Официальный статус независимой экспертизы в оценке эффективности органов власти субъектов РФ
Что федеральная власть России понимает под "информационной открытостью".
Анализ практики применения Указа Президента РФ и нормативных актов Правительства РФ об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ за 2007-2013 гг. позволяет сделать следующие выводы:
Вне числовых данных федеральной статистики о деятельности субъектов РФ сфера законного общественного влияния субъекта РФ на результаты оценки значительно сужена, а в последнее время попадает в сферу деятельности «Открытого правительства».
Экспертиза оценок деятельности целиком поручена представителям федеральных ведомств, при этом единственным фактором итоговой оценки, находящимся целиком в сфере оперативных возможностей субъекта федерации, является факт наличия в субъекте РФ утвержденной схемы территориального планирования (Постановление Правительства №1142 от 03.11.2012; Инструкция Минрегиона по подготовке доклада высшего должностного лица субъекта РФ о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период).
Данные социологических опросов обо всём спектре настроений населения, включённых в итоговую оценку (удовлетворенность безопасностью, медицинской помощью, качеством образования, ЖКХ, уровнем криминогенности, информационной открытостью) целиком отнесены к ведению ФСО РФ (в редакции Постановления Правительства РФ №212 от 01.04.2010).
Информационная открытость органов власти субъектов РФ полностью понимается как предоставление информации о государственных услугах и исключает учёт информации СМИ о деятельности органов власти.
Ведомственным образцом информационной открытости органов власти для субъектов федерации (учитываемой при оценке) служит проект «Открытого правительства», возглавляемый министром РФ.
«Открытое правительство» РФ вводит дополнительные требования к открытости субъектов РФ, ответственность за исполнения которых уже полностью лежит на экспертизе самих субъектов РФ: «…(2) рост качества жизни за счет своевременного и оптимального ответа на социально-экономические вызовы; (3) рост доверия между государством и обществом» («качество жизни» определено и среди приоритетов Экспертного совета правительства РФ; "доверие" никак официально не определено и не имеет объявленных принципов измерения и оценки).
Экспертный совет правительства РФ, наполовину сформированный по представлению министра РФ по делам «Открытого правительства», включил в свой состав ряд персоналий, который демонстрирует какой будет их экспертиза новых требований правительства к открытости субъектов РФ: это представители экологов (Зелёный крест, Российский Экологический Конгресс, Всемирный фонд дикой природы), правозащитников из Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека и Общественной палаты: регионалистского ЗАО «КРОС» и специализирующегося на конфликтных проблемах НПО, экологии и нацменьшинств Агентства социальной информации - http://большоеправительство.рф/expert_sovet/).