это, реальный символ, который никто не навязывал, он просто есть потому что он есть.

Возможно, Латвия не лучший пример, но это пример того, как народ пронёс связь с землей и старается её не терять. Среди наших знакомых есть семьи, кто и сам, и вместе с детьми участвует в хоровом пении и народных танцах. Люди на самом деле любят фестиваль песни и пляски, это очень большое событие для многих латышей, и люди гордятся тем, что им удалось поучаствовать в мероприятии.

Вообще, нешаблонная Латвия – очень интересное место. Конечно, такие известные туристические места как Сигулда/Турайда или Бауска/Рундале знамениты своими замками. В Сигулде это усадьба князей Кропоткиных, построенная около старого орденского замка, рядом, в Турайде – замок, когда-то принадлежавший Рижскому архиепископству. В Бауске – орденский замок и Рундальский дворец, построенный по проекту Растрелли для Эрнста Иоганна Бирона – фаворита русской императрицы Анны Иоанновны. Но замки и дворцы были построены немцами, шведами, русскими. Местное население жило как бы само по себе, не среди «господ», а в своей среде. Видимо, поэтому, латышам удалось сохранить традиции даже до наших дней. Остатки язычества в Латвии настоящие, они даже сами не опознают его, находясь внутри. Будь то соломенные «пузури», подвешенные к потолку как амулеты или венок над крышей дома на празднике стропил.

Конечно, ЕС и глобализация также вторгается в традиции и уклад жизни, особенно это чувствуется в больших городах, но есть вещи, которые пока ЕС не в силах устранить. Вопрос в том, сохранится ли сама страна. Мне бы очень этого хотелось, конечно. Это не моя культура, но она мне нравится и учителя латышского языка, с которыми мне очень повезло, научили меня уважать её.

Другие публикации


11.04.24
08.03.24
07.03.24
06.03.24
05.03.24
VPS