Южная Осетия: реалии послевоенного времени / Александр Сергеев
Вступление
Прошло 4 года с момента окончания "пятидневной войны" в Южной Осетии, явившейся, по сути своей, последней фазой войны, которую грузинское государство вело против южноосетинского народа в течение долгих 20 лет. Такой срок позволяет взглянуть на военные события на некотором историческом расстоянии, и, как следствие, сделать некоторые выводы относительно послевоенных реалий жизни этого молодого государства.
Оглянувшись назад в недавнюю историю, следует заметить, что на всем постсоветском пространстве невозможно отыскать регион, которому выпало бы тягот и лишений больше, чем маленькой южноосетинской республике. В отношении южных осетин применялась практика массовых убийств, сгон с земель. Населенные пункты на указанной территории подвергались обстрелам из гранатометов. Грузинская военщина не жалела никого: ни женщин, ни стариков, ни детей. Особый резонанс получили события августа 2008 года, когда грузинские ГРАДы в упор расстреливали спящий город Цхинвал, сравнивая его с землей.
В то же время на сегодняшний день неразгаданным феноменом остается то, как 50-тысячный южноосетинский народ смог столь долгое время сражаться и в конечном счете выстоять против пятимиллионного государства, снабженного оружием по последнему слову техники. Многие читатели могут ответить, что решающим фактором в данном противостоянии стало на финальном этапе войны вмешательство в конфликт российских вооруженных сил. Не отрицая и не умаляя заслуг российского военного командования, а также простых солдат и офицеров 58-армии в августе 2008 года, отметим, что до указанной фазы эскалации вооруженного конфликта война в республике шла уже около двух десятилетий. В тоже время, даже в рамках данного временного промежутка героическая борьба осетинских сил самообороны в течение 8 и 9 августа на территории Цхинвала предрешила очень и очень многое в плане протекания дальнейших этапов войны и ее окончательного исхода.
Все вышесказанное в значительной степени актуализирует описываемую нами тематику. Исследуя южноосетинский социокульурный феномен, отечественное и мировое обществоведение добудет для себя исключительно богатый социологический и антропологический материал.
Второй аспект, придающий актуальность вышеуказанной проблематике, адресует к необходимости для России обретать заново собственные идейно-смысловые начала и вставать на собственную геополитическую траекторию. Аксиомы о "Вхождении России в западную цивилизацию" и "строительстве общеевропейского дома" показали за последние 20 лет на практике свою стратегическую и тактическую исчерпанность. Познание южноосетинской социальной матрицы в очень значительной степени сможет помочь выполнению указанной задачи.
В подобного рода исследованиях существует и чисто практический, повседнвно-прикладной интерес. На территории Южной Осетии на сегодняшний день работает множество представительств самых различных российских государственных и общественных структур: от военных и дорожно-строительных подразделений до корпунктов СМИ и Русской православной церкви (Красный Крест). Каждая система ставит перед своими сотрудниками какие-то определенные задачи, которые должны выполняться максимально эффективно. В тоже время у макросоциальных образований, какими являются российское общество и российское государство, также имеются стратегические целевые установки, касающиеся южноосетинских современных реалий. Ни одна из подобных задач не может решаться эффективно без хорошего знания "социального рельефа" территории, на которой приходится постоянно работать.
Указанный выше аргумент усиливается еще и тем, что реваншистские планы современной Грузии в отношении южноосетинской территории отнюдь не ушли в прошлое. Опасность возвращения военных реалий на южноосетинскую землю продолжает оставаться актуальной. В этих условиях хорошее знание текущих южноосетинских реалий становится для российского научного сообщества и государственных структур актуальнейшей и насущнейшей необходимостью.
Настоящее исследование претендует на то, чтобы преодолеть вакуум в знаниях подобного рода и побудить научное сообщество обратить пристальное внимание на поднимаемые здесь проблемы. Выражаем надежду, что интерес к южноосетинской социальной проблематике будет расти, и это обстоятельство, в свою очередь, позитивно отразится на решении ряда затрагиваемых здесь практических вопросов.
Глава 1. Основа матрицы жизнедеятельности южноосетинского общества
Южноосетинский народ можно без всякого сомнения назвать героическим. Несмотря на два десятилетия военных действий и тяготы четырех лет особого, послевоенного периода коренное население республики показывает исключительные морально-нравственные образцы повседневного поведения и личностного достоинства. Человечность, сплоченность, братское отношение друг к другу, верность идеалам и национальным традициям - все это не перестает восхищать людей, приезжающих в этот удивительный край. В глаза сразу же бросается практически полное отсутствие бытовой преступности, наркомании, алкоголизма, на улицах населенных пунктов люди стараются поддерживать максимально возможную чистоту. Удивительно также и то, что во многих промышленных районах Центральной России, не видевших войны уже более 60 лет, постперестроечный социокультурный регресс оказывается значительно более явно выраженным, чем в маленькой Южной Осетии, совсем недавно перенесшей страшные испытания.
Изложенное выше позволяет говорить о том, что в южноосетинском обществе действуют особые цивилизационные социокультурные коды, "сберегающие" народ и позволяющие ему выжить в экстремальных условиях. Их выявление и дальнейшее сохранение на макросоциальном уровне является насущной проблемой для дальнейшей жизнедеятельности южноосетинского социального пространства. Автор этих строк длительное время изучал социокультурную проблематику Южной Осетии и регулярно бывал там в течение трех последних лет. Исходя из этого, опираясь на собранный материал, мы берем на себя смелость описать и сформулировать основные составляющие, легшие в основу матрицы жизнедеятельности южноосетинского народа:
1. Общинность. Для осетин общение между дальними родственниками - явление не просто нормальное, а являющееся социообразующим фактором. Люди, принадлежащие к одной фамилии, считают друг друга родственниками, то есть имеющими общие родовые корни. У каждой фамилии имеется село, считающееся родовой вотчиной однофамильцев. В целом атмосфера большой семьи характерна для южноосетинской ауры вообще и передается обществу в целом.
2. Особое положение личности в общине. Осетинская община, в отличие от многих азиатских и дальневосточных образцов, не поглощает личность, а отводит ей четко определенное место. К примеру, на осетинских праздниках есть четкое распределение обязанностей за столом между старшими и младшими, обязательная очередность тостов, призванная "не обидеть" никого из присутствующих. Особенно интересен атрибут празднования дня рождения. День рождения - это не только праздник именинника, это праздник рода в целом. В то же время имениннику оказывается повышенное внимание, все сказанные на торжестве слова должны так или иначе соприкасаться с его личностью.
3. Гармоничная взаимосвязь поколений. Осетинские обычаи определяют специальное положение представителей каждого поколения. Старшим дарится особое уважение, младшим - максимальная забота, внимание. Особенно внимательно осетины относятся к детям, даря им ласку, оберегая их, в то же время разговаривая с ними как со взрослыми и постепенно готовя их ко взрослой жизни.
4. Отношение к святым местам. Южноосетинское общество, в не зависимости от вероисповедания отдельных его носителей, очень бережно относится к древнеосетинским святилищам, чтит и охраняет их (верит). Человеку, приехавшему в Южную Осетию, легко увидеть, как водители привстают с сидения автомобиля, проезжая мимо святых мест, оказывая им, таким образом, знаки почтения и внимания. У каждого святилища есть свой праздник - день, в который множество людей собирается навестить его (приезжают для молитвы богу в наиболее чистом месте).
5. Особое положение женщины. Женщина - хранительница домашнего очага, объект особого уважения и внимания. Несмотря на множество обязанностей, характерных для нее как для хозяйки дома, она полноценный участник праздничных застолий (общественной жизни). В общении мужчин и женщин, молодых людей и девушек нет никаких жестких и неоправданных регламентов, присущих некоторым северокавказским общностям. В то же время императивом в подобного рода отношениях является взаимное уважение и исключительная вежливость по отношению друг к другу.
6. Стремление к освоению новизны. Южный осетин с большой охотой и интересом соприкасается с объектами, выходящими за рамки его непосредственных повседневных нужд. Сказанное касается в равной степени самых разных вопросов: как, к примеру, прикладных технических усовершенствований, так и проблем текущей политики. Каждое явление, появившееся в сфере досягаемости человеческого кругозора, будет пристально рассмотрено и внимательно изучено.
7. Чуткость и чувствительность к идейно-смысловым началам. Осетины очень внимательны к обсуждению тем, позволяющих более глубоко понять окружающую действительность. Любая информация, способная дать повод к глубинным размышлениям, рассматривается пристально и с большой охотой. Осетины также весьма чувствительны к проявлению внимания, доброты, как к себе и своим близким, так и к их родной земле.
8. Традиционность быта. Традиции занимают в жизни осетин весьма серьезное место. Наиболее ярко это выражается в праздновании целого ряда торжеств (кувдов, свадеб и т.д.). Сам осетинский стол имеет детальную регламентацию (ведение стола старшими, очередность тостов и т.д.). Однако сказанное выше касается не только праздничных событий, но и трудовых будней.
9. Органичная связь с природой. Особое отношение к природе - одна из основных черт осетинского быта. Многие городские жители, в том числе обитатели многоэтажек, часто имеют подворья за пределами города. В форме природных объектов представлены многие древнеосетинские святые места - святилища, (дохристианские архитектурные строения, окруженные нетронутыми рощами рощами и лесами и т.д.). Вообще природа рассматривается осетинами в качестве определенного и гармонично устроенного порядка вещей, обеспечивающего взаимосвязь цикличности и поступательного развития.
К вышеперечисленному осталось только добавить, что восприятие южными осетинами России как макросоциального феномена имеет для описываемого нами мироощущения колоссальное значение. Россия глазами южных осетин - большой материк, транслирующий идеи и высший смысл, и одновременно величественная сила, которая в момент смертельной опасности пришла на помощь и защитила. Южные осетины не мыслят себя вне российского цивилизационного и социокультурного пространства, они являются истовыми патриотами великой России.
От анализа социокультурной матрицы следует перейти к описанию текущей каждодневной реальности и выделению в ней основных проблем и болевых точек. Этому будет посвящена следующая глава.
Глава.2 Южная Осетия: реалии послевоенного времени
26 августа 2008 года независимость Южной Осетии была признана Российской Федерацией. В атмосфере всеобщего ликования, имевшего место в те дни, наиболее остро звучала нота надежды на счастливое и светлое будущее южноосетинского народа. Однако по прошествии 4 лет можно сказать, что многое из того, о чем мечталось в те дни, не стало реальностью даже в видимой перспективе. Участь народа, прошедшего через горнило страшной войны, до сих пор является незавидной. Причины сложившегося положения во многом имеют субъективный характер. Как правило, они связаны с системными недоработками, имеющими место как на южноосетинском государственно-властном уровне, так и с функционированием государственно-властной вертикали в России.
Работа над исправлением изъянов повседневности необходима в особенной степени, если учитывать исключительно важное геополитическое и геостратегическое значение южноосетинской территории для жизнедеятельности и безопасности России. Данный факт косвенно подтверждается системой многочисленных пограничных баз, расположенных на сравнительно небольшом участке земли, реваншистскими планами Грузии относительно южноосетинского пространства, а также систематическим жестким давлением, оказываемым западными странами на Россию относительно закавказского направления ее внешней политики. Чем лучше будут решены сегодняшние южноосетинские проблемы, чем более устойчивое пространство будет находиться в зоне российских стратегических интересов - тем эффективнее Россия станет решать проблемы своей стратегической безопасности и устойчивой жизнедеятельности.
Прежде чем начать говорить о конкретных южноосетинских проблемообразующих факторах, необходимо сказать еще об одной вещи. Война в регионе, как мы уже писали, шла 20 лет, что не могло не породить в республике особой атмосферы. На сегодняшний день Южная Осетия - это в какой-то степени зона массовой психологической травмированности. Очень многие люди не могут отойти от еще недавно пережитых стрессов и трагедий. Указанное обстоятельство диктует необходимость особого внимания российских властей к южноосетинской проблематике, ибо более 90 процентов проживающих в Южной Осетии людей - российские граждане. Любая беда, переживаемая южными осетинами, будет так или иначе резонировать в российские регионы.
Постараемся обозначить основные проблемы, наиболее тяжело отражающиеся на жизнедеятельности южноосетинского общества:
1. Крайняя бедность подавляющего большинства населения. Она переживается особенно тяжело в условиях исключительно несправедливого распределения финансовых средств, направляемых в качестве вознаграждения за трудовую деятельность. Работники бюджетной сферы (врачи, учители, государственные служащие и др. ) получают воистину мизерную зарплату при условии того, что приезжие малоквалифицированные рабочие, занимающиеся, к примеру, укладкой плитки, могут получать "гонорары", в несколько раз большие.
2. Состояние дорог и иных объектов коммунальной сферы. Воистину ужасающее положение на цхинвальских дорогах, увы, нельзя назвать "эхом прошедшей войны". Местные власти вот уже второй год заняты сменой труб, лежащих под центральными улицами города. Цхинвал на сегодняшний день представляет из себя сеть огромных выкопанных траншей, окруженных мощными грязевыми потоками, из которых во все концы города разлетается пыль. Все это, естественно, крайне пагубно отражается на здоровье живущих в городе людей. Но еще тяжелее это отражается на их моральном состоянии. На фоне того, что в городе до сих пор не восстановлена львиная доля жилого и архитектурного фонда (в руинах находится главный Цхинвальский театр и большая часть Дома Правительства) вид городского бездорожья особенно удручает и создает атмосферу тотальной безнадежности. Все этот происходит на фоне сотрясающих город разговоров о больших объемах коррупции местных властей и "откатов" привозным строительным и дорожным компаниям.
3. Проблемы пересечения границы с Россией. На приграничной таможне нередко останавливаются в произвольном порядке машины, после чего водителей принудительно заставляют пройти ИДК - рентгеновский осмотр транспортного средства, после которого в него нельзя садиться в течение 2-3 часов. Делается это процедурой случайной выборки, без получения всякой предварительной информации. Данная процедура не только унизительна для южных осетин, она еще лишний раз заставляет думать людей о том, стоит ли ехать в Россию. Таким образом, необдуманное использование технических средств является еще одним способом, косвенно работающим на отдаление российских жителей и южных осетин друг от друга.
4. Проблема охраны границ. Несмотря на значительное присутствие российских пограничных частей на осетинской территории, вопросы охраны границ не всегда решаются оптимально. Местные жители неоднократно рассказывали о несколько километровых участках грузино-осетинской границы, которые, по сути, находятся вне всяческой охраны. По этой причине южноосетинский житель или приезжий человек, плохо знающий местность, рискует быть просто захваченным грузинскими силовыми частями в плен или стать жертвой соответствующей провокации.
5. Проблема ценообразования. На сегодняшний день почти все товары, продающиеся в Южной Осетии, везутся из России. Это объясняется тем, что вся южноосетинская промышленность, имевшая в свое время в своем составе множество разногабаритных предприятий, была уничтожена либо войной, либо постпересроечными социально-экономическими процессами. В то же время таможня на границе с Россией берет с товара ввозную пошлину, в результате которых цены в Южной Осетии в полтора раза выше чем в среднем по Северном Кавказу, при, как уже мы писали, крайне низких доходах населения.
6. Проблема самостоятельного жизнеобеспечения. В предыдущем пункте мы говорили о том, что на сегодняшний день в республике практически отсутствует какая-либо производственная база. Это справедливо не только в отношении промышленности, но и сельского хозяйства. Между тем, в республике имеются земли, вполне пригодные для сельскохозяйственного использования. В частности, большой земельный анклав, располагающийся вдоль Транскавказской магистрали между Дзауом (Джавой - ред.) и Цхинвалом, имеет в республике самую плодородную почву. Эти гигантские высококачественные земельные пространства пустуют уже который год, зарастая бурьяном, в то время как овощи и фрукты завозятся в республику из близлежащих российских регионов Северного Кавказа с наценкой, помноженной на соответствующий таможенный коэффициент.
7. Проблема "Центр-Регионы". Плохие дороги являются бичом Южной Осетии. Проезд из Цхинвала в районные центры республики крайне затруднен, а подъезд ко многим горным селам в зимнее время фактически невозможен. Особое положение Ленингорского района Южной Осетии обусловлено тем, что дорога от столицы до Ленингора идет по горному серпантину и занимает 6 часов езды на автобусе (протяженность дороги 78(!) км). В указанном районе живет много грузин, преимущественно мыслящих в понятиях и категориях государства, еще недавно ведшего против Южной Осетии войну на уничтожение. С ними не ведется никакой идеологической и воспитательной работы, что в будущем способно создать серьезный очаг напряженности.
8. Проблема неиспользованности трудовых ресурсов. В республике исключительно высокая безработица, в особенности среди молодежи. Между тем на государственном уровне отсутствует сколько- нибудь ясная комплексная политика по данному вопросу. Несмотря на избыток рабочих рук в республику продолжается ввоз рабочей силы из соседних республик Северного Кавказа, Таджикистана и других регионов, причем, как уже говорилось выше, приезжие разнорабочие получают в разы более высокую заработную плату, чем в среднем местное население. Этот фактор не может не вызывать серьезного недовольства.
9. Духовно-культурная проблема. Несмотря на колоссальный духовно-нравственный потенциал народа Южной Осетии, по нему наносятся явные удары. История в местных школах, как правило, преподается плохо, и нынешние школьники часто слабо представляют себе не только отдаленные времена, но и события 15-20 летней давности. Несмотря на тяжелейшую "пятидневную войну" августа-2008, в республике практически не было мест, где можно было бы просто прийти и поклониться павшим героям, за исключением нескольких небольших памятников конкретным бойцам, поставленных в разных концах южноосетинской столицы. Единственным на сегодняшний день подобным местом является "Музей сожженных душ"- маловразумительное сочетание креста, искусственно сделанных деревьев и груды остатков расстрелянных автомашин, на которых беженцы пытались уйти от догоняющего их залпового огня. Больше никаких мемориальных мест, напоминающих о тех трагических августовских событиях, разделивших жизнь Южной Осетии на "до" и "после", нет.
Каждая из вышеперечисленных проблем требует своего пристального внимания. Рамки настоящей статьи не позволяют обсуждать указанные вопросы глобально и всеобъемлюще. Тем не менее, считаем необходимым обозначить основные контуры, опираясь на которые, их следует решать:
1. Разработка основ социально-экономической политики, позволяющей наиболее эффективно использовать трудовые, природные и иные ресурсы, имеющиеся на сегодняшний день в распоряжении современного южноосетинского государства. Огромное внимание следует уделять вопросам регулирования ценообразования и справедливого распределения трудовых доходов. В частности между Россией и Южной Осетией целесообразно заключение договора о ликвидации таможенных сборов и создании единого таможенного пространства. Эта мера в весьма значительной степени облегчит материальное положение южноосетинских жителей.
2. Выработка основ идеологической и духовно-культурной политики. Для своего дальнейшего существования государство должно приобрести мощный идейно-смысловой стержень, который притягивал бы к себе различные группы населения, проживающие на территории Южной Осетии. Необходима выработка направлений и определение объектов культурной деятельности, которые должны на государственном уровне считаться приоритетными и финансироваться в первую очередь.
3. Выработка основ организационно-управленческой и правоохранительной политики государства. Здесь особенно необходимо укрепление сотрудничества между российскими и южноосетинскими органами государственной власти в плане охраны южноосетинских границ и обеспечения подлинной безопасности жителей Республики Южная Осетия.
Все вышесказанное говорит о том, что перед современной Южной Осетией - маленькой республикой, чудом выжившей после двадцатилетнего геноцида, стоит ряд серьезнейших проблем, от решения которых зависит ее будущее. Это будущее по целому ряду причин неразрывно связано с будущим России - большого материка, на который южноосетинский народ всегда равнялся и которому бесконечно благодарен за помощь, оказанную в тяжелейшие августовские дни. От совместных усилий двух государств зависит то, каким будет завтра не только Южная Осетия, но и Россия в целом.
Заключение
С момента окончания августовской войны в Южной Осетии прошло 4 года. В тот момент у многих ее жителей была надежда и вера в счастливую и спокойную дальнейшую жизнь. Однако, к сожалению, спустя уже достаточно продолжительное время, приходится констатировать, что многим этим надеждам до сих пор оказалось не суждено сбыться. Причины этого часто имеют субъективный характер и при должных усилиях соответствующих должностных лиц могут и должны быть ликвидированы.
Важность решения перечисленных выше проблем для Российского государства подтверждает факт исключительной геополитической и геостратегической важности Южной Осетии для российских национальных интересов. Реваншистские планы современной Грузии не уходят в прошлое, а наоборот, только нарастают. Для обеспечения режима безопасности и полноценного функционирования военно-стратегических объектов России на территории Южной Осетии необходимо, чтобы у них были "надежные и крепкие тылы". Это обстоятельство должно заставлять российское руководство относиться к проблемам южноосетинского населения весьма и весьма чутко.
Устройство основ жизнедеятельности общества, проживающего на территории Южной Осетии, уникально. Эти основы в своей совокупности позволили южноосетинскому народу выстоять в годину тяжелейших военных испытаний и до сих пор дают силы справляться с современными послевоенными трудностями. Знание о них весьма полезно и для России в целом, историческая судьба которой состоит в воссоздании сильного и процветающего многонационального и многоконфессионального государства, стержнем которого будет являться множество идейно-смысловых начал, имеющих друг с другом гармоничную взаимосвязь. Будем надеяться, что данное исследование поможет актуализировать обсуждаемую проблематику в современных научных кругах и поспособствует дальнейшей выработке необходимых для общественной жизни конкретных практических рекомендаций.
/p
p
p