Статьи

Куда приплывет «новая старая» Европа

12.11.2012 22:00Источник: Цена вопроса, дата публикации: 19.09.2012

Сегодня многие политики в Европейском Союзе говорят об «исключении» отдельных государств и даже о распаде ЕС, если он не перерастет в более сильный политический союз. До тех пор дело касалось такой относительно небольшой страны как Греция. По мере того, когда риск выхода из Евросоюза стал нависать над Испанией и Италией, стало очевидным, что объединение, возникшее исключительно на базе экономики и политики вряд ли может в будущем существовать долго и стабильно. В данном случае просматриваются две тенденции. Первая: желание во что бы то ни стало сохранить ЕС. Вторая: подготовиться к распаду. Так, один из самых авторитетных экономистов мира американец Нуриэль Рубини считает, что распад ЕС уже предрешен и сейчас его можно только отсрочить. В этой связи он призывает приступить к операции «Цивилизованный развод» сейчас, чтобы предотвратить «грязный распад» в дальнейшем. Но экономисты в вопросах возможного краха Европейского союза разбираются не очень хорошо. Опыт СССР подсказывает, что экономическая цена распада будет очень высока. Но это не означает, что такое не может случиться. В этом смысле уверенность в том, что ЕС не развалится просто потому, что это очень дорого, вряд ли может считаться гарантией стабильности Союза.

Что может появиться вместо ЕС?

Сразу отметим заметные особенности складывающейся геополитической ситуации. Налицо разные геополитические проекты. Интеграционный российский через создание Евразийского экономического союза и европейский «распад». Раньше все шло наоборот. После распада СССР в Евросоюзе активизировались интеграционные процессы, стала формироваться концепция «большого европейца», жителя единой Европы.

Но контуры Евразийского союза и контуры распадающейся Европы пока неочевидны. Что касается становления Евразийского Союза, если судить по некоторым озвученным данным, ранее было намечено проводить интеграцию в духе Евросоюза на базе существующих отраслевых структур и других аналогичных региональных объединений. Что сейчас будет, пока неизвестно, хотя заявлено, что союз будет строиться по модели мощного наднационального объединения, способного стать одним из геополитических «полюсов» современного мира, играющего при этом роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом. При этом подчеркивается, что работа будет строиться на базе принципиальных договоренностей по сбалансированной макроэкономической, бюджетной и конкурентной политике; структурным реформам рынков труда, капиталов, товаров и услуг; созданию евразийских сетей в сфере энергетики, транспорта и телекоммуникаций.

Однако дело в том, что и ЕС есть сложный комплекс международно-правовых договоренностей, единый рынок, в рамках которого выполняются четыре свободы передвижения: людей, капитала, товара и услуг. Тем не менее, уже почти очевидно, что объединение ресурсов, рынков, территорий само по себе никаких выгод не дает. Напротив, рост размеров управляемой системы привел к увеличению непроизводительных затрат на управление, чем в определенной степени и определены многие нынешние проблемы ЕС. Когда рост ЕС – реальный или потенциальный – прекратился, стали проявляться имманентные недостатки европейского интеграционного механизма - бюрократичность системы управления квотами, зарегулированность локальных рынков, неадекватность коммуникационных форматов, плохая логистика транспортных потоков. Каждый шаг вперед являлся результатом тяжело достигнутого компромисса.

В период кризиса обострилась проблема разницы в глобальных взглядах на формирование европейского пространства. В Европе существует две модели экономического развития: англо-саксонская и континентальная. Первая предполагает независимое валютное регулирование, широкое монетарное влияние, ставку на финансовый сектор и сектор услуг плюс расширение потребления. Объединение по этой модели возможно в рамках финансовых центров и перетоков ликвидности. Континентальная модель же опирается на промышленный сектор, накопление ресурсов, регулирование финансовых потоков, снижение роли кредитования и сохранение стабильного баланса спроса/предложения во всех отраслях.

Кто победит, пока никто не знает. Германия как лидер континентальной модели стремится к общей для всей Европы политической и законодательной системе контроля при отказе от части суверенитета каждого члена ЕС. В этой связи большинство других европейских наций обвиняют немцев в «перетягивании одеяла» на себя. Точно так и бывшие советские республики подозревают Россию в том, что, осуществляя проект Евразийского союза, она пытается восстановить Советский Союз.

Сбудется ли прогноз ЦРУ

В прогнозе до 2020 года ЦРУ считает возможным, что к этому времени ЕС развалится. По мнению экспертов ведомства, попытки экономических реформ в Европе могут либо раздробить ЕС, либо, в худшем случае, привести к его распаду. Есть сценарий, который говорит, что в будущем ЕС — это несколько концентрических колец: ядро и вокруг него два кольца чуть менее развитых стран и относительно малоразвитых стран в европейском измерении.

Речь идет о вероятном новом геополитическом статусе Германии, которая сейчас является центром регионального экономического притяжения. Эта роль постепенно превращает страну в главный центр Европы, который в случае распада ЕС способен создавать любые влиятельные коалиции. Эксперты Stratfor констатируют: Берлин стремится переформулировать базовые принципы Европейского Союза, приспосабливая их к своим интересам.

В этой связи многие европейские политики начинают задумываться о поисках вариантов союзов, альтернативных германским проектам. Рабочий ответ в данном случае – Франция, так как две страны являются ближайшими соседями, а их экономики в чем-то схожи. Однако исторически это сходство в структуре и местоположении было источником не сотрудничества и любви, а соперничества и трений.

В рамках Европейского Союза со всем его многообразием Германия и Франция смогли отложить в сторону свои разногласия, обнаружив общий интерес к управлению Европой к своей взаимной выгоде. Конечно же, это совместное управление помогло привести нас к текущему кризису. Более того, главное, что нужно Германии от Франции – это ее рынок, в то время как идеальный партнер мог бы предложить что-то большее. По крайней мере, сама по себе Франция не является основанием экономической стратегии Германии.

Исторической альтернативой для Германии, как считает Stratfor, может быть Россия. Для подобных суждений есть серьезные основания. Германия импортирует из России крупные объемы нефти и газа, а также другие природные ресурсы. В свою очередь Россия получает из Германии технологию и капиталы, чтобы перестать быть простым экспортером сырьевых товаров.

В Германии падает численность населения, и ей требуется такой поток рабочей силы, который не обязательно должен жить в Германии. Да и вообще, в российско-германских отношениях серьезно просматривается логистика, чего нет в отношениях Берлина со многими другими европейскими столицами. Поэтому если мы предположим, что ЕС не сможет выжить как интегрированная система, то логичным результатом распада ЕС станет коалиция Германии с Россией.

В дальше все может ввергнуться к геополитической схеме накануне Второй мировой войны, когда Польша «застряла» между Россией и Германией, а германо-российский альянс конкурировал с США во многих отношениях. Если такое произойдет, то либо американцы и поляки станут строить свои собственные отношения, либо Варшава будет искать условия для прочного альянса с Россией.

При этом не исключено, что российско-германский блок попытается включить в свою коалицию и других. Здесь можно выделить базис таких стран как Франция, Финляндия, Швеция, Нидерланды, Италия, Словакия, Австрия, Норвегия, Казахстан и даже Турция. Подобный геополитический симбиоз сочетал бы в себе те взаимовыгодные отношения, которые позволяли всем без исключения получать выгоду.

Так с единой валютой, фискальном и монетарном союзе Россия, Норвегия и Казахстан получают стабильный рынок сбыта сырья, который не будет подвержен валютным колебаниям и другим ограничительным мерам. Также они получили бы снижение стоимости импорта продукции и более высокий объем инвестиций. А наша страна - кладезь сырьевых ресурсов, которые могут стать достойным замещением для ушедших лидеров европейской инвестиционной арены.

Промежуточный сценарий

В комментариях многих важных европейских политиков проскальзывает мысль о том, что сохранение евро и сохранение целостности Европейского Союза это одно и то же. Но некоторые высказывают сомнение, заявляя, что единый рынок существовал еще до появления евро. Они заявляют о возможности создания Германией и несколькими другими странами «восточного евро», а Франция могла бы занять место лидера группы «западного евро», и это никак не повлияет на целостность единого рынка.

В действительности такой расклад будет означать развал еврозоны, который, соответственно, приведет к коллапсу ЕС, что ввергнет многие страны в серьезную рецессию. К тому же после кончины евро страны станут вводить свои национальные валюты, устанавливать контроль над потоками капитала, чтобы избежать оттока средств, что приведет к усилению инфляционного давления. Многие из них предпочтут использовать государственные закупки, чтобы поддержать своих поставщиков за счет иностранных подрядчиков. Такая государственная помощь и «пристрастные» закупки приведут к формированию бестарифных барьеров, что уничтожит два несущих столпа - свободное движение товаров и услуг.

И это будет только началом конца великого проекта, который сейчас именуется Европейским союзом. По словам основателя Института исследования трендов Джеральда Селенте, 22-месячная истерия о грядущем европейском финансовом крахе, начавшаяся в марте 2010 с Греции, в 2012 подойдет или к концу, возможно, к промежуточному решению. В своем опубликованном прогнозе, озаглавленном «Первая великая война 21 века – подготовиться, выжить, победить», Селенте рисует мрачную картину 2012 года.

Он предсказывает ухудшение социально-экономической ситуации во всем мире, которая уже поразила больше десятка стран в лице Туниса, Египта, Йемена, Сирии, Бахрейна, Катара, Великобритании, Греции и Италии. Неминуемо она распространится на Восточную Европу, Центральную Азию и катком пройдется по Соединенным Штатам. По мнению Селенте, европейское домино обвалит другие экономики, расширив глобальную депрессию с включением крупнейших мировых экономик.

Впрочем, есть и иной, пока маловероятный сценарий: Европейский союз пойдет по пути создания более прочного унифицированного политического союза, чтобы стать вместо Соединенных Штатов Европы «воссозданным Советским Союзом».

Другие публикации


11.04.24
08.03.24
07.03.24
06.03.24
05.03.24
VPS