Статьи

Новая армия для России / Олег Иванников

19.02.2013 00:41

 

Нужна ли современной России всеобщая воинская повинность?

История создания Российской Империи очень тесно связана и во многом предопределена военными успехами ее армии и флота. Очевидно, что сохранение достижений наших предков без обеспечения определённого военного потенциала представляется маловероятным. Отсутствие на сегодняшний день открытых территориальных притязаний и вызовов со стороны соседних государств никого не должно вводить в заблуждение. Поверьте, это только вопрос времени. И одних сил ядерного сдерживания для устранения этих угроз недостаточно.

Российское руководство хорошо это понимает, поэтому поддержанию высокого оборонного потенциала уделяется такое большое внимание. Уже не один год идёт реформирование ВС России. Стратегические вопросы реформирования - сфера компетенции профессиональных военных, обладающих для этого всеми необходимыми данными. Эта тема имеет непосредственное отношение к вопросам национальной безопасности России и потому не предполагает широкого общественного обсуждения.

Однако, проводимая реформа имеет ряд направлений, которые невозможно успешно реализовать без поддержки со стороны большей части общества.

Одним из них является перевод вооружённых сил на контрактную основу и организация призыва на действительную военную службу. Это один из тех вопросов, обсуждение которых фактически раскалывает наше общество на два лагеря. Вопрос очень болезненный, при решении которого очень часто военная целесообразность приносилась в жертву неким политическим мотивам. Причины этого «феномена» уходят корнями в начало 80-х годов прошлого века. А их решение, как не странно, давно лежит на поверхности, никем невостребованное. 

Интересы государства говорят о том, что для сохранения внутреннего мира и единого политико-экономического пространства жизненно важно искать пути объединения многочисленных этносов и народов России, а не способствовать их искусственному разъединению. В этом смысле армия - идеальный государственный институт, при условии обязательности прохождения воинской службы для 100% мужского населения. Дело совсем не в том количестве призывников, в которых нуждаются вооружённые силы. Необходимо создать условия, при которых без прохождения службы в армии в России станет невозможным получение высшего образования или престижной работы. Не служил в армии - значит не имеешь права пользоваться всеми льготами гражданина этой страны. Служба должна стать самым главным экзаменом на право быть гражданином Российской Федерации.

Пускай это будут даже 6 месяцев, ведь речь идёт о получении базовых  воинских навыков и воспитании гражданина и патриота своей страны. Контрактников тоже нужно из кого-то набирать, если налогоплательщики так стремятся отказаться от призыва и при этом хотят спать по ночам спокойно.

Когда в казармы направятся не только те, кто не смог найти «веских» причин для избегания этой процедуры, то армейская сфера очень скоро избавится от всего того негатива, который сопровождает срочную службу последние 15-20 лет. И, что немаловажно, служба в армии станет гораздо более доступной и прозрачной для контроля со стороны гражданского общества.

Армия, идеология и межнациональные отношения

Военная организация, не пронизанная жёсткими идеологическими установками, по определению ограничено боеспособна и потенциально опасна для самого же государства. Влияние этого параметра на боеспособность армии лучше всего просматривается на примере военных конфликтов предыдущих нескольких веков, в которых принимала участие российская (советская) армия.

Русская армия всегда была сильна именно духовной составляющей. В царские времена солдаты и офицеры шли в бой «За Веру, Царя и Отечество!». Со времён Румянцева и Суворова, многочисленных войн XIX века «фирменным» стилем русской армии была штыковая атака. Заградительных пулемётов и отрядов НКВД тогда ещё не придумали, но в мире не было силы, способной противостоять российскому штыку.

В советские  времена на смену старому лозунгу пришёл новый призыв «За нашу Советскую Родину!».  Также широко использовались призывы «За  Ленина!», позднее «За Сталина!». Мощная идеологическая работа, проводимая в войсках, предопределила массовые случаи героизма и самопожертвования среди военнослужащих.

При этом советская армия всегда вполне обоснованно считалась правопреемницей славных традиций российской армии. Поэтому после распада СССР, советские офицеры, принявшие воинскую присягу до 1991 года, были освобождены от ее повторного принятия уже в статусе военнослужащих Российской Федерации.

В Чечне, как рассказывают участники событий в этой республике, периодически раздавались команды «За Родину, за Сталина!». С одной стороны - полный архаизм. Но в то же время, какими ещё словами можно было заставить здравомыслящего человека подняться под пулемётным огнём в атаку? И, знаете, срабатывало. То ли за многие десятки советских лет на генном уровне отложился некий код, то ли это результат советских фильмов, на которых эти пацаны росли. Как показывает общемировой опыт, героизм и денежное вознаграждение - понятия несовместимые. Человек, как правилоготов к самопожертвованию только ради ценностей, имеющих важное значение с моральной или духовной точки зрения.

Эту мысль можно продолжить - наемничество этот же героизм и «убивает». Любое общество, выбирая принцип комплектования своей армии, должно понимать и всесторонне оценивать все риски, связанные с выбором определённой модели ее организации.

Проблема современной России заключается в том, что патриотическое и государственное воспитание подрастающего поколения лишено должной системности и носит эпизодический характер. А поколения, воспитанные на подражании подвигам героев Великой Отечественной войны и войны в Афганистане, уже, к сожалению, не представляют интереса для работников военкоматов.

Военные конфликты, возникшие на территории бывшего СССР в середине 80-х и 90-х годов, также породили целую череду новых героев, но их подвиги, в угоду политическим соображениям, по понятным причинам широко не пропагандируются и пока остаются только в сердцах и памяти их родных и боевых товарищей.

Неразбериха с патриотическим воспитанием начинается уже в школе, на этапе преподавания истории России, причём не только новейшей истории. В результате действительным воспитанием наших детей занимаются низкопробные сериалы, западные кинематограф и «информационно-познавательные» телеканалы, рассказывающие о великой победе американского народа во Второй мировой войне. 

 В условиях, когда патриотическая подготовка отсутствует и в детском саду и в школе, армия могла бы выступить тем государственным институтом, в котором хотя бы мужская часть населения нашей страны могла проходить соответствующую прогосударственную патриотическую и идеологическую подготовку. Где ещё граждане многонациональной и многоконфессиональной Российской Федерации могут стать россиянами в широком смысле этого понятия, объединённые едиными ценностями и идеалами?

В нашей стране начиная с 90-х служба в армии вдруг стала чем-то очень непопулярным и даже немодным . Общественное мнение почти всегда было не на стороне тех, кто добросовестно шёл исполнять свой воинский долг.

Но при этом многие, наверное, забыли, но ещё в 80-е годы служба в рядах Советской армии среди молодёжи считалась чем-то безусловно обязательным.  О непрестижности военной службы разговоров в обществе и на бытовом уровне практически не было. Многие призывники неделями осаждали военкоматы, чтобы попасть в ВДВ, морскую пехоту и даже в воюющую в Демократической Республике Афганистан 40-ю армию. И служба в армии не мешала советской системе образования быть одной из лучших в мире, и даже после развала СССР советские дипломы очень даже хорошо котировались за границей. Ну может не всех ВУЗов, но отношение к советским дипломам было куда более уважительное, чем к современным.

Что же такого произошло в нашем обществе, что современная российская армия стала настолько рабоче-крестьянской, что классовый состав РККА в начале 30-х годов прошлого века и то был куда более неоднородный?

Во-первых, большой негатив на отношение к военной службе со стороны общества отложила война в Афганистане. 15 тысяч убитых и десятки тысяч раненых - стали огромным эмоциональным и моральным потрясением даже для советского общества, пережившего страшные потери Второй мировой войны.

До 1980 года  большинство родителей, оправляя своих детей в армию надеялись, что их научат уму-разуму и они вернутся домой уже настоящими мужчинами. Большинство мужчин, отслуживших в армии советского образца, не жалеют о двух или трёх годах, проведённых в ее рядах. А тут вместо сына или мужа - цинковый гроб. Все-таки, не 41-й год и не битва за Москву. А найти два видимых отличия в кинохронике между душманом и военнослужащим афганской армии при всем нежелании большинству никак не удавалось.

Во-вторых, в начале 90-х армия попала в условия резкого сокращения расходов на ее содержание. Боевая подготовка была почти полностью свёрнута, государство не выделяло достаточных денежных средств даже на самое необходимое. Военнослужащий из «государева человека», обеспеченного всем необходимым для выполнения своих обязанностей, превратился в человека, добывающего зачастую самое необходимое для своей повседневной деятельности. Результат - непрофильное использование солдат срочной службы на различных хозяйственных работах и расцвет неуставных взаимоотношений среди военнослужащих. 

В-третьих, потеря в обществе авторитета военной службы привела к резкому изменению социального и качественного состава призываемой молодёжи. Резко упал удельный вес студентов и выпускников ВУЗов. При переполненных здоровой молодёжью улицах российских городов, в армии появились понятия - «призывник с дефицитом веса», «военнослужащий, которому не рекомендована служба с оружием». Военкоматы для выполнения плана были вынуждены призывать даже тех, кого по состоянию физического и психического здоровья ни в коем случае нельзя допускать к военной службе. При этом из мононациональных республик Российской Федерации, в силу присущей им более высокой безработицы, в армию продолжали призываться относительно физически здоровые молодые люди, зачастую пытающиеся самоорганизоваться в незаконные группы по этническому принципу.

Неуставные взаимоотношения и попытки незаконного создания в армейской среде этнических землячеств проявлялись и в советской армии. Но при подавляющем количестве призывников славянской национальности и относительно эффективной системе борьбы с подобными правонарушениями со стороны командования, подобные проблемы достаточно быстро решались.

В-четвертых, армия осталась без идеологии. Для многих служба в армии превратилась в бесцельно потерянные месяцы жизни. После отмены гегемонии КПСС россиянам ничего взамен предложено не было. Точнее, вместо идеи построения в отдалённой перспективе «светлого будущего» и «морального кодекса строителя коммунизма» было предложено зарабатывать деньги любыми средствами. Про моральный облик как-то вообще не вспомнили.

Наиболее остро эта проблема проявилась в 1994-1996 годах. Одно дело, готовиться к выполнению священного долга, который распространяется на абсолютное большинство всего мужского населения страны. И совсем другое дело, идти на войну, чтобы оставшимся в тылу было удобнее зарабатывать большие деньги.

В действующей на Северном Кавказе армии практически не было детей или ближайших родственников известных олигархов или политиков. А ведь успех русской армии в том же 1812 году во многом был оплачен кровью и мужеством сотен представителей ведущих дворянских и княжеских фамилий, считавших за величайшую честь право с оружием в руках защищать свою Родину.

В цивилизованных странах, кстати, на такие моменты обращают внимание. Во время войны, которую США вели во Вьетнаме, в действующей армии воевали дети и близкие родственники более 150 американских конгрессменов, сенаторов, высшего руководства армии.  В операции «Буря в пустыне», в 1991 году, таковых насчитали уже чуть более 30 и в американской прессе совершенно справедливо была развёрнута широкая дискуссия по этому вопросу.

Нельзя не отметить, что решение о применении в Северо-Кавказском регионе неподготовленных должным образом частей и привлечение к участию в боевых действиях солдат срочной службы - серьёзный  политический и военный просчёт, по действию равноценный подливу бензина в костёр все усиливающегося недоверия к военному ведомству. 

В-пятых, в условиях резкого падения реального уровня жизни офицерского состава, в условиях активно проводимых «демократических» преобразований, возникли серьёзные проблемы с обеспечением круглосуточного присутствия офицеров на службе. Это обстоятельство привело к резкому падению воинской дисциплины и росту правонарушений в армейской среде. Контраст был слишком сильным: если в советской армии офицер был сосредоточен на добросовестном исполнении своих служебных обязанностей, так как государство, в свою очередь, добросовестно выполняло свои социальные обязательства, то в российской армии офицерский состав был вынужден заниматься обеспечением выживания себя и своих семей.

В-шестых, российская армия не сумела своевременно адаптироваться к изменениям, происходящим в современном обществе, в силу бурного развития науки и научно-технического прогресса. Принципы, заложенные в Устав внутренней службы ещё в 40-е годы прошлого века, несомненно подлежали частичному пересмотру и ревизии. Некачественное питание, стремление к тотальному контролю от подъёма и до отбоя, с перспективой остаться ночью один на один с старослужащими, хозработы вместо боевой подготовки и муштра по поводу и без повода, -  никак не повышали престиж военной службы среди молодёжи.

Да и сам комплекс мер, направленный на пропаганду военной службы, должен был ориентироваться не столько на самих призывников, сколько на их родителей. На пороге 17-18 лет очень многие родители в полных и неполных семьях в глубине души мечтают, чтобы хоть кто-нибудь сделал из их отпрысков настоящих мужчин: то есть людей, окрепших морально и физически, способных отвечать за свои поступки, ответственных перед окружающими, готовых пересилить любые тяготы и лишения. В общем, сделать все то, на что у отцов или не хватает свободного времени или не даёт сделать женская половина семьи.

Основная масса родителей против призыва своих детей в армию из-за неуверенности в том, что в течение всего срока службы государством будет обеспечена сохранность жизни, здоровья и человеческого достоинства их детей.

На самом деле, требование абсолютно справедливое. Но для обеспечения этого условия не обязательно переводить всю армию на контрактую основу.

Для достижения гражданского согласия в этом вопросе, например, достаточно выполнить всего три условия:

-              общество должно признать, что армия должна стать социальным лифтом государства: успешная карьера и хорошая работа невозможны без добросовестного прохождения действительной военной службы. Единые правила должны распространяться на все мужское население страны. Можно и дальше заниматься самообманом и плодить офицеров запаса, но кто хотел бы, чтобы его ребёнок воевал под началом такого «специалиста»?:

-              государство гарантирует сохранность здоровья и жизни всех военнослужащих, в течение прохождения ими военной службы. Решается это довольно просто. Перевод большей части ВС на контрактную основу для нашей страны очень затратная идея. А с точки зрения национальной безопасности еще и весьма опасная. В некоторых элитных соединениях российской армии в 2009 году «текучка» кадров в течение года составила до 70% от всего личного состава.  Но для выполнения этого требования достаточно перевода на контрактную основу только заместителей командиров взводов и командиров отделений. Обеспечение этих категорий достойным денежным довольствием и жилым фондом задача вполне посильная - эти категории составляют всего 10-12% от всего личного состава строевых частей;

-              необходимо ввести ограничение на использование военнослужащих срочной службы в конфликтах любой напряжённости на территории Российской Федерации.

Это, конечно же, не программа конкретных действий. Но необходимость «отделить зерна от плевел» назрела давно. Армия, к сожалению, стала заложницей политических амбиций отдельных политиков. Давно назрела необходимость громко сказать, что без наличия многочисленного обученного мобилизационного резерва все разговоры о контрактной армии не несут реальной смысловой нагрузки.  Подготовка контрактника с «нуля» - очень дорогое удовольствие, едва ли посильное нашей  экономике. 

На обозначенных условиях многие родители сами приведут своих чад в военкоматы. Стране нужны граждане и патриоты, а не живущие в виртуальном мире тщедушные мальчики, лишённые жизненных ориентиров, безразличные  к судьбе своего государства. 

В условиях начавшегося изменения политической карты мира и нерешённости в нашей стране целого комплекса внутриполитических проблем, институт военной службы в очередной раз может стать тем спасительным ресурсом, позволяющим консолидировать наше общество и с успехом пройти все грядущие испытания. А их, судя по некоторым признакам, будет в достатке.

Другие публикации


08.03.24
07.03.24
06.03.24
05.03.24
04.03.24
VPS