Александр Собянин: «Война в Средней и Центральной Азии из-за воды – блеф"
Интервью руководителя службы стратегического планирования российской Ассоциации приграничного сотрудничества Александром Собянина киргизстанскому еженедельнику "Общественный рейтинг".
Александр Дмитриевич, Узбекистан выразил озабоченность по поводу соглашения России и Кыргызстана о строительстве Камбаратинской ГЭС-1. Об этом заявил первый вице-премьер правительства Узбекистана Рустам Азимов. Какой сценарий может получить развитие ситуации?
В недавнем докладе американского Национального совета по разведке «Глобальные тенденции до 2030 года: альтернативные миры» говорилось, что война в Центральной Азии может вспыхнуть из-за водных ресурсов. Я в ряде интервью выразил твердую позицию петербургского и московского востоковедения, моих дорогих старших друзей и соратников-профессоров, «война в Средней и Центральной Азии из-за воды – блеф. Люди живут жизнь, а не играют в политику. Люди при нехватке воды уйдут с семьями пить чай и готовить еду, выращивать урожай на полях в другие земли, а умирать и воевать будут лишь за большие смыслы, даже если умирать придется якобы «всего лишь» ради нескольких человек своего народа, что отражено в ноябрьском интервью казахской газете «Свобода слова» («Разговоры о водной войне — блеф». № 40. 01.11.2012. — Прим. ред.). Почему важно различать, что люди не убивают ради воды, но совершают это ради своего народа? Таджики, не полностью в 1992 понимая смысл глобальных проекций на наш Среднеазиатский геоэкономический регион, не смогли остановить Гражданскую войну 1992-1993 годов. Киргизы при невероятном весе интеллекта при правлении Аскара Акаева, при огромном вовлечении интеллектуального потенциала США, России и Казахстана при правлении Курманбека Бакиева, но без понимания глобальной проекции на Кыргызскую Республику допустили Аксыйские события 2002 года, уход из-за беспредела родственников аж двух президентов — Аскара Акаева и Курманбека Бакиева.
Уход не по причине неверного правления, а по причине разнузданного «рейдерского» поведения членов своих же семей, неспособности удержать в этике и морали своих же родных. И это беспрецедентно на пространстве бывшего СССР. Обычно уходящих расстреливают физически или навсегда уничтожают как политиков. А Киргизия дала прецедент, когда уходящих правителей в спину не бьют. Акаев не смог или не решился указать детям разницу, которую в одном советском фильме обозначили так: «А ты не путай частную шерсть с государственной». Бакиев не справился со своим разнузданным сыном Максимом и жестковатыми, агрессивными братьями. У Атамбаева нет такого «рейдерского» поведения членов семьи. Руководители Киргизии не пытались решать свои политические задачи за счет обмана народа, обманывая свой народ в самых важных вопросах, а это вопросы войны и мира, еды и энергии, безопасности и образования как фактора семейного будущего. Это важно по вашему вопросу об узбеках и киргизах в водном противостоянии.
Сам Ислам Каримов хотел подписать Нурсултана Назарбаева под «войну». Но война Каримову нужна не как война. Благо, Нурсултан Назарбаев не поддался на уговоры, хотя у него почти не было шансов, хотя это было сказано в Астане на саммите, как бы от лица тех стран, которые страдают от агрессивно-нищего напора Таджикистана и Киргизии. Нурсултан Назарбаев не поддался уговорам, и сегодня мы видим Казахстан в качестве участника в проекте по строительству Камбаратинской ГЭС, в России и Киргизии это с благодарностью видят. В Казахстане прекрасно понимают, что время изменилось. Изменения в российской политике по Киргизии меняют всю конфигурацию. Мы видим, что Киргизия стала главным военным союзником России. Один миллиард сто пятьдесят миллионов долларов, выделенных на оружие, – это очень серьёзный аргумент для всех. Киргизия, благодаря своей мобильности по части законодательства, принимает новые условия. Киргизская сторона прекрасно поняла, что ситуация в гидроэнергетике кардинально изменилась.
До настоящего времени Россия проводила три-пять типов водной и энергетической политики в каждой из стран Средней Азии, за каждой из которых стояла та или иная крупная российская компания, имеющая своих проводников в МИДе РФ, Россотрудничестве и других структурах. То была непоследовательная политика, противоречащая стратегическим интересам самой же России, и такая «кривая русская линия» получалась из-за борьбы интересов российских же групп. Вот таких политик было много, а единая российская политика не существовала вообще. Был ряд концептуальных взглядов, очень разных по идеологии, кадровому составу, которые даже не конкурировали, а прямо противоречили друг другу. В пример приведу ситуацию по Рогунской ГЭС. Там три российские олигархические группировки были в 2002-2010 годах заинтересованы в низкой высоте Рогунской ГЭС, которая не даст нужного количества электроэнергии Таджикистану, но зато не будет нервировать Ислама Каримова. А государственные интересы РФ требуют, чтобы ГЭС всё-таки была построена так, как она проектировалась в 1970-е годы, – высокой. Вот эти частные интересы, мешающие таджикам построить Рогунскую ГЭС, фактически победили государственную линию России, которая по своим стратегическим позициям в гидроэнергетике в Среднеазиатском регионе совпадает с государственной линией Таджикистана. Государственная линия России, конечно, неоднократно проявлялась, но она не вошла в реальность. Так, победили лоббисты. В Киргизии в 2010 году победила Роза Отунбаева. Тогда, в 2010 году я говорил: женский кулачок победит. Американцы собрали всех её людей в кулачок, в такой маленький, но пробивной. А киргизы и русские собрали десять пальцев в десять «дружных» киргизско-русских политических пальцев, обломанных женским американским кулачком Розы Отунбаевой.
Так вот – в электроэнергетике это закончилось! Перед Игорем Сечиным, одним из верных соратников Владимира Путина, поставлена тяжелейшая задача – объединить российскую электроэнергетику. И недавно крупнейшие энергохолдинги, «Федеральная сетевая компания» и «Холдинг МРСК», объединились в одну государственную кампанию — ОАО «Российские сети». Задача по объединению будет выполнена, хотя и тяжело. Также в эту систему будут объединены ещё и независимые производители энергии – «Красноярскэнерго», «Иркутскэнерго» и др. В эту же систему войдут и таджикская, и киргизская генерации и сети. Сначала это будет генерация, а потом и распределение. Затем будут включены казахская, а позже и узбекская. Таким образом, в стратегическом плане антиузбекская линия отсутствует. То есть стратегический план подразумевает ответственность. Казахи же в данной ситуации сыграли на опережение, и сами пошли на превентивный шаг, не дожидаясь приглашения. Если бы Казахстан пригласили, то пригласили бы на российских условиях.
А раз они сами пришли в Камбарату, а речь идёт шире, чем просто о Камбарате, – о всём каскаде Нарынских ГЭС, то сами и смогут просить те условия, на которых Россия, Таджикистан, Киргизия будут включать их в своё движение. Здесь важно понимать, что изменение российской политики – оно навсегда. Сейчас это электроэнергетика, потом и другие отрасли. Поворота назад не будет! Не будет возможности лоббировать через ту или иную олигархическую группировку иные действия, чем хочет российское государство. А это значит, что малые страны получают полную защиту во всём. К примеру, чтобы Таджикистан не боялся Узбекистана, Владимир Путин во время своего визита на день рождения Эмомали Рахмонова подарил ему снайперскую винтовку с оптическим прицелом. Позже, чтобы не было интерпретаций и недопонимания, Путин выделил Таджикистану 200 млн. долларов на покупку оружия и 200 млн. долларов помощи в поставках нефтепродуктов. Комментировать это не надо. Для Киргизии же это значит не просто снятие зависимости от узбекских и казахских распределительных сетей.
В первую очередь Киргизия получит развитие. Ключевые вещи, которые Россия видит в Киргизии и Таджикистане, – это мощное производство электроэнергии самыми разными способами, водой, атомными станциями. Но не столько для экспорта, сколько для электрообеспечения производств непосредственно на территории Киргизии. Строительство атомной станции планируется в Таджикистане и на юге Киргизии для обеспечения металлургических предприятий черной и цветной металлургии. Также возлагаются на Киргизию большие планы и по добыче полезных ископаемых. Здесь разница между Россией и Китаем будет огромной. Китайская сторона, пользуясь глупостью или наивностью жадных киргизских чиновников, стремится навязать Киргизии железную дорогу, получив взамен…
Ресурсы.
Да, точно! Ресурсы. Причём, спасибо за понимание, ладно бы, если бы это была продажа дороги взамен на ресурсы! Но ведь это кредит на строительство железной дороги, за которую отдадут ещё и ресурсы! Киргизские чиновники, чтобы урвать здесь и прямо сейчас, подпишут обязательство Киргизии заплатить дважды — отдав за просто так месторождения и взяв под проценты кредиты на дорогу ККУЖД, чиновники «продадут дважды будущее детей» ради китайских денег. А российские планы заключаются в развитии металлургии. То есть это строительство высокотехнологичных заводов с высокой придаточной стоимостью, проще говоря, в Киргизии за каждую тонну металлов, добытых из земли, будет оставаться гораздо большая прибыль.
Пятого декабря в Бишкеке состоялось заседание Совета глав правительств государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). По итогам заседания главами правительств было подписано несколько решений Совета, в том числе о бюджете ШОС на 2013 год, о работе над созданием совместных Фонда развития (специального счета) и Банка развития ШОС. Ваше мнение?
Создание Банка развития ШОС прямо противоречит интересам РФ. Но здесь надо понимать, что «войны» с китайцами нет. Мы не можем с ним конкурировать. Пока мы китайцам в Средней Азии просто проигрываем соревнование за разворот курсов стран региона. Киргизия пытается усидеть на трёх стульях. Как пословица говорит, «Эки атка гёп жетпейт» («На двух сёдлах усидеть – попы не хватит». – Прим. ред.), а Киргизия пытается усидеть аж в трёх сёдлах – американском, русском и китайском. Но надо понимать: эти три коня совершенно разные.
Словно лебедь, щука, рак.
Да, так, совершенно верно, это о нынешней Киргизии. Но знаете, в этом смысле я за Киргизию не переживаю, так как в ближайшее время у страны нет стратегической линии, которая соблюдалась самим же государством. Станет меняться ситуация, начнут перебегать. Но Россия — единственная, кто работает на приобретение друзей в виде людей, а не в виде структур, проектов. В этом смысле нет никакой конкуренции. Китай покупает людей за деньги, через коррупцию, апломб киргизской элиты. Россия всё-таки идёт по другому пути. Американцы идут тоже совсем по иному пути, работая с подсознанием, психологией, поощряя раскол и апломб на теме противостояния маленькой страны «большому брату». США поощряют в самих же киргизах отказ от «киргизскости» ради того, чтобы ездить в Вашингтон, в Париж, Лондон. И мы это видим. Даже вглядываться не надо, чтобы понять, кто питается от американских программ, грантов.
Да, американцы сформировали в Киргизии свою политическую и социальную инфраструктуру.
Дело в том, что Киргизия была одним из двух пилотных проектов, где американцы начали работать на районном и муниципальном уровнях. В четырёх областях в начале 90-х годов они начали проводить такую работу. Я бы хотел обратить внимание, что в Киргизии речь шла о низовом уровне местного самоуправления — об уровне поселков и сельских советов, хотя, понятно, речь шла лишь о местном самоуправлении в приграничных с Китаем и Таджикистаном сельских районах. И немного меньше – о районах, граничащих с Казахстаном.
Децентрализация по принципу «разделяй и властвуй».
Децентрализация политической управляемости и переориентация киргизских элит на американские ценности. А идёт это на пользу народу или нет – это уже не важно. Видите, когда говорится о влиянии России, Китая и США в Киргизии, то тут надо понимать, что это совершенно три разных центра силы, действующих в трёх разных идеологиях и пространствах. Прямой лобовой конкуренции с американцами и китайцами в Киргизии нет.
Какие шаги могут последовать со стороны США в ответ на стратегические планы России?
Американцы совершенно не против Евразийского Союза. Давайте разделим realpolitik и пропаганду.
О пропаганде скажу: недавно Госсекретарь США Хиллари Клинтон назвала идею Евразийского Союза ресоветизацией…
Вы хороший пример привели. Это и есть пропаганда. Кто такая Хиллари Клинтон? – «хромая утка», которая уже списана на задворки. Чем больше «горящих углей» она кинет в бывший лагерь Обамы, тем лучше. Ведь это не сказал сам Барак Обама, а это произнесла «хромая утка» Хиллари Клинтон. Во-вторых, надо разделить риторику и США, где очень много приходится говорить в интересах американской общественности. Поступки США свидетельствуют об отсутствии противодействия Евразийскому Союзу. Честно говоря, больше всего противодействия интеграции Киргизии в Таможенный союз было не где-нибудь в Вашингтоне или Бишкеке, а именно в Москве, так как значительная часть российской элиты боится, что потребность в ней отпадёт. Надеюсь, киргизским элитам, родам и влиятельным семьям удастся избежать искушения и не «воевать» с А. Атамбаевым, который, на мой взгляд, является человеком большой души и настоящей честности, политической честности, что важнее, и мужской, человеческой честности, что также важно. У него может никогда не будет такой коммерческой хватки, как у О. Бабанова, или умения вести споры и стравливать одних с другими, как было у членов семьи Бакиевых. Но у него есть одна ценная особенность – он искренен. Алмазбек Атамбаев на самом деле очень хочет, чтобы Киргизия перестала быть нищей, перестала ходить с протянутой рукой, клянча у европейцев, американцев, русских, китайцев, казахов гранты и программы. Чтобы Киргизия жила своим трудом и жила хорошо, достойно. Вот этого он реально хочет, и это не пропаганда!
Согласен. Надо отдать должное Президенту нашей страны Алмазбеку Атамбаеву.
То, что А. Атамбаев — крепкая личность, является одной из важнейших причин, почему Россия решила выделить миллиард сто пятьдесят миллионов на оружие. Взяв слово поставить «броню обороны» киргизскому брату, Россия пошла в Киргизии в развитие и созидание — в электроэнергетику, нефтегазовую отрасль. Личность Алмазбека Атамбаева дает шанс, что Киргизия не потеряет демократическое наследие Аскара Акаева, общественное согласие севера и юга при Курманбеке Бакиеве, что Киргизия сумеет вспомнить наследие Исхака Раззакова, продлить при Атамбаеве завет Раззакова — Киргизия едина и неразделима, страна многонациональная, страна должна быть промышленной, богатой, образованной и культурной, дружественной к России, к казахскому, таджикскому и узбекскому соседям.