Терминальная эволюция нового МИД Приднестровской Молдавской Республики
Поэтапный сценарий
Февраль – апрель 2012: «Переговорная катастрофа»
Согласование принципов и процедур переговоров в формате «5+2», согласование повестки переговоров:
-
полномочия по формированию повестки переговоров переданы действующему председателю ОБСЕ;
-
обязательное требование о подписании протокола по итогам каждого раунда переговоров отменено - полномочия по подведению итогов каждого раунда переговоров переданы действующему председателю ОБСЕ;
-
статус всех участников (кроме наблюдателей от США и ЕС) признан равным, принцип равенства сторон деградировал;
-
в повестке переговоров предусмотрены «три корзины» вопросов, включая политический блок, что стало уступкой требованиям США;
-
практически все поправки к обсуждаемым документам вносились в редакции Молдавии или Запада, предложения России игнорировались.
На момент согласования этих документов они должны были вступить в силу без последующего подписания, то есть в полном соответствии с позицией Молдавии. Только вмешательство России, включая вызов в Москву представителей ПМР, отчасти смогло изменить ситуацию, однако полностью исправить её уже не удалось. России (при пассивности приднестровской стороны) удалось откорректировать лишь самые одиозные положения, связанные со статусом участников переговоров. Крайне невыгодные для ПМР положения о роли ОБСЕ остались без изменений.
2012 – 2013: Размывание основ переговоров и изменение формата «5+2»
Переход диалога между сторонами исключительно в плоскость контактов между «политическими представителями» Молдавии и ПМР, что полностью укладывается в цели Молдавии по размыванию правовых основ переговорного процесса, разрушает не только систему урегулирования, но и подчиняет многопрофильную систему государственного управления интересам нелегитимной бюрократической диктатуры нынешней администрации ПМР. Именно «политические представители» подписывают отраслевые соглашения (например, о пенсионном обеспечении), хотя они должны подписываться руководителями профильных ведомств с последующим утверждением главами правительств. Тем самым легитимные приднестровские органы власти полностью выводятся из диалога, что также соответствует целям Молдавии в ПМР.
Происходит превращение формата «5+2» в реальный переговорный формат, хотя изначально он создавался как консультативный. Формат «5+2» – единственный формат, в котором ЕС и США имеют официальный юридический статус в деле приднестровского урегулирования, поэтому названная эволюция приднестровской дипломатии обеспечивает постоянное повышение их роли.
2014: Отказ от независимости ПМР. Авторская эпитафия
МИД ПМР издал официальный сборник «Переговорный процесс в документах». Среди других опубликованных документов обращает на себя внимание Совместное заявление президентов РФ и Украины к меморандуму 1997 года. В этом заявлении, в частности, говорится о том, что ничто в Меморандуме не должно трактоваться как отказ от территориальной целостности Республики Молдова. Власти ПМР никогда не признавали это заявление, поскольку оно нарушает государственный суверенитет ПМР и подписано без участия представителей ПМР. Однако теперь это заявление президентов РФ и Украины признано МИД ПМР в качестве официального документа переговорного процесса.
В сборнике также опубликовано соглашение между Молдавией и Россией о статусе и выводе войск 14 армии РФ, которое также никогда ранее не признавалось руководством ПМР. Однако теперь оно тоже признано усилиями МИД ПМР частью переговорного процесса.