Документы

Заявление о необходимости импичмента главы Гагаузии

13.03.2013 03:02

Уважаемые коллеги - депутаты Народного Собрания Гагаузии!

14 февраля  2011 года Михаил Формузал принял присягу в качестве Главы (Башкана) Гагаузии. Вступая во второй раз в высокую должность Башкана Гагаузии, он поклялся на Уложении (Основном законе) Гагаузии верно служить народу Гагаузии, уважать и защищать права и свободы человека и гражданина, строго соблюдать Конституцию Республики Молдова, Уложение и законы Гагаузии, добросовестно выполнять возложенные на него высокие обязанности Главы Гагаузии.

Однако он нарушил торжественно данную им присягу, чем нанес непоправимый вред публичным интересам  и имиджу Гагаузии, подорвав веру народа Гагаузии во власть. Глава (Башкан) Гагаузии г-н М.Формузал не только не выполнил свои предвыборные обещания  об открытии новых рабочих мест в Гагаузии, но и своими деструктивными и преступными действиями расколол гагаузское общество,  пытаясь возвести лицемерие, подлость,  нравственную всеядность, низость, пренебрежение законами и моралью в ранг жизненной нормы в Гагаузии.

Глава (Башкан) Гагаузии вместо открытия рабочих места на территории Гагаузии создаёт предпосылки и условия для того, чтобы жители Гагаузии массово покидали свои родные места и выезжали за границу в поисках работы и лучшей доли,  оставляя  дома своих детей и стариков-родителей, что  способствует разрушению сложившегося уклада жизни и традиций нашего малочисленного народа, а в перспективе - и к вымиранию населенных пунктов Гагаузии.

В последнее время Башкан Гагаузии г-н М.Формузал вместе со своими друзьями и командой единомышленников живут двойной, а то и тройной жизнью и моралью. Они научились лицемерно произносить красивые и правильные слова, которые ничего не стоят, потому что они перечеркиваются их преступными действиями или  бездействием. Привыкнув к вседозволенности и чувствуя свою безнаказанность,  Башкан Гагаузии со своей командой единомышленников   стали нагло и цинично нарушать законы Гагаузии и страны, беспередельничать, жить не по законам морали и права, а по понятиям и принципам личной выгоды.

Вместо того чтобы  заниматься экономикой, как и положено исполнительной власти, оставив занятие политикой  депутатам  Народного Собрания Гагаузии, они развили активную политическую деятельность в желтой прессе, причем дошло до того, что Глава (Башкан) Гагаузии г-н М.Формузал стал оскорблять депутатский корпус, навешивая на народных избранников всякого рода ярлыки, типа: «депутаты - это политические тушки», «бездари» и т.д.

Глава (Башкан) Гагаузии господин М.Формузал как высшее должностное лицо Гагаузии является гарантом выполнения Уложения (Основного закона) Гагаузии, обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Но он, словно фарисей, и не помышлял выполнять данную  им конституционную клятву.

Глава (Башкан) Гагаузии М.Формузал после принесения присяги, превышая свои властные полномочия, обманул народ Гагаузии и стал нарушать законы АТО Гагаузия и постановления, принимаемые Народным Собранием Гагаузии.

Конституция  и закон Республики Молдова «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)», а также Уложение (Основной закон) Гагаузии являются основополагающими документами, фундаментом  существования гагаузской государственности в составе Республики Молдова.

Нормы этих актов обязан неукоснительно исполнять Глава (Башкан) Гагаузии, одновременно требуя их уважения и неукоснительного соблюдения  от всех должностных лиц и граждан Республики Молдова и АТО Гагаузия.

Однако, злоупотребляя своим служебным положением и превышая свои властные полномочия, Глава (Башкан) Гагаузии М.Формузал умышленно и преднамеренно нарушает нормы вышеуказанных законодательных актов.

Так, Глава (Башкан) Гагаузии М. Формузал в октябре 2011 года в нарушение  ст.111 Конституции Республики Молдова, части (1) статьи 24 закона Республики Молдова  «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» и части (5) ст.74 Уложения (Основного Закона) Гагаузии  без согласования с Народным Собранием Гагаузии направил министру внутренних дел Республики Молдова представление на назначение полковника полиции Дмитрия Арабаджи на должность начальника УВД Гагаузии, а  также на освобождение от занимаемой должности начальника УВД Гагаузии полковника полиции Василия Стояниогло.

Приказом МВД Республики Молдова  № 487/EF от 27 октября 2011 года полковник полиции Арабаджи Д.В. был назначен начальником управления внутренних дел Гагаузии, а полковник полиции Стояниогло В.А. - смещен с занимаемой должности и переведен на должность  заместителя.

Глава (Башкан) Гагаузии г-н  М. Формузал в нарушение закона  не обращался в Народное Собрание Гагаузии с представлением для получения согласия на освобождение  полковника полиции Стояниогло В.А. от  должности начальника УВД Гагаузии, а также с представлением для назначения на эту должность полковника полиции Арабаджи Д.В.

В свою очередь, министр внутренних дел Республики Молдова г-н А. Ройбу без согласия  Народного Собрания Гагаузии не имел права  издавать приказ.

24 января 2013 года Глава (Башкан) Гагаузии М.Формузал повторно, умышленно и преднамеренно, нарушая вышеуказанные статьи Конституции и закона Республики Молдова «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)», а также Уложения (Основного закона) Гагаузии представил личному составу  УВД Гагаузии нового исполняющего обязанности начальника УВД Гагаузии полковника полиции Сергея Суходола. При этом господин М.Формузал с бравадой  заявил о том, что приказ о назначении нового и.о. главы УВД автономии был подписан Министром внутренних дел Республики Молдова по его ходатайству.

И снова Глава (Башкан) Гагаузии г-н  М. Формузал  не обратился в Народное Собрание Гагаузии с представлением для получения согласия на освобождение  полковника полиции Арабаджи Д.В. от  должности начальника УВД Гагаузии.

Без согласия  Народного Собрания Гагаузии Глава (Башкан) Гагаузии не имел права направлять министру внутренних дел представление на  освобождение полковника полиции Арабаджи Д.В. от  занимаемой должности.

Кроме того,  без согласия Народного Собрания Гагаузии на назначение полковника полиции Суходола С.В. на должность и.о. начальника УВД Гагаузии   Глава (Башкан) Гагаузии не имел права направлять представление на имя министра внутренних дел Республики Молдова для назначения его на эту должность.

В свою очередь министр внутренних дел Республики Молдова г-н Д.Речан, без согласия Народного Собрания Гагаузии, не имел права освобождать полковника полиции Арабаджи Д.В. от  занимаемой должности и назначать на его место  полковника полиции Суходола С.В.

Своими антиконституционными  действиями Глава (Башкан) Гагаузии М.Формузал неправомерно, предавая интересы АТО Гагаузия и её народа, потворствует  центральным органам власти и управления Республики Молдова  в нарушении  и ограничении прав и полномочий Гагаузии, закрепленных за нею в Конституции и законе Республики Молдова  «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)», а также в Уложении  (Основном законе) Гагаузии.

Следует отметить, что центральными органами власти и управления Республики Молдова не прекращаются попытки снизить статус АТО Гагаузия, стремясь приравнять автономию к обычному району Молдовы, со всеми вытекающими от этого последствиями.

Именно поэтому центральными органами власти и управления Республики Молдова осуществляются целенаправленные действия по недопущению введения в полном объеме в действие норм закона Республики Молдова «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)».

Кроме того, Глава (Башкан) Гагаузии г-н М.Формузал в нарушение п.3 ст.68 Уложения (Основного закона) Гагаузии, несмотря на неоднократные требования,  не представляет Народному Собранию Гагаузии для утверждения структуру  Исполнительного Комитета Гагаузии, чем препятствует  законодательному органу автономии в реализации своих полномочий по формированию легитимного Исполнительного Комитета Гагаузии.

Глава (Башкан) Гагаузии М.Формузал и возглавляемый им Исполнительный Комитет Гагаузии в нарушение законодательства Республики Молдова и АТО Гагаузия не только не исполнили постановление Народного Собрания Гагаузии №355-XL/IV от 25 июля 2011 года  «Об обращении группы руководителей агрохозяйств Гагаузии», обязывающее Исполнительный Комитет Гагаузии пролонгировать договора краткосрочного заимствования дизельного топлива сроком на 1 год, но приняли незаконное постановление Исполкома Гагаузии № 11/5 от 1 августа 2011 года о предоставлении полномочий начальнику Главного управления АПК, экологии и лесного хозяйства г-ну  И.Топчу на пролонгацию указанных договоров только сроком на 2 месяца.  При отказе от пролонгирования указанных  договоров сроком на два месяца, руководители агрохозяйств подвергались угрозам со  стороны работников Исполкома Гагаузии. Эти антиконституционные, неправомерные действия Главы (Башкана) Гагаузии и членов возглавляемого им Исполнительного Комитета препятствовали полноценному исполнению Народным  Собранием Гагаузии своих полномочий и способствовали падению имиджа законодательного органа.

Глава (Башкан) Гагаузии М.Формузал умышленно и преднамеренно отказался своевременно и в сроки,  определенные законом, исполнять нормы закона АТО Гагаузия «О бюджете на 2011 год» в части обеспечения финансирования региональной газеты «Вести Гагаузии» в размере 350 тысяч лей, предназначенных для  издания Официального бюллетеня Гагаузии «EKSPRES-KANON», чем нарушил нормы закона Республики Молдова     «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» и Уложения (Основного закона) Гагаузии и присягу, данную им при вступлении на должность Главы (Башкана) Гагаузии.

Глава (Башкан) Гагаузии М.Формузал в 2011 году неправомерно и незаконно использовал средства резервного фонда Исполнительного Комитета Гагаузии. Согласно положению Резервный фонд Исполкома Гагаузии определен как денежный фонд, предназначенный для финансирования расходов, связанных с действиями единичного, исключительного, неотложного характера (помощь людям на проведение операций, помощь при стихийных бедствиях и т.д.).

Однако, по постановлению Исполкома Гагаузии, подписанного  Главой (Башканом) Гагаузии М.Формузалом средства Резервного фонда Исполкома Гагаузии были использованы на цели, не являющиеся законными или срочными. Так, деньги в сумме 576575 лей были израсходованы  для выплаты незаконного выходного пособия членам Исполнительного Комитета Гагаузии, в том числе и лично самому Главе (Башкану) Гагаузии г-ну Формузалу М.М.  в сумме свыше 43000 леев; сумма 596,0 тыс. леев - на  приобретение 5 автомобилей;  а также на необоснованное  повышение расходования  бюджетных средств на рестораны, заграничные командировки и другие цели, не имеющие ничего общего с чрезвычайными и непредвиденными  ситуациями. Своими действиями Глава (Башкан) Гагаузии нанес ущерб не только бюджету Гагаузии, но и имиджу власти автономии среди населения.

Глава (Башкан) Гагаузии М.Формузал в июле 2011 года отказался исполнить постановление Народного Собрания Гагаузии о выделении 200,0 тыс. лей на ремонт церквей Гагаузии, с последующей передачей данных средств Комратскому Собору Иоанна Предтечи,  сославшись на тот факт, что в постановлении Народного Собрания  не указан источник финансирования.

Народное Собрание Гагаузии своим постановлением №361-XLI/IV от 24.11.2011года «Об источнике финансирования для завершения ремонтных работ в Комратском Соборе Иоанна Предтечи» обязало Исполком Гагаузии выделить 100 тонн зерна из резервного фонда Гагаузии для завершения ремонта Кафедрального Собора Иоанна Предтечи, но Глава (Башкан)  Гагаузии М.Формузал демонстративно отказался выполнить и это постановление Народного Собрания Гагаузии, тем самым умышленно препятствуя Народному Собранию Гагаузии в исполнении  своих полномочий и  нарушая законодательство Республики Молдова и АТО Гагаузия.

Глава (Башкан) Гагаузии г-н М.Формузал, как Председатель Исполнительного Комитета Гагаузии, умышленно и преднамеренно игнорирует  и  не исполняет постановление Народного Собрания Гагаузии  № 398- XLVII/IV от 13 апреля 2012 года «О внесений изменений в приложение  к постановлению Народного Собрания Гагаузии «Об утверждении представителей государства в акционерных обществах с долей государственной собственности» № 253-XXVII/IV от 29 апреля 2010 года.

Неоднократные обращения руководства  Народного Собрания Гагаузии о необходимости неукоснительного исполнения принятых Народным Собранием Гагаузии постановлений г-ном М.Формузалом также игнорируются, тем самым своими  антиконституционными действиями он препятствует реализации Народным Собранием Гагаузии своей компетенции.

Глава (Башкан) Гагаузии г-н М.Формузал как Председатель Исполкома Гагаузии не исполняет постановление Народного Собрания Гагаузии № 35-VI/V от 08 февраля 2013 года, предписывающее  Исполкому Гагаузии в недельный срок представить документы о распределении гуманитарной помощи образованной депутатской комиссии по расследованию обстоятельств пропажи гуманитарного зерна в количестве 1100 тонн, выделенного Российской Федерацией  в 2008 году, а также о незаконном распределении более двух тысяч тонн гуманитарного дизельного топлива, полученного из Российской Федерации в 2010 году на ликвидацию последствий засухи, постигших Гагаузию.  Не исполнение Главой Гагаузии законных требований Народного Собрания Гагаузии  препятствует  Народному Собранию полноценно осуществлять свои полномочия.

Глава (Башкан) Гагаузии  г-н М.Формузал  проигнорировал и не выполнил пункт 4 постановления  Народного Собрания Гагаузии № 37-VI/V от 08 февраля 2013 года «О нарушений прав и полномочий Народного Собрания Гагаузии, предоставленных законом Республики Молдова «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери) и Уложением Гагаузии (Гагауз Ери)», обязывающий Главу (Башкана) Гагаузии г-на М.Формузала как гаранта выполнения Уложения  в 10-ти дневный срок представить в Народное Собрание Гагаузии отчёт о принятых мерах по возвращению  своей деятельности в правовое поле в части допущенных нарушений законодательства  Республики Молдова и Гагаузии в связи с незаконным назначением на должность начальника УВД Гагаузии полковника полиции Суходола С.В. Своими действиями он умышленно и преднамеренно препятствует полноценному осуществлению Народным Собранием Гагаузии своих полномочий и способствует ликвидации прав  Гагаузии, определенных законом.

Глава (Башкан) Гагаузии г-н М.Формузал  согласно части 1 ст.78 закона АТО Гагаузия «О Регламенте Народного Собрания Гагаузии» имеет право мотивированно отклонить закон или его часть и направить его на повторное рассмотрение.Однако в нарушение закона Глава (Башкан) Гагаузии не мотивировал свой отказ от подписания законов АТО Гагаузия, принятых Народным Собранием Гагаузии:

 «О внесении изменений и дополнений в закон АТО Гагаузия «Об Исполнительном Комитете Гагаузии» и  «О внесении изменений и дополнений в закон АТО Гагаузия «О телевидении и радио».

Глава (Башкан) Гагаузии, словно издеваясь над здравым смыслом и законом,  не указал, с чем он конкретно не согласен, а также не предложил свой вариант изменений, хотя обязан был это сделать и т.д.   

Кроме того, Исполкомом и Главой (Башканом) Гагаузии умышленно и преднамеренно игнорируются положения закона АТО Гагаузия №33- XXXIII/I от 11.09.1998 года « О порядке опубликования и вступления в силу официальных актов».

Так, с 2007 года по настоящее время, вопреки требованиям норм данного закона, в Официальном бюллетене Гагаузии «EKSPRES-KANON» опубликованы и вступили в силу только два постановления Исполкома Гагаузии: №3/11 от 13 марта 2008 года « Об образовании градостроительного комитета Гагаузии» и №6/7 от 08 мая 2008 года «Об утверждении Положения о градостроительном совете Гагаузии и схем центральной части городов: Комрат, Чадыр-Лунга, Вулканешты» (Бюллетень официальных документов Гагаузии  № 6 (74) от 26 июня 2008 года).

Это означает, что в соответствии с требованиями норм Уложения Гагаузии, закона Республики Молдова «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» и закона АТО Гагаузия №33- XXXIII/I от 11.09.1998 года  « О порядке опубликования и вступления в силу официальных актов» более 90% принятых и изданных Исполкомом и Главой (Башканом) Гагаузии постановлений и распоряжений официально не вступили в силу и не подлежат исполнению, а исполненные - подлежат отмене как незаконные, в том числе, постановления и распоряжения по распределению полученного из Российской Федерации гуманитарного дизельного топлива и зерна, по выплате выходного пособия членам Исполкома Гагаузии на сумму более полумиллиона леев и т.д.

Исполнение под тем или иным предлогом не вступивших в законную силу постановлений и распоряжений исполнительной властью Гагаузии является преступлением, совершённым умышленно и преднамеренно.

В соответствии со ст. 5 вышеназванного закона АТО Гагаузия в Бюллетене официальных актов Гагаузии подлежат опубликованию и нормативные акты Управлений Гагаузии и лишь после их опубликования они вступают в законную силу и подлежат исполнению.

По указанию Главы (Башкана) Гагаузии г-на М.Формузала осуществлялось незаконное строительство новых объектов без указания источника финансирования и утверждения в законе о бюджете АТО Гагаузия и без согласования с Народным Собранием Гагаузии.

Уважаемые коллеги, депутаты Народного Собрания Гагаузии!

Из приведенного краткого перечня нарушений видно, что Глава (Башкан) Гагаузии  Михаил Формузал, причислил себя к касте неприкасаемых, которому закон не писан, и он может делать все, что захочет:   нарушать, продавать, предавать, похищать, изменять Гагаузии и т.д.

Эту вакханалию и беззаконие необходимо прекратить и всем вернуться в рамки правового поля.

Глава (Башкан) Гагаузии  Михаил Формузал  в нарушение своей конституционной присяги и вопреки своему конституционному долгу превысил свои полномочия, грубо и неоднократно нарушал нормы Уложения (Основного закона) Гагаузии, иных законов и постановлений Народного Собрания Гагаузии. При этом он ввел в заблуждение и обманул не только народ Гагаузии, но и мировое сообщество, распространив через средства массовой информации сведения, не соответствующие действительности.

Глава (Башкан) Гагаузии распространил лживую информацию о том, что депутаты Народного Собрания  Гагаузии нарушили нормы Уложения Гагаузии, так как в течение 45 дней не утвердили структуру и состав Исполкома Гагаузии, хотя сам по сей день не представил структуру Исполкома в Народное Собрание Гагаузии, без чего не может быть рассмотрен и утвержден состав Исполнительного Комитета Гагаузии.

Анализ норм закона Республики Молдова «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» и Уложения (Основного закона) Гагаузии, а также норм конституционного права  свидетельствует о том, что основанием для импичмента Главе (Башкану) Гагаузии может являться действие либо бездействие, которое причинило либо могло причинить существенный ущерб народу и АТО Гагаузия, в независимости от того, была нарушена конституционная, иная правовая  либо моральная  норма.

Из норм конституционного права  явствует, что достаточным для импичмента Главе (Башкану) Гагаузии  тяжким преступлением является такое, которое по своей природе и последствиям подрывает основные и существенные принципы народовластия и права или причиняет значительный вред публичным интересам Гагаузии и, таким образом, может состоять в нарушении Конституции Республики Молдова, Уложения Гагаузии, законов, постановлений Народного Собрания Гагаузии, официальной присяги и обязанностей, совершенных посредством действия или бездействия или, без нарушения позитивного права, посредством злоупотребления дискреционными (действующему по собственному усмотрению) полномочиями из низменных побуждений или для низменных целей.

Поэтому, считаю, что Глава (Башкан) Гагаузии Михаил Формузал должен быть подвергнут импичменту за свои антиконституционные действия и совершенные им преступления, выразившиеся в умышленном и преднамеренном  нарушении законов, ведущих к ликвидации полномочий Гагаузии, в  злоупотреблении вверенными ему бюджетными средствами и поступившей гуманитарной помощью, официальной властью, в превышении своих полномочий, должностных обязанностей, а также в посягательстве на законодательные прерогативы  депутатов Народного Собрания и их оскорбление.

Исходя из изложенного  в соответствии с требованиям  части (9) статьи 14 закона Республики Молдова «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» и  части (1) ст. 70 Уложения (Основного закона) Гагаузии считаю необходимым и возможным зафиксировать данное заявление в протоколе сегодняшнего заседания Народного Собрания Гагаузии, с тем, чтобы начать процедуру инициирования импичмента в отношении Главы (Башкана) Гагаузии (Гагауз Ери) господина Формузала Михаила Макаровича.

Учитывая, что институт импичмента или досрочного смещения с должности высшего должностного лица АТО Гагаузия является, с одной стороны, одним из наиболее действенных элементов системы «сдержек и противовесов» в вопросе недопущения возникновения авторитарных режимов правления, а, с другой стороны,- самым мощным, и одновременно редко применяемым орудием воздействия на исполнительную власть в руках Народного Собрания Гагаузии, с целью принуждения возвращения Главы исполнительной власти в рамки правового поля, когда его поступки и действия подрывают доверие населения Гагаузии к избранным высшим органам управления автономии, я прошу депутатов Народного Собрания Гагаузии высказаться по этому поводу.

Спасибо. Благодарю за внимание.

Председатель постоянной комиссии Народного Собрания Гагаузии по правам человека, законности и правопорядку                                              

Иван Бургуджи                 

12 марта 2013 года.

 

Другие публикации


08.03.24
07.03.24
06.03.24
05.03.24
04.03.24
VPS