Пробужденный Крым: с какой Конституцией жить полуострову / Станислав Стремидловский
Крым спешит принять свою Конституцию. По словам руководителя конституционной комиссии, вице-председателя Госсовета республики Григория Иоффе, не исключено, что Основной закон местные депутаты примут уже 10 апреля. Такие сжатые сроки вызывают смущение у крымских политологов. Но у сторонников такого варианта есть объяснение - по их мнению, необходимо как можно скорее запустить экономические и социальные процессы на полуострове.
"Крымская ситуация" сегодня во всех отношениях беспрецедентна и уникальна. То же самое касается и государственности региона. Почему можно употребить термин "государственность"? Дело в том, что из всех российских регионов у Крыма - самая древняя и насыщенная история, уходящая корнями в древнюю Грецию и Римскую империю. Полиэтничность и поликонфессиональность полуострова поэтому есть явление для него органичное. При этом расклад сил, главенствование той или иной элиты определялось не сколько внутриполитическим консенсусом, столько балансом интересов внешних игроков. Учитывая все это, крымчане сейчас хотели бы максимально затвердить свои интересы и приоритеты.
Пусть их немного, однако они есть. Член конституционной комиссии, доктор юридических наук Марина Гуренко-Вайцман отмечает наличие заказа на создание и введение в правовые рамки как самой крымской государственности, так и новой политической нации крымчан. "Нашими главными ценностями можно назвать стабильную и мирную жизнь, - говорит Гуренко-Вайцман. - Народ Крыма есть единая общность, которая состоит из всех наций и этносов, проживающих на территории полуострова. Важно отметить, что здесь смогли ужиться люди с разной культурой, менталитетом, религией и языком".
Это намек на неуместность попыток создать в регионе некую "национально-территориальную автономию". Подобные высказывания ранее допускали некоторые представители незарегистрированного Меджлиса татар Крыма. Против этого выступили не только спикеры от русско-украинского большинства, но и своего рода "коллеги по несчастью" крымских татар, лидеры общин депортированных народов - немцы, болгары, греки и армяне. Главы Общества немцев Крыма Юрий Гемпель и Крымского общества болгар имени Паисия Хилендарского Иван Абажер в разговоре со специальным корреспондентом REX неоднократно подчеркивали приверженность идее равноправия абсолютно всех народов, населяющих полуостров. По мнению крымских политологов, если Москва попытается навязать крымчанам некую "национально-территориальную автономию", эта идея вызовет резкое неприятие и отторжение у всего славянского населения и подавляющего большинства этнических общин.
Следующий вопрос, по которому сложился консенсус среди крымских элит, касается формы устройства органов власти. Идея сильного и единоличного президента/главы Крыма, полностью формирующего исполнительную власть, вызывает страх и национальных общин, политиков и политологов. Слишком свежо еще в памяти неудачное правление в начале-середине 1990-х годов первого президента полуострова Юрия Мешкова. Поэтому выбор за парламентской моделью, в которой премьер и ключевые министры утверждались бы депутатами Госсовета.
По остальной тематике уже возможны дискуссии. Это и переустройство вертикали власти на полуострове, это и решения по выборам депутатов республиканского и районных советов. Потенциальной "жарким" может стать диалог между Симферополем и Севастополем. Дело в том, что на ментальном уровне севастопольцы не воспринимают себя полностью гражданами "большого Крыма", выделяясь в отдельную группу. Город многие десятилетия прожил в статусе "закрытого", сюда было не так просто попасть остальным крымчанам, и эта граница ощущается до сих пор. Так что в перспективе нельзя исключать возникновения разногласий между этими двумя субъектами федерации, прежде всего, по экономическим вопросам, кто кому сколько должен и кто сколько должен платить друг за друга.
Понятно, что Конституция Крыма не закроет сейчас все "узкие места". Это понимают ее разработчики, которые предлагают не делать фетиш из текста будущего Основного закона. Конституцию обещают дорабатывать со временем. Важен сам факт ее принятия, говорят некоторые конституционалисты, это позволит "перезагрузить" властный аппарат. В первую очередь, заинтересованы в этом бизнесмены, чья деятельность ныне по ряду направлений приостановлена. Но в любом случае, отмечает крымский политолог Виктор Харабуга, было бы желательно перед голосованием по проекту Конституции на Госсовете ознакомить с ее текстом широкую общественность. А пока - объяснить населению республики, не говоря уже об элитах, какой именно Основной закон будет предложен крымчанам. Ведь пока даже политологическое сообщество имеет представление лишь об отдельных разделах Конституции, и то из редких выступлений представителей власти.