Пробуждённый Крым: станет ли Крым примером для славянского мира / Станислав Стремидловский
Иван Иванович, для начала пару слов о болгарской общине Крыма
Болгары появились здесь 220 лет назад и за это время завоевали репутацию очень трудолюбивого и доброжелательного народа. В 1944 году все крымские болгары были депортированы с полуострова. Когда появилась возможность вернуться, многие из нас приехали обратно в Крым. Сегодня, если верить официальной статистике, нас здесь немного. Однако мы считаем, что на самом деле в Крыму проживает около 5-6 тысяч болгар. В 1994 году мы создали Республиканское общество болгар имени Паисия Хилендарского. Это известный болгарский просветитель, монах, родолюбивый человек, который призывал к единению, соблюдению обычаев, традиций - всего того, чем мы сейчас занимаемся. Наша основная задача - это возрождение культуры, оказание содействия возвращению депортированных болгар, установление связей между Крымом и регионами Болгарии в рамках Ассоциации причерноморских государств.
Кто такой сегодня крымский болгарин?
Я бы его обрисовал как Крымчанина с большой буквы. В эти дни мы проявили солидарность со всеми жителями полуострова. Мне приятно отметить, что болгары с удовольствием участвовали в референдуме, причем, не только не стояли в стороне, большая часть членов нашей организации выступала наблюдателями от Наблюдательного совета "Крымский выбор" в ходе голосования по референдуму в городах и районах.
Что выбрали болгары и с чем был связан их выбор?
Выбрали Россию. Мы очень хорошо помним историю и история для болгар это все. Почему? Потому что болгары родолюбивы, мы всегда помним добро. И то, что Россия хорошее сделала для нас, наших прапрадедов, что они смогли сохранить свои семьи, уверяю вас, нынешние поколения знают о том и помнят о том. Если не Россия, неизвестно: было бы сегодня государство Болгария как таковое. Раньше мы являлись частью Османской империи. Сегодня в Турции есть народы, которые борются за свое самоопределение, те же курды. А у болгар свое государство есть - благодаря русским, которые проявили братскую солидарность в освобождении нашего народа от владычества османов.
Крым выбрал Россию. Но каким должен быть статус Крыма в составе Российской Федерации?
Я думаю, что Конституция Крыма должна существенно отличаться от местного законодательства субъектов Российской Федерации. Федеральным и республиканским властям и общественности потребуется в тесном контакте создавать наш новый Основной закон, прописать не просто модель взаимоотношений власти и народа, но дать возможность появиться такой модели развития Крыма, что она стала примером для всего остального славянского мира. Потому что до сих не было такого места, который можно было бы показать - смотрите, вот здесь славяне живут хорошо. Крым мог бы сыграть такую роль.
Можно более подробно?
Крым - многонациональный. На нашем гербе написано: "Процветание в единстве". За 23 года, пока мы были в составе Украины, удалось сохранить мир и покой в Крыму. Но сейчас надо двигаться вперед. Интересы крымчан здесь следующие - это должна быть республика светская, обязательно многоконфессиональная, требуется учесть интересы народов, которые здесь проживают. Если они того хотят, то должны иметь все возможности для изучения своего языка, культуры, обычаев. До сих пор нам все это удавалось в Крыму делать, так что Конституцию начинаем писать не с чистого листа. Безусловно, будет важно выстроить эту модель с учетом действующего российского законодательства и Основного закона.
Ваша историческая родина, Болгария, сегодня является членом Европейского союза. А ЕС неодобрительно воспринял воссоединение Крыма с Россией. Как вы можете помочь большой Болгарии убедиться в том, что выбор жителей полуострова сделан свободно и крымским болгарам ничего не угрожает?
Как только было объявлено о проведении референдума, я получил множество звонков из Болгарии от журналистов, представителей власти, а также сотрудников посольства в Киеве и генерального консульства в Одессе. Всех интересовал вопрос, какая помощь нужна общине крымских болгар, нам предлагали даже подумать о немедленном переезде на историческую родину, готовились оказать содействие. На полуостров приехало несколько мэров болгарских городов с тем же предложением. Но что вышло в итоге? Эти мэры побывали у нас, пообщались с людьми и потом спрашивали меня: "Иван, а нельзя ли у вас остаться?". Это на полном серьезе, я не шучу! К сожалению, информация, которую предоставляли зарубежные СМИ о Крыме, не соответствовала действительности. Но нам удалось с членами общины переломить ситуацию и, считаю, мы смогли убедить болгарских журналистов, наблюдателей, членов Европарламента в том, что на полуострове все спокойно, мирно, мы не сидим по подвалам. Посмотрим, как дальше будут развиваться события. Одно скажу, нам горько и обидно, что Болгария, единственная славянская страна-член Евросоюза, где люди пишут на кириллице, не смогла сказать правду. Хотя люди, с которыми я общаюсь в Болгарии, всячески дают понять, что историческая родина помнит, что Россия сделала для них 146 лет назад. Поэтому я надеюсь, что со временем свою нынешнюю позицию по Крыму изменит и официальная София.