Юрий Баранчик, Владимир Григорьев: Экономика Белоруссии: проблемы вновь нарастают
Состояние белорусской экономики на сегодняшний день нельзя назвать стабильным в связи с прошлогодними потрясениями и хронически тянущимися из года в год экономическими проблемами. Частичное прекращение в 2008 году энергетического дотирования Белоруссии со стороны России привело к тому, что внешняя задолженность республики выросла с 4 млрд. долларов в 2007 году до 33 млрд. долларов в 2012 на протяжении последних нескольких лет. В 2011 году экономика страны вообще оказалась на грани дефолта после трехкратного обесценивания национальной валюты и сокращению поставок нефти на белорусский рынок. Повышение в 2012 году цены на газ до среднеевропейского уровня (сопоставимого с нынешней ценой газа для Украины и Польши) грозило перерасти в полномасштабную экономическую катастрофу.
Относительная финансовая стабильность 2012 года была достигнута исключительно благодаря внешним заимствованиям со стороны России, в первую очередь, восстановлением в полном объеме "энергетической дельты" в виде снижения цены на газ в 2 раза и возобновлением поставок российской нефти на белорусские НПЗ, что позволило резко нарастить поток получаемой страной валюты, а также продажей за 2,5 млрд. долларов "Газпрому" "Белтрансгаза", что существенно нарастило ЗВР республики - до 8 млрд. долларов. В результате, в частности, на сегодня республика получила наибольший объем ЗВР за всю свою историю независимости.
В свою очередь, весь этот комплекс вопросов мог быть решен только благодаря тому, что в конце 2010 года политическое руководство страны перестало проводить непонятную внешнюю политику "качелей" и определилось со своим геополитическим и цивилизационным выбором в виде Таможенного союза, а в 2011 году подтвердило свой политический выбор решением продолжить евразийскую интеграцию в виде Единого экономического пространства, а впоследствии - Евразийского экономического союза. Как только было достигнуто политическое решение о серьезном продвижении в интеграционном проекте трех стран, Россия тут же в полном объеме возобновила поддержку братской белорусской экономики.
Вхождение в ТС и начало реализации проекта ЕЭП создало благоприятную внешнеэкономическую обстановку для роста белорусской экономики. Тем не менее, отсутствие на протяжении всего периода независимости системных экономических реформ, приватизации госсобственности и внятной экономической политики государства ставит серьезные вопросы относительно перспектив белорусской экономики, т.к. даже с таким заделом и помощью без проведения системных реформ можно опять довести экономику до шокового состояния. Не забудем, что в 2011 году стабилизировать ситуацию удалось лишь ценой резкого обесценения вкладов населения и огромных потерь оборотных средств и капиталов субъектами хозяйствования.
Напомним, что в результате двух последних белорусских девальваций (2009 и 2011 годов) население страны, хранившее свои сбережения в виде рублевых депозитов, потеряло, по подсчетам, около 1,9 млрд. долларов США. Почти 600 млн. долларов были потеряны в 2009 году и 1,3 млрд. долларов - в мае 2011 года. На 31 декабря 2008 года официальный курс доллара равнялся 2 200 рублей. А депозиты населения в белорусских рублях составляли на тот момент 7 трлн. 731 млрд. рублей. В пересчете на доллары по декабрьскому курсу это составляло около 3,51 млрд. долларов. В результате девальвации 2 января 2009 года доллар вырос до 2 650 руб. Соответственно, в долларовом эквиваленте те же рублевые депозиты сократились до 2,92 млрд. Таким образом, валютные потери приверженцев отечественного рубля составили тогда почти 0,6 млрд. долларов.
К 1 мая 2011 года вклады населения в белорусских рублях подросли до 10 трлн. 154 млрд. рублей. При этом официальный курс доллара, по Нацбанку, на конец апреля равнялся 3 013. Таким образом, в официальном долларовом выражении эти рублевые депозиты тянули на 3,37 млрд. долларов (т.е. даже не дотягивали до докризисного уровня 2009 года). После девальвации 24 мая те же 10 трлн. 154 млрд. белорусских рублей автоматически сократились в долларовом эквиваленте до 2,06 млрд. долларов. В итоге разница составила 1,3 млрд. долларов США. Как видно из цифр, в результате майской девальвации 2011 года население Белоруссии потеряло в 2,2 раза больше, чем в январе 2009 года. Расчеты, конечно, не могут претендовать на высокую степень точности и достоверности, так как не известен объем рублевых депозитов белорусов на май 2011 года. Но общий уровень потерь тех, кто хранил свои сбережения в белорусских рублях, они отражают достаточно близко и думаю, что эти цифры не сильно будут отличаться от официальной статистики.
Летом 2010 года было достигнуто соглашение между Белоруссией и Евразийским банком развития о предоставлении финансового кредита из средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Общий объем кредита составляет 3 млрд. долларов. Средства должны поступить шестью траншами в течение 2011-2013 годов. Первые два транша Белоруссия уже получила. Их общая сумма составила 1,24 млрд. долларов. Остальные транши под вопросом, т.к. одним из обязательных условий является проведение экономических реформ и приватизация. Ожидается, что в течение 2012-2013 годов Белоруссия получит еще четыре транша - по два в год. Размер каждого запланирован в размере 440 млн. долларов. В ноябре 2010 года был подписан договор о продаже второй половины 50% акций "Белтрансгаза" за 2,5 млрд. долларов. Также подписаны контракты на поставку газа в Белоруссия и его транзит с 2012 по 2014 годы. В итоге мы получаем 5,64 млрд. долларов для того, чтобы просто заморозить ситуацию, а что с ней делать, правительство, похоже, не знает.
Национальный банк Белоруссии оценивает выплаты на обслуживание валового внешнего долга в 2012 году в сумму 18,9 млрд. долларов, или 34,6% ВВП. Прогноз приведен в опубликованном на сайте НББ обзоре платежного баланса за 2011 год. По данным НБ РБ, в 2011 году на обслуживание валового внешнего долга было направлено 6,3 млрд. долларов (11,6% ВВП), в том числе на погашение основного долга - 5,4 млрд. долларов, на платежи по процентам - 915,5 млн. долларов. Обслуживание внешнего долга по отношению к экспорту товаров и услуг в 2011 году составило 13,5%. Таким образом, сумма обслуживания валового внешнего долга в 2012 году вырастет по сравнению с 2011 годом в 3 раза. Притом, что ВВП в 2011-2012 годах остается практически на одном уровне в районе 55-54 млрд. долларов. Дефицит платежного баланса Белоруссии за 2011 год составил 5,775 млрд. долларов (10,6% ВВП), о чём свидетельствуют данные опубликованного Платежного баланса РБ за 2011 год. И хотя по сравнению с 2010 годом дефицит операций по текущему счету сократился на 30,2%, еще один миф белорусских властей об успехах во внешней торговле можно считать развенчанным.
Как сообщалось, по итогам 2011 года отрицательное сальдо внешней торговли сформировалось в размере 1,638 млрд. долларов (3% ВВП). Однако эта цифра, в отличие от платежного баланса, не учитывает сумму экспортных пошлин на нефтепродукты, которую Белоруссия в 2011 году перечислила в российский бюджет и которую так упорно не хотели упоминать белорусские чиновники. Отрицательный баланс чистых иностранных активов белорусских коммерческих банков на 1 марта 2012 года составил 3,8 млрд. долларов против 4 млрд. долларов на 1 февраля и 3,7 млрд. долларов на начало текущего года, сообщается в статотчете Нацбанка. За февраль отрицательный баланс чистых иностранных активов снизился на 229,9 млн. долларов (5,9%) после роста на 327,5 млн. долларов (8,8%) за январь. Таким образом, за два месяца текущего года отрицательный баланс вырос на 97,6 млн. долларов (2,6%).
Валовые иностранные активы за январь-февраль 2012 года выросли на 57,6 млн. долларов (2,5%) до 2,3 млрд. долларов при росте пассивов на 155,2 млн. долларов (2,6%) до 6,1 млрд. долларов. По прогнозу платежного баланса на 2012 год, который подготовлен Минэкономики, экспорт товаров и услуг в этом году составит 49,87 млрд. долларов. Из этого следует, что обслуживание внешнего долга в 2012 году оценивается на 37,9% от годового объема экспорта товаров и услуг. Сумма обслуживания внешнего долга в 2012 году составляет 55,1% от его размера на 1 января 2012 года.
В пересчете на душу населения, внешний долг на 1 января 2012 года составил 3595 долларов против 2995,5 долларов на 1 января 2011 года и 2322,1 долларов на 1 января 2010 года. Краткосрочный внешний долг за год увеличился на 13,9% - до 14,5 млрд. долларов (26,4% ВВП), долгосрочный - на 24,6%, до 19,6 млрд. долларов (35,8% ВВП).
Доля нефинансового сектора экономики в структуре внешнего долга составила 13,6 млрд. долларов (рост за год на 31,8%). Внешний долг правительства достиг 12,4 млрд. долларов (22,6% ВВП), увеличившись за год на 22,8%. Внешняя задолженность Нацбанка страны сократилась за год на 17,5% и составила 1,6 млрд. долларов. Внешний долг банков на 1 января 2012 года равнялся 6,7 млрд. долларов (рост за год на 5,7%). На 1 января 2012 года золотовалютные резервы Белоруссии покрывали 23,3% валового внешнего долга (на 1 января 2011 года - 17,7%).
Еще одна проблема заключается в том, что более 50% ЗВР (4,5 млрд. долларов из 8,1 млрд. долларов) - это долги Нацбанка РБ перед коммерческими банками, их в 2010 году Нацбанк взял у коммерческих банков в обмен на белорусские рубли. Обратные своп-сделки нужно закончить в течение пяти лет. С учетом того, что в 2012-2014 гг. нам надо будет отдать почти 8 млрд. долларов кредитов (в 2012 году - 1,6 млрд. долларов, в 2013-м - 3 млрд., а в 2014-м - 3,2 млрд. долларов), то очевидно, что белорусские ЗВР, только для того, чтобы полностью покрыть долги, должны быть выше нынешних, как минимум, на 5 млрд. долларов. И это только для того, чтобы выйти на ноль. Очевидно, что ситуация носит характер временной передышки, а не системного поворота в лучшую сторону.
По данным Нацбанка Белоруссии, в 2011 году ВВП страны в долларовом эквиваленте составил 54,6 млрд. долларов против 55,9 млрд. долларов в 2010 году. В 2012 году ВВП Белоруссии в долларовом эквиваленте прогнозируется на уровне 54,6 млрд. долларов.
Коренного сдвига в экономике не произошло, чистые убытки белорусских предприятий в январе составили 771,5 млрд. рублей. В Белоруссии в январе 2012 года убыточными были 1022 организации, или 12,1% от общего количества организаций, учитываемых в текущем порядке (против 1167 организаций, или 13,8% в январе 2011 года), сообщает Национальный статистический комитет. Сумма чистого убытка убыточных организаций за январь 2012 года составила 771,5 млрд. рублей, что в 1,9 раза больше, чем за январь 2011-го. Наибольший процент (от общего числа) убыточных предприятий приходится на Минск - 25,1% и Брестскую область - 21,9%. Доля убыточных предприятий в транспорте и связи составила 19,7%, в промышленности составила - 17,4%, в строительстве - 15,0%. Наилучшие сценарии развития экономики пока не оправдываются, да и с чего.
Отметим, 4 апреля правления Нацбанка Белоруссии Надежда Ермакова заявила о том, что госрегулятор не заинтересован в укреплении курса белорусского рубля до уровня ниже 8 тыс. белорусских рублей за 1 доллар. С начала года, сообщила Ермакова, Нацбанк приобрел на Белорусской валютно-фондовой бирже 1 млрд. долларов, в 2012 году ожидает поступления 3,5 млрд. долларов от иностранных инвестиций и приватизации и прогнозирует сохранение к началу следующего года нынешнего объема ЗВР - т.е. на уровне около 8 млрд. долларов.
В марте спрос на доллары превысил предложение. Чтобы не допустить ослабления белорусского рубля, Национальному банку вновь пришлось прибегнуть к валютным интервенциям: в период с 1 по 26 марта на торгах БВФБ валовый спрос на доллары превысил предложение почти на 94 миллиона долларов. По логике курс белорусского рубля по отношению к американской валюте должен был снизиться. Но на практике он вырос, хотя и незначительно, что "свидетельствует о возобновлении валютных интервенций со стороны НББ после почти 4-месячного перерыва". "Слава Богу" количество белорусских рублей в обращении позволяет это делать. Есть и другие аспекты полагать, что курс рубля поддерживается искусственно. В феврале объём наличных денег увеличился на 12,7%, денежный агрегат - на 13,4%, рублевая денежная масса - на 9%. Широкая денежная масса на начало марта составила 114,9 триллиона рублей - большего показателя в истории Белоруссии не было. Рост этих трех показателей свидетельствует о том, что печатный станок вновь включился.
Инфляция в Белоруссии с начала года составила уже около 5%, а рубль за этот же время, подорожал по отношению к доллару более, чем на 4%. Обычно так не бывает. Сейчас происходит уменьшение спроса на деньги. А меньший спрос на деньги свидетельствует о том, что в экономике идет замедление роста. И об этом свидетельствуют процентные ставки, которые измеряются двузначными цифрами. Об этом свидетельствует рост остатков непроданной продукции на складах, рост задолженности между предприятиями и организациями, рост внешней совокупной задолженности - не только государственной, но и бизнеса, и банков.
Еще одним негативным моментом наших "радужных" перспектив являются валютные интервенции Национального Банка на бирже. Нацбанк РБ продолжает "спонсировать" белорусские банки, стерилизует рублевую массу посредством депозитов и краткосрочных облигационных займов под 30%. Такая практика не приносит успеха или ожидаемого эффекта, но долго так продолжаться не может. Тем более, что уже объявлено про планируемое снижение ставки рефинансирования. Из чего следует падение процентов по депозитам, как для субъектов хозяйствования, так и физических лиц. Что автоматически сделает вклады в национальной валюте менее привлекательными. В результате часть держателей начнет избавляться от белорусских рублей. Возрастет спрос на иностранную валюту. В итоге - очередная девальвация и инфляция, обесценение вкладов населения, рост социальной напряженности.
По итогам 2012 года ожидается, что расходы на обслуживание валового внешнего долга Белоруссии, включая платежи по погашению основного долга и процентов, составят 18,917 млрд. долларов, или 34,6% годового ВВП. На погашение государственного внешнего долга в 2012 году прогнозируется выплатить 1,8 млрд. долларов. Такая информация содержится в обзоре платежного баланса Белоруссии за 2011 год, подготовленном Нацбанком.
Откуда же взялись эти 18,917 млрд. долларов? В структуре краткосрочных обязательств Белоруссии на 2012 год наибольшую долю - 14,5 млрд. долларов занимают обязательства субъектов хозяйствования (10,2 млрд. долларов), банков (2 млрд. долларов) и органов денежно-кредитного регулирования (1,2 млрд. долларов). По сравнению с предыдущими несколькими годами особых изменений в структуре краткосрочных обязательств не произошло, и, если бы не рост выплат в 3 раза, все прошло бы незамеченным. Общая сумма валового внешнего долга, конечно, выросла, но только на 20%, а не в разы. Откуда же эти цифры взялись? Скорее всего, это произошло из-за того, что с 2012 года Белоруссия начала менять форму отчетов. И теперь в состав выплат по валовому внешнему долгу, помимо суммы процентов, включается не только сумма превышения выплат над пролонгированными суммами задолженности, но и вся сумма, которая подлежит выплате как краткосрочная.
За 2011 год на обслуживание валового внешнего долга Белоруссии было направлено 6,32 млрд. долларов, в том числе на погашение основного долга - 5,4 млрд. долларов, на платежи по процентам - 915,5 млн. долларов. Обслуживание валового внешнего долга за отчетный период составило 11,6% ВВП и 13,5% экспорта товаров и услуг. На обслуживание внешнего долга органов государственного управления за 2011 год потрачено 552,1 млн. долларов, из них 169 млн. долларов на погашение основного долга.
Обязательства Белоруссии перед нерезидентами, образующие ее внешний долг, на 1 января 2012 года составили 34 млрд. долларов (62,3% годового ВВП), или 73,9% общей суммы иностранных обязательств страны. За 2011 год валовой внешний долг республики увеличился на 5,627 млрд. долларов, или на 19,8%. В структуре валового внешнего долга страны наибольший удельный вес занимали внешние долговые обязательства сектора нефинансовых организаций и домашних хозяйств и сектора органов государственного управления. При этом за последние пять лет значительно увеличилась доля внешних обязательств правительства Белоруссии при сокращении удельного веса внешнего долга других секторов.
Основным кредитором для Белоруссии остается Россия, доля которой в общем объеме внешних долговых обязательств страны составила 30,9%. Кроме того, значительный объем инвестиций получен от международных финансовых организаций, доля которых составила 17,1%, Китая - 8,3% и Германии - 6,2%. Основные суммы финансовых средств от международных организаций привлечены правительством Белоруссии. Основной объем китайских кредитных средств заимствован сектором органов государственного управления и сектором органов денежно-кредитного регулирования.
На 1 января 2012 года отношение валового внешнего долга Белоруссии к ВВП составило 62,3% (на 1 января 2011 года - 51,6%), в том числе внешний долг органов государственного управления составил 22,6% ВВП (на 1 января 2011 года - 18,3% ВВП). Отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и услуг на 1 января 2012 года сложилось на уровне 72,9% против 95% на 1 января 2011 года. На 1 января 2012 года валовой внешний долг в расчете на душу населения составил 3 595 долларов, увеличившись за 2011 год на 599,5 долларов.
Наблюдалось улучшение критерия устойчивости краткосрочного внешнего долга, в качестве которого служит его отношение к международным резервам. На 1 января 2012 года международные резервные активы Белоруссии покрывали 54,8% краткосрочного внешнего долга (на 1 января 2011 года - 39,7%). Покрытие международными резервами предстоящих в течение года выплат по внешнему долгу (правило Гвидотти) на 1 января 2012 года составило 41,8% против 32,5% на 1 января 2011 года.
Показатель долговой нагрузки на государственные финансы - отношение суммы платежей по обслуживанию внешнего долга органов государственного управления к доходам республиканского бюджета - составил 3,3%. Как видно из выше сказанного, долговая нагрузка растет практически на всех уровнях экономики, кредитная петля затягивается. Принимаемые правительством меры пока не дают должного результата, а сотрудничество с кредиторами откладывается из-за убежденности властей в том, что невиданных ранее 8 млрд. долларов в ЗВР вполне достаточно для стабилизации валютного рынка и оживления экономики в прежних государственно-регулятивных рамках. Так ли это, покажет анализ ситуации по итогам года.