Константин Косачев: "Мы и дальше будем проигрывать всем нашим геополитическим соперникам"
Из стенограммы выступления о состоянии дел в Россотрудничестве
Я ещё раз прошу понять меня правильно, я не буду какие-то вещи с трибуны Государственной Думы говорить в рамках "правительственного часа", но здесь бы я просил выслушать мои более откровенные комментарии, потому что речь идет об очень серьезных вещах. Что это означает, коллеги?
Это означает, что, если мы и далее будем подходить к финансированию этой работы по такому остаточному принципу, по минимальному принципу, мы и дальше будем однозначно не только проигрывать всем нашим геополитическим соперникам, которые активно работают, прежде всего, в СНГ, об этом тоже не нужно забывать. Германия Германией и бог с ней, это не такая угроза. А вот то, как они работают на Украине или в Киргизии, например, это угроза совершенно прямая геополитическим интересам России, национальным интересам нашей страны. Так вот, если мы и дальше будем работать в этом режиме, это будет, я люблю этот образ, неплохой автомобиль, на ходу, заводится, может ездить, но, поскольку бензин дорогой, он стоит с пустым баком, он не ездит, потому что владелец этого автомобиля его, просто напросто, не заправляет. Вот это та ситуация, в которой мы сейчас находимся.
Седьмой слайд. Я прошу меня понять правильно, это у меня первая только часть будет, так сказать, такая жалоба, скажем, на жизнь. Дальше мы будем говорить более конструктивно. Но выдержите ещё последний седьмой слайд из этого жанра. Это вот реальное описание того, как выглядит сейчас ситуация в Россотрудничестве.
Если в 90-м году в момент распада Советского Союза среднее количество работников, командированных на один центр, было 9 человек, сейчас у нас осталось два. То есть мы открываем центры, мы стремимся, вот то, что мы восстановили сеть, мы обозначаем наше присутствие, если хотите, мы выставляем флаг российский в соответствующих географических точках, но мы это делаем только за счёт того, что мы всё более и более тонким слоем размазываем масло по хлебу. У нас сейчас осталось по два человека на каждый центр. Вот в этом году планы Россотрудничества открыть три центра новых, два из них Белоруссия город Брест и Казахстан город Уральск. Ну и третий центр - это Турция, где у нас в принципе нет центра, это в том числе черкесская тема, это многие другие вопросы, которые возникают и, я думаю, что не нужно обсуждать актуальность этой темы.
Поэтому вот три приоритета на этот год здесь.
На будущий год у нас запланировано открытие ещё пяти центров, все они в СНГ. Но все эти центры, повторю ещё раз, открываются без какого-то дополнительного финансирования. Мы просто снимаем людей из каких-то третьих стран и мы их концентрируем там, где мы считаем это необходимым делать, это Содружество Независимых Государств в первую очередь. И мы это будем делать, вне зависимости от того, получим мы финансирование или нет, но вы все понимаете, к чему это в конечном итоге приведет.
И хочу обратить ваше внимание ещё на одну цифру в этом седьмой слайде, вот справа два квадратика 5,1 процента и 94,9 процента - это в среднем бюджет нашего российского центра за рубежом, где 95 процентов уходит на содержание и 5 процентов остается на то, чтобы что-то повесить на стенах и кого-то пригласить на чашку чая. При этом в капитальном ремонте нуждается 80 процентов наших центров, имеющих примерно такой же (80 процентов) износ. То есть это центры, в которые часто просто не очень ловко пригласить приличного собеседника, хотя некоторые наши центры работают очень хорошо.
Ну и кадровое обеспечение Россотрудничества. Средняя зарплата в Россотрудничестве 37 тысяч рублей. Начальная зарплата молодого специалиста, который окончил университет, и со знанием двух иностранных языков, с гуманитарным образованием, которого мы должны пригласить на работу к нам в Россотрудничество и вырастить, начальная зарплата 15 тысяч. рублей. В "Макдоналдсе" - 28, для справки. Вот они перед вами. Это не совсем молодые специалисты, но в душе все они молоды, мы все работаем за зарплату.
Я был, ну, тоже коллеги, может быть, там ни для цитаты, но вот заходил недавно в правительство и в одной из приёмных, разговорился с секретарём, сидящей в этой приёмной, оказалось, что её зарплата выше, чем у меня, руководителя федерального агентства. Но это так, можно не заносить это в протокол, но я к чему, что при таком финансировании, мы стремительно входим в ситуацию, когда даже те люди, которые будут работать в этой системе, не будут достаточно профессионально подготовленными людьми, и тоже, наверное, это не стоит никак комментировать.
Итак, коллеги, на этом я заканчиваю печальную часть своего выступления и перехожу к оптимизму, потому что его не может не быть. В этих тяжёлых условиях мы, разумеется, не опускаем руки и понимаем всю значимость той работы, которая нам поручена. Мы её классифицируем именно важнейшую часть работы по обеспечению национальных интересов страны, именно так это было сформулировано и в ряде выступлений Президента Российской Федерации и председателя правительства.
На данном этапе наши усилия, усилия роста сотрудничества сосредоточено помимо исполнения текущих полномочий на трёх крупных, на реализации трёх крупных государственных программ. Это, прежде всего, Федеральная целевая программа "Русский язык", которая направлена на поддержку русского языка за рубежом. А в части, касающейся Россотрудничества, мы здесь являемся исполнителями наряду с Министерством образования и науки. В части, касающейся Россотрудничества, мы реализуем две задачи, это поддержание русского языка среди наших соотечественников за рубежом и обеспечение позиций русского языка, как рабочего языка на пространстве СНГ. Если будут какие-то вопросы на этот счёт по содержанию этой программы, Лариса Ивановна Ефремова является непосредственным куратором этой программы.
Вторая крупная программа - это "Поколение будущего", это очень интересная программа ознакомительных поездок в Российскую Федерацию молодых перспективных лидеров из-за рубежа, возраст 25-35 лет, география, прежде всего, СНГ, США, Западная Европа, но затем весь остальной мир. Программа реализуется в полном объёме второй год. В прошлом году мы привезли в Россию 500 человек, в этом году 650, начиная с будущего года по тысяче человек в год. И речь идёт о том, что мы формируем делегации из 10-15-20 человек, обязательно помимо Москвы это какой-то регион, это субъект Российской Федерации. И, разумеется, мы эти делегации формируем с тем, чтобы это не было туризмом, чтобы это не просто заезд в Россию, чтобы узнать, ходят ли у нас по улицам медведи. Но это обязательно нацеленность на то, чтобы по итогам таких поездок возникали бы совместные проекты, возникала бы постпрограммная работа, тоже на эту тему можем давать комментарии. Но у нас есть на эту программу деньги, и мы её воспринимаем очень и очень серьёзно.
И, наконец, это межгосударственные программы инновационного сотрудничества в СНГ, программа, в которой Россотрудничество выступает основным заказчиком и организатором, а оператором этой программы по решению глав государств СНГ с нашей подачи выступает "Сколково". Надеемся, что эта программа (она в этом году только запущена), заработает, как один из реальных приводных механизмов реальной интеграции на пространстве СНГ.
Помимо этих трёх крупных государственных программ, мы очень серьёзно подошли к вопросам, если хотите, реорганизации нашей внутренней деятельности то, что сделано по состоянию на сегодня.
Мы предложили Министерству иностранных дел уточнить полномочия, связанные с работой с соотечественниками. Как это ни парадоксально звучит, до сегодняшнего дня Россотрудничество, которое в титуле имеет термин "соотечественники", на работу с соотечественниками не получает ни одного рубля. Деньги находятся в правительственной комиссии по соотечественникам за рубежом, которую возглавляет уважаемый Сергей Викторович Лавров, они и распределяются в основном по лини Министерства иностранных дел и соответственно, посольств. Часть этих денег идёт напрямую нашим организациям соотечественников за рубежом.
Но вот Россотрудничество пока на этот счет не имело никакого финансирования. И мы сейчас вышли в правительство с предложением эту ситуацию видоизменить, и из 31 полномочия, которые предусмотрены в правительственной программе по соотечественникам, 20 или 21, я сейчас не вспомню, 20 полномочий будет официально закреплено за Россотрудничеством с соответствующим финансированием, но самое главное с соответствующей ответственностью за организацию этой работы.
Русский язык, поддержка русского языка за рубежом. Мы сейчас плотно работаем с Институтом русского языка имени Пушкина. И даже выступили с инициативой переподчинения этого института Россотрудничеству с тем, чтобы сделать его базовой организацией по поддержке русского языка за рубежом. Могу признаться, что эта идея пока понимания не находит, хотя мы по-прежнему считаем, что это было бы правильно. Тем не менее взаимодействуем с институтом русского языка очень плотно и конкретно, чего я не могу, к сожалению, сказать о фонде "Русский мир", который тоже работает по данному направлению, но который, к сожалению, выходит на контакты и согласование наших действий значительно менее охотно.
Работа по приглашению сюда на учебу иностранных студентов. Очень важная тема. Понятно, что люди, которые здесь учились, они по определению становятся, если не нашими союзниками, то, во всяком случае, единомышленниками. Вы знаете, что государство оплачивает ежегодно 10 тысяч квотных бюджетных мест для зарубежных студентов. Вот из этих 10 тысяч до сих пор какая-то часть распределялась самим Министерством образования, какая-то часть вузами, какая-то часть по линии Россотрудничества, это 600 человек из 10 тысяч, и так далее. В общем, на лицо была распыленность полномочий и ресурсов.
Мы вышли с двумя инициативами. Во-первых, сделать Россотрудничество единым оператором по реализации этой программы, по набору студентов из-за рубежа. Потому что тогда мы, ну, во-первых, обеспечим качественный набор, а самое главное, мы этих людей будем, простите за откровенность, уже вести уже на всех этапах и обучения, и когда они станут выпускниками.
И вторая инициатива. Мы предложили увеличить эту квоту с 10 до 15 тысяч. И здесь тоже находим пока такое идеологическое понимание со стороны Министерства образования. Но осталось убедиться в том, что это понимание будет разделено Министерством финансов Российской Федерации.
И, наконец, очень серьезная тема - это, так называемое содействие международному развитию. А, выражаясь проще, это наша помощь зарубежным странам. Вот эта работа до сих пор была организована главным образом или исключительно по линии Министерства финансов. Мы с этим не согласились. Мы считаем, что эта работа в первую очередь политическая. И настояли на том, чтобы соответствующие полномочия были переданы в систему Министерства иностранных дел с тем, чтобы Россотрудничество было оператором и в этой сфере. Сейчас уже согласованный проект указа президента на этот счет находится на рассмотрении Президента Российской Федерации. К этой работе мы добавили или точнее усилили два направления, которые по определению являются очень перспективными, это работа с субъектами федерации. Мы создали в нашем центральном аппарате специальный отдел по работе с субъектами Федерации и очень серьезным образом эту позицию развиваем. И это новое управление, созданное только что по молодежным программам, где не только ознакомительные и молодежные поездки, но и все другие проекты, включая наше проникновение в сферу современных коммуникаций, где в основном сидит молодежь, социальные сети и тому подобные проекты.
И, таким образом, коллеги, логика наших действий, которую мы выработали на протяжении этого года, она изложена на девятом последнем слайде. И в чем заключается эта логика? Мы предложили, а Президент Российской Федерации поддержал, включение в концепцию внешней политики, а вы знаете, что она была утверждена Президентом России в феврале этого года, впервые в концепции внешней политики появилась, во-первых, ссылка на мягкую силу, как важный инструмент реализации российских национальных интересов за рубежом. И впервые в концепции внешней политики России появилась ссылка в объеме одного абзаца на Россотрудничество как инструмент по реализации такой мягкой силы.
Теперь мы имеем возможность двигаться вперед, и мы двинулись вперёд в четырёх направлениях.
Первое и главное. Нами предельно серьёзным образом проработана наша часть Государственной программы "Внешнеполитическая деятельность". Вы знаете, что сейчас работа во всевозрастающей степени организуется на основе государственных программ, их более четырёх десятков, но примерно 25, по-прежнему, находятся в стадии проектной разработки. Госпрограмма "Внешнеполитическая деятельность" имеет одну из трёх подпрограмм - это работа в сфере международного гуманитарного сотрудничества и содействия международному развитию. Вот две темы, которые Россотрудничество считает для себя ключевыми. Мы отработали этот проект госпрограммы со всеми заинтересованными ведомствами, это, поверьте мне, вот эту пачку я взял с собой, это практически всё, это госпрограмма, это десятки страниц совершенно конкретного текста, таблиц, показателей всего того, что мы должны сделать к 2020 году и по работе с соотечественниками, и по позициям, связанным с русским языком, и по нашим образовательным, культурным, научным, информационным проектам. Вот это всё в этой программе переведено впервые в нашей истории на сухой язык цифр. Как и любая другая государственная программа эта программа прописана по двум сценариям - пессимистичному и оптимистичному в части финансирования.
Пессимистичный предполагает сохранение нынешнего уровня финансирования вплоть до 2020 года (смотрите первую часть моего выступления), а оптимистичный он, поверьте, без шапкозакидательства просчитан по минимально возможному сценарию, и мы выходим к 2020 году на 9 миллиардов рублей ежегодно. То есть я напомню, ещё, когда Россотрудничество в 2008 году создавалось, предполагалось эту сумму примерно в 2012-2013 годах уже достичь. То есть мы с огромным опозданием, но предлагаем государству начать финансировать нашу систему примерно в этих объёмах, это прибавка ежегодная примерно в 1 миллиард рублей. На наш взгляд, это вполне посильные цифры, которые качественным образом смогут изменить эту ситуацию, потому что, я вам напоминаю, прибавка 1 миллиарда к 2 будет означать не 30 процентов в нашей мощности, а 300, потому что это будет прибавка к той скудной части, которая сейчас на программную деятельность остаётся и сразу увеличение в разы наших возможностей по программной работе и с соотечественниками, и с русским языком, и со всеми другими проектами, о которых я сейчас говорю.
Параллельно мы подготовили (это была наша инициатива, мы предложили её на Коллегии МИДа и МИД это поддержал), мы предложили принять специальный план Правительства Российской Федерации по осуществлению деятельности в тех же сферах гуманитарного сотрудничества и содействия международному развитию. То есть это документ, который обеспечивает межведомственную координацию, когда МИД имеет свою компетенцию, Минкультуры имеет свою компетенцию, Минобразования имеет свою компетенцию и каждый понимает, что мы делаем, и мы не только не мешаем, но друг другу помогаем. И это две государственных концепции, которые мы также разработали и они находятся на финальной стадии - это Государственная концепция "Поддержка русского языка за рубежом" и Концепция "Русская школа за рубежом". Мы рассчитываем, что после их принятия, это пока две концепции, что называется, без финансирования, без денег, но создают необходимую нормативную базу для того, чтобы в дальнейшем запрашивать финансирование и под эти два важнейших проекта.
К чему мы стремимся, коллеги? И вот это последнее, что я хотел бы сейчас озвучить прежде, чем мы ответим на ваши вопросы. Мы считаем, что главной целью наших усилий является воссоздание вокруг России, так называемого, "русского мира", других терминов пока никто более удачных не придумал, "русского мира", где в центре (в ядре) наши соотечественники, разумеется, но которые значительно шире, которые строятся не только и нисколько по этническому принципу, но которые втянуты все те, кто интересуется Россией, кто хочет сотрудничать с Россией и кто симпатизирует нашей стране, и кто реально может воздействовать на позиции своих стран по отношению к России. То есть это наш актив, в хорошем смысле этого слов, актив, зарубежный актив, но не в режиме "пятой колонны", а в режиме искренних союзников отношений между страной и Россией. Вот для того чтобы это получилось, на самом деле, если уже возвращаться от громких понятий "русских мира" и тому подобных, если уже возвращаться к специфике работы Россотрудничество, то, на самом деле, мы должны добиться решения двух задач. Мы должны добиться, во-первых, обеспечения того, чтобы в наши центры, российские центры науки и культуры за рубежом, которые являются нашим основным инструментом, было бы интересно зайти, как можно большему числу людей реально.
И вторая задача, она не менее, а, может быть, и более важная, чтобы люди выходили из наших центров с изменившимся сознанием, чтобы они выходили с новыми знаниями, чтобы они выходили с новым пониманием ситуации и с готовностью работать вместе с Россией. И вот, таким образом, задача до сих пор, прошу прощения у моих предшественников, но таким образом задача до сих пор не ставилась. Большей частью речь шла о количестве мероприятий, сколько мы там провели кинопоказов, сколько мы провели выставок, это всё, конечно, важно, но это всё инструменты. А цель, конечная цель, это обеспечение благоприятных внешних условий для внутреннего развития страны. Здесь никто ничего революционного не изобретает. И в этом уникальная миссия Россотрудничества, которое, так или иначе, будет обеспечено, но при надлежащем финансировании будет обеспечено значительно быстрее и значительно большей отдачей для Российской Федерации.