Что такое советская партийная элита, 1917-1990 гг. / Екатерина Корнеева
Статистический анализ позволил создать “профиль” советской партийной элиты для оценки характера советской властной структуры с 1917 по 1990 год. Профиль высшего эшелона Коммунистической партии Советского Союза, а именно членов Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза, составлен на основе 1931-го личного дела. В каждом деле указаны пятнадцать характеристик человека: даты рождения и смерти, социальное происхождение, национальность, образование, звания, место работы, место захоронения и т.п.
Советская партийная элита представляла собой социальную группу, находящуюся на вершине общественной иерархии. Вход в этот полузакрытый круг охранялся, а успех внутри круга требовал воли и навыков. Успех измерялся долголетием у власти.
Центральный комитет Коммунистической партии Советского Союза руководил миллионами, а это была группа, состоявшая в среднем всего из 200 человек. Съезд 1986 года избрал 477 членов, что было самым большим представительством, и за девяносто лет только 1 931 человек были обременены такой привилегией.
Также важно оценить, насколько ЦК изменился за девяносто лет по соотношению к росту членства в партии, а затем сравнить это число с ростом населения в целом.
Советскому правительство в 1920-1930-х гг потребовалось управлять гигантской страной с многомиллионным населением в условиях отсутствия кадров и средств, нищеты и разрухи. В 1917 году население Российской империи составляло примерно 154 миллиона человек. В партии большевиков было 10 000 членов, а в Центральном комитете - двадцать девять человек. В 1991 году население СССР составляло 290 миллионов человек, а членство в партии достигло 19,5 миллионов. Другими словами, каждый десятый взрослый житель Советского Союза был членом коммунистической партии. В то время ЦК КПСС состоял из 412 членов.
Анализ показывает, что членство в КПСС и состав Центрального Комитета со временем неуклонно росли. Налицо прямая корреляция между ростом численности партии и численности ЦК КПСС: они шли параллельно.
Анализ также показывает, что темп роста партийного руководства (в относительных единицах) был равен темпу роста партии (в относительных единицах), и оба они росли вдвое быстрее темпа роста населения страны (в относительных единицах). По сути, существовали две отдельные реальности: Одна для членов партии и другая для "остальных". Неестественный рост партийной бюрократии был вызван сверху (потребностями управления), но также и снизу (статусом, льготами и преимуществами, которые давало членство в партии).
В период с 1917 по 1990 год у власти находилось пять разных поколений. Каждое поколение было по сути когортой, объединенную общим происхождением, образованием и карьерой. Из объединяло и общее прошлое. Они пережили ряд конкретных уникальных исторических событий, которые сформировали их мировоззрение и политические взгляды. Каждое поколение поднималось к власти и удерживало ее до смерти, физической или социальной, защищая свою «территорию» в конкуренции с последующими поколениями. Каждое поколение обладало особой индивидуальностью, которая влияла на советскую историю и в то же время отражала ее.
Первое поколение вступило в партию до 1917 года. Эта группа, состоявшая из 259 человек, управляла страной в течение двадцати лет. Это поколение было вытеснено сталинскими чистками 1936-1939 годов, в ходе которых исчезло более 40% представителей этого поколения. На смену ему пришло второе поколение, состоявшее из 617 человек, которые заняли освободившиеся должности. Третье поколение состояло из 235 человек, которые вступили в партию во время Великой Отечественной войны. Второе поколение находилось у власти до 1970-х годов и вместе с третьим поколением в течение сорока лет отвечало за принятие основных решений. Эти поколения были самыми успешными.
Четвертое поколение состояло из 590 человек, которые вступили в партию после войны с большими надеждами на либерализацию. Однако они были у руля в течение очень короткого периода времени, всего три-четыре года. Последнее, пятое поколение насчитывало 235 человек, которые были выведены на сцену истории в попытке заменить старую гвардию.
Анализ поколений привел ко многим открытиям, которые помогают развенчать стереотипы и мифы, все еще сохраняющиеся у историков. Миф о том, что в 1930-х годах наиболее образованная когорта революционеров была заменена невежественными простолюдинами, был частично разрушен. Большинство первого поколения т.н. революционеров было менее образованными, чем пришедшие им на смену.
Вера в государство рабочих была разрушена тем фактом, что более 70% партийной и государственной элиты родились в деревнях. Значение рабочего и крестьянского происхождения для продвижения в партийных рядах было незначительным. После 1930-х годов более 70% высшей партийной и советской элиты не идентифицировали свое социальное происхождение и не утверждали, что они выходцы из рабочих или крестьян. Бюрократия стала идентичностью социального происхождения.
Члену бюрократии нет необходимости определять свою национальность или этническую принадлежность, поскольку он/она выигрывает от конформизма. Таким образом, национальность советского чиновника можно определить как "советский бюрократ", потому что его/ее интересом было сохранение позиции внутри группы. Возможности, предоставляемые советским чиновничеством, принуждали его членов к лояльности, а национальное, этническое или социальное происхождение становилось второстепенным. Советская партийная элита предпочитала идентифицировать себя как советскую, а не грузинскую или украинскую.
В последнее время некоторые так называемые «специалисты» утверждают, что в беспорядках в бывших советских республиках виноват русский шовинизм и дискриминации меньшинств. Цифры показывают, что существовала практика фаворитизма, ограниченного продвижения по службе и доступа к привилегиям, но шовинизм отсутствовал - большинство меньшинств было представлено в верхних эшелонах советской власти.
Русские и и украинцы вместе составляли 70% членов ЦК. Остальные места были отданы представителям других национальностей и этносов, таких как белорусы, армяне, азербайджанцы, поляки, казахи, узбеки, евреи и латыши. Даже такие малочисленные группы, как коми, греки, марийцы, чеченцы и корейцы были представлены в высшей власти.
Представительство некоторых национальностей оставалось постоянным, в то время как другие менялись со временем. Например, среди представителей последнего поколения значительно увеличилось число казахов, в то время как у латышей наблюдалась значительная потеря мест.
В 1986 году представители многих этнических групп вступили в коммунистическую партию. Соответственно, ожидалось увеличение их представительства в ЦК КПСС. Но этого не произошло. Значительный приток в партию еврейского населения однако не увеличил его присутствие в ЦК КПСС. В партии состояло 215 000 евреев, что составляло 1% от всего состава партии. Но в ЦК партии был только один представитель еврейского населения из Биробиджана.В то же время, существовала дискриминация этнических русских, проживающих в «нерусских» республиках, что делало избирательным национальное представительство от республик. На 27-м съезде было избрано 56 украинцев. В это время в УССР проживало одиннадцать миллионов русских. Но среди избранных не было ни одного этнически русского.
Сравнение с другими годами дало аналогичные результаты. На 22-м съезде было 40 представителей от Украины, и ни один из них не был этнически русским. Дальнейший анализ несомненно раскроет не мало загадок и даст им разъяснение.