Документы

Меморандум «О стратегии комплексной евразийской интеграции Приднестровья» / МИД ПМР

29.03.2013 00:32

+ Концепция информационной политики в рамках «Евразийского региона Приднестровье»

 

Для Приднестровской Молдавской Республики главным приоритетом внешней политики является комплексная евразийская интеграция республики, предполагающая подключение Приднестровья к ныне действующим и формирующимся объединениям на основе как прямого, так и косвенного участия в социо-гуманитарных, торгово-экономических и прочих процессах.

В связи с новыми вызовами, связанными с политикой Евросоюза в отношении Молдовы и Украины, в Приднестровье осознают необходимость принятия срочных мер по реализации стратегического евразийского выбора. В Министерстве иностранных дел ПМР сложилось единое понимание относительно практических шагов в этом направлении.

Ключевым элементом стратегии евразийской интеграции Приднестровья (учитывая непризнанный статус республики) является проект «Евразийский регион Приднестровье» (Приложение №2), предполагающий разработку и внедрение механизмов экономической и гуманитарной интеграции Приднестровья и отдельных региональных субъектов государств евразийского пространства в рамках некоммерческой организации.

Представляется, что реализация экономических механизмов интеграции может быть успешной только при наличии широкой общественной поддержки не только в самом Приднестровье, но и в государствах-партнерах. Поэтому запуску проекта «Евразийский регион Приднестровье» должна предшествовать активная и комплексная работа по концентрации информационных, общественных и экспертных усилий не только Приднестровья, но и государств-участников Таможенного союза, а также, частично, Украины и Молдовы.

С этой целью в рамках проекта «Евразийский регион Приднестровье» предусмотрено создание Медиа-центра «Евразийское Приднестровье» (Приложение№3), который должен начать функционировать за несколько месяцев до запуска основного проекта. В целом Медиа-центр призван обеспечивать информационное сопровождение процесса евразийской интеграции. Он также должен стать той площадкой для общественной и экспертной дискуссии, которая послужит популяризации идей евразийской интеграции Приднестровья среди гражданского сектора России, Украины, Молдовы, создав в этих государствах общественную поддержку внешнеполитическому курсу Приднестровья.

Итогом первых месяцев работы Медиа-центра в направлении консолидации общественных усилий государств евразийского пространства должна стать организация международного гражданского форума в Тирасполе под названием «Международный евразийский конгресс» (Проект находится в стадии утверждения). Данное мероприятие должно объединить под флагом евразийской интеграции все общественные организации Приднестровья, а также те структуры гражданского общества государств Таможенного союза, Украины и Молдовы, которые выступают в поддержку евразийской интеграции.

Данное событие станет свидетельством консолидации всего приднестровского общества перед внешнеполитическими вызовами на платформе евразийской интеграции, ставшей в республике национальной идеей. А участие в мероприятии представителей общественных и политических объединений России, Белоруссии, Казахстана, Украины, Молдовы позволит придать дополнительный импульс процессам евразийской интеграции по линии гражданского общества.

В Министерстве иностранных дел ПМР полагают, что одним из практических итогов данного форума может стать запуск проекта «Евразийский регион Приднестровье» посредством организации в его рамках торжественной церемонии подписания уставных документов некоммерческой организации.

«Международный евразийский конгресс» целесообразно провести в первой декаде сентября. Открытие Медиа-центра «Евразийское Приднестровье» представляется целесообразным приурочить к празднованию Дня освобождения Тирасполя от румынских и немецких фашистских оккупантов и Дню космонавтики. 

Представляется, что «Евразийский регион Приднестровье» может быть юридически оформлен как некоммерческая организация. Данное НКО задумана как  трансгеографическое интеграционно-кооперационное образование инновационного типа, основанное на принципах культурно-языкового и исторического единства, производственной кооперации, технологической общности и экономической корреляции входящих в его состав региональных субъектов (экономических территорий).

 Существенным отличием формирующейся структуры от ныне действующих государственных и субгосударственных интеграционных проектов является вторичность географического фактора как традиционного локомотива объединительных процессов. В современном мире, когда уровень развития транспортной и информационной инфраструктуры позволяет формировать устойчивые связи между любыми заинтересованными акторами, территориальная близость не является обязательным условием  интеграции.

В рамках предлагаемого проекта Евразийского региона первичными основаниями для взаимодействия должны стать производственная специализация, скрепляющая экономическое единство региональных субъектов, и цивилизационная общность, проистекающая из симметрии культурного кода, базирующегося на русском языке и общей истории. Тем самым образуется качественно новый концепт – гуманитарное, ценностное, культурное, информационное проникновение и укрепление в рамках абсолютно иных пространств: будет осуществлён переход из измерения географического в измерение человеческое.

Основной целью проекта представляется масштабная интеграция на пространстве СНГ и ускоренная социально-экономическая модернизация региональных субъектов, входящих в Евразийский регион.

Посредством Евразийского региона может быть произведена отработка инновационного механизма укрепления присутствия Российской Федерации в Евразии посредством инвестирования в человеческий капитал, в сохранение, приумножение и использование российского цивилизационного ресурса.

В упрощённом виде предлагаемая концепция Евразийского региона позволяет отойти от сложного юридического вопроса необходимости наличия общей границы между субъектами интеграционного образования, представляя схему интеграции на основе исторической, культурной, языковой, религиозной близости, сложившихся производственных и экономических связей.

 

Интересы Приднестровья и Российской Федерации:

Включение Приднестровской Молдавской Республики в набирающий скорость процесс евразийской интеграции, определённое Президентом ПМР в качестве национальной идеи, требует согласованных усилий политических, научных, дипломатических, общественных и деловых кругов как в самом Приднестровье, так и в Российской Федерации. В Приднестровье в полной мере осознают, что только евразийская интеграция позволит решить застарелые экономические и социальные проблемы, остановив отток населения, восстановив производственные связи, давая начало процессу широкомасштабной реабилитации Республики.

Евразийский регион может стать механизмом эффективного противодействия политики проникновения Европейского Союза в регион, служа для России рычагом «мягкой силы», повышающим международный авторитет Российской Федерации в глазах населения Приднестровья, Молдовы, Украины, а также делая идею евразийской интеграции более привлекательной на всём пространстве СНГ.

Организационный компонент:

Наряду с Приднестровской Молдавской Республикой в состав Евразийского региона могут войти различные региональные субъекты Российской Федерации, Украины, Республики Беларусь, Республики Молдова.

Юридической основой для функционирования Евразийского региона станет согласование и подписание Устава Евразийского региона и Меморандума  «О привилегированном сотрудничестве в рамках Евразийского региона».

Договорно-правовой базой нового образования являются Договор о зоне свободной торговли в СНГ от 18 октября 2011 года, Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 30 мая 2011 года, Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников СНГ от 15 сентября 2004 года, Конвенция по приграничному сотрудничеству государств-участников СНГ от 10 октября 2008 года, модельные законы «О межрегиональном сотрудничестве» и «О приграничном сотрудничестве» от 12 октября 2006 года.

Структура:

Руководящим органом Евразийского региона является Совет в составе глав региональных субъектов, входящих в Евразийский региона (губернаторы областей, Председатель Правительства Приднестровья, Премьер-министр Крыма, башкан Гагаузии и т.д.). Совет собирается не реже двух раз в год, определяя повестку работы, стратегические направления сотрудничества, а также обсуждая наиболее важные вопросы текущего взаимодействия. Заседания Совета могут проводиться дистанционно посредством онлайн конференций. Председатель Совета будет меняться один раз в год в алфавитном порядке. 

В качестве постоянно действующего органа Евразийского региона предполагается создать Исполнительный секретариат Евразийского региона с офисом в г. Тирасполь. Однако имеет смысл избежать лишней бюрократизации, не создавая дополнительных исполнительных структур в каждом региональном субъекте. Достаточно будет добавить данное направление работы в уже действующие органы исполнительной власти в регионах посредством создания Управлений по вопросам Евразийского региона, в которых эту работу будут выполнять специалисты по вопросам экономики, по вопросам социальной политики и по вопросам культурно-просветительской деятельности.

Также может быть создан Единый банк Евразийского региона (юридический адрес – г. Москва или г. Екатеринбург), через который в рублях РФ могут вестись многие финансовые расчёты между участниками Евразийского региона. Стороны внесут соответствующие вклады в капитал банка. Членами Правления банка станут по одному представителю от каждого регионального субъекта Евразийского региона. Одновременно Приднестровье сможет использовать банк для нивелирования отрицательных последствий банковской блокады, осуществляемой Украиной, Молдовой, ЕС и США.

Отдельным элементом станет создание в г. Тирасполь Медиа-центра «Евразийское Приднестровье».

Сущность проекта:

1) В рамках Евразийского региона осуществляется беспошлинная торговля по примеру Таможенного союза по большей части категорий товаров и услуг, кроме некоторых тарифов, предназначенных для защиты собственного рынка;

2) Действует режим наибольшего благоприятствования продукции, произведённой в субъектах-партнёрах: при прочих равных предпочтение при экспорте-импорте отдаётся именно продукции, сделанной в рамках Евразийского региона;

3) Создаются оптимальные условия для взаимного инвестирования, углубления производственной специализации, создания совместных предприятий, деления производства конечного продукта на производственные циклы;

4) Происходит совместный поиск дополнительных рынков сбыта произведённой продукции, постоянный обмен информацией по вопросам снабжения, поставок и логистики;

5) Упрощена процедура трудовой миграции, передвижение населения осуществляется по аналогии со схемами, действующими между приграничными областями;

6) Организуются совместные инфраструктурные проекты, совместно проектируются и сооружаются новые объекты;

7) Ведётся непрерывный обмен опытом и информацией по реализуемым Российской Федерацией национальным проектам и программам социально-гуманитарной направленности;

8) Проводятся совместные спортивные, культурные, туристические, научно-образовательные мероприятия;

9)    Происходит интенсивный обмен передовыми технологиями, изобретениями, научными практиками, учебно-методической базой;

Концепция информационной политики в рамках «Евразийского региона Приднестровье»

Тематика Приднестровья на протяжении многих лет отсутствует в медиа-пространстве России. Отчасти это было обусловлено политическими мотивами. Но забвение приднестровской тематики, ее ограничение отдельными вопросами молдо-приднестровского политического диалога, стало одним из тех факторов, которые сделали возможными ограничения прав и свобод российских граждан и соотечественников, проживающих в Приднестровье. В «атмосфере молчания» также намного проще осуществлять масштабное экономическое давление на Приднестровье, которое реализуется Молдовой при поддержке Евросоюза с  2006 года, и по сей день.

В этой связи основной задачей является актуализация в российских СМИ всего комплекса социально-экономических и гуманитарных проблем, с которыми сталкиваются приднестровцы, что станет со стороны России весомой поддержкой своих соотечественников и Приднестровья в целом, создаст дополнительные механизмы обеспечения атмосферы стабильности и безопасности на Днестре.

Для коренного изменения ситуации в общественно-информационной  сфере возможностей самого Приднестровья недостаточно. Необходима организация системного взаимодействия с ключевыми российскими СМИ: новостными агентствами ИТАР-ТАСС, РИА «Новости», Интерфакс, телекомпаниями «Первый канал», ВГТРК, НТВ, RussiaToday и другими.

В этой связи предлагается:

- содействовать открытию в Приднестровье полноценных постоянно действующих корреспондентских пунктов ведущих российских СМИ с целью освещения событий как в Приднестровье, так и в Молдове, и Украине;

- наладить механизм повышения квалификации сотрудников приднестровских СМИ на базе ведущих российских средств массовой информации;

- организовать серию тематических пресс-туров российских журналистов по Приднестровью с целью продемонстрировать: экономический и инвестиционный потенциал республики; атмосферу межнационального согласия и толерантности, культурного многообразия Приднестровья; возможности республики как рекреационной зоны и благоприятного места для туризма, с последующей публикацией в ряде центральных и региональных российских СМИ специальных репортажей;

- способствовать заключению между ведущими СМИ России и ПМР соглашений о сотрудничестве с целью включения приднестровской тематики в линейку работы российских средств массовой информации.

- Для осуществления информационного сопровождения Евразийского региона оказать содействие в организации и финансировании медиа-центра «Евразийское Приднестровье», работающего в следующих качествах:

а) Информационный портал для освещения процесса евразийской интеграции Приднестровья;

б) Информационно-техническая площадка для организации рабочего взаимодействия Исполнительного совета Евразийского региона;

в) Дискуссионная площадка для экспертного сообщества Приднестровья, России, Украины и Молдовы по темам евразийской интеграции;

г) Пресс-клуб приднестровских журналистов и российских корреспондентов, аккредитованных в Приднестровье с привлечением гостей из России, Украины и Молдовы для выработки общих подходов в информационной политике.

д) Интернет-телевидение евразийского пространства.

Медиа-центр «Приднестровье» должен выполнять функцию ньюсмейкера для ведущих российских СМИ в освещении приднестровской тематики, осуществлять роль координатора информационной политики России на приднестровско-молдавском и  приднестровско-украинском направлениях.

Подшивка

Другие публикации


09.01.19
Журнал «Освобождение». 1903. №17 (41)
09.01.19
Журнал «Освобождение». 1903. №15/16 (39/40)
20.11.18
Журнал «Освобождение». 1903. №14 (38)
20.11.18
Журнал «Освобождение». 1903. №12 (36)
20.11.18
Журнал «Освобождение». 1903. №11 (35)
VPS