Статьи

Рост ксенофобии и метастазы этнократии в Литве

23.02.2013 02:30

Литовские нацисты

Руководство Вильнюсского университета заявило о намерении ввести собственный экзамен по литовскому языку. Это решение – реакция университета на отмену единого школьного языкового экзамена, ставшего серьёзной проблемой для детей из русских и польских школ, вынужденных за два года осваивать программу, по которой литовские дети занимаются с младшим классом.

Отмена этого закона стала достижением вошедшей в правящую коалицию литовского парламента партии «Избирательная акция поляков Литвы», возглавляемой Вальдемаром Томашевским. Партия, объединившая поляков, русских, украинцев и даже литовцев, через оказание давления на своих партнёров по правящему альянсу  сумела добиться того, что в школах для нелитовцев языковой экзамен будет облегчён.

Из трёх новых прибалтийских государств Литва всегда считалась наиболее лояльной к нацменьшинствам – хотя бы потому, что её литовское население составляет более 80%. В своё время литовские поляки и русские смогли легко получить гражданство по "нулевому принципу",   этнический гнёт в Литве был несравнимо слабее, чем в Латвии и Эстонии. Однако на рубеже первых двух десятилетий нового века национальный вопрос начал постепенно проявлять себя всё ярче.

Процесс борьбы за права национальных меньшинств первым запустила активная польская диаспора. Поляков прежде всего интересовал вопрос реприватизации земли в Виленском крае и двуязычное написание названий улиц.  Несмотря на нападки литовских националистов из властных кругов, постоянно обвинявших ИАПЛ в антигосударственной деятельности и работе на российские спецслужбы, эта структура окрепла настолько, что провела успешные парламентские выборы и вошла в правящую коалицию. Впрочем, теперь ИАПЛ заявляет о том, что покидает коалицию из-за разногласий по экономическим вопросам  с партнёрами.

Нынешний случай  интересен тем, что власти Литвы, в которой национальный вопрос не стоял так остро, как в Латвии и Эстонии, полностью проявила свою этнократическую суть. Это хорошо видно по поведению ректора Вильнюсского университета Антанаса Сметоны, который своим решением фактически сводит на нет эффект отмены единого языкового экзамена. Это свидетельствует о том, что литовские политики и чиновники чувствуют страх перед ростом самосознания нацменьшинств – хотя, казалось бы, как 7% проживающих в стране поляков и 6% русских могут повредить «литовским национальным интересам».  Феноменальная неуверенность в собственных силах и состоятельности составляет суть любого прибалтийского этнократического государства, в том числе и литовского.  Любой прибалтийских этнократический режим (даже если более 80% населения принадлежит к титульной нации)  живёт с постоянным ощущением угрозы. Имея все карты на руках, власть всё время ощущает собственную уязвимость,  особенно это касается культурной,  исторической и языковой политики. До недавнего времени Литва здесь была скорее исключением, и весь негативный фон, создаваемый провластными и националистическими СМИ, касался в основном внешней мифической «российской угрозы». Теперь же всё большую популярность приобретает поиск внутренних врагов.

Другие публикации


08.03.24
07.03.24
06.03.24
05.03.24
04.03.24
VPS