Абхазская железная дорога и дары Грузии: дохлая кошка для Армении и России / Модест Колеров
Министр обороны Грузии Иракли Аласания на встрече с избранным президентом Армении Сержем Саргсяном заявил, что открытие сквозного движения по Абхазской железной дороге - в интересах всех стран региона. Почему он говорит об этом с Арменией, а не с Абхазией и Россией, с теми, кто контролирует эту дорогу?
Второй раз за последние 10 лет поднимается тема открытия (а вернее – восстановления Абхазской железной дороги, АЖД), но на этот раз – в новых условиях. Если ранее, в середине 2000-х, Россия в торге с тогдашней Грузией под руководством Саакашвили об АЖД представляла непризнанную Абхазию, и «Российские железные дороги», как говорил автору этих строк покойный президент Абхазии Сергей Багапш, приложили много усилий, чтобы убедить абхазов выдать грузинской стороне 25-50% капитала АЖД, - лишь бы обсуждение проекта было предметным, то теперь Абхазия независима и признана Россией. И в этом вопросе последнее слово де-факто и де-юре принадлежит не РЖД, а Абхазии.
В прежние годы лоббисты открытия дороги, так и оставшиеся неизвестными обществу, аргументировали необходимость возобновления работы АЖД интересами Армении, поскольку на самом деле – морской транзит для Армении из России в грузинские Поти и Батуми делает его себестоимость трудно совместимой с рациональной рентабельностью, а вот поставка грузов по железной дороге – делает их рентабельными аж в Нагорном Карабахе.
Однако, понимая, что и грузино-абхазская война 1992 года формально была начата Тбилиси во имя «защиты железнодорожных грузов», и участие Грузии в капитале АЖД даёт много ненужных оснований для вмешательства в дела Абхазии, я тогда же дал себе труд непосредственно выяснить у поныне правящих в Армении ответственных лиц: действительно ли Армения столь остро нуждается в открытии АЖД, что подталкивает Россию и РЖД влиять на Абхазию в пользу уступок, политические следствия которых в действиях Саакашвили даже представить было себе невозможно? И получил внятный ответ (рациональность которого можно анализировать, но политический вес которого не вызывал сомнений): нет, АЖД Армении не нужна, Армения все свои транзитные задачи успешно решает через грузинские Поти и Батуми. Так проект открытия АЖД с участием Грузии в интересах Армении умер.
Но сегодня министр обороны (!) Грузии, официальной целью которой остаётся возвращение Абхазии под свой военно-политический контроль, стремится сделать своим союзником в «восстановлении территориальной целостности» Грузии президента Армении, убеждая его, что АЖД выгодна «всем» признаваемым Грузией в Закавказье странам, то есть включая Азербайджан, успешно ведущий перпендикулярную северному транзиту Армении железную дорогу из Баку по Грузии в Турцию, принципиально в обход Армении.
Как видит себе Грузия соучастие Сержа Саргсяна в открытии АЖД в интересах Тбилиси? Инициативу его, например, на встрече с президентом России Владимиром Путиным 12 марта: надавите, дескать, на союзную вам Абхазию, чтобы она допустила грузинских представителей к управлению АЖД, и тогда вы сможете легко снабжать нас более дешёвыми товарами и ваша база в Гюмри, возможно получит в Грузии разрешение на её сухопутное снабжение – в тылу грузинской обороны и против грузинских интересов? Нонсенс. Или Грузия хочет, чтобы Ереван признал независимость Абхазии и на равных повёл с ней переговоры о судьбе АЖД? Вряд ли.
Так зачем же с таким усердием армянский официоз транслирует провокационную идею Аласания, а официальные представители Армении позволяют втянуть её высшие власти – особенно в момент властной легитимации и определения приоритетов – в чужую игру?