Статьи

Бег: российская эмиграция текущего века / Макс Рисков

21.03.2013 21:37

Никто не сделал столько, чтобы Гитлер напал на советскую Россию, сколько сделала для этого русская эмиграция

Марина Федоровна Шаляпина-Фредди, актриса итальянского кинематографа, средняя дочь от второго брака гениального русского певца и артиста, в давнем интервью c заголовком «Через мою гостиную прошла история», опубликованном в прошлом веке впервые в СССР на страницах одной из самых влиятельных партийных газет (и такие интервью бывали возможны на страницах советской прессы!), поведав о некоторых из тех, с кем ее сталкивала жизнь (Ленин, Сталин, Свердлов, Гитлер, Муссолини), в нескольких словах рассказала и о своей семье. Посвятив их более скромной, чем столпы международной политики тех лет фигуре - своему мужу. В довоенные годы хорошо, впрочем, известному европейскому политику и итальянскому культуртрегеру, первому организатору Венецианского кинофестиваля, продюсеру фильмов с участием своей красавицы жены, в 1931-м году победившей на конкурсе «Мисс Россия» среди девушек-эмигранток. Муж Марины Федоровны Шаляпиной в течение нескольких лет занимал должность министра культуры фашисткой Италии. Рассказывая о том, как после поражения Италии в войне и казни дуче сложилась судьба ее семьи, Марина Шаляпина привела в интервью запомнившиеся ей навсегда слова совершенно раздавленного событиями тех лет супруга. Прошедшего через чистку, почти обязательную в послевоенное время в Италии для тех, кто активно сотрудничал с фашистским режимом, и уж тем более – работал на него. Фраза Луиджи Фредди была такова: «Не понимаю: что же мы сделали неправильно?». Повторял он это неоднократно, как замечает Шаляпина, впадая временами в глубокую депрессию: в результате резкой (хотя и временной) десоциализации, с крушением режима семья была лишена влияния, заработка и многих благ, вылетев на обочину новой послевоенной жизни…

 …Очень неприятно это напоминать. Но ради исторической правды сказать надо: наверное, никто не сделал столько, чтобы Гитлер напал на советскую Россию, сколько сделала для этого русская эмиграция. С определенными оговорками можно сказать: именно она, приложив усилия, показала путь Гитлеру на восток, обосновала идеологически борьбу с большевизмом, переросшую в вооруженную борьбу с Советским Союзом с перспективой для Гитлера и европейского сообщества расчленения и уничтожения России. Первая послереволюционная волна русской эмиграции вполне осознанно сделала это. И не одни только эмигранты, кружившиеся у самой верхушки третьего рейха. Психоз «освобождения Родины от скверны» любыми средствами в среде эмиграции в первые годы исхода был массовым (хотя и понятно, почему). Сегодня можно утверждать это с полной ответственностью, уже располагая увидевшими свет в последние годы многочисленными документами, мемуарами, воспоминаниями. И только начавшаяся бойня второй мировой войны, пришедшей на нашу землю, уничтожение десятков тысяч сел и сотен русских городов, смерть и плен миллионов соотечественников, отчаянное сопротивление изнемогавшей в борьбе с захватчиками страны остудили многие эмигрантские головы.

Однако надо знать и помнить: едва ли не самыми первыми и самыми горячими поклонниками фашизма в Европе и Азии (Китай) стали многие наши соотечественники. А именно - эмигранты, оказавшиеся в результате известных событий за рубежами Отечества. Рассматривавшие фашизм того времени (в пику большевизму) как прогрессивное политическое явление. Действительно: массовым кровопролитием, бойнями на полях сражений, изгнанием и уничтожением евреев, концлагерями и миллионами загубленных в них душ во второй половине двадцатых – начале тридцатых годов оно скомпрометировано не было. Еще в далеком и малопамятном теперь обывателю голодном 1920-м году, времени еще продолжавшейся братоубийственной гражданской войны в России, НФО (Национальное Фашистское Общество) известного отечественным историкам по гражданской войне командующего так называемой Сибирской армией генерала Р. Гайды установило, например, первые контакты с Комитетом помощи русскому народу в Чехословакии. Это, возможно, что первый случай соединения европейских фашистов и представителей русской эмиграции. Русские фашисты из среды эмиграции хорошо чувствовали себя во всех странах зарубежья и в 1933 году сумели даже провести серьезную международную конференцию своих сторонников в Берлине. Именно фашизм (итальянский, немецкий, венгерский, португальский, испанский, норвежский, датский, голландский) через короткое после окончания 1-й мировой войны и революции в России время, стал идеологическим прибежищем, в котором в ту пору находили приют многие. Однако, «…было бы неправильно и нечестно – как пишут исследователи - отождествить всех русских эмигрантов, которых привлекал фашизм, с теми, что толклись в НСДАП, Ostministerium и СС. В 20-е годы внимание эмигрантов во всех уголках диаспоры привлекал фашизм, воплощаемый Бенито Муссолини, причем эти русские вовсе необязательно были антисемитами, германофилами или беспринципными прагматиками. Эмигрантская молодежь в особенности склонна была видеть в недавнем опыте Италии ответ на свои чаяния» , - пишет в книге-исследовании «Русские фашисты» Джон Стефан, профессор Гавайского университета. И в первую очередь это были, конечно, обездоленные, выброшенные на обочину жизни, потерявшие Родину, разочаровавшиеся в прежних монархических, либо либеральных идеалах. И искавшие себе новых… Таких набирались многие тысячи. Среди миллионов русских (по независимым оценкам из страны в послереволюционное время выехало от 2,5 миллионов человек. Но кто-то называет цифру и 8 миллионов). Именно русских, представителей этой национальности, в первую очередь отвергла Родина. Вербуемые свежей по духу, призывавшей к активному действию (что очень импонировало эмигрантской молодежи) идеологией - фашизмом ИЗ ВСЕХ КЛАССОВ ОБЩЕСТВА (это очень важно), самые лучшие, благородные, мужественные, доблестные и сильные элементы русской эмиграции объединялись тогда не только в национальные русские, но часто и в многочисленные местные фашистские организации. Фашистские если до поры если и не по уставу, то по духу - несомненно. В той или иной мере близкие по целям, устремлениям и смыслу национал-социалистической идеологии, презиравшей буржуазное общество (хотя бы и на словах), искавшей ответы на вопросы, каким должно быть новое мировое устройство (кризис старого стал очевиден), и как выжить индивидууму в новых условиях. Тем более – индивидууму-эмигранту. К тому времени стало понятно: Родина, Россия нашими соотечественниками-беженцами была потеряна. Надолго. Если не навсегда. Когда разваливался старый мир, когда ограниченная жестко определенной физической границей национальная русская территория «осталась где-то там», людьми в эмиграции часто овладевала идея о принадлежности к «лучшей части» единой нации (хотя и находившейся в изгнании), единого и универсального (потому что – годного для всех сословий и классов!) порыва к национал-социализму. Простому, понятному, захватывавшему дух перспективами.

Универсальным для многих стран Европы, и тем более для русских, проживающих в изгнании, стало также и восстание против места, которое определила им в общем европейском социуме современная социально- политическая структура. Русскому соотечественнику, оказавшемуся тогда в невыносимо тяжелом, униженном положении, надо было выбирать. Или оставаться в качестве европейского гражданина второго сорта: без будущего, без надежды… даже без обычного паспорта, который был заменен нансеновской бумажкой – суррогатом обозначения человека в мире, подтверждением того, что хотя в социуме «он и есть», но не как равный среди прочих. Но как некое лицо второго-третьего сорта. Или… такой вот выбор: активно бороться за свое место под солнцем против «оккупантов-большевиков» вместе с новыми союзниками: Муссолини, Гитлером, Франко, Салазаром, Салаши, Пилсудским, Маннергеймом… Многие русские эмигранты выбирали последнее. Многие же из них позже вместе с гитлеровскими войсками вошли на оккупированные территории Родины. Не только словом, но и делом подтвердив в конечном итоге свою приверженность идеалам фашизма. И сильно замаравшись. Нашествие фашизированной части эмиграции, старых новых русских на земли Родины их отцов и дедов в 1941-1943 годах носило, конечно, не массовый, но и не единичный характер. С самого начала войны оно было поддержано рекрутами из бесчисленной амии пленных красноармейцев и жителей оккупированных областей, перешедших «живота ради», а часто «и корысти для» на сторону гитлеровской Германии в качестве солдат «новой России» генерала Власова, разных воинских формирований вроде РОА, РОАН, и многих других, менее известных, но им подобных. При том, конечно, у каждого из перешедших, да и просто переживших то время, надо помнить об этом – своя трагическая, сломанная судьба. Многие позже расплатились за свои ошибки жизнью.

Влияние огромной по величине и мощной по духу русской эмиграции на события в мире всегда было велико. Со времен царя Грозного. И всегда недооценивалось. В России. Однако его отлично понимают в странах-наших контрагентах, в нужный исторический момент разыгрывая эмигрантскую карту по полной. О чем мы только чуть упомянули выше. Примеров такого использования «чужого биологического материала» несть числа, и последний из самых ярких – дело Литвиненко. Ущерб, понесенный нашей страной в результате подобных комбинаций западных спецслужб и прочих недоброжелателей с тайным или явным использованием представителей эмиграции, этого пластического в руках новых «инженеров человеческих душ» материала (Резун-Суворов, Березовский), оказавшегося так кстати за границей – огромный. Немалый брошенный Россией на Запад огромный человеческий «отрезанный ломоть» - по мнению тех, кто оставался и руководил страной дома, мало мог влиять на процессы, происходящие внутри страны. Как тогда казалось этому руководству. Как часто представляется и теперь. С позицией миллионов, выехавших или выброшенных за границу по тем или иным причинам, а чаще в результате преследующих нас политико-экономических нестроений покинувших родной дом, с их желаниями, мыслями, предпочтениями не принято было считаться в СССР, не принято в достаточной мере и в современной России: она по большей части только раздражала тех, кто руководил государством. А то, что пыталась предложить России всегда бодрствующая и находящаяся в тонусе лучшая эмигрантская мысль, часто вполне здравая – дома как-то не замечали. Чаще всего общечеловеческую, профессиональную и политическую позицию эмигрантских миллионов, выраженную в тысячах объективно-профессиональных мнений, книг-исследований, влиятельных и часто не столько ангажированных Западом, сколь просто объективных зарубежных эмигрантских СМИ, у нас старались не замечать. Время от времени все же вступая с ними в яростную перепалку. А то и в схватку. Но и пальцем не пошевелив, и не раскинув мозгами, чтобы перевести напряженные отношения со своими единоплеменниками, единокровниками и единоверцами в русло спокойной дискуссии (не со всеми, конечно!). Но, если принять за основу расчетов того, как стране предстоит жить в ближайшее время, представляемую нам сегодня демографами цифру 440 тысяч человек, покинувших Отечество за последние пять лет (нЕчего сказать: хороша российская «пятилетка качества»!), нетрудно подсчитать: в ближайшее десятилетие, то есть до совсем недалеко отстоящего от нас 2023 года, страну при таких темпах роста отъезжающих оставят без малого… миллион человек! Вот снова будет с кем заочно поспорить! И повоевать! Какая радость и для доморощенных пропагандистов! Ведь для них это кусок хлеба! Даже с маслом! Вот и снова мы будем правы, а покинувшие Родину – нет. Вот и снова многие из эмигрантов проконсультируют наших «доброжелателей», чьи цели ослабления, а то и развала страны давно и не скрываются. И вот снова, не дай Бог, в той или иной мере, в той или иной роли недавно покинувшие страну станут участниками нового нашествия. Не обязательно в прямом физическом смысле. Как во время войны. Быть такого не может? А кто застрахован? И кто может сегодня убедительно доказать, что история не повторится (с теми или иными нюансами, конечно) на новом витке?..

 А вот еще интересно – куда они уезжают, новые эмигранты? Такие цифры. По статистике запросов поисковой системы Яндекс из России в 2012 году (о данных текущего года говорить еще рано) собирались отъехать в Канаду на ПМЖ – 25 процентов молодежи, то есть самого активного населения России, в Австралию – 14, Германию – 7, Чехию – 5, Новую Зеландию – 4. Франция, Великобритания, Испания, Израиль, Италия, Финляндия и некоторые другие страны Европы набрали по 2 процента. И еще 17 процентов обозначили свой отъезд таким образом: «другая страна». То есть, просто чтобы куда-нибудь, только не оставаться здесь! «Я из России уеду, как только будет возможность. Мне здесь невозможно жить!» - откровенно пишут в сети друг другу будущие эмигранты. Почему именно невозможно - об этом будет понятно из сказанного чуть позже. Отъезжающих почему-то не пугают ни безработица в Испании, ни фактический дефолт в Греции и на Кипре… А пока прочтем только одно из объявлений, гуляющих по интернету:

«Станислав. Ищу работу в Австралии по специальности — технология обогащения урана. Образование высшее — Томский политехнический институт, факультет ФТФ (физико-технический). Закончил в 1999 году с отличием. Опыт работы — после института 5 лет замначальника технологического цеха. 42 года, женат, двое детей».

 И это были и будут не самые худшие люди страны, по большей части – получившие здесь иногда платно, или чаще бесплатно, то есть за счет остающихся, высшее профессиональное образование. Имеющие, как мы видим, большой, а часто и уникальный, и уж конечно - востребованный опыт работы. Человека не просто так сразу после института ставят на ответственную должность - заместителем начальника цеха! Станислав (Петр, Сергей, Алексей, Михаил…), конечно, работу себе найдет. И думаю, что быстро. Сначала заключит договор с компанией, потом получит рабочую визу, через какое-то время – ПМЖ. Все его знания и умения проявятся не здесь, не на пользу нашему родному «муравейнику», - они в полной мере будут использованы другими! И ведь не исключено, что если не во вред, как раньше, то для создания иностранного превосходства, которое все равно рано или поздно выйдет нам боком и вредом!.. Такая невеселая цифирь: из тех 440 тысяч, кто покинул Родину за последнюю пятилетку, как утверждают демографы, специалистов с высшим образованием – 39 процентов, высококвалифицированных инженеров и технологов – 9 процентов, ученых – 8 процентов, бизнесменов – 5, и юристов – 2. Гуманитарии вроде учителей, литераторов, врачей и не подсчитаны! Сколько среди них не состоявшихся на Родине гениев?.. Если мы предварительно прикинули, что за грядущие десять лет страну покинут 880 тысяч, то 8 процентов только ученых из этого числа – 70400 человек! Семьдесят тысяч четыреста! Химиков, физиков-ядерщиков, биологов, медиков, генетиков, специалистов в области IT, инженеров-самолетостроителей, специалистов в области строительства космических кораблей… Семьдесят тысяч четыреста лучших умов страны! Да-а, мы, вероятно, очень сильны, если так весело разбрасываемся людьми! Именно поэтому «История России ХХ века – пишет эмигрант, один из наших современников-соотечественников, поэт, проживающий в Европе, - это история страны-самоубийцы. Спасти самоубийцу можно, если только она сама пожелает спастись».

И действительно: как спастись? Как выйти из такого самоубийственного положения? Кто знает? Что предлагают нам? Где специалисты? Кто их готовит? Кого слушать? Тех, кто нам «уши объел» интервью и крикливыми передачами «в тему» на ТВ? Какие рецепты нам предлагают, кто обязан по возможности профессионально заниматься проблемой? И кто они сами, эти сегодняшние доморощенные профессионалы? Какие у них биографии? Какое отношение они имеют к проблеме? Когда и почему занялись ею? Что они сами представляют собой, эти, по большей части, отставники МИД, прибавки пенсии ради парашютированные в нужное время в нужное место? Может быть, о том, как сделать правильно и лучше, знают точно и во всем объеме предлагаемые государством для решения проблемы структуры? Сегодня на волне определенного экономического благополучия великолепно финансируемые за счет налогоплательщиков? Живущие, мягко сказать, безбедно, с мигалками на черных лимузинах?! Априори – их рецепты не дешевые, сильно напоминают о врачебных историях давних времен (впрочем, ничего не изменилось и сегодня): «Сынок, ты зачем вылечил этого больного – говорит старый и опытный доктор коллеге-сыну. – Ты - дурак. Надо было, чтобы пациент все время болел! Теперь же он здоров, а у тебя не будет дохода, и значит - нового дома!» Такой известный подход к делу работы российских чиновников с русской эмиграцией – надо, чтобы пациент все время болел (и, соответственно, все время нуждался в заботе, а доктор в свою очередь нуждался в средствах для его лечения) - легко проиллюстрировать. Примеров достаточно. Для этого можно, например, посмотреть планы развития некоторых организаций, призванных работать с соотечественниками. Что в них? Полная оторванность от жизни и проблем настоящей эмиграции (а не прикормленной кучки без конца мотающихся на Родину со всех концов мира - не дешевое удовольствие - за государственный счет, и заседающих здесь в разного рода координационных советах бездельников, не нашедших себя за границей, да и просто любителей разжиться на дармовщинку), и судя по «выхлопу», то есть – проделанной работе, абсолютное непонимание процессов, происходящих в ее среде, – вот самая простая оценка, которую могут дать такой бурной деятельности наши соотечественники. Да, она и дана давно разумно и прагматично мыслящей частью тех, кто не просто так покинул родные пенаты: ведь у каждого из них за последние четверть века на то объективные БЫЛИ ПРИЧИНЫ!

За примерами «антиработы» с эмигрантами ходить далеко не надо. Вот один из самых простых и часто, в тех или иных вариациях, в тех или иных странах, повторяющихся.

Белоруссия. Не дальний свет. Граница – в 350-ти километрах от Москвы. Для России – это почти что съездить на дачу! Долететь по Минскому шоссе на авто можно за 4,5 часа. Меньше, чем порой добраться из центра Москвы на ее окраины с работы. Что предлагаем своим соседям? Что мы намерены построить в этой стране, нашей бывшей республике? Например, вот что: там планируется открытие очередных «филиалов российских центров науки и культуры в г.Бресте» (План Федерального агентства по делам Содружества Независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству на 2013 год).

Ха-а-рошее дело! Для чего все это нужно теперь? Сегодня? В Белоруссии? В едином с нами экономическом (да и культурном, и языковом тоже) пространстве? Задумаемся: не пустая ли это затея? Как такое строительство объяснить логически? Для чего оно нужно? Какая в том насущная необходимость? Для того, чтобы освоить государственные средства? Попробуем поразмышлять.

Ну, откат со стройки, дивиденты (в широком смысле) - это дело привычное, дадим хорошо заработать и отметиться тем, кто все это затеял, и к этой затее вовремя смог примкнуть. С обеих сторон границы. Однако, какова идеология такого, как наверняка объясняется, крайне нужного дела? Пропаганда в гораздо более спокойной, чем Россия, и по европейски ухоженной Беларуси современного российского образа жизни? То есть современного нашего? Экспортируемого через спутник во все концы света (и на спокойные белорусские телевизионные программы в том числе) родного ядовитого российского телевидения? С сюжетами бесконечных и жутких пьяных аварий на чудовищно разбитых дорогах в городах-бараках? Махровым, и все растущим отечественным бандитизмом? Жирующими представителями власти, их наглыми чадами и домочадцами, растащившими страну под себя? Развратным Домом-2 и его аналогами вроде «Каникул в Мексике»? Бесконечной кровавой криминальной хроникой на всех каналах? Тупыми фильмами-сериалами и детективами, где в одном из последних главный герой - вор в законе, обучает подрастающее поколения русских детей жизни «по понятиям»? С уголовными процессами над людьми, призванными день и ночь радеть об обороне государства, нашей безопасности? С тестами для малолеток на наркотики?.. Не получается ли так, и это пункт номер два, что мы возводим такой дом российской культуры в Бресте для того, чтобы - как это не удивительно - идеологически подтвердить с нашей стороны самим фактом возведения и так в свое время искусственно созданную дистанцию, постепенно и малозаметно расширяющуюся в пропасть между двумя народами? Подтвердить строительством признание самого факта: да, разделение состоялось? Навсегда! Теперь мы к вам – только так, через формально организованный дом культуры и… существующую, хотя до поры и открытую, границу?.. Разделение между двумя кровниками, которые, по сути, являются неразрывными частями одного великого триединого восточнославянского этноса, и не могут, и никогда не будут жить друг от друга отдельно? Если только их не оторвут друг от друга, что называется, по живому?

Да и что это за русская эмиграция проживает в этой соседней с нами стране? Можно ли так назвать русское население Белоруссии? Кто там русский, и кто белорус? И кто куда эмигрировал с одной части недавно единой территории на другую?

А может, нам нужны совершенно иные формы работы с русским населением? Проживающим в искусственно образованной в результате распада недавней империи молодой стране? В Беларуси, в отличие от других республик бывшего СССР его пока трудно назвать вынужденной эмиграцией. И слава Богу! Так может быть, необходимо подумать не над возводимым зданием нового клуба, роль которого в общих отношениях двух народов будет ничтожна, формальна, а в первую очередь над тем, почему не столько государственные структуры (хотя и они тоже), а сами простые люди новой на карте Европы благополучной в целом страны, судя по возрастающим бытовым проявлениям, отворачиваются от большого славянского брата, живущего рядом, и все чаще смотрят в латинскую сторону? Что этому можно противопоставить? Дом русской культуры в Бресте? И он выдержит такую нагрузку?

А пока происходит вот что: «В президентской библиотеке (заметим, что именно в президентской!) Белоруссии 11 марта открылась выставка «За достоинство! За родину! К 150-летию польского восстания 1863-1864 годов». Антирусского по сути, как это известно всем, кто интересуется историей.

…Вспоминаются слова из выступления князя-эмигранта, геолога и банкира, писателя и коллекционера Никиты Дмитриевича Лобанова-Ростовского, сказанные им на Ассамблее русского мира в Москве. Посмотрим по стенограмме. Страна упомянута другая, но суть одна: «Русский факультет в лондонском университете должен был закрыться из-за недостаточного количества студентов. О чем это говорит? Это говорит о том, что русский язык во многих странах зарубежья не на восходе, а на закате!». Впрочем, это проблемы не языка. Это проблемы присутствия на Западе русского духа! Не это ли одно - не только свидетельство исчезновения интереса к русскому языку за рубежом, но интереса прежде всего к самой России, которую многие за рубежом после событий начала 1990-х уже просто списали в утиль истории! Чем уж тут мы поможем клубами?.. Так может быть, следуя элементарной логике, надо посмотреть не на то, что происходит вовне, как нам формально обозначать себя там, и не туда со всей энергией направлять усилия, а прежде следует заглянуть внутрь? Всмотреться в себя? В то, что мы делаем? Именно здесь? Дома? Рецепты и ответы на вечный вопрос «что делать?» (нам делать?) дать в принципе можно, но над ними надо хорошенько думать, а уж принимать решения необходимо все тщательно взвесив, и в первую очередь, и это самое главное, изменив своим древним пропагандистским настроениям и привычкам , а также свое понимание тех вещей и процессов, работать с которыми призваны!

Однако есть у нас в работе с соотечественниками и просто прорывные вещи. К сожалению, пока мало кто понимает их значение, и как следствие – на них мало обращено общественное внимание.

Соотечественники в ООН. До недавнего времени эта тема в российской прессе почти не звучала. А ведь благодаря усилиям такой организации как МСРС (Международный Совет Российских Соотечественников в Москве), объединяющей 140 организаций российских соотечественников из 53 стран, это представительство наших эмигрантов при поддержке департамента соответствующего профиля мэрии столицы недавно получило ассоциированный статус при Департаменте общественной информации ООН. И что еще не менее важно, подало заявку на получение такого же статуса при Экономическом и социальном совете Организации Объединенных Наций. Удивительно для многих, но теперь именно так порой звучит голос русской эмиграции! С таких трибун! Уверен, выиграв столь высокие позиции, сделать для нашей страны эмиграция и каждый, кто относит себя к этой части русского этноса, уже может многое, а к сказанному с трибуны ООН многие же прислушаются. К тому, например, как за «круглым столом» в штаб-квартире международной организации были подняты темы нарушения рядом стран основополагающих конвенций ООН в применении их к русскоязычному населению. Как решаются и гуманитарные проблемы: речь о возвращении предметов искусства на историческую Родину. О чем на «круглом столе» в ООН так сказал Никита Лобанов-Ростовский: «Теперь русский человек, скажем, в Буэнос-Айресе или в Нью-Йорке, передавая картину, реликвию или скульптуру в дар России, будет уверен, что это на учете и не пропадет. И это очень важно людям моего поколения, потому что очень часто нам некому оставить художественные ценности». Эти слова Никиты Дмитриевича как-то вспомнились мне недавно в Болгарии, когда в одном из антикварных магазинов, куда прихожу как любитель и собиратель русской и советской живописи уже с сорокалетним стажем, мне встретился человек, плохо говорящий по-русски, но сумевший объяснить, что продает картину двадцатых годов художника-эмигранта Лейбовского(или Лейбовски) с таким сюжетом: пустыня, желтые пески Сахары, вооруженный винтовкой бедуин на верблюде длинной пикой осторожно приподнимает с песка полуистлевшую казачью фуражку… Я не смог приобрести эту вещь в тот раз, просили за нее дорого. Все отложилось. И где теперь, по прошествии времени, ее найти? Сумею ли? В какой стороне теперь обрела она свой дом? Нет ли опасности превратиться ей только в деталь интерьера богатого и чужого дома? А может быть, такой вещи следовало все же обрести свой дом в России? Чтобы какое-нибудь юное существо с пытливым взглядом, стоя перед этим пронзительным полотном в НАШЕЙ картинной галерее, в зале, тематически посвященном страшному для всех поколений исходу русских, задумалось о судьбе своей страны, несчастной и благородной судьбе предков… которые «честь имели»…

Мифы, часто и специально создаваемые, да искаженная информация нередко преследуют наши знания об эмигрантах. Об их единичной, индивидуальной судьбе. Но и об их общем эмигрантском мире. Об их делах, заботах и чаяниях. Это неудивительно: по сути, сегодня каждый, кто намерен и имеет возможность так или иначе помочь в решении разнообразных проблем своему Отечеству, все же вынужден делать это, за известными исключениями, в одиночку. Прямо скажем, что далеко не все из многочисленных наших соотечественников готовы и имеют намерение работать в общественных организациях, курируемых Правительством Москвы или МИД РФ. Резонный вопрос: а почему нет в Москве организаций соотечественников, НЕ КУРИРУЕМЫХ государственной властью?

Не все, как мы знаем, приезжающие на пышные съезды и бесконечные конференции избранных соотечественников в Москву за счет российских граждан, имеют достаточное доверие у себя дома в своих эмигрантских общинах. Не все тянутся к ним. Часто - несмотря на притягательность впечатляющих масштабов общественной работы последних, поддержку соотечественников властями самих стран пребывания (как, например, в Турции, или Марокко). А вот что касается тяги к тому, что создано на Родине: в сознании многих, столкнувшихся в свое время и продолжающих сталкиваться на местном уровне в России с несправедливостью и непониманием, что могло и может стать одной из причин отъезда, тоже еще живы стереотипы прошлых лет. Многим из эмигрантов обязательно надо с чем-нибудь, да «бороться»! Некоторые из наших эмигрантов сегодняшнего дня напоминают поэтому рыцарей печального образа, часто сражающихся с ветряными мельницами русского бюрократизма и чрезмерной заорганизованности. Однако, пока самое печальное в сложившейся и противоречивой ситуации, что порой намеренно избегая тех или иных структур, объединяющих эмигрантские общественные организации на Родине - в Москве, Санкт-Петербурге, других городах (к которым можно относиться по разному, и предъявить им немало претензий, но то, что они вполне живы и активно работают – факт!), выехавшие за рубеж соотечественники сами по сути не имеют равных с гражданами России прав и возможностей для реализации своих устремлений. А именно - в первую очередь не обладают трибуной, с которой могли бы донести до «град и весей» России многие свои интересные и полезные, своевременные и современные инициативы. Поделиться открытиями во многих областях знаний. Из которых определенно немалое число наверняка пошло бы на пользу российским гражданам, стране, государству. Владея такой общественной трибуной, выдающиеся представители русской эмиграции могли бы просто обратить на подобные инициативы внимание всех россиян. Скажем… как активно работающие депутаты от своего, «эмигрантского округа». А ведь он огромный!.. Иначе сказать, выехавшие по тем или иным причинам на ПМЖ за границу пока не имеют в наших структурирующих систему государственных организациях, таких как Государственная Дума или Совет Федерации, столь необходимого им и юридически оформленного права голоса и, как следствие, возможности выражения своих мыслей и предложений. В том числе – в законодательном порядке. А соответственно, они не имеют политического влияния на процессы, происходящие в стране. Значит – и на ее настоящее, и на ее будущее. Не участвуют напрямую в обсуждении этих процессов вместе с депутатами-гражданами и сенаторами РФ. По многим пунктам. Хотя бы по вопросу о реституции, почему-то стыдливо замалчиваемому на протяжении многих лет. Хотя за последние четверть века преобразований в России его можно было не только поставить, обсудить, но и наконец решить к взаимному удовлетворению сторон, что явилось бы реальным шагом к примирению и согласию с теми, кто в свое время покинул Родину, с их детьми и внуками.

Почему же вдруг и откуда такое неравноправие в государстве, декларирующем демократический стиль жизни? Не пора ли подумать в качестве первого шага хотя бы о создании полнокровного Совета соотечественников при Государственной Думе России, с двумя или более сопредседателями - от Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, и выборным лицом (лицами) из представителей русского зарубежья? Как ближнего, так и дальнего. Вынужденного зарубежья, из бывших союзных республик, из многих пограничных с нами стран, в которых теперь проживают бывшие граждане СССР. Которые могли бы занять, при создании определенных условий, наконец, и депутатские кресла… Или времена для них еще не достаточно изменились? И прежнее отношение к эмиграции сохранилось – если не на уровне обыденного сознания, то на уровне соответствующих структур? Не хочется думать, но невольно возникают аналогии с нансеновскими паспортами, с разделением граждан и соотечественников на своих и «не очень». А ведь поднимая насущные проблемы современной эмигрантской жизни, мы говорим не об абстрактной общине в несколько десятков и даже сотен, или тысяч человек, проживающих за границей Отечества. Мы ведем речь не много, ни мало о более чем тридцати миллионах (надо вдуматься в эту цифру и представить себе ее!) русскоязычной диаспоры, так или иначе, но по преимуществу - с достоинством представляющей сегодня Россию за ее рубежами. Так почему эти тридцать миллионов не представлены сегодня хотя бы в парламенте страны?

В газете «Голос Родины» российской «Ассоциации по связям с соотечественниками за рубежом», старейшем российском издании, выходившем в свет под таким названием с 1959 года тиражом в несколько десятков тысяч экземпляров, издававшемся в Москве, и до недавнего времени (то есть 2011 года) регулярно поступающем за рубеж в 49 стран мира, в этой интереснейшей газете с трудной судьбой, отдельные выпуски которой до недавних революций на Ближнем Востоке ежемесячно выпускались в качестве специальных номеров даже в Египте, впервые удалось разместить ряд публикаций о новых инициативах наших зарубежных соотечественников. Таких, например, о которых сегодня, слава Богу, широко заговорили в стране: строительстве памятника жертвам агрессии и русским воинам первой мировой войны 1914-1918 годов - она поддержана президентом страны В.В.Путиным; возведении в Москве Памятника Примирения и Согласия «белых» и «красных», проект которого также опубликован впервые в российской печати именно в этой газете для эмигрантов. А также создании галереи портретов выдающихся людей России, среди которых, конечно, немало эмигрантов. Напомню слова нашего лидера, сказанные не столь давно в беседе с российским министром культуры: «Хотел бы вспомнить о том, что представители русской эмиграции первой волны сформулировали в свое время, на мой взгляд, очень хорошую идею создания национальной галереи портретов. Имеется в виду собрать портреты выдающихся деятелей русской истории в сфере культуры, образования, государственной деятельности, военного дела». Надо подумать и о неизбывной проблеме сохранения наших культурных ценностей – в этой связи достаточно напомнить такую цифру: из России в свое время, по подсчетам исследователей, было вывезено не много ни мало 60(шестьдесят!) тысяч (!!) тонн (!!!) уникальных предметов искусства за рубеж. Где они, эти сокровища, какова их судьба, не пора ли составить хотя бы сводный каталог не вполне еще утерянных для российских граждан предметов материальной культуры нашей Родины, так бездумно распыленных среди других народов. Не пришло ли время создания общенационального и нового по духу, стилю и смыслу столичного музея Зарубежных коллекций по примеру Музея коллекций частных (например, на месте гостиницы «Россия»), о котором еще в 80-х годах прошлого века хлопотали выдающиеся представители национальной культуры, и который все же обрел сегодня благодаря неравнодушию многих свое место в центре Москвы.

…На моем письменном столе вот уже много лет стоит небольшой портрет Ивана Реброва (Ханса-Рольфа Рипперта, а по матери - Нелина), выдающегося певца с необыкновенным диапазоном голоса в четыре октавы, исполнителя русских песен, знаменитого на Западе артиста русской эмиграции. В 1970-80-е его пластинки привозили из-за границы подпольно. Портрет с дарственной надписью, сделанной мне, к сожалению, заочно, подарили поклонники творчества певца и артиста, с которым им довелось общаться в Германии. Мне впервые удалось услышать необыкновенный голос Ивана Реброва много лет назад в квартире Николая Семеновича Киселева, главного редактора самой массовой газеты того времени «Советский спорт». Яркого советского спортивного журналиста и, к тому же, поклонника национальной музыкальной культуры, собирателя коллекции пластинок лучших советских и русских исполнителей (где теперь эта коллекция, может знать только вдова Николая Семеновича, совершенно забытая коллегами ее очень известного в свое время мужа). Слушая дивный голос Ивана Реброва, растиражированный по всему миру, но не сумевший пробить глушилки узкого сознания партийного чиновничества того времени, невольно задавался вопросом: почему так? Почему выброшены за борт нашей культуры и жизни выдающиеся люди? Которые смогли бы сделать столько достойного, необыкновенно важного и полезного для всех наших людей, нашего искусства, нашего народа? Для каждого русского?.. Это было тогда… Да, тогда и подумать было нельзя о том, чтобы рассказать об эмигрантах и созданных ими шедеврах, например, в общем учебнике литературы, истории, науки для детей, для средней школы. В какой-то специальной «эмигрантской» энциклопедии, собравшей биографии лучших людей России, которыми гордится мир? А гордится он Буниным, Рахманиновым, Шаляпиным, Зворыкиным, Сикорским, Стравинским, Исуповым, Фешиным, Мих.Чеховым, Малевичем, Кандинским, Яхонтовым, Арнаутовым… тысячами тех, чьи имена сегодня пока не столь известны миру, но несомненно, еще будут известны и прозвучат ко славе Отечества. Пойдем, следуя логике, еще дальше: почему, если в МГУ возможно успешное функционирование романо-германского отделения филологического факультета, то невозможны создание и работа отделения «изучения истории и культуры русской эмиграции»(назовем его так условно)?.. Но вот еще такой возникает вопрос сегодня. Снова возвращаюсь к Ивану Реброву-Рипперту. Если мы так отнеслись к живому человеку, чьи пластинки надо было тащить через границу (чтобы не засекли!) ближе к телу под рубашкой, так отнеслись к нашему выдающемуся соотечественнику (который мог просто подарить Родине свой необыкновенный талант), артисту, записавшему 49 золотых и один платиновый диск, снявшемуся во многих великолепных фильмах, давшему сотни концертов по всему миру, то, может быть, в иное время, а именно сегодня, мы отнесемся уже по иному хотя бы к его необыкновенному наследию? Хотя бы спросим себя, а где сейчас и в каком виде хранится колоссальный музыкальный и художественный архив этого много сумевшего собрать по всему миру удивительного мастера? Та уникальная коллекция русских артефактов, что поражала уже его современников в 1970-е? И самое важное - как именно и в целом нам следует относиться к тому, что такие выдающиеся люди, соотечественники, проживающие за рубежом, покинувшие Родину часто не по своей вине, но хранящие ее в своем сердце, у нас всегда были? Есть. И будут. К нашему сожалению. Или к нашему счастью?

Другие публикации


11.04.24
08.03.24
07.03.24
06.03.24
05.03.24
VPS