Каким бы ни был итог переговоров по действующему соглашению о руднике «Кумтор», в силу особого информационного и политического эффекта этой ситуации, уже возникли серьезные долгосрочные последствия для инвестиционного климата и международной репутации республики, с которыми придется считаться.
В ближайшем будущем в Кыргызстане маловероятно появление крупных частных иностранных инвесторов, которые, прежде всего, заинтересованы в постоянных «правилах игры», неприкосновенности частной собственности и инвестиций, а также в невмешательстве со стороны любых властей в свою деятельность.
Теперь, если частные иностранные инвесторы и рискнут инвестировать в крупные проекты, то все возможные риски будут заранее ими учтены и включены в стоимость проекта еще на стадии предварительных планов. Все это заметно снизит эффективность и прибыльность любого крупного проекта.
Тем более, нужно принимать во внимание, что существует глобальная и региональная конкуренция за инвестиции – десятки развивающихся и развитых стран мира предпринимают все возможные меры для привлечения иностранных капиталов в свои экономики. В том числе: через предоставление возможности свободного и неограниченного приобретения собственности и действующих предприятий, упрощенное получение вида на жительство и гражданства, введение безвизовых режимов и равных условий для иностранцев при ведении бизнеса, владении собственностью и трудоустройстве на своей территории. В Кыргызстане подобная политика не проводится целенаправленно и последовательно, отдельные меры не меняют существующей ситуации.
Ухудшение инвестиционного климата в Кыргызстане может позитивно повлиять на инвестиционную привлекательность соседних постсоветских республик, чем их правительства постараются воспользоваться.
Данные обстоятельства снижают вероятность реализации крупных инфраструктурных проектов на территории Кыргызстана и преодоления затяжного экономического кризиса в республике.
Единственным реальным выходом из сложившейся ситуации для Кыргызстана остается привлечение государственных инвестиций других стран или инвестиций, прямо или косвенно связанных с иностранными государствами (государственные корпорации и компании, акционерные компании со смешанным частно-государственным капиталом и др.). Но предоставление этих инвестиций (в отличие от частных инвестиций) осуществляется не только на экономических, но и на определенных политических условиях.
При таких обстоятельствах возможность политических маневров для политической элиты республики будет крайне ограничена в силу инвестиционной непривлекательности, отсутствия финансовых ресурсов, высоких технологий и высококвалифицированных специалистов, наличия высоких политических рисков и коррупции, слабости и ориентированности на торгово-сервисные операции национального капитала.
Улучшение инвестиционного климата и международной репутации потребует нескольких десятилетий постоянной, последовательной и кропотливой работы со стороны политической элиты и общества Кыргызстана при наличии политической воли и стабильности.