Жизнеспособность и блеф: Рогун больше не нужен властям Таджикистана / Мадина Тураева
На пресс-конференции 26 июля министр финансов Таджикистана Сафарали Наджмиддинов сообщил, что в ближайшие месяцы в ходе очередного раунда переговоров Таджикистана со Всемирным банком (ВБ) в Вашингтоне будут обсуждены вопросы экспертизы проекта строительства Рогунской ГЭС.
Как известно, продажа акций и сертификатов ОАО «Рогунская ГЭС» началась в январе 2010 года. На сегодняшний день, уставной капитал ОАО «Рогунская ГЭС» равен 6 млрд. сомони (около 1,2 млрд. долларов). В 2010 году Всемирный банк «согласился оказать содействие правительству [Таджикистана] в подготовке оценочных исследований» по Рогуну. Оценочные исследования подразумевают технико-экономическое обоснование (ТЭО) и оценку экологического и социального воздействия (ОЭСВ). Для этой цели через один из своих институтов (Международную ассоциацию развития) ВБ выделил правительству Таджикистана грант и кредит. Изначально предполагалось, что оценочные исследования займут 1,5 года (18 месяцев).
Под руководством ВБ был проведен международный тендер, в результате чего для ТЭО был выбран консорциум компании «Coyne & Bellier» (контракт с правительством Таджикистана подписан 8 февраля 2011 года), а для ОЭСВ – швейцарская компания «Poyry Energy Ltd» (контракт от 25 мая 2011 года). Кроме этого, ВБ взял на себя финансирование и проведение дополнительных независимых исследований, включающих оценку альтернатив Рогунской ГЭС, возможные механизмы управления водным резервуаром (с учетом воздействия на страны речного бассейна), а также сбор и анализ гидрологических данных. ВБ также настоял на том, чтобы строительные работы на Рогуне не начинались, пока результаты ТЭО и ОЭСВ «не будут представлены и обсуждены со странами речного бассейна, а также рассмотрены независимыми панелями экспертов, финансируемыми ВБ, для определения жизнеспособности проекта».
Реализацию последнего тезиса ВБ пытается проводить посредством так называемых «заседаний по обмену информацией и обсуждению вопросов, связанных с оценочными исследованиями по предлагаемому проекту Рогунской ГЭС и регионального водохранилища в Таджикистане». Так, на первом заседании (май 2011 года) обсуждались общие вопросы и технические задания для оценочных исследований. На втором (ноябрь 2012 года) были представлены «Предварительный отчет по экологическому и социальному скринингу в рамках ОЭСВ» компании «Poyry Energy Ltd» и «Предварительный отчет по критериям проектирования в рамках ТЭО», подготовленный компанией «Coyne & Bellier». В феврале 2013 года региональный директор ВБ по Центральной Азии – Сародж Кумар Джа провел третье заседание, на котором, представил проекты отчетов от «Coyne & Bellier» по гидрологии (с прогнозами изменения климата и решением возможных сценариев) и по геологическим исследованиям «правого берега» площадки Рогунской дамбы.
Насколько продуктивны подобные неспешные заседания и компетентны их участники, можно предположить, приняв во внимание, что в подавляющем большинстве представители от стран-участниц на этих заседаниях представлены «гражданским обществом» (НПО). Главный же противник строительства Рогунской ГЭС – официальный Ташкент - своей позиции не изменил. Реакция узбекской стороны, выраженная в письме министра экономики Узбекистана Галины Саидовой руководству ВБ, однозначна: Узбекистан отказывается участвовать в обсуждении оценочных исследований и выражает сомнение в независимости и объективности проводимой под эгидой ВБ экспертизы, учитывая, что заказчиком выступило правительство Таджикистана.
Любопытно, что в интервью, которое дал С. Кумар Джа сразу после третьего заседания, он заявил, что финансируемые ВБ оценочные исследования (которые планируется завершить в этом году) не будут решать вопрос о строительстве Рогунской ГЭС. Они также не означают, что банк будет финансировать предлагаемый проект в будущем. С. Кумар Джа особенно подчеркнул, что оценочные исследования не являются обязательствами ВБ по Рогуну. И при этом, по его словам «правительство [Таджикистана] издало обязательные для исполнения предписания ограничить все действия на площадке Рогунской ГЭС до общих ремонтно-восстановительных работ, с целью обеспечения безопасности объекта до тех пор, пока исследования не будут завершены».
Складывается вообще такое впечатление, что правительство Таджикистана или плохо поняло "условия сделки" и что на самом деле ему пообещал ВБ, или же (что больше похоже на правду) такая ситуация весьма выгодна обеим сторонам, тем более что эта выгода подкреплена грантом и кредитом от Международной ассоциации развития, которые успешно осваиваются ею от имени и в счёт Таджикистана уже третий год.
Интересно также, что на пресс-конференции министр финансов С. Наджмиддинов сообщил, что то, как будут использованы средства, аккумулированные от продажи акций Рогуна, зависит от «решения, которое примет совет акционеров Рогуна». Учитывая, что перед прошедшим 15 июня годовым собранием акционеров корпоративный секретарь ОАО «Рогунская ГЭС» заявил, что не имеет информации «где находятся эти деньги, и как они расходуются», становится понятно, что чиновник, очень мягко выражаясь, говорит не совсем правду.
Впрочем, по поводу Рогуна блефуют чиновники всех уровней власти Таджикистана.
Блефуют, когда говорят, что проект строительства этой ГЭС имеет адекватный технико-экономический базис.
Блефуют, когда обещают, что мало-мальски важные решения по Рогуну вынесут его акционеры.
Блефуют, когда всю вину за «замершую беременность» Таджикистана Рогуном сваливают на происки узбекского соседа.
Блефуют, когда делают вид, что положительная экспертиза ВБ – лишь дело времени, и она хоть как-то решит проблему финансирования строительства.
И, наконец, руководство республики, во главе с президентом, откровенно блефуют каждый раз, когда говорит о Рогунской ГЭС, как о перспективном проекте, имеющем потенциал для реализации.