Документы

Польша увеличила дальность действия своих самолётов до Урала и Дагестана

10.08.2013 00:55Источник: http://www.belvpo.com

"Военно-политическое обозрение" (Минск): Модернизация польских МИГ-29: белорусскому Госкомвоенпрому стоит задуматься

В начале августа польские СМИ с гордостью заявили о том, что первый польский истребитель МиГ-29, прошедший модернизацию на 2-м военном авиаремонтном заводе в г. Быдгощ, прибыл на аэродром Миньск-Мазовецки 23-й базы тактической авиации ВВС Польши. Поставки остальных намеченных к модернизации 15 истребителей МиГ-29 в состав авиабазы должны быть завершены к концу 2014 года.

Следует напомнить, что первоначально о проведении тендера на модернизацию польских истребителей было заявлено в июне 2012 года в ходе международной выставки авиационной промышленности «Air Fair 2012». Для участия в конкурсе были поданы предложения от корпорации «РСК МИГ» (Россия), 558-го авиаремонтного завода (Беларусь) и фирмы «IAI Elta» (Израиль).

Российская корпорация предложила комплексную модернизацию польских самолетов, в частности, установку улучшенной версии бортовой РЛС, позволяющей обнаруживать воздушные цели на дальности до150 км. Новый радар обеспечивает возможность выявлять до 16 целей, включая вертолеты и легкомоторные самолеты, а также осуществлять картографирование местности. Кроме того, предусматривается установка нового оптоэлектронного и приборного оборудования, прицельно-навигационного комплекса. МИГ-29 также получат возможность использовать управляемое ракетно-бомбовое вооружение, как российского, так и западного производства: ракеты «воздух-воздух» RWW-AE, Р-27ЭТ/ЭР, ракеты «воздух-поверхность» Х-29, Х-31П, Х-31А, бомбы КАБ-500.

Барановичский 558-й авиационный ремонтный завод предложил свой вариант модернизации польских боевых машин. В частности, предложенная белорусская система навигации имеет значительно лучшие характеристики по сравнению с российской. Всеобщий интерес вызвал также контейнер РЭБ «Сателит», обеспечивающий 90-процентную защиту самолета от поражения радиолокационными ракетами класса «воздух-воздух». Дополнительно самолеты могут быть оборудованы системой дозаправки в воздухе.

Израильские специалисты ограничились только предложением о замене бортовой РЛС на радар EL/M 2032.

Несмотря на разнообразие предложений от зарубежных компаний, министерство национальной обороны Польши решило пойти своим путем. Был подписан контракт с польским авиаремонтным предприятием «WZL-2», которое является в стране монополистом по ремонту, продлению ресурсов и модернизации боевых самолетов марки МИГ и СУ. Договор предусматривал ремонт и модернизацию бортового оборудования 16 самолетов МИГ-29 ВВС страны (13 одноместных и трех учебно-боевых МИГ-29УБ) на сумму 40 млн. долл., что позволит продлить срок службы этих машин до 2028 года (!).

Выбор не удивителен. Этот заказ, прежде всего, позволил загрузить производственные мощности завода, который является одним из флагманов польского военно-промышленного комплекса. При этом польский вариант модернизации состоял из трех этапов. Прибывший на базу истребитель, судя по изменениям в комплектации, прошел только первый этап. В частности, была осуществлена модернизация бортового оборудования, заключающаяся в установке шины данных MIL-STD-1553B, интерфейсов INSB-29, АVB-29 и HDB-29, цветного многофункционального индикатора размером 127х102 мм, компьютера планирования задач MDP, навигационной системы EGI (с инерциальной лазерной системой и аппаратурой GPS со встроенным модулем SAASM), цифрового видеорегистратора, камеры и компьютера сбора данных о полете. Кроме того, была установлена вторая двухдиапазонная УКВ/КВ-радиостанция с системой кодирования HaveQuick I / II и SATURN и новая панель PS-COM-01 радиостанции Р-862.

В ходе второго этапа модернизации (версия расширенная) на самолетах установят: новую систему отображения информации на лобовом стекле, дополнительный многофункциональный цветной жидкокристаллический монитор MFCD, компьютер воздушной обстановки, аварийный искусственный авиагоризонт, интерфейс для сопряжения радиолокационного прицельного комплекса с системами вооружения НАТО.

На третьем этапе (версия максимальная) планируется провести глубокую модернизацию радиолокационного прицельного комплекса «Сапфир-29», (даст возможность использовать управляемые ракеты «воздух-воздух» среднего радиуса действия AIM-120 AMRAAM) и станции предупреждения об излучении СПО-15ЛМ. Летчик получит новую систему нашлемного целеуказания и возможность применять управляемые ракеты AIM-9X Sidewinder и AGM-65G Maverick.

Рассматривая этапы и проводимые работы по модернизации истребителей, следует отметить, что отказ польских ВВС от услуг белорусского 558-го авиационного ремонтного завода (г. Барановичи) не является основательно продуманным решением. Кроме вышеназванных, авиаремонтники Беларуси предлагают дополнительные возможности по совершенствованию самолетов. В частности, на заводе проводятся работы по расширению номенклатуры применяемых авиационных средств поражения; реализацию новых режимов работы радиолокационного прицельного комплекса, с функцией обзора земной поверхности и картографирования; применение комплекса контроля силовой установки и систем модернизированного самолёта. Кроме того, наиболее важным является возможность увеличения дальности полета с 2800 км до 4900 км путём внедрения системы дозаправки истребителя в воздухе. В случае необходимости, по требованию заказчика, возможна установка авиационного оборудования, произведенного различными компаниями, с интеграцией его в единую систему самолета.

Кроме того, белорусское авиаремонтное предприятие имеет опыт работы по послегарантийному обслуживанию авиационной техники в различных странах, а также возможность эффективного обучения специалистов заказчика и обеспечения обслуживающих организаций оборудованием и технологиями. Дополнительно, для сопровождения боевых самолетов на протяжении всего эксплуатационного цикла, белорусы могут разработать и построить на территории заказчика Центр логистической поддержки и сервисного обслуживания.

Но с другой стороны есть одно НО: если сравнивать стоимость белорусского и польского предложений, то заметны определенные экономические выгоды варианта, предлагаемого именно польским предприятием. Несмотря на то, что 558-го авиаремонтный завод располагает возможностями по проведению дополнительных модернизационных работ на современном уровне, суммы, запрашиваемые белорусами, значительно выше. В частности, стоимость работ по ремонту и продлению ресурса планера истребителя МИГ-29 (в зависимости от объема работ и от условий заключенных контрактов) на белорусском заводе может составить около 3,5 млн. долларов США против 2,5 млн. в Польше, а ремонт одного двигателя может обойтись почти в 500 тыс. долларов США.

В связи с этим, появляется целесообразность проведения хотя бы отдельных этапов работ по модернизации белорусских истребителей на польских предприятиях, что позволило бы сэкономить и без того небогатые бюджетные средства.

Другие публикации


11.04.24
08.03.24
07.03.24
06.03.24
05.03.24
VPS