Статьи

Николай Радов: Будет ли Россия спасать "белорусское чудо"?

29.10.2012 21:49Источник: REGNUM-Беларусь, дата публикации: 13:49 06.02.2012

В Белоруссии чиновники, похоже, не отказались от мысли о том, что страна и дальше должна идти намеченным ранее путем "социально-ориентированного" государства. Идеологическая пропаганда, которую развернули государственные СМИ, нарастает с каждым днем, а руководство страны неустанно рапортует простым гражданам об успехах белорусской экономики.

В конце января сразу несколько высокопоставленных чиновников заявили о скором росте благосостояния простого народа, во что, по всей видимости, последний не сильно верит. Так, 30 января на пресс-конференции в Минске глава Национального банка Надежда Ермакова заявила о том, что "заработная плата до 500 долларов может дорасти, но только в том случае, если она будет заработана, и выручка поступит на расчетные счета. Все условия для того, чтобы она до этого уровня доросла, есть". А буквально на следующий день на торжественном заседании в Гомеле по поводу Дня белорусской науки премьер-министр Михаил Мясникович обрадовал электорат буквально следующим: "Есть основания говорить, что в течение года будет повышаться заработная плата с тем, чтобы к концу 2012 года восстановить докризисный уровень покупательной способности основной массы населения".

Подобные речи, которыми изобилует нынешнее белорусское информационное пространство, заставляют усомниться в том, что белорусская номенклатура живет в той же Белоруссии, что и основанная масса населения. Более того, белорусская статистика также пребывает в некой иной реальности. По информации Национального статистического комитета Республики Беларусь, начисленная средняя заработная плата работников в декабре 2011 года выросла на 438 тысяч (18%) и составила 2,878 млн. рублей (около 340 долларов США), а в Минске средняя зарплата выросла в декабре до 3,83 млн. рублей (около 450 долларов США). При этом у простого населения возникает закономерный вопрос - кем и где работают те, кто получает подобные суммы? Конечно, белорусская статистика уже давно стала притчей во языцех, так как доверия к ней нет не только у населения страны, но и у зарубежных инвесторов. Однако то, что сегодня повсеместно преподносится как успех белорусской экономики, вызывает, по меньшей мере, недоумение.

Практически все не состоящие на государственной службе белорусские и иностранные экономисты уже который месяц говорят о грядущем усугублении проблем, если правительство республики срочно не начнет проводить экономические преобразования. Заметим, о политических переменах в настоящее время речи не идет, так как в условиях, когда Москве, наконец, удалось согласовать с Минском большинство насущных вопросов, а оппозиция практически сошла с политической арены, стиль правления никто менять не будет. К тому же необходимо учитывать, что белорусские власти планируют уже в ближайшем будущем стать на путь формирования так называемой "системной оппозиции", которая в их понимании должна представлять собой некую политическую силу, полностью контролируемую государством. Это должно будет не только законсервировать нынешнюю политическую систему, но и продемонстрировать всему миру демократичность режима. Справедливости ради, необходимо напомнить, что ныне существующая оппозиция, как известно, являет собой настолько жалкое зрелище, что не может претендовать на роль лидера, способного начать кардинальные изменения в стране. Чего только стоит недавний казус, случившийся на переговорах белорусских оппозиционеров, пытающихся согласовать свои позиции на предстоящих парламентских выборах. Напомним, что 31 января во время подготовки пресс-конференции "Коалиции шести" (Объединенная гражданская партия, Партия БНФ, Белорусская партия левых "Справедливый мир", оргкомитет по созданию партии "Белорусская христианская демократия", движение "За Свободу" и гражданская кампания "Говори правду!"), на кухне офиса движения "За Свободу" представитель кампании "Говори правду!" Александр Федута пнул ногой бывшего кандидата в президенты и, по совместительству, лидера движения "Белорусская христианская демократия" Виталия Рымашевского в область, находящуюся ниже спины. Комментарии, как говорится, излишни. Уровень культуры и образованности белорусских оппозиционеров говорит сам за себя и надеяться на то, что кто-либо из них способен возглавить страну, попросту глупо.

Как бы там ни было, но последние заявления и представителей власти, и их оппонентов говорят об одном - за прошедшие несколько месяцев все они были вынуждены скорректировать свою деятельность в связи с наметившимся сближением России и Белоруссии. При этом, как ни странно, обе стороны считают, что Москва вновь решила стать локомотивом, способным тянуть на себе весь груз нерешенных белорусских проблем. Масла в огонь подлили недавние высказывания российского премьера о сотрудничестве двух стран, которые буквально взорвали на несколько дней белорусское информационное пространство. Так, Владимир Путин в ходе встречи с ветеранами в Санкт-Петербурге 27 января заявил, что Россия считает необходимым "поддержать сегодня белорусскую экономику и белорусский народ... сознательно, несмотря ни на какие споры и возникающие иногда противоречия", потому что "белорусское руководство и Лукашенко Александр Григорьевич являются последовательными сторонниками интеграции. И мы это высоко ценим". Казалось бы, вот она - гарантия консервации не только политической системы, но и "социально-ориентированной" экономики Белоруссии, при которой государство забирает излишки практически у каждого работоспособного гражданина и перераспределяет их по собственному, порой абсолютно нелогичному, усмотрению. Однако, на наш взгляд, это далеко не так.

Не будем искать скрытых и глубоких противоречий между личностями в руководстве России и Белоруссии, а лишь обратимся к третьей статье главного претендента на пост президента РФ Владимира Путина "О наших экономических задачах", которая была опубликована 30 января в газете "Ведомости" и представляет собой определенную выжимку из предвыборной программы премьера. Несмотря на ряд критических замечаний как со стороны российской оппозиции, так и западных СМИ, подобная статья представляет собой достаточно конкретный план развития РФ на ближайшее будущее, который, на наш взгляд, никак не коррелирует с планами белорусского руководства.

Так, по мнению Путина, "мы должны изменить само государство, исполнительную и судебную власть в России. Демонтировать обвинительную связку правоохранительных, следственных, прокурорских и судейских органов. Исключить из уголовного законодательства все рудименты советского правосознания...". Готов ли на это Минск, заявляющий сегодня о своей приверженности идеям ЕЭП и будущего Евразийского союза? На наш взгляд, нет. Дело в том, что нынешняя белорусская вертикаль власти не может существовать без созданного еще во второй половине 1990-х годов симбиоза из исполнительной, законодательной и судебной властей, которые уже долгое время не являются независимыми друг от друга. Белорусские суды, несмотря на провозглашенную самостоятельность, в той или иной степени зависят от решений высших государственных чиновников. Это не означает, что номенклатура открыто вмешивается в судебную систему, однако практически любой судья выносит свое решение, исходя из так называемой "государственной целесообразности", которая определяется белорусским руководством. Примеров подобной практики в Белоруссии множество: от решений по экономическим и политическим делам (дела Беляцкого, Автуховича, Санникова и т.п.) до уголовных расследований (например, процесс над убийцами из Пуховичей). Вряд ли в обозримом будущем данный симбиоз будет разрушен, так как это поставит под угрозу всю систему управления, как на общегосударственном, так и на местном уровнях. А так как белорусские чиновники все еще не умеют работать самостоятельно, без указаний сверху, они будут всеми силами пытаться сохранить нынешнее "status quo", что в будущем отрицательно скажется не только на внутреннем развитии республики, но и на процессе двухстороннего сотрудничества с Россией.

Далее, Путин предлагает отказаться от политики протекционизма, который в чрезмерном виде "всегда приводит к застою, низкому качеству и высоким ценам": "Наша экономическая политика должна корректироваться в сторону снижения масштабов государственного регулирования, замены регламентации на рыночные механизмы, административного контроля - на страхование ответственности". Вроде бы нечто подобно провозглашается и в Белоруссии под красивым и непонятным для большинства населения словом "либерализация". Однако что мы имеем на самом деле. Пресловутая Директива президента Республики Беларусь № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" так и осталась на бумаге, либерализация цен была остановлена не только требованием их сдерживать любыми способами, но и возвращением предельных торговых надбавок, приватизация большинства государственных предприятий практически провалилась, а отказаться от протекционизма белорусское руководство, похоже, не сможет заставить даже участие в ЕЭП. Более того, получив небольшую передышку, в высших государственных кругах вновь заговорили о недопустимости повального разгосударствления и жестком регулировании экономических процессов (например, министерство торговли недавно предложило взять под контроль цены при сезонных распродажах). Даже валютное курсообразование, которое регулирует Национальный Банк РБ, не является по своей сути свободным, так как сложно себе представить, чтобы спрос на валюту практически всегда соответствует предложению и заключенным сделкам на валютно-финансовой бирже. Таким образом, в Белоруссии нет даже намека на те процессы, которые планируется провести в России, а при ближайшем рассмотрении и вовсе оказывается, что белорусская модель абсолютно не соответствует тем принципам, которые провозглашаются на просторах Единого экономического пространства и, в том числе, России.

Еще одним из главных предложений Путина является инициатива по увеличению в несколько раз (до 25 миллиардов рублей к 2018 году) финансирования государственных научных фондов, поддерживающих инициативные разработки научных коллективов. Конечно, можно вспомнить, что подобные предложения звучали и в Белоруссии, однако все они разбились о требование президента на 25-30% сократить бюджет Национальной академии наук, деятельность которой, по сути, является фундаментом практически всех современных научных разработок в республике. При этом надо понимать, что, несмотря на различного рода коммерческие проекты, результаты которых, как правило, уходят мимо государства, белорусская наука не может существовать без госзаказов, а их, как ни странно, становится все меньше. Да и оплата труда в большинстве научных институтов, если не считать руководителей и их приближенных, на бумаге задействованных практически во всех проектах, ничтожна мала. К тому же нынешние действия высших белорусских чиновников говорят о том, что руководство страны, пропагандируя своей главной целью превращение республики в высокотехнологическую державу, на деле занимается вещами весьма от этого далекими. Например, премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович (кстати, бывший глава НАН РБ) лично разбирается с проблемой, которая, видимо, гораздо важнее инновационного развития. В конце января белорусский премьер озаботился падением скота и повышением ответственности в колхозах: "Многие думают: это не мое, колхозное, пала корова - и бог с ней, однако падеж коровы должен быть трагедией для хозяйства". В связи с чем, он поручил Минсельхозпроду выстроить жесточайшую систему контроля и ответственности в данной области. Видимо, в правительстве так и не поняли необходимости перехода на интенсивный путь развития, решив регулировать все сферы экономической жизни по старинке, считая, что чем строже наказание, тем выше эффективность. В такой ситуации говорить об инновационных технологиях на основе развития науки, что и предлагает в соседней России Путин, невозможно. Поэтому и в этой сфере Республика Беларусь и Российская Федерация могут пойти путями, далекими друг от друга. Нужна ли будет Москве дополнительная ноша в виде слабо модернизированной и экономически неэффективной республики - вопрос весьма спорный и, по всей видимости, ответ на него будет не в пользу белорусской стороны.

Можно еще достаточно долго перечислять несовпадения в планах на будущее двух стран, которые декларируют скорое объединение экономик, унификацию законодательства и, возможно, единую валюту. Однако, на наш взгляд, приведенных выше примеров достаточно, чтобы понять, что при существующей позиции белорусского руководства, направленной на консервацию сложившихся социально-экономических принципов функционирования государства, развитие интеграции будет весьма затруднительно. А без этого, как известно, говорить о существенной помощи со стороны, как России, так и ЕврАзЭС, на что рассчитывают в Минске, не приходится. Более того, несоответствие в подходах к экономическому управлению страной уже сегодня грозит поставить жирную точку в истории "белорусского чуда". Грядущее сокращение валютной выручки (например, уже в нынешнем году один из основных поставщиков валюты "Беларуськалий" может сократить объемы производства) вместе с необходимостью увеличить расходы на выплату государственного долга, неминуемо станут еще одним камнем на могиле белорусской экономики. Тогда сакральная цифра "500", которую белорусские чиновники, по каким-то известным лишь им причинам, считают достойной заработной платой в стране (естественно в долларах США), вряд ли станет достижимой не только в 2012 году, но и в обозримом будущем. В подобных условиях рассчитывать на то, что Россия, в планах которой намечаются серьезные социальные, экономические, национальные, культурные и политические преобразования, будет и дальше тащить на себе далеко отстающую от своих партнеров по ЕЭП Белоруссию, не стоит. К тому же, несмотря на кажущееся возвращение былых отношений с Минском, в Кремле вряд ли полностью отказались от рыночных принципов взаимодействия, так как национальные интересы никто не отменял. Потому и не стоит ожидать от России того, чего сегодня она не в состоянии дать Белоруссии. Возрождать "белорусское чудо" белорусам предстоит самим.

Другие публикации


28.11.24
11.10.24
10.10.24
13.06.24
11.04.24
VPS