Миллиарды за русофобию и «стабильность»: почему Россия спасает своих врагов / Алексей Волгин
Последние договорённости между президентами РФ и Украины Владимиром Путиным и Виктором Януковичем грозят стать одним из самых тяжёлых внешнеполитических просчётов Кремля за последнее десятилетие. Если выразить суть дела коротко, то рационального объяснения того, почему Россия решила спасти вражеское государство, которое со времён обретения независимости подвергло её, кажется, всем возможным политическим унижениям, просто не существует.
Неделю назад будущее Украины представлялось достаточно очевидным – дефолт и экономический коллапс, за которым явно маячила неиллюзорная перспектива дезинтеграции страны. При этом весь последний год украинское правительство даже и не думало отрицать то, что страна на всех парах летит в пропасть. Тогда же был указан и путь к спасению, выражаемый набившей оскомину фразой «Запад нам поможет». При этом многочисленные эксперты вполне обоснованно доказывали, что ассоциация Украины с ЕС окончательно добьёт её экономику и угробит промышленность. При этом будущая ассоциация с ЕС была распиарена украинской властью до того, что «европейски мыслящая» публика на Украине фактически воспринимала будущий договор как если не непосредственное вступление в ЕС, то, по крайней мере, как большой и решительный шаг к таковому. Абсолютно нищий Киев уверял своих граждан, что их всех скоро пустят в Европу, где они смогут навсегда забыть о страшном прошлом с отвратительной Россией.
Теперь же в результате эта самая Россия вытаскивает Украину, которая стремилась уйти от неё буквально всеми возможными и невозможными способами, из бездны, в обмен ВООБЩЕ НИ НА ЧТО. Российские и украинские политики наперебой кричат, что на последних переговорах не обсуждалась даже самая отдалённая перспектива вступления в Таможенный союз – вопреки заявлениям о том, что это является непременным условием для предоставления Киеву любых преференций. 2 ноября первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов сообщил, что Россия предложит Украине более дешевый природный газ, если она присоединится к ТС. Ещё ранее, 26 ноября, Владимир Путин торжественно заявлял, что Россия не обсуждала с представителями Украины даже возможность пересмотра действующего контракта на поставку газа. Он добавил, что с начала действия этого контракта Россия уже не получила $10 млрд. Прошло три недели, и цена на российский газ для Украины, питающий предприятия конкурентных для России отраслей, падает вдвое.
Всё это, разумеется, базируется на «договорённостях». На договорённостях со страной, которая кидала своего «стратегического партнёра» везде, где только можно, с самого начала девяностых. В годы президентства Виктора Ющенко никакие «договорённости» не спасали поставляемый в Евросоюз российский газ от перманентного разворовывания. В годы президентства его тёзки Януковича человек, даже очень далёкий от английского языка, выучил чудесное выражение “take or pay”, сопровождавшее стремление Украины любым способом не платить за поставляемое из России сырьё, прибегая к многочисленным жульническим схемам и не боясь никаких «исков» и «судов».
Это мы ещё не трогаем вопросы, которые не касаются денег. Не трогаем как бессмысленные, ибо руководство РФ, как похоже было до самого последнего дня, до иррациональной сделки 17 декабря, никаких других мотивов, кроме тех, которые приносят быструю и большую прибыль, просто не понимает. Вспомним про так и не отменённое прославление бандеровских «героев Украины». Вспомним про историю с русским языком, который однажды поддержанный Россией Янукович обещал сделать вторым государственным. Вспомним про аресты пророссийских активистов в Одессе – а ведь по поводу произошедшего с Игорем Марковым никакой официальной реакции из РФ так и не последовало до сих пор. Но ведь сейчас-то речь идёт именно о деньгах, ведь уже в ближайшее время Киеву должны быть перечислены $3 млрд, несмотря на то, что словосочетание «украинские ценные бумаги» уже само по себе несёт оттенок запредельного абсурда. По сути, Янукович сделал невозможное – он сохранил власть и страну для того, чтобы всё это, в подлатанном за счёт России виде, скоро было передано под юрисдикцию ЕС. И неважно, когда это произойдёт, до 2015 года или после, и кто это сделает – сам Янукович или тот, кто сменит его после политической смерти.
Многочисленные прокремлёвские эксперты пишут, что Москва предотвратила распад Украины чтобы вернуть её «всю целиком». Всю целиком с параноидально русофобской Галицией, которая, несмотря на экономическую незначительность, диктует политическую моду той самой «целой» Украине? С киевской властью, которая давно видит в Москве лишь дойную корову - и, надо сказать, вполне обоснованно? С рушащейся экономикой – и теперь уже абсолютно ясно, кто будет её ремонтировать. В российской внешней политике, катастрофически провальной на украинском направлении, ничего не меняется годами – и единственный шанс на возвращение Крыма, Донетчины, Луганщины и других русских земель в состав России вновь с негодованием отметается ради того, чтобы «вернуть всю целиком». Именно поэтому, наверное, Кремль ОБРЁК себя на Януковича, которого он теперь ВЫНУЖДЕН будет поддержать в 2015 году после провала в 2004-м и грандиозного кидалова в 2008-м.
Официозный политолог Борис Межуев обозначает как достижение то, что Россия поддержала на Украине «стабильность». «Россия, конечно, могла бы действовать иначе. Не предпринимать никаких радикальных шагов, спокойно наблюдать за медленным коллапсом киевской власти, по-тихому подбирать падающие в цене активы и спокойно работать на развал украинской государственности. Так, кстати, многие у нас и советуют делать, не понимая, что развал этой государственности спровоцирует войну на Украине, в разы превосходящую по жесткости все, что Европа наблюдала в бывшей Югославии», - пишет Межуев. Вот только не упоминает он о том, что Европа, ни секунды не заботясь о «стабильности» и наплевав на любую «территориальную целостность», подгребла под себя все Балканы, совершенно, надо сказать, не испугавшись вполне реальной, а не гипотетической войны на собственных границах. Потому что именно так решают подобные вопросы те, кто действительно хочет их решить. А кто хочет и дальше оплачивать «стабильность» миллиардными вливаниями в чужую «государственность», строящуюся, к тому же (и этого никто не скрывает) на откровенно антирусской платформе, будет делать это и впредь. Но у маски Бориса Межуева и его официозных вдохновителей нет даже стыда.
То, что в награду за русофобию Россия теперь платит миллиарды долларов, стало абсолютно ясно 17 декабря тем постсоветским странам, которые ещё не сделали окончательный «европейский выбор», а лишь рассматривают такую возможность. Российско-украинские договорённости вызовут несомненный интерес в Минске, чьи экономические проблемы также имеют тенденцию к стремительному усугублению. Не останется в стороне и Казахстан. Вполне может увидеть новые возможности для себя и Молдавия, которая уже парафировала соглашение с ЕС, и которая хорошо понимает, что от брюссельских щедрот она ничего не дождётся. Список потенциальных кандидатов на поддержку «стабильности» и «государственности» можно продолжать ещё долго. Тем паче что Россия, «щедрая душа», явно не намерена закрывать свои закрома даже находясь под угрозой серьёзнейших экономических передряг, которые вполне могут разнести на куски уже и собственную «стабильность».