Командование специальных операций России: концепция создания / Сергей Канчуков
«Учиться и вновь повторять изученное — это ли не радость?» так начинаются «Беседы и суждения» Конфуция. И нам, чтобы двигаться вперед, нужно учиться и знать историю развития специальной разведки других стран, историю спецназа России и двигаться вперед в развитии. Взяв при этом на вооружение все лучшее и передовое, дополнив своими новыми разработками.
Нужно чётко понимать, что создание Командования специальных операций есть не просто формирование органа и передача ему каких-то подразделений, а создание полноценного наступательного рода войск, до настоящего момента, отсутствовавшего в полном, законченном виде в структуре Вооруженных сил России.
Само предложение по созданию Командования специальных операций не ново, и на различных этапах истории уже новой России, неоднократно выдвигалось и рассматривалось. Были положительные и отрицательные выводы и предложения. Но с изменением в целом характера и способов вооруженной борьбы, способов нелетального воздействия на страны и население, масштабов применения войск и вооружений, меняются и подходы к структурам армии. Великобритания, США и другие страны, имея разведку, как наступательное оружие, уже давно определились с путями и способами ее развития и совершенствования, мы же в этом вопросе, придерживаясь оборонительной стратегии, намного уступаем, только потому, что разведка не может быть оборонительной. Разведка, это наступательное средства в руках политика и военачальника.
На бумаге, в структуре разведки округа (фронта, ОСК) были добывающие и реализующие органы, но с сокращением вооруженных сил, с декларацией отсутствия противников и сокращении, в связи с этим, специальных и обычных вооружений, возможности структур разведки сильно урезаны. Преобладание в зарубежных взглядах силовой составляющей на разведку, то есть не чисто ведение разведки, а ведение разведки боем (обнаружил — уничтожил), требуют новых подходов, как к структурам разведки округа (фронта, ОСК), так и к структурам стратегической разведки, к которым относится и спецназ. Рассмотрение вопроса структуры разведки ОСК, в новых условиях вооруженной борьбы, выходит за рамки данной статьи, мы уделим этому вопросу отдельное внимание.
Создание же Командования специальных операций, в том, широком его смысле, позволит решить целый пласт не решаемых в современных условиях задач, стоящих, как перед Вооруженными силами России, так и непосредственно, перед разведкой.
Первое, это позволит создать новый для России род войск, объединив здесь до настоящего времени, разрозненные структуры и создав новые, не имеющие аналогов в мире.
Второе, сконцентрировав значительные силы специальной разведки (разведка-уничтожение), и других структур, необходимых для выполнения специальных задач, подготовив и оснастив их по единым требованиям, применяя под единым командованием, позволит иметь силы и средства для выполнения практически всех первоочередных задач в ограниченное время, как в условиях вооруженного конфликта или крупномасштабной войны, так и на любом стратегическом направлении.
Третье, в условиях реальности возникновения нетрадиционных способов ведения войны (контртеррористические операции, цветные революции, переросшие в вооруженное противостояние по типу Ливии и Сирии), позволит под единым командованием применить весь комплекс сил и средств специальной разведки, как лучшего инструмента в борьбе с боевиками, в реальном масштабе времени и с реальными результатами. Опыт Сирии показывает, что любое вооруженное противостояние локализовать нужно решительными действиями на начальном этапе, не допуская его разрастания. И самым эффективным оружием являются силы спецназа.
Четвертое, позволит в полном объеме организовывать, обеспечивать и проводить стратегическую и специальную разведку, как в условиях угрожаемого периода, так и на начальном этапе и в ходе непосредственно вооруженного конфликта или крупномасштабной войны достаточным количеством сил и средств. Осуществлять целенаправленную непосредственную подготовку соединений и частей, выделенных в состав ССО, для участия в крупномасштабных вооруженных конфликтах и одновременно участвовать в проведении КТО с выполнением всего комплекса специальных задач.
Пятое, разрабатывая и внедряя тактику и стратегию применения спецназа, и других структур, ведению ими специальных операций, позволит Командованию специальных операций, осуществлять и руководить специальными операциями, проводить рейдовые операции, организовывать повстанческие, партизанские и диверсионно-террористические действия на территориях вероятных противников и в тылу агрессора. Учитывая полученный опыт и изучая опыт других стран, осуществлять разработку, внедрение и обеспечение спецназа новейшими системами вооружения, освоение и использование этих систем вооружения и разведки, непосредственно в ходе участия в боевых действиях. Не только личное мужество и храбрость, а и техническая сторона будут способствовать выполнению боевых задач спецназом.
Шестое, при едином, централизованном подходе к укомплектованию, обучению, дислокации, размещению, обеспечению последующего применения личного состава после службы в армии, на основе всестороннего взаимодействия со структурами российских ЧВК (после принятия соответствующего закона), позволит Командованию специальных операций иметь постоянно готовый к боевому применению мобилизационный резерв, необходимый для гарантированного выполнения поставленных задач.
Седьмое, позволит самостоятельно, или во взаимодействии с российскими ЧВК, по решению руководства страны, оказывать помощь иностранным союзникам, сегодня это Сирии, в обеспечении их внутренней безопасности, борьбы с терроризмом и международной преступностью, обеспечивать операций по оказанию гуманитарной помощи, проводить поисково-спасательные операции, тем самым не допуская распространения терроризма и на территорию России.
Восьмое, учитывая тенденции развития современной вооруженной борьбы, где значительную роль играет организационное и информационное оружие, создание Командования специальных операций, позволит во взаимодействии с МИД и другими силовыми структурами, проводить и участвовать в специальных психологических операциях, операциях информационного характера и операциях, препятствующих распространению оружия массового поражения.
Командование специальных операций, обладая вышеперечисленными и не упомянутыми в тексте преимуществами, будет способно внести новое в современную российскую военную науку, значительно увеличить боевые возможности Вооруженных сил, повысить военную мощь государства.
Немаловажным фактором при рассмотрении вопроса создания Командования СО является вопрос его статуса и подчиненности в иерархии военной организации государства, а отсюда и эффективность данной организации. Исходя из существующей логики, КСО необходимо подчинить ГРУ, создав в его структуре или отдельное управление или в одном из управлений создать соответствующий отдел. Но это будет полумера.
Учитывая определенный личный опыт и опыт других стран, наиболее целесообразно, не раздувать существующие структуры ГРУ, а создать отдельное Командование специальных операций, подчинив его напрямую Министру обороны через Начальника Генерального штаба. Применение Командования специальных операций только по личному приказу Президента РФ. Преимущества данного подхода очевидны, это и поднятие статуса вновь создаваемой структуры управления, и сокращение управленческой составляющей, и возможность выделения целенаправленного финансирования и что немаловажно, персональная ответственность. Здесь есть и еще одна причина в том, что такое командование должно подчиняться МО через НГШ, это сама структура КСО и выделяемые в его состав на постоянной основе силы и средства и их боевые возможности.
Сама структура КСО должна охватывать весь спектр настоящих и будущих задач, и как уже упоминалось выше, быть способной участвовать в военное время в вооруженном конфликте или крупномасштабной войне в структуре Вооруженных сил. В мирное время или угрожаемый период самостоятельно, или во взаимодействии с силовыми структурами (ФСБ, МВД, МЧС и др.) в локализации и уничтожении бандформирований в ходе проведения контртеррористических операций на территории страны, в борьбе с пиратством и терроризмом за ее пределами во взаимодействии, при необходимости, с российскими ЧВК.
Состав сил и средств
Командования специальных операций России
КСО должно состоять из управления, добывающих и реализующих органов, тылового и технического обеспечения, и включать: Командование и управление, три основных составных компонентов общей структуры КСО (воздушного компонента, наземного компонента и морского компонента), боевых и обеспечивающих структур, структур тылового и технического обеспечения.
Такой состав позволит охватить весь спектр решаемых задач, а то, что сами задачи имеют определенную специфику и требует такого тщательного подхода в структуре. Как пример можно привести то, что обыкновенный строевой летчик вертолета не сможет выполнить простое задание по высадке или эвакуации группы специального назначения, только потому, что к простым навыкам управления вертолетом прибавляется целый комплекс специальных навыков и знаний, которым строевого летчика учить затратно, нецелесообразно и потребует дополнительного времени.
Структура Командования специальных операций
Структура самого органа управления специальными операциями должна отвечать задачам решаемым Командованием и включать органы управления всеми компонентами специальных операций. Из-за специфики выполняемых задач только отметим, что в структуре органа управления должны быть представлены все виды и рода войск, входящих в Вооруженные силы и органы, отвечающие за информационное обеспечение, аналитику, проведение психологических операций.
Основные составляющие компонентов КСО
Воздушный компонент КСО
Воздушный компонент должен включать добывающий эшелон, ударный эшелон и эшелон транспортного обеспечения и включать самолеты и вертолеты различных типов. Воздушный компонент должен быть способен выполнять некоторые основные задачи, стоящие перед КСО в любых условиях обстановки и в любых погодных условиях на территориях, где затрагиваются жизненно важные стратегические интересы России.
Добывающий эшелон воздушного компонента должен быть предназначен для получения необходимой воздушной и наземной обстановки, обработки и представления командованию данных о противнике или объектах спецоперации в реальном масштабе времени с отображением обстановки на соответствующих носителях.
В интересах добывающего и ударного эшелона вести воздушную пассивную радиотехническую разведку, на всю глубину действий на основе технологии обнаружения и местоопределения источников радиоизлучений (переизлучений) пассивными методами с элементами сверхразрешения и распознавания образов. Дополнять эту систему должна системы радиолокационной разведки воздушно-наземного пространства воздушного базирования с повышенной защищенностью от помех (Система РВП РЛС).
В интересах воздушного, наземного и морского компонентов КСО должна быть создана и развернута наземная многопозиционная разведывательно-информационная система (МРИС) в КВ и УКВ радиочастотных диапазонах на основе технологии обнаружения и местоопределения источников радиоизлучений и система радиолокационной разведки воздушного пространства наземного базирования с повышенной защищенностью от помех.
Работа в боевом режиме данных добывающих систем осуществляется в интересах КСО и ВС РФ на постоянной основе во всей зоне ответственности командования, а усиление на избранных направлениях может осуществляться заблаговременно или непосредственно перед проведением операций. Взаимодействие и обмен необходимой информацией между другими структурами осуществляется по установленной и утвержденной схеме. В связи с этим, КСО будет обладать наиболее полной и достоверной информацией о воздушной сфере, а при необходимости и информацией о космическом пространстве.
В состав добывающего эшелона должны быть созданы и включены следующие структуры:
— отдельный смешанный разведывательный авиационный полк специального назначения, имеющий на вооружении тяжелые и легкие самолеты-разведчики, оборудованные комплексом МРИС, созданные на базе самолетов Ту-334, Бе-200, Ан-2-100;
— отдельный легкий разведывательный воздухоплавательный полк специального назначения, имеющий на вооружении мягкие дирижабли, оборудованные системным комплексом разведки МРИС;
— отдельный смешанный тяжелый разведывательный воздухоплавательный полк специального назначения, имеющий на вооружении мягкие и полужесткие дирижабли, оборудованные системой МРИС в комплексе с системой радиолокационной разведки воздушного пространства;
— другие части, обеспечивающие добывание, сбор, обработку информации и передачу ее потребителю.
Ударный эшелон воздушной компоненты КСО должен обеспечивать как поддержку действий групп и отрядов специального назначения в любых погодных и климатических условиях на любом театре военных действий, так и самостоятельно проводить специальные операции по уничтожению важных объектов противника и террористов. Немаловажной, а возможно, в крупномасштабной войне и основной функцией ударного эшелона, должна стать возможность авиации в преодолении ею системы ПВО противника. Для этих целей должны быть разработаны и приняты на вооружение определенные образцы авиационной техники и созданы специальные авиационные части. Как один из примеров создания авиационных частей ударного эшелона КСО, можем быть принят следующий перечень специальных авиационных частей КСО:
— разведывательно-ударный вертолетный полк, созданий на базе вертолетов Ми-8 АМТШ и Ка-60 с разведывательным комплексом КВ, УКВ и СВ перехвата и пеленгации;
— разведывательно-ударный вертолетный полк (боевой), созданный на базе вертолета Ка-52, с разведывательно-ударным комплексом, оборудованным доработанной РЛС «Жук АФАР» до возможности распознавания одиночных и групповых целей типа человек для наблюдения под листву деревьев на удалении до 32 км;
— разведывательно-ударный штурмовой авиационный полк (Су-25 ПСШ), созданный на базе разведывательно-ударного комплекса Су-25 ПСШ (перспективный самолет-штурмовик) с многоцелевой РЛС воздух-земля и возможностью применения высокоточных боеприпасов;
— разведывательно-ударный авиационный полк специального назначения (Ан-70, Ту-334, Ил-476), созданный на базе тяжелого ударного самолета (аналог американского АС-130Н Ganship), вооруженного:
а) или комплексом легкого вооружения на основе одной 130 мм пушкой М-46, с дальностью стрельбы 27км и боекомплектом 200 снарядов; одной 57 мм автоматической пушкой С-60 с дальностью стрельбы 6000м и боекомплектом 300 выстрелов; двумя 30-мм шестиствольными автоматическими пушками АК-630 с дальностью стрельбы 5000м и суммарным боекомплектом 5000 выстрелов.
б) или комплексом тяжелого высокоточного вооружения на основе одной 152мм гаубицы с дальностью стрельбы до 30км и боекомплектом 500 снарядов «Сантиметр-М» и «Сантиметр-ПТ» разработанных на основе Российской концепции импульсной коррекции, и двумя 30-мм шестиствольными автоматическими пушками АК-630 с дальностью стрельбы 5000м и суммарным боекомплектом 4000 выстрелов.
— разведывательно-ударный тяжелый авиационный полк специального назначения, созданный на базе самолетов гражданской и военно-транспортной авиации. Носителями этой концепции могут быть самолеты: Ан-225 «Мрия»; Ан-124 «Руслан»; Ан-70; Ил-96; Ил-476; Ту-214; Ту-334; Бе-200. Предварительные расчеты показывают, что вооружение одного Ан-124 «Руслан» может включать несколько вариантов, в зависимости от предназначения платформы и составить или до 50 КРБД Х-101(102), с дальностью пуска до 3000 км; или от 10 до 12 ОТР «Искандер», с дальностью пуска до 500км; или до 120 ракет воздух-воздух Р-37 с дальностью пуска до 280км; или до 30 ракет воздух-поверхность Х-15П (Х=15С) с дальностью пуска до 280км. Каждый вариант несет еще от 10 до 20 ракет ближнего и малого радиуса действия воздух-воздух для выполнения задач самообороны;
— разведывательно-ударный смешанный воздухоплавательный полк, имеющий на вооружении мягкие и полужесткие дирижабли с различными по предназначению ударными системами класса «воздух-воздух», «воздух-поверхность», «воздух-море».
Транспортный эшелон предназначен для переброски сил и средств КСО на избранный для выполнения задач специальной операции ТВД, как на территории России, так и за ее пределами в мирное и военное время и должен включать:
— тяжелую военно-транспортную дивизию специального назначения (Ан-124 «Руслан»; Ан-70; Ил-96; Ил-476) с расчетной вместимостью, рассчитанной на подъем одной бригады специального назначения в полном составе с вооружением и специальной техникой;
— военно-транспортный авиационный полк специального назначения (Ан-2-100) для обеспечения выполнения боевых задач;
— транспортно-десантный вертолетный полк специального назначения (Ми-8АМТШ, Ка-60), для обеспечения выполнения боевых задач;
— отдельный легкий воздухоплавательный полк специального назначения, имеющий на вооружении мягкие дирижабли грузоподъемностью 10т, для обеспечения выполнения боевых задач;
— отдельные легкие воздухоплавательные отряды специального назначения, имеющие на вооружении мягкие дирижабли грузоподъемностью 10т, для обеспечения выполнения боевых задач, в каждой бригаде (пункте) СпН;
— отдельная легкая воздухоплавательная бригада специального назначения, имеющая на вооружении дирижабли грузоподъемностью 80 −120т, для обеспечения выполнения боевых задач по переброске войск на избранные стратегические направления;
— комплект отдельных авиационных и воздухоплавательных отрядов.
Наземный компонент КСО
Наземный компонент КСО предназначен для выполнения всего комплекса специальных мероприятий и участия в специальных операциях в ходе вооруженного конфликта, крупномасштабной войны и выполнения задач как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими силовыми структурами в ходе КТО.
Особыми задачами наземного компонента КСО должны стать задачи проецирования силы в любых точках земного шара, где затрагиваются жизненно важные интересы России, оказания помощи иностранным союзникам, сегодня это Сирии, в обеспечении их внутренней безопасности, борьбы с терроризмом и международной преступностью, взаимодействие и всесторонняя поддержка действий российских ЧВК, при защите граждан России, если им угрожает опасность.
В состав наземного компонента КСО должны быть включены все существующие бригады специального назначения и центр «Сенеж». Структура бригад должна быть пересмотрена в соответствии с новыми задачами и возможностями.
Следующее предложение может оказаться дискуссионным, но как нам видятся будущие задачи, особенно в ходе КТО, при выдвижении или смене районов боевых действий, особенно в условиях высокоманевренных боевых действий, обязательно необходимо ввести в состав бригад отряд тяжелого вооружения, какой уже был в структуре одной из бригад, но в другом видоизмененном качестве.
Должны быть уточнены планы подготовки, боевого слаживания, порядок прохождения службы, подготовки младших специалистов, вопросы боевой и мобилизационной готовности, вопросы комплектования военнослужащими срочной службы и военнослужащими по контракту, вопросы обеспечения техникой, вооружением и снаряжением, прохождения службы. Существующие подходы уже не удовлетворяют тем требованиям, которые ставятся перед спецназом.
Особым вопросом должен стать вопрос обустройства и дальнейшего использования бойцов и офицеров ССО, и здесь главную роль будет играть рассматриваемый закон о российских ЧВК, куда после службы и положительной рекомендации могут быть приняты указанные специалисты. Нельзя упускать из виду и такой инструмент, как служба в резерве в структурах КСО, куда должны быть приписаны все те, кто отслужил не только в вновь создаваемой структуре, а и те, кто служил ранее. Переподготовка, повышение профессионального уровня, освоение новых систем вооружения должно происходить в соответствии с планами.
В связи с тем, что в структурах КСО предлагается иметь, более расширенный перечень частей и соединений, новые виды вооружения и техники, требует изменения и подход к боевой подготовке, психологической устойчивости личного состава.
Морской компонент КСО
На морской компонент КСО возложить все те задачи, которые они выполняли и ранее, пересмотрев и уточнив их по мирному и по военному времени, обратив особое внимание на средства специального назначения, порядок и способы их боевого применения, совершенствования и модернизации. Задачи морской КСО должен решать не только в интересах непосредственно флота, а в интересах страны, ее геополитических и экономических интересов, в том числе и по прикрытию баз флота за рубежом, противодействию терроризму и пиратству на море и в прибрежной зоне, на всех океанских и морских акваториях. Структура морского компонента не должна по своему предназначению отличаться от структуры воздушного компонента и иметь добывающий эшелон, ударный (специальный) эшелон и эшелон тылового и технического обеспечения, включая и воздушную компоненту морской составляющей.
Структуры боевых подразделений КСО
На первый взгляд, само привлечение в состав КСО боевых подразделений, о которых пойдет речь ниже может вызвать массу сомнений. Но опыт подсказывает, что без этих компонентов не может быть, ни полноценной боевой подготовки спецназа, ни достаточных боевых возможностей КСО как в ходе вооруженного конфликта, так и в ходе проведения КТО, что является особым вопросом. В этих предложениях заложено несколько важных, на наш взгляд, подходов, прежде всего это особая подготовка этих подразделений, отличающаяся от подготовки линейных, это необходимость наличия в этой части особого организма, вооруженного иностранной техникой различной номенклатуры, это возможность привлечения экипажей указанных подразделений для выполнения задач в тылу противника или в ходе КТО. Есть и ряд других положительных моментов, которые говорят в пользу наличия в составе КСО указанных частей и соединений.
К боевой структуре КСО, должны относиться:
— отдельная танковая бригада, имеющая в своем составе отдельные танковые батальоны, но это не значит, что КСО будут участвовать, но могут, в танковых сражениях;
— отдельная пехотная бригада тяжелого вооружения;
— отдельная артиллерийская бригада, имеющая на вооружении комплексы «Смельчак» и «Сантиметр».
— другие подразделения обеспечения и обслуживания.
Структуры боевого обеспечения КСО
К структурам боевого обеспечения относятся структуры разведывательного обеспечения, основанные на новых принципах, структуры обработки получаемой и передаваемой разведывательной информации, структуры ударной и разведывательной беспилотной авиации, структуры информационного обеспечения, включая передачу структур психологических операций в полном объеме.
Немаловажное значение может иметь и решение Министра обороны по организации Центра научного кино при МО РФ, на базе уже существующих и вновь создаваемых структур. Этот центр может стать частью киностудии для обеспечения информационных войн и психологических операций. Структура самого Цента уже специалистами разработана и оценочно заслуживает внимания. Здесь самое эффективное, это то, что это технологии и структуры двойного назначения. То, что в мирное время является пиаром, в военное, это пропаганда.
В состав данного компонента должны входить:
— центр сбора, анализа и обработки разведывательной информации;
— центр проведения психологических операций;
— центр проведения кибер войны;
— центр информационного противоборства;
— центр информационного воздействия во взаимодействии с Центром научного кино;
— отдельная бригада радиотехнической разведки и обеспечения ближней навигации в пассивном режиме сил специальных операций;
— отдельная бригада тяжелых разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА);
Для качественного обучения первичных должностей офицерского и унтер-офицерского состава КСО, в его оперативное подчинение должен быть передан Новосибирский военный институт с восстановлением кафедр специальной разведки и открытием дополнительных кафедр в интересах КСО. Последующее военное высшее образование офицеры КСО должны получать на соответствующих факультетах при государственных гражданских высших образовательных учреждениях и высших Военных академиях на постоянной основе с созданием соответствующих факультетов, включая дополнительные факультеты для подготовки вертолетчиков в одном из вертолетных училищ, а воздухоплавателей, в Военно-авиационной академии.
Высшее военное образование офицеры КСО должны получать в стенах академии Генерального штаба ВС РФ не по сокращенной, а по программе двухгодичного высшего образования.
Для качественной боевой подготовки и ежегодной проверки боевой готовности необходимо создание как минимум двух учебных специальных центра подготовки сил специального назначения в Западной и Восточной части России, с возможностью проведения там всего комплекса специальных операций и противодействия данным операциям.
Структуры тылового и технического обеспечения КСО
Тыловое и техническое обеспечение проведения специальных операций в корне отличается от обеспечения обычных операций в ходе КТО или в ходе вооруженного конфликта. Этим и обусловлено наличие своих структур, которые должны быть способны работать в любых климатических или географических районах земного шара, обеспечивая бесперебойную поставку необходимых запасов материальных средств для функционирования КСО и выполнения задач его силами и средствами.
Этот материал не претендует на безусловное повторение и не раскрывает истинного содержания Командования специальных операций, а является личной точкой зрения автора на поставленную проблему, с учетом определенных знаний и полученного боевого опыта.
В этом тексте не полностью отражена та структура, которая должна соответствовать КСО, но основные моменты подчеркнуты только с одной целью, сравнить, то, что озвучено газетой «Известия» и то, что нужно сделать для полноценного соответствия Командования СО своему прямому предназначению.
Однако в тексте не раскрыт вопрос о сотрудничестве с российскими ЧВК, и с принципами и подходами к содержанию резерва КСО.
В завершение хочется отметить, что данная структура наиболее полно отвечает тем задачам, которые станут перед Вооруженными силами России и страной в целом уже в самое ближайшее время, тогда, когда завершится противостояние в Сирии. Если Россия оставит Сирию, не оказав посильную помощь в ее борьбе с международным терроризмом война придет и на наш порог. А это значит, что полумерами здесь не отделаешься, что нужно принимать нестандартные, жесткие меры и решения, чтобы максимально ослабить тот удар, который может обрушиться на Россию.