Статьи

Сергей Шиптенко: "Символ национальной литературы": какое наследие оставил белорусам Василь Быков?

29.10.2012 21:40Источник: REGNUM-Беларусь

Главный редактор белорусского журнала "Новая экономика" Сергей Шиптенко. Иллюстрация: ИА REGNUM

Василий Быков - личность неоднозначная, выдающаяся, творческая и сложная для восприятия. Его образ начал бронзоветь прижизненно и сегодня овеян рядом мифов, создаваемых как друзьями, так и недругами.

Талантливый писатель с авторитетом фронтовика и влиятельный общественный деятель, националист, обласканный Советской властью антикоммунист. Быков известен советскому читателю, прежде всего, по произведениям о Великой Отечественной войне, за которые писатель получил Ленинскую премию, госпремии СССР и БССР, звание народного писателя и Героя Социалистического труда, орден Ленина и ряд других наград. Менее известно творчество писателя в последние полтора десятилетия жизни, а также его общественная деятельность, тесно связанная с прозападной оппозицией в Белоруссии и политэмиграцией.

В годы горбачёвской "перестройки" Василий (Василь) Быков принял активное участие в деятельности националистического движения, выступавшего за выход БССР из состава Советского Союза, а также за проведение курса "белорусизации", представлявшего собой комплекс мер по ревизии истории, переводу делопроизводства, обучения и всех сфер жизнедеятельности общества на белорусский язык и т.д. Быков был депутатом Съезда народных депутатов СССР и членом известной "Межрегиональной депутатской группы", объединявшей Станислава Шушкевича, Бориса Ельцина, Анатолия Собчака, Егора Яковлева и др. "Межрегионалы", являясь частью системной оппозиции, приложили немало усилий для расшатывания советской политической системы и, в конечном итоге - ликвидации СССР.

Быков был учредителем и активистом праворадикального "Белорусского народного фронта" (БНФ), разделял и пропагандировал идеи лидера данной организации Зенона Позняка (ныне проживающего в политэмиграции в США). С момента прихода к власти Александра Лукашенко (1994 год) и до своей смерти (2003 год) Быков придерживался оппозиционных взглядов и долгое время жил за рубежом, подчёркивая неприятие новых белорусских реалий.

Быков - один из подписантов "Письма 42-х", опубликованного в газете "Известия" 5 октября 1993 года - после расстрела российского парламента 4 октября 1993 года в Москве. Письмо подписали также другие бывшие советские литераторы - Алесь Адамович, Анатолий Приставкин, Виктор Астафьев, Белла Ахмадулина, Даниил Гранин, Лев Разгон, Роберт Рождественский и др. В письме содержится призыв расправиться с защитниками Верховного совета, отрешившими от власти инициатора антиконституционного переворота Бориса Ельцина. Для Быкова и авторов письма защитники российского народовластия - "фашисты", ""ведьмы", а вернее - красно-коричневые оборотни", "тупые негодяи", "убийцы", "идеологические пройдохи" и т.п. В числе авторов письма Быков призвал провести политические репрессии в отношении российских прокуроров, следователей, судей, депутатов. "Деятельность органов советской власти, отказавшихся подчиняться законной власти Россия, должна быть приостановлена, - говорилось в письме. - Признать нелегитимными не только съезд народных депутатов, Верховный Совет) но и все образованные ими органы (в том числе и Конституционный суд)". Авторы призвали до суда закрыть ряд СМИ - газету "День", "Правда", "Советская Россия", "Литературная Россия", телепрограмму Александра Невзорова "600 секунд" и др.

По иронии судьбы, вскоре подписания Быковым "Письма 42-х" в Белоруссии произойдут события, аналогичные кровавому "октябрю 1993 года" в Москве, и Быков станет на сторону оппозиционеров, которых подчинённые столь презираемого им Лукашенко без танков и иностранных наёмников удалят из белорусского Верховного совета, "закроют" и "повыдавливают". В 1997 году Быков покинул Белоруссию и провёл несколько лет, как считается, в политической эмиграции- в Финляндии, Германии, Чехии. Занимался литературным творчеством, выступал на "Радио Свобода", обличал авторитаризм и цензуру в "социалистической" Белоруссии, нацелившиеся на белорусские активы российские ФПГ, "стирающую с лица земли города и сёла" в Чечне российскую армию и мн. др. По мнению Быкова, объединение Белоруссии и России - гиблое дело, но совершенно другое, позитивное - интеграция в рамках Евросоюза. Быков считал, что в Белоруссии советскими полковниками реализуется план "коммунистического реванша".

Наверное, выступления Быкова на собраниях БНФ, в эфире "радио Свобода", а также его письма общественно-политическим деятелям и интервью зарубежным СМИ стоит издать отдельным томом. В этих выступлениях многого интересных суждений, правдивость или лживость которых могут подтвердить или опровергнуть современники с твёрдой памятью. Например, в январе 2000 года, комментируя свой отъезд в Финляндию, Быков заявил, что замерзал в минской квартире: "Я там с моими больными легкими, так сказать, очень быстро загнусь, потому что в Минске указом президента введен максимум температуры - двенадцать градусов. Квартирной температуры. На подъем, так сказать, выше - нет средств. Государство находится на таком "высоком" уровне развития, что оно не может, так сказать, обогреть свои города".

"И вот, таким образом, я переключился на военную тему. Вовсе не потому, что меня так увлекала война, или армия, я как раз всю жизнь ее ненавидел - и ту, и другую. Но я и видел там возможность, так сказать, некоторой реализации некоторых моих идей, в том числе, и главным образом, идей отрицающих", - так Быков говорит о собственном литературном творчестве.

О белорусско-российской интеграции, в частности - о подписании Договора о создании Союзного государства Белоруссии и России, Быков выказал такое мнение: "Я отнесся к этому договору, к подписанию его, как и ко всем предыдущим манипуляциям насчет договора, отрицательно. Потому что я все-таки полагаю, что Белоруссия как государство, как давний член и даже учредитель Организации Объединенных Наций, имеет право на собственное суверенное существование. Вот. А то, что делает Лукашенко и его режим, направлено на ликвидацию, на полную ликвидацию, так сказать, этой суверенности. И если бы только в этом состоял смысл этой акции. Но, кроме того, он ведь под этим предлогом ликвидирует национальную культуру, национальную литературу, национальный язык".

Всё это, несомненно, будет полезно перечитать или прочитать тем, кто идеализирует Быкова и готов ему простить всё за повести и рассказы о взлёте и падении человеческой личности в годы самой жестокой войны XX века. В современной Белоруссии есть те, кто будет читать именно этот том наследия Быкова, как и те, кто не возьмёт его в руки никогда. Восприятие образа автора "Альпийской баллады" может трансформироваться после прочтения "Долгой дороги домой". Незадолго до смерти писатель-оппозиционер вернулся в Белоруссию. Умер Быков 22 июня 2003 года в онкологическом отделении специализированного медцентра, построенного под личным контролем Лукашенко в посёлке Боровляны под Минском. Смерть и похороны Быкова наполнятся рядом символических событий. С писателем будут прощаться в Доме литератора, из которого вскоре будут изгнаны его коллеги по писательскому цеху. Отпевание Быкова осуществит униатский (греко-католический) служитель. Гроб писателя накроют "оппозиционным" бело-красно-белым флагом, использовавшимся коллаборантами в годы Великой Отечественной войны и использующимся до сих пор сторонниками БНФ. Похоронная процессия пройдёт по центральному проспекту Минска и курсантам Академии МВД, сдающим сессию, начальство запретит выглядывать в окна. В то же время Лукашенко распорядится оказать семье Быкова всяческую поддержку.

Статус народного писателя Белоруссии и широкая известность с советских времён позволяли Быкову заметно влиять на общественное мнение, оказывать моральную поддержку противникам Лукашенко, с чем власти республики пытались бороться. О симпатиях к творчеству Быкова неоднократно заявлял сам Лукашенко, отметив однажды, что читал также стихи Быкова, о которых самому писателю, надо сказать, не было известно.

После смерти писателя белорусская оппозиция потребовала увековечить его память, в частности - назвать его именем улицы, создать музей, установить памятники и мемориальные доски, переиздать его сочинения. Особую остроту данная проблематика получила в 2010 году во время президентской кампании. Власти республики не торопились с реализацией данных мер, т.к., по мнению ряда экспертов, личность Быкова слишком прочно ассоциируется с националистами и БНФ. После смерти личность писателя стала предметом жесткой борьбы провластных и оппозиционных политтехнологов: первые, используя фактор времени, решали вопрос о том, как перенести Быкова из оппозиционного пантеона в свой (тоже "незалежницкий"), а вторые не соглашались уступать в схватке за "перехватывание знамён". Прошло несколько лет и дискуссия вокруг мемориализации Быкова разгорелась с новой силой.

Во время пресс-конференции в Минске 11 января 2012 года председатель пропрезидентского Союза писателей Белоруссии Николай Чергинец (в недавнем прошлом - высокопоставленный чиновник) упрекнул представителя оппозиционного писательского союза поэта Владимира Некляева в том, что именно Некляев несёт персональную ответственность за то, что в Минске до сих пор нет улицы имени Василя Быкова. Чергинец также известен тем, что является вторым человеком в мире, который читал стихи Быкова.

Некляев был одним из кандидатов от оппозиции на президентских выборах 2010 года, и на протяжении последних лет жизни Быкова поддерживал с ним тесные отношения. Ранее, в ноябре 1989 года Некляев, Быков и ряд других белорусских литераторов учредили белорусский "ПЕН-центр", представители которого весьма критично оценивали политику властей республики. Долгое время Быков был президентом белорусского "ПЕН-центра", а также возглавлял "Объединение белорусов мира "Бацькаўшчына" ("Отечество"), в состав которого входят представители белорусской политэмиграции, в т.ч. идейные наследники белорусских коллаборантов, сотрудничавших с гитлеровским режимом в годы Великой Отечественной войны. Примечательно: сам Быков - фронтовик, кавалер ордена Красной Звезды (награждён в 1944 году). Повесть Быкова "Сотников" посвящена теме предательства в годы Великой Отечественной войны и была экранизирована в киноленте "Восхождение" (1976 год). Советские кинорежиссёры благоволили к Быкову - по его произведениям было снято около 20 художественных фильмов. Произведения Быкова включены в курс "Белорусская литература" и в обязательном порядке изучаются в рамках школьной программы.

Вскоре после скандальных пресс-конференций Чергинца наступил черёд высказаться по "теме Быкова" со стороны менее одиозных представителей властей. 21 февраля 2012 года замминистра культуры Белоруссии Тадеуш Стружецкий заявил, что органы государственной власти прилагают усилия к увековечению памяти писателя и отметил: "Мы считаем, что имя Быкова - один из символов не только национальной литературы, но и Белоруссии вообще".

По всей видимости, чиновники Минкультуры Белоруссии под руководством Павла Латушко выполняют ответственную миссию в рамках программы "перехватывания знамён" у прозападной оппозиции. Латушко известен как исполнитель поручения Лукашенко о расширении использования "беларускай мовы" во всех сферах общественной жизни, как контактное лицо с международной организацией "Бацькаўшчына", непосредственный исполнитель утверждённой Совмином Белоруссии в начале 2012 года госпрограммы "Замки Беларуси", а также компетентный человек при выполнении ряда ответственных поручений. Минкультуры стало своего рода "прокладочной" структурой между Администрацией президента Белоруссии и национал-радикалами. На тех мероприятиях, где ранее собиралась исключительно оппозиционно настроенная интеллигенция, теперь появляются представители Минкультуры, демонстрируя: ни что белорусское "режиму Лукашенко" не чуждо, "белорусизация" возможна в условиях сотрудничества с "режимом".

Образ Быкова как народного писателя Белоруссии, известного за пределами небольшой постсоветской республики, востребован властями - несмотря на всю неоднозначность Быкова реального. "Других писателей" ощущается нехватка - гораздо более серьёзная, нежели в сталинские времена. Приходится работать с той интеллигенцией, которая имеется в наличии. В конечном итоге кто примет решение об улице Быкова, памятнике Быкову, музее Быкова? Ответ очевиден. Спустя некоторое время стоит ждать заявлений об историческом примирении двух выдающихся личностей, по-разному любившим "независимую Беларусь" или что-то вроде того.

В соответствии с поручением Александра Лукашенко в Минском районе будет создан музей белорусского писателя Василия Быкова - об этом 27 июля проинформировало министерство культуры Белоруссии. Согласно постановлению Совета министров Белоруссии от 27 июля 2012 года, в собственность государства передана дача Быкова, на базе которой будет создан музей писателя как филиал Государственного музея истории белорусской литературы. По поручению Лукашенко сотрудники госмузея ведут научную обработку архива и личных вещей Быкова. После капремонта дачи и благоустройства её территории в течение ближайших лет будет открыта музейная экспозиция. Официальное открытие музея запланировано на июнь 2014 года - к 90-летию со дня рождения писателя.

/p

Другие публикации


11.04.24
08.03.24
07.03.24
06.03.24
05.03.24
VPS