Новая книга о председателе Совета Министров Российской империи / А.В. Мартынов
Максим Зайцев, Михаил Ковалев. Государственная и общественная деятельность В.Н. Коковцова. Документальная монография. СПб.: Нестор-История, 2022
Подзаголовок книги точно определяет ее жанр. Она полностью составлена из документов точно отображающих профессиональный и жизненный путь знаменитого российского политика графа Владимира Коковцова (1853–1943). В отличие от большинства аналогичных изданий, составленных в традиции работ Викентия Вересаева («Гоголь в жизни», «Спутники Пушкина») ее авторы историки Максим Зайцев (Саратов) и Михаил Ковалев (Москва) не ограничились фрагментарной «нарезкой» источников, а привели их полностью с необходимыми комментариями, что придает исследованию дополнительную обстоятельность.
Труд состоит из четырех частей. Первая охватывает ранний этап карьеры Коковцова с 1873 по 1904 г.: от поступления на службу в министерство юстиции, где он в числе прочего, служил инспектором в Главном тюремном управлении, до назначения министром финансов.
Вторую и третью части (1904–1914 гг.) объединяет история службы в министерстве финансов и во главе Совета министров (1911–1914). Также приводятся несколько документов, связанных с периодом после отставки политика.
Наконец, заключительная часть описывает деятельность Коковцова уже в эмиграции (1918–1943 гг.).
Коковцов выступал как умеренный реформатор. В данной связи интересны документы, свидетельствующие об отношении к нему других политиков, также стремившихся к прогрессу. Последние не всегда положительно оценивали своего коллегу. Так, например, председатель правительства Сергей Витте протестовал против назначения экс-министра финансов (Коковцов оставлял этот пост с октября 1905 по апрель 1906 года) на должность председателя Департамента государственной экономии в Государственном совете. 24 октября 1905 г. он писал Императору: «по свойству характера и положению В.Н. Коковцова мне и министрам сношения с ним будут весьма неудобны, и потому я и вероятно большинство министров не будем являться в заседания председательствуемые В.Н. Коковцовым, а пользуясь предоставленным министрам правом посылать в заседания своих помощников будем посылать таковых. Но мне кажется, что едва ли будет удобно, если председатель Совета министров и министры будут систематически избегать являться в заседания Департамента экономии и другие заседания, председательствуемые статс-секретарем Коковцовым».
Если учитывать нарциссизм графа «Полусахалинского», как изящно именовали Витте современники и его неспособность адекватно оценивать последствия собственных реформ и собственные возможности, то, думается, более взвешенной может быть оценка члена Госсовета, экономиста профессора Ивана Озерова и сотрудника Русского зарубежного исторического архива Владимира Фелькнера, отмечавших «беззаветную преданность государственному благу» Коковцова и, одновременно его приверженность к праву. Впрочем, возможно, объективную оценку личности и деятельности Владимира Коковцова историкам предстоит дать в будущем.