Российский флот возвращается в Средиземное море / Олег Иванников
Согласно заявлению пресс-службы МО РФ, в акваториях Чёрного и Средиземного морей под руководством Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации началось учение с группировкой сил военно-морского флота. В нем участвуют боевые корабли Черноморского, Балтийского и Северного флотов: гвардейский ракетный крейсер «Москва», большой противолодочный корабль «Североморск», сторожевые корабли «Сметливый», «Ярослав Мудрый», большие десантные корабли «Саратов», «Азов», «Калининград», «Александр Шабалин», специальные корабли и суда обеспечения, а также дальняя авиация и 4 командование ВВС и ПВО.
Основной задачей учения является проверка готовности органов военного управления и группировки сил флота к выполнению задач по предназначению в дальней морской зоне. По количеству привлекаемых сил мероприятие подобного масштаба проводится впервые за последние годы.
В ходе учения, которое продлится до 29 января 2013 года, российскими моряками в Чёрном и Средиземном морях будет выполнено более 60 различных боевых упражнений, в том числе ракетные и артиллерийские стрельбы.
Штаб руководства учением размещён на борту гвардейского ракетного крейсера «Москва», имеющего современные системы управления и связи, позволяющие использовать для управления учениями сеансы связи в режиме видеоконференций. Это нововведение даст возможность руководству Генштаба получать всю необходимую информацию и доклады о действиях группировки в реальном масштабе времени.Интерес СМИ к этому событию не случаен. Проведение в одном из самых взрывоопасных регионов мира масштабных учений ВМФ России, да ещё с привлечением кораблей сразу трёх флотов, для российской аудитории совсем незаурядное событие.
Но так было не всегда. Ещё 20-30 лет тому назад советский (российский) военно-морской флот уверенно чувствовал себя в любой части Мирового океана. И в акватории Средиземного моря, которая сегодня устойчиво ассоциируется с 6-м флотом США, американцам очень успешно противостояла 5-я Средиземноморская эскадра кораблей ВМФ СССР.
Начиная с 1950-х годов действующий в Средиземном море 6-й флот США был серьёзным источником ядерной угрозы для Советского Союза. Базирующаяся на его авианосцах палубная авиация была способна наносить ядерные удары по территории СССР. Первоначально речь шла только о палубной авиации США, но в середине 1960-х характер этой угрозы качественно изменился, на первый план вышли подводные лодки с баллистическими ракетами на борту (ПЛАРБ). К концу 1960-х годов в Средиземном море постоянно находилось не менее 4-5 американских подводных кораблей такого класса.
Советский Союз был вынужден вступить в скрытое противоборство с 6-м флотом США, с целью вынудить его перенести районы боевого дежурства своих ПЛАРБ подальше от советских границ. Основная ставка делалась на группировку надводных сил, которая позволяла наилучшим образом заставить вероятного противника почувствовать степень решимости советского флота использовать все имеющиеся средства для недопущения нанесения ядерного удара по советской территории с этого важного операционного направления. Этому отчасти способствовало и качественное изменение советского флота, который в начале 1960-х начал получать в свой боевой состав самые современные ракетные и противолодочные корабли. Решение о создании Средиземноморской эскадры принималось очень тяжело, но благодаря настойчивости руководства ВМФ и очередному кризису, зарождавшемуся на Ближнем Востоке, летом 1967 года решение о создании эскадры все-таки было принято.
Правильность этого шага подтвердили события, последовавшие сразу за созданием 5-й оперативной эскадры. Ее присутствие в Средиземном море не позволило 6-му флоту ВМС США в 1967 году принять участие в Шестидневной войне на стороне Израиля. Один из командующих 5-й Средиземноморской оперативной эскадры (1981-1985) контр-адмирал В.Е.Селиванов вспоминал, что «это была первая по-настоящему оперативная эскадра. Эскадра постоянного действия. Ведь флот, когда он стоит в базе, это не более чем дорогая, но бездействующая игрушка. Не зря американцы всегда говорят не столько о своих флотах, сколько о тех или иных оперативных соединениях в том или ином районе. Реальный флот — это тот флот, который в море, на ходу. "В море — дома!" — как говорил великий Макаров о главном принципе обучения военного моряка». Таким образом, с июня 1967 года советский флот присутствовал в Средиземноморье на постоянной основе. Эскадра формировалась на ротационной основе: в её состав входили надводные и подводные силы всех флотов ВМФ. Как правило, в ее составе насчитывалось до 30 надводных боевых кораблей, и около 15 подводных лодок, в том числе и атомных.
Основу 6-го флота США всегда составляли авианесущие ударные группировки. С самого начала создания 5-ой эскадры она столкнулась с полным отсутствием в Средиземном море советских военно-морских баз. Единственной доступной базой для кораблей эскадры был сирийский Тартус. В отличие от американского флота, в чьём распоряжении находилась вся морская инфраструктура НАТО в этом регионе. Решение об организации пунктов стоянки для советских кораблей было найдено очень оригинальное - на отмелях, в определённых местах Средиземного моря, оборудовались специальные банки (точки), на которых можно было пополнять запасы материальных средств и проводить текущий ремонт кораблей.
Решение о расформировании эскадры было принято 31 декабря 1992 года.
Постоянное присутствие в этом взрывоопасном регионе советской оперативной эскадры оказывало серьёзное стабилизирующее влияние на общее развитие военно-политической ситуации в нем, позволяло СССР оказывать эффективную военную и военно-техническую поддержку своим союзникам. Наиболее остро это проявилось во время очередного Ближневосточного кризиса 1982 года: переброска новейшего советского вооружения для сирийской армии осуществлялось, в основном, по морю. И несмотря на открытое участие в этом конфликте кораблей 6-го флота на стороне Израиля, советские транспортные суда беспрепятственно дошли до Тартуса.
Длительное соседство американского и советского флотов в акватории Средиземного моря не было совсем безоблачным. Противостояние и на воде и под водой велось с максимальным напряжением сил и нервов. Американские военные признавали, что советская эскадра оказалась достойным противником и вынуждала их действовать с максимальным напряжением сил. Командиры советских подводных лодок и надводных кораблей в этом противостоянии зарекомендовали себя с самой положительной стороны, как профессионалы высочайшего класса, способные на дерзкие и решительные действия, никогда не уступающие инициативу и пространство противнику.
Офицеры эскадры рассказывали, что однажды один из советских кораблей эскадры на полном ходу «влетел» в иностранный порт именно в тот момент, когда в его акватории на американской ПЛАРБ обслуживались ракеты. Решительность советского капитана настолько поразила американцев, что наш корабль не только задокументировал этот процесс, но и беспрепятственно покинул этот порт. Для советского флота это было нормальным явлением.
И вот спустя 20 лет российские корабли снова осваивают Средиземноморский театр военных действий. Нужно ли это России?
Мировой океан занимает около 70% всей поверхности Земли. В условиях бурного роста населения мира и уже сегодня ощутимого во многих регионах нашей планеты дефицита продовольствия и питьевой воды, Мировой океан неизбежно станет ареной борьбы за находящиеся в нем ресурсы. Уже сегодня проблема правообладания шельфами способна стать серьёзным поводом для обострения ситуации во всем мире.
Помимо этого, морские коммуникации имеют важнейшее значение и для современной экономики. На долю морского транспорта сегодня приходится около 80% объема международной торговли. И для этого не нужно строить железные или автомобильные дороги, проходить многочисленные таможни и постоянно решать проблему, как уложиться в жёсткие ограничения перевозимых грузов по массе и габаритам.
Опыт мировых войн прошлого века также говорит о том, что морская стратегия всегда бьёт стратегию сухопутную. Германия смогла создать лучшие в мире сухопутные армии и в 1914 и в 1939 годах. Ничуть не умаляя мужество и героизм всех тех, кто с оружием в руках противостоял стремлению германцев силой оружия расширить своё «жизненное пространство», нужно признать, что именно жёсткая петля экономической блокады, и прежде всего с моря, приведшая к острой нехватке самых необходимых продуктов питания и сырья, подорвавшая веру немцев в саму возможность своей победы, - стала одним из решающих факторов, предопределивших поражение Германии в этих войнах.
Следовательно, состояние военно-морского флота во многом предопределяет экономическую безопасность любого государства, имеющего выход к Мировому океану и принимающего участие в процессе международных экономических отношений, так как речь идёт, прежде всего, об обеспечении безопасности международных перевозок.
В условиях относительного мира роль военно-морских сил выглядит несколько туманно, но флот невозможно создать на один год или в течение пяти лет, это гораздо более длительный процесс. ВМС - это один из самых наукоёмких и сложных, с технической точки зрения, видов вооружённых сил любого государства. Когда наступит день «Д» и противник начнёт уничтожать разведывательные корабли и блокировать международные грузоперевозки, нужно быть готовым ответить на этот вызов.
В этом контексте учения российского флота, проводимые в непосредственной близости от берегов Сирии, выглядят вполне логичными и закономерными. Россия несомненно имеет свои национальные интересы в этом регионе и не только экономического характера. В конце концов, Средиземное море до сих пор остаётся удобным позиционным районном для сил ядерного нападения вероятного противника.