Пробужденный Крым: голос русского протеста / Станислав Стремидловский
День голосования, 16 марта, вместе со съемочной группой политического канала KREML.TV мы провели в городе Бахчисарае и двух селах Советского района, что на восточном побережье Крыма. Выбор маршрута был вызван сообщениями о возможных столкновениях возле избирательных участков. Ходили слухи, что голосование попробоют сорвать недовольные сторонники Меджлиса крымскотатарского народа. Сразу скажу - подозрения не оправдались, хотя члены местных избиркомов немного понервничали. Так, в Бахчисарае, как нам рассказали, от участия в избирательных комиссиях отказались все крымские татары, которые раньше работали там на выборах председателями, секретарями и рядовыми членами.
Не решились крымские татары придти на участки. Показательный пример. В Бахчисарае мы посетили четыре избирательных участка - 12017, 12013, 12015 и 12006. В первых трех по состоянию на 14.00 по крымскому времени явка составила 50-60% от списочного состава. На участке 12006 - всего 10%. Причина в том, что на этом участке компактно живут крымские татары, объяснили нам члены избирательной комиссии. Аналогичная картина сложилась в селах Чапаевка и Новый мир Советского района - решились проголосовать 1-2 человека из местных крымскотатарских общин.
Разговоров было много во время поездок и по большей части не по нашей инициативе. Говорили крымчане, было заметно, что им хотелось выговориться. Люди, с которыми мы встречались, казалось, были сами удивлены тем, что происходит в Крыму и с ними. За этим 23 года они устали от Украины, украинских властей и украинского языка. Типичная цитата: "Я была русской, и я не хочу и и не буду больше русскоязычной, я буду русским человеком". Слова "Россия", "русские" здесь употребляют естественно и с удовольствием. Но противопоставляют их коллективному Киеву, а не своим местным украинцам, крымским татарам, армянам, немцам, болгарам, грекам. И раскол в семьях, между родственниками и друзьями, тоже проходит по перешейку. Мы выслушали несколько историй о том, как с сестрой-крымчанкой переставал общаться ее брат с материковой Украины. Острый меч прошелся по сердцам людей. Смогут ли эти рубцы зажить? Посмотрим. В любом случае, крымчане готовы первыми забыть обиды.
Это особенно заметно, когда речь заходит о своих близких соседях, крымских татарах. И на работающую камеру, и при общении не для печати, суждения русских крымчан сводились к тому, что крымские татары не услышали обращенные к ним призывы решить вместе со всеми остальными судьбу своей родины. Но их в этом не винят, их жалеют. Еще одна распространенная цитата: "Крымские татары, конечно, показали свое лицо, но они тоже люди, у них свои переживания. Мы их понимаем". Нам говорили, что на следующий день с соседями - крымскими татарами, наши собеседники готовы разговаривать как ни в чем не бывало. А вот готовы ли будут крымские татары без смущения смотреть в глаза своим русским соседям? Вопрос.
Крымчане терпеливы. До поры до времени. Это следует учитывать и новой власти в Симферополе. Это должны понимать и в Москве. "Как выборы - мы все ждем", - рассказывал нам люди на избирательных участках. Но что происходят, когда их обманывают, показала сегодня явка избирателей и число проголосовавших за воссоединение с Россией. Невозможно за неделю так сагитировать, что бы на участки - произошло в селе Новый мир - участие в голосовании приняло 100% русских крымчан этого населенного пункта. Мы услышали многочисленные истории о бабушках, которые приходили на участки за полчаса до голосования, приходили потому, что боялись, как бы не забыли приехать к ним с выносной урной. Мы слышали истории о том, как односельчане обнаруживали своих давно уехавших на заработки земляков, специально приехавших, чтобы проголосовать.
Крым долго будили и Крым проснулся. Крымчане поняли, что именно сейчас от них зависит их судьба. А в это же время на украинских каналах их попрекали в "рабской психологии", может быть, в том числе и поэтому крымчане, которые чаще сторонились политики, политикой заинтересовались. Они не шовинисты, снова процитируем - "мы в быту разговариваем по-русски, а песни поем на украинском". Они жалеют Януковича, "он тоже человек", но их президент "бросил нас на произвол судьбы", поэтому их выбор - только с Россией. И они уже ментально в России.
На избирательных участках нам сформулировали несколько наказов к российскому президенту Владимиру Путину. Вот два из них. Первое связано с тем, что по "новостям передавали сообщение, будто бы депортированным народам, крымским татарам, Москва будет выделять помощь в размере полтора миллиарда долларов. А когда помогут всем остальным людям, которые приехали в Крым по переселенческим программам еще в советское время?". Второе - пожелание развивать весь Крым, не только Южный берег, "есть еще степной Крым, и у нас можно курорт развивать, по всему Сивашу. Чуть-чуть нам надо помочь". При этом наши собеседники постоянно подчеркивали, что они готовы активно работать, не быть нахлебниками на российском бюджете.
Мы уезжали из Бахчисарая и Советского района, а с нами прощались так: "Ну что, завтра мы с вами увидимся уже в России?". В этой фразе было все - тревога, опасения, как бы не обманули, но была надежда. Надежда сегодня главное, чем живет Крым. И ее нельзя растоптать.