Фильмы (немые) частных киностудий первых лет Советской власти, не размещенные в интернете / М.М. Гершзон
Госфильмофонд России — крупнейшее в мире хранилище художественных кинокартин. Здесь находятся не только отечественные, но и зарубежные фильмы. Проводится работа по реставрации и оцифровке кинокартин.
Условно отечественные фильмы можно разделить на несколько категорий. Немые фильмы, созданные в период Российской империи, немые фильмы созданные на частных киностудиях (в первые годы советской власти), немые фильмы, созданные на государственных киностудиях, звуковые черно-белые фильмы, звуковые цветные фильмы. Подчеркнем, что такая классификация условна. Поскольку кинокартины, снятые во второй половине XX века, можно еще группировать, например, по технике съемки и кинопоказа: обычные, широкоэкранные, широкоформатные, кашетированные, стереоскопические и т. д. фильмы.
В последние годы значительное число отечественных кинокартин было размещено в достойном качестве в сети интернет. Публикация в сети, — отчасти хаотическое, отчасти планомерное, продолжается.
Отдельный пласт фильмов составляют немые художественные фильмы, снятые на частных кинофабриках в первые годы советской власти — в 1917–1919 гг. (вплоть до полной национализации киностудий и кинофабрик). Таких кинофильмов, сохранившихся полностью (а не частично, иногда по одной-две части из пяти-шести), и не доступных широкому зрителю до настоящего времени относительно немного — 16.
Эти фильмы — неотъемлемая часть истории отечественного кино. Но они представляют интерес для почитателей отечественного кино и историков кинематографа не только потому, что были созданы в первые годы советской власти, но и потому, в частности, что в их создании принимали участие как классики отечественного кинематографа (имена которых стали впоследствии очень известны), так и те, чьи имена затем были практически забыты.
Например, в одном из фильмов роль сыграл И. Перестиани (он в 1923 году снял «Красные дьяволята»), в другом главную роль сыграл известный актер немого кино И. Мозжухин, эмигрировавший в 1920 году. В фильме «Эпизод любви» снялся отец очень известной актрисы второй половины XX века, легенды отечественного театра и кино Т. И. Пельтцер — Иван Иванович Пельтцер. Автором сценария одного из фильмов, созданных в 1918 году стал Н. Н. Брешко-Брешковский — сын революционерки Екатерины Константиновны Брешко-Брешковской (ее прозвали бабушкой русской революции). О том, что Николай Николаевич был еще и режиссером малоизвестно. В 1918 году в качестве режиссера одного из фильмов выступил Федор Федорович Комиссаржевский — брат известной актрисы В. Ф. Комиссаржевской.
Фильмы расположены в алфавитном порядке:
1. «Белые голуби» («Сектанты», «За монастырской стеной»). 1917–1918. 6 частей. Автор сценария Ю. Спасский, режиссёр Н. Маликов. «Фильм из разоблачительной серии «Ищущие боа»; заимствован из литературных источников и материалов скопческих процессов в период царствования Александра I».
2. «Вероломство». 1922. 6 частей. Одесса. Одна из неоконченных постановок.
3. «Декорация счастья». 1918. 5 частей. Автор сценария Б. С. (так в каталоге), режиссёр Ф. Комиссаржевский (брат известной актрисы) и Б. Чайковский. Психологическая драма.
4. «Драма на охоте». 1918. 6 частей. Автор сценария и режиссёр Сабинский. Экранизация одноименной повести А. П. Чехова.
5. «Люди знойных страстей». 1917. 5 частей. Автор сценария Н. Брешко-Брешковский (сын известной революционерки), режиссёр В. Висковский, А. Шифман. Экранизация одноименного романа автора сценария.
6. «Малютка Элли» («Бездна жизни»). 1918. 6 частей. Автор сценария и режиссёр Я. Протазанов. В одной из главных ролей звезда немого кино И. Мозжухин. Психологическая драма по мотивам новеллы Ги де Мопассана «Малютка Рокк».
7. «Мечта и жизнь» («Я помню вальса звук прелестный»). 1918. 6 частей. Автор сценария — неизвестен, режиссёр А. Уральский. Экранизация пьесы Н. И. Потапенко «Волшебная сказка».
8. «Позор дома Орловых» («Бесчестие дома Орловых»). 1917–1918. 4 частей. Автор сценария Л. Никулин, режиссёр В. Туржанский. В одной из ролей — режиссер «Красных дъяволят» И. Перестиани. Фильм «о разложении генеральской семьи».
9. «Поэт и падшая душа» («И душу падшую поэт извлек из мрака заблужденья»). 1918. 5 частей. Автор сценария Б. Мартов, режиссёр Б. Чайковский. Сентиментальная драма любви писателя к проститутке. Фильм опубликован в интернете частично (одна часть).
10. «Товарищ Елена» («Елена Чернецкая») 1917. 4 части. Автор сценария А. Вознесенский, режиссёр и худ. Б. Михин. История любви дочери генерал-губернатора, отдавшейся служению народу и нашедшей в себе силы убить близкого человека, оказавшегося предателем партии. Из содержания фильма не ясно, о какой партии идет речь.
11. «Три вора». 1918. 5 частей. Комедия. Автор сценария и режиссёр не известны (по некоторым данным, А. Левицкий и Б. Светлов). Экранизация одноименных романа и пьесы Умберто Нотари.
12. «Фауст» («Тургеневская девушка»). 1918–1919. 5 частей. Киноповесть. Фильм не был выпущен (при этом не указано, сохранился ли). Автор сценария и режиссёр О. Рахманова. Экранизация повести И. С. Тургенева.
13. «Хамка». 1918. 5 частей. Автор сценария и режиссёр А. Ивановский. Экранизация одноименной пьесы Константинова, история лакея, ставшего художником, но не нашедшего счастья в новой среде.
14. «Честное слово». 1918. Автор сценария и режиссёр И. Перестиани (режиссёр «Красных дьяволят»). Мелодрама — «трагедия человека, связавшего себя, в молодом порыве великодушия словом молчать о дрянном поступке товарища»; возможно, в дальнейшем переделана в фильм «Сестра декабриста».
15. «Шестая заповедь» («Нина Славянова»). 1917–1918. 5 частей. В одной из ролей — А. Коонен.
16. «Эпизод любви». 1918. 5 частей. Автор сценария и режиссёр О. Рахманова. В одной из ролей — отец актрисы Т. Пельтцер — И. Пельтцер. Любовная мелодрама, «трагическое сплетение судьбы двух людей, оказавшихся по воле рока в руках друг у друга и третьего лица…» Первая режиссерская работа О. В. Рахмановой.