Статьи

Франции понравилось воевать: что дальше? / Олег Иванников

16.03.2013 18:27

Франсуа Олланд

«Пятая Республика» - «ахиллесова пята» ЕС?

Несмотря на появление в политическом лексиконе нового понятия – Европейский Союз, на сегодняшний день объединяющего в своём составе 27 европейских государств,  лицом и основной движущей силой этого нового политического союза выступают Германия и Франция.  Экономический, финансовый и военный потенциалы именно этих государств в основном и определяют возможности ЕС в целом.

Согласно Збигневу Бжезинскому, США в своё время приняли самое деятельное участие в европейских интеграционных процессах, при этом именно поддержка, которую Вашингтон оказывает Парижу,  и позволила придать устойчивость новой - Объединённой Европе. 

Иначе стремление Берлина к доминированию в ЕС невозможно было компенсировать. Идеи предоставления немцам шанса в третий раз встать во главе «Объединённой Европы» даже сегодня выглядят слишком смелыми и рискованными. 

Исторически и немцев и французов объединяет стремление к доминированию на Европейском континенте и трепетное отношение к своему суверенитету.

Послевоенная Германия, несмотря на статус поражённой державы, сумела сохранить свой политический суверенитет и получить максимальные дивиденды от развала СССР, при минимальном участии в этом важнейшем геополитическом событии второй половины 20 века.

История Франции второй половины 20 века неразрывно связана  с именем Шарля де Голля, последовательного сторонника независимости республики.  Как известно, генерал никогда не скрывал своё политическое кредо: независимость от кого бы то ни было, неподчинение интересам какой-либо державы, величие Франции, обеспечение ее особой роли в Европе, твёрдая государственная власть.

Но появление в 1993 году ЕС предопределило появление и единой европейской валюты – евро, который с самого начала своего появления активно конкурирует с долларом и своим появлением существенно ослабил влияние американских транснациональных корпораций в Старом свете.

Как показывает опыт последних десятилетий, Вашингтон может мириться с чем угодно, если только это не затрагивает доллар – некий символ американского благополучия, огромные запасы которого без всякого «твёрдого» обеспечения печатаются федеральной резервной системой США, а затем раздаются по всему миру, но все равно продолжают работать на благо своего создателя.

Перевод международных финансовых расчётов с доллара  на евро, рубль или юань, введение золотого обеспечения валюты, - неизбежно ведут к краху всей финансовой системы пока ещё преуспевающей Америки.

Игра с Европейским Союзом, который предпринимает попытки проявлять все большую самостоятельность и нежелание руководства европейских государств и дальше безропотно выполнять волю Вашингтона, - предопределили изменение политики в отношении европейцев.

Принимая во внимание лидирующие позиции Германии и Франции в ЕС вполне очевидно, что изменение избранного Брюсселем вектора развития возможно только через активные контакты с одной из этих стран. Вероятно, усиление контактов с Берлином, в силу исторических аспектов, было менее желательным и корректировку курса единой Европы решили осуществлять через обеспечение прихода к власти во Франции проамериканских политиков.

Николя Саркози, бывший президентом Франции с 2007 по 2012 года, подходил для этой  задачи как никто другой. Человек, имеющий непосредственное отношение к развалу партии де Голля,  заняв высший пост Франции обеспечил существенное усиление контроля англосаксов за внешней политикой Пятой Республики.

Уже в 2009 году новый президент Франции объявил о возвращении  страны в интегрированные военные структуры командования НАТО. Как известно,  де Голль в 1966 году отказался передавать французских военных под контроль блока и размещать на территории Франции военные базы НАТО, аргументируя это нежеланием находиться под контролем американских военнослужащих. Первый президент отдавал себе отчёт, что НАТО это всего-навсего инструмент в руках США для легализации распространения своего военного влияния по всему миру, так как пятый пункт устава организации гласит, что «нападение на одного из членов Альянса считается нападением на весь альянс и в этом случае блок наделяется полномочиями незамедлительно реагировать на угрозу без предварительных консультаций с Советом Безопасности ООН». Таким образом, любое государство, вступившее в блок автоматически признает, что его территория может быть использована Альянсом для ведения боевых действий «от его имени или в его интересах».

Ни одна армия страны-участницы Североатлантического блока не является самодостаточной и ничего существенного из себя не представляет без военного потенциала самих США.

Военная операция против Ливии наглядно это доказала. Без американского информационно-разведывательного обеспечения, поддержки усилий европейских армий силами флота и спецопераций США ещё неизвестно чем бы закончилась кампания по свержению Каддафи.

Внутренняя политика Франции также претерпела существенные перемены: вместо взвешенной долгосрочной экономической и социальной политики населению был предложен президент, который с энтузиазмом бросался решать абсолютно любые проблемы, зачастую находящиеся в ведении государственных структур, с заранее провальным результатом, в силу недостаточной компетентности по многим узко-специальным вопросам.

Де Голль, между прочим, никогда до этого не опускался и считал основной задачей президента обеспечение внешнеполитических приоритетов и интересов страны, а также поддержание на должном уровне ее национальной безопасности.

Личная жизнь Саркози и сотрясающие ее скандалы не прекращались на протяжении всего его президентского правления. Французы настолько устали от этого бардака, что Саркози, имея в руках весь административный ресурс, так и не смог даже переизбраться на второй срок.

Но в 2009 году Николя Саркози успел «добраться» до вооружённых сил Франции. Начатая им организационно-штатная "оптимизация” привела  к необоснованному сокращению рядового состава, сержантов и младших офицеров боевых частей, что негативно сказалось  на состоянии боевого духа войск.

Ситуация зашла настолько далеко, что 6 марта 2013 года центральные электронные и печатные СМИ Франции опубликовали открытое письмо от имени группы младших офицеров французской армии руководству страны, в котором они обвинили его в проведении политики разрушения национальных вооружённых сил и выдвинули ряд конкретных требований в отношении дальнейших перспектив военного строительства.

В целом анализ содержания протестного выступления свидетельствует о резком росте социальной напряжённости в военных структурах республики, прежде всего в строевых частях и подразделениях вооружённых сил. В нем, в частности, указывается, что сокращение финансирования привело к тому, что младшие офицеры и рядовой состав вынуждены зачастую расходовать личные средства на предметы индивидуальной экипировки (унтер-офицер тратит до 1600 евро перед отправкой в Мали, что составляет половину его месячного денежного довольствия). 

По мнению авторов послания, непоправимый урон авторитету и вековым традициям французской армии наносят рассматриваемые правительством планы очередного этапа сокращения численности и боевого состава ВС республики.

Упоминаются в этом послании и небезызвестные  комплекты индивидуальной экипировки "ФЕЛИН", которые российская армия ещё недавно планировала приобрести в большом количестве для своих нужд. Французские военные пишут, что это снаряжение, несмотря на высокую стоимость, осложняет действия в боевой обстановке из-за значительного веса (около 30 кг), неудобства использования, особенно при нахождении военнослужащего внутри бронесредства, а также перенасыщения чувствительной и часто выходящей из строя электроникой.

Если бы французы знали хоть немного о районах предполагаемой эксплуатации «Мистралей», вероятно в адрес последних было бы тоже сказано немало «добрых» слов.

Но военную «реформу» начал Саркози и такой заказ вполне укладывается в общую концепцию его появления на посту президента Франции. Нельзя бороться с чрезмерной самостоятельностью ЕС только посредством продвижения во властные структуры проамериканских политиков. Усиление военной самостоятельности европейцев неизбежно ведёт к ослаблению роли США в НАТО при принятии стратегически важных военных и политических решений.

А что вредно США, то автоматически считается вредным и для всего Альянса. Логика предельно простая. Только об этом забыли рассказать тем, кто непосредственно с оружием в руках идёт в бой, а именно они и составляют ядро армии.

У других категорий военнослужащих просто не хватило бы смелости сказать вслух о том, что на самом деле происходит. Речь ведь не идёт о демарше военных программистов, различных секретарей, референтов и офицеров по особым поручениям.

Хватит ли у Франсуа Олланда духа поднять «брошенную перчатку» и он пересмотрит ранее принятое решение о реформировании военной организации Пятой Республики или локальная операция французских вооружённых сил в Мали, партизанская война в которой ещё толком и не начиналась,  это максимальная задача, к решению которых французская армия должна быть готова?

Другие публикации


11.04.24
08.03.24
07.03.24
06.03.24
05.03.24
VPS