Египет, Ливия, Сирия... на очереди Иран, Россия, Китай? Олег Иванников
Второй год в Сирии продолжается вооружённое противостояние между оппозицией и властью, формальным поводом к которому послужило выступление школьников в сирийском городе Дераа в марте 2011 года. Несмотря на достаточно оперативное реагирование властей на нарастание протестных настроений в обществе: отставка правительства и назначение нового премьер-министра, отмена режима чрезвычайного положения, введенного в 1963 году сразу после государственного переворота, в результате которого к власти пришла нынешняя правящая партия «БААС», — внутриполитическая ситуация в этом государстве имеет устойчивую тенденцию к дальнейшему ухудшению. Благодаря усилиям клуба «друзей Сирии» над страной нависла реальная угроза иностранной интервенции. При этом обе противоборствующие стороны наглядно продемонстрировали решимость идти в своей борьбе, что называется, до победного конца.
Понимание причин возникновения гражданской войны в Сирии невозможно без ответа на два основных вопроса:
— откуда в спокойной и в общем благополучной Сирии, управляемой, кстати, партией Арабского социалистического возрождения, исповедующей социалистическую идеологию, в столь короткие сроки появилось многочисленное, хорошо вооружённое и организованное оппозиционное движение?
— причастны ли другие государства к обострению ситуации в Сирии и кто сможет извлечь максимальную выгоду из отставки Башара Асада и смены политического курса этого государства (в соответствии со старым латинским принципом «кому на пользу?»)?
На самом деле, всё выглядит очень нелогично. Сирия имеет 16-ю по величине армию в мире, заметьте, постоянно воюющую армию: соседство с Израилем, Ливаном, Турцией, проблема курдских территорий, — все эти факторы, как говорится, обязывают. И эта армия уже второй год не может разоружить немногочисленные отряды борцов с режимом Асада, этакий коктейль из представителей интеллигенции и крестьянства, истекающих кровью в неравной борьбе с регулярной сирийской армией и ждущих со дня на день помощи из-за рубежа. При этом армейское оружие и боеприпасы к нему, если верить открытым интернет-источникам, в сирийских супермакетах и на рынках не продаются и открытого хождения не имеют.
Итак, откуда, на самом деле, взялись оружие и боевики? Сколько стоит организация гражданской войны? Во сколько заказчику обходится ведение боевых действий в течение часа, дня, месяца? Давайте сделаем расчёт на одного «патриота» сирийской оппозиции. Оружие — самый дешёвый автомат Калашникова, даже неновый, стоит не дешевле 500$. Боеприпасы — судя по сводкам потерь и кадрам видеохроники, средний расход боеприпасов составляет не менее половины боекомплекта в сутки (для автомата калибром 7,62 мм это 150 патронов, которые тоже стоят денег), то есть около 100$ в сутки (с учётом необходимости заброски боеприпасов через контрабандные каналы). Соответственно, тяжёлое вооружение, особенно противотанковое, стоит на несколько порядков дороже. Данных о захвате военных арсеналов или массовом переходе армейских частей на сторону повстанцев в открытой печати не публиковалось. Форма и военная экипировка — не менее 250$. Питание — (не менее трёх раз в день) пускай всего 50$. Обеспечение связью и минимальная плата за риск — 200$. Суммируем — стоимость услуг одного «патриота» боевого крыла оппозиции обходится: постановка в строй — 750$, ежесуточные расходы — около 350$. Дороговато для крестьян и интеллигенции. Сколько таких «солдат удачи» рекрутированы сейчас творцами гражданской войны в Сирии? Из открытых публикаций следует, что к некоторым операциям правительственных войск привлекаются по несколько сирийских соединений одновременно, при поддержке авиации и артиллерии.
Почему прекрасно вооружённая и обученная сирийская армия оказалась бессильна против непонятно откуда взявшегося боевого крыла оппозиции? Участники событий в Дагестане, на территорию которого летом 1999 года вероломно вторглись международные бандформирования под командованием Шамиля Басаева, рассказывали, что все попытки вооружить дагестанское ополчение закончились ничем. Нет, никто не уклонялся и не прятался, но вооружить массу людей ещё не означает, что им можно ставить боевые задачи. Для этого их нужно научить пользоваться своим оружием и грамотно взаимодействовать на поле боя. Достигается это проведением целого комплекса мероприятий боевой подготовки от одиночной подготовки солдата, до его действий в составе небольших групп, отделения и т.д. Достаточно длительный процесс и далеко не каждый сможет его пройти.
Вывод очевиден — сирийской армии противостоит достаточно многочисленная, хорошо обученная и вооружённая военная сила, вероятно обладающая серьёзным боевым опытом. Вполне очевидно, что это не местные жители. Простой пример — никогда гражданское население не будет принимать участие в боевых действиях, пока сохраняется угроза уничтожения ответным огнём своих семей и домов. Даже в ходе КТО, в своё время проводимой в Чеченской Республике Российской Федерации, практически всегда главы населённых пунктов, старейшины, представители духовенства делали всё для того, чтобы не допустить провоцирования боевых действий в местах проживания населения. Однако противостоящие режиму Асада повстанцы только и занимаются тем, что устраивают засады на военнослужащих именно в самых густонаселённых кварталах городов и прикрывается гражданским населением как живым щитом. Вы бы стали себя так вести? Неужели нормальному человеку любого вероисповедания свойственно стрелять, в пускай не очень авторитетных представителей власти, понимая, что это обязательно вызовет ответные действия, и он такими действиями ставит под угрозу безопасность своей семьи?
Профессионализм боевого крыла можно объяснить только тем, что в Сирию из-за рубежа были «согнаны солдаты удачи» чуть ли не со всего мира. Благо график «арабской весны» позволяет последовательно перекидывать их от одной ключевой точки к другой. Кстати, расценки на услуги профессионалов гораздо более серьёзные, чем были приведены выше. Это ещё один штрих к вопросу о стоимости проекта по дестабилизации обстановки в отдельно взятой стране, которая считает себя независимой.
На самом деле в положении Сирии завтра может оказаться любое на сегодняшний день ещё пока суверенное государство. Всё это до боли знакомо. Чеченская Республика в 1993-1995, 1999-2000гг. Видели, проходили, прекрасно понимаем механизм реализации подобных «проектов».
Не секрет, что после распада СССР на Ближнем Востоке все эти годы доминировали США. Вероятно, за это время в Вашингтоне привыкли воспринимать всех остальных в качестве пешек, в своей сложной и подчас рискованной игре на «шахматной доске», так красочно описанной Збигневом Бжезинским.
Пока у них всё получается: арабские страны лихорадит волна «спонтанных революций», нарушаются веками складывающиеся связи и союзы, в считанные месяцы сметаются целые династии. Все эти действия преследует одну цель — арабский мир переключён на выяснение отношений между собой и настолько увлёкся этим процессом, что вероятность консолидированного противостояния политике США в этом регионе ничтожна мала. Состояние демократии и безопасности в Ливии, Египте и других странах арабского мира для архитекторов «арабской весны» не имеет никакого значения. Главное, чтобы жители этих стран уничтожали друг друга, а потом США без труда, в короткое время разберутся с оставшимися. Благо, на тот момент все стратегические задачи будут уже решены в пользу США, а «демократические» страны новой формации (проамериканской) очень быстро будут «приведены в чувства».
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что с большой степенью вероятности гражданская война в Сирии всего-навсего один из пунктов глобального плана по усилению влияния США во всём мире. Причём основная задача внешнеполитического ведомства Обамы заключается не столько в свержении режима Асада — с военной точки зрения для США эта задача может быть решена в течение 2-3 месяцев силами, в основном, 6-го флота, базирующегося в Средиземном море. Кто сомневается — вспомните первую иракскую кампанию, воздушно-наступательная операция продолжалась почти два месяца. С учётом накопленного боевого опыта в ходе последующих военных кампаний и существующего отрыва армии США от остальных армий мира в информационно-техническом обеспечении действующей армии, возможности массированного применения высокоточного оружия даже в батальонном звене и продолжения поддержки гражданской войны внутри самой Сирии, сама кампания по свержению действующего руководства займёт едва ли больше времени. Судя по всему, проблема заключается именно в том, чтобы добиться конечной цели руками «внутренней оппозиции», формально сохранив свои руки чистыми. В противном случае, имеется риск получения обратного эффекта и содействия росту антиамериканских настроений в арабском мире. Не думаю, что свержение Асада имеет такую цену, 11 сентября 2001 года ещё не всеми забыто.
Поэтому процесс урегулирования ситуации в Сирии всё больше напоминает поиск чего-то такого, что по определению ни в коем случае не должно быть найдено.
Что будет дальше? Дальше будет Иран. А кто на международной арене последовательно, в течение длительного времени блокирует непрекращающиеся попытки США, Франции, Великобритании и Израиля развязать боевые действия против Ирана? Россия и Китай!
Ставки очень велики. Во-первых, пока Иран остаётся независимым государством, оказывающим огромное влияние не только на Ближневосточный регион, но и на весь арабский мир, нельзя говорить о достижении американской гегемонии в этой части земного шара. Во-вторых, только после уничтожения государственности Ирана Вашингтон получит абсолютный контроль за основными запасами углеводородов, имеющихся на Земле. Кто пострадает от этого больше других? Китай, быстро растущая экономика которого испытывает всё возрастающие потребности в нефти и газе. Смена режима в Ливии, в которой работало изрядное количество китайских нефтяных кампаний, для обеспечения всё возрастающих нужд китайской экономики, уже вынудило руководство КНР искать альтернативные источники получения этих ресурсов. Окончательная зачистка Ближнего Востока будет равносильна затягиванию петли на шее Поднебесной, естественно пока только в экономическом плане.
О значении цен на нефть для нашей экономики написано и сказано слишком много. Интересующимся лучше перечитать хвалебные доклады агентов ЦРУ о механизмах развала СССР, сейчас подобных материалов на русском языке публикуется в изрядном количестве. Кстати, не факт, что иранская кампания не будет сопровождаться «спонтанным» ухудшением обстановки на Северном Кавказе и во всём Кавказском регионе в целом.
Таким образом, проблема гражданской войны в Сирии заключается не в нежелании Башара Асада уйти в отставку или необходимости смены политического курса этого государства, а в стремлении США посредством экспорта арабского экстремизма в этом регионе решать задачу усиления своего влияния во всём мире.
Без ответственной позиции ЛАГ по сирийскому вопросу и перекрытия каналов контрабанды оружия и боевиков (иностранных советников) со стороны граничащих с Сирией государств мир невозможен.
Любой другой сценарий несёт потенциальную угрозу национальным интересам России, которой самое время всё-таки выработать свою собственную внешнюю политику и определить национальные интересы не только на очередной президентский срок, а, как минимум, на ближайшие 20-30 лет. Надеюсь, что так оно и будет, ведь неслучайно одним из первых документов, подписанных новым президентом России в день его инаугурации, стал Указ «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации». В противном случае не далёк час и самим стать объектом чужой внешней политики.
директор исследовательского центра «Россия — Кавказ» Международного института новейших государств (Москва) Олег Иванников для ИА REX