Статьи

Вознаграждённая таможня открывает в России «зелёный коридор» из Средней Азии / Мадина Тураева

15.10.2013 01:14

Государственная таможенная служба (ГТС) при правительстве Киргизии сообщила, что Федеральная таможенная служба России (ФТС) исключила 5 киргизских транспортных компаний из перечня организаций, в отношении которых запрещено применение процедуры Международных дорожных перевозок (МДП) при транзите товаров по российской территории. По сообщению ГТС, соответствующий приказ подписал 13 сентября глава ФТС России – Андрей Бельянинов.

В системе МДП (TIR - Transports International Routiers), основанной на использовании перевозчиками специальных книжек (Carnet TIR) в рамках международной конвенции ООН 1975 года, в настоящее время работает 58 стран, а в числе т.н. «договаривающихся сторон» по системе МДП – 68 участников. Книжка МДП является документом таможенного транзита, гарантирующим, в том числе, уплату таможенных пошлин и налогов (на условиях конвенции), а страны, которые присоединились к конвенции, взяли тем самым на себя обязательства по пропуску транзитных перевозчиков с книжкой МДП без промежуточного таможенного контроля.

Между тем, 4 июля ФТС опубликовала письмо А. Бельянинова (№01-11/28474) о том, что с 14 августа 2013 года будут изменены условия помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с использованием книжек МДП. В письме было сказано, что предстоящие изменения производятся в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза (ТС), а также полноты и своевременности поступления таможенных платежей в федеральный бюджет (срок исполнения новых норм был затем перенесен на месяц позже). На практике это означает, что предъявление перевозчиками книжки МДП будет теперь недостаточно. Необходимо также подтверждение об уплате таможенных пошлин / налогов любым из способов, предусмотренных таможенным законодательством ТС.

В комментариях о причинах этой меры ФТС апеллировала к неисполнению Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), с которой у ФТС с 2004 года действует соглашение об обязательствах, связанных с применением Конвенции ООН о МДП 1975 г., оплаты таможенных платежей таможенным органам (20 млрд. руб. задолженности к 1 июня 2013 года).

ФТС также был опубликован список транспортных компаний разных стран, в отношении которых из-за многократного нарушения административного порядка в России должно быть запрещено применение процедуры МДП. В этот список вошли перевозчики 21 страны: Азербайджана, Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Германии, Казахстана, Киргизии, Китая, Латвии, Литвы, Молдовы, Нидерландов, Румынии, Сербии, Словении, Таджикистана, Турции, Узбекистана, Украины, Хорватии и Эстонии.

Решение ФТС, обоснованное ею ростом задолженности перевозчиков и уполномоченных ассоциаций перед российской таможней, вызвало вполне понятную реакцию как самих перевозчиков (и фактически стран, которых они представляют), так и международных ассоциаций, вовлеченных в этот процесс, и заявления заинтересованных сторон не заставили себя ждать.

2 августа генсек Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ) Умберто де Претто направил официальное обращение на имя председателя правительства России - Дмитрия Медведева, с копиями главе ФТС - А. Бельянинову, главе МИДа - С. Лаврову, министру транспорта - М. Соколову и министру экономического развития - А. Улюкаеву. В этом обращении были выражены опасения МСАТ относительно должной реализации Конвенции ООН 1975 г. о МДП в связи с односторонним решением ФТС России.

В начале октября в Женеве состоялись заседания рабочей группы Европейской экономической комиссии ООН по таможенным вопросам, связанным с транспортом, и высшего руководящего органа Конвенции МДП, по итогам чего делегации договаривающихся по системе МДП сторон признали факт нарушения ФТС России международного права и призвали к немедленной отмене спорного решения.

АСМАП также вступила в судебные тяжбы, обратившись в Высший арбитражный суд России и Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействующим письма ФТС России от 4 июля. Заседания по этим искам АМСАП продолжаются. Свое несогласие и требования отмены предусмотренных мер таможенного транзита высказали также МИД Латвии, МИД Сербии, ассоциация европейских и британских экспедиторов.

Однако, несмотря на все эти заявления, а также на то, что односторонний запрет применения процедуры МДП в отношении таможенного транзита отдельных транспортных компаний отдельных стран в отдельных российских регионах может означать избирательную дискриминацию, позиция России в этом вопросе остается однозначной и жесткой. Уже с 3 октября ФТС начала фактическую реализацию мер по таможенному транзиту без книжек МДП в Приволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке (http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=18303:2013-10-09-09-27-29&catid=40:2011-01-24-15-02-45).

МИД Киргизии также выразил свою позицию, направив ноту во внешнеполитическое ведомство России и попросив пересмотреть решение по книжкам МДП в отношении киргизских перевозчиков. Это произошло накануне визита А. Бельянинова в Бишкек в августе 2013 г., и некоторые эксперты напрямую связывали решение ФТС с оттягиванием Киргизией формальных процедур своего вступления в ТС и ее требованием для себя особых преференций. Тем более что, являясь председателем Совета руководителей таможенных служб государств-участников СНГ и сопредседателем киргизско-российской межправительственной комиссии, А. Бельянинов неоднократно высказывался за активизацию процесса присоединения Киргизии к ТС.

Тогда же, во время своего недавнего визита в Бишкек, А. Бельянинов встретился и с исполнительным директором Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Киргизии – Темиром Ниязбековым, который также попросил главу ФТС о снятии ограничений с киргизских перевозчиков, следующих транзитом через Россию.

В списке ФТС транспортных организаций, в отношении которых с 14 сентября должно было прекратиться применение процедуры МДП, находилось 13 киргизских компаний, неоднократно (от 2 до 33 раз) уличенных в административных правонарушениях (АП) на территории Российской Федерации. По информации ГТС Киргизии, в соответствии с приказом, подписанным А. Бельяниновым, с 13 сентября из этого перечня исключены компании:

-       «Глоботранс» - 3 АП,

-       «Асмитранс» - 3 АП,

-       «Экзотика» - 4 АП,

-       «Арслан Транс» - 4 АП,

-       «VVP Trans» - 2 АП.

Таким образом, в рамках происходящего в настоящее время противостояния таможенной службы России и международного сообщества участников конвенции по МДП, частный случай амнистии киргизских перевозчиков можно расценивать с учетом нескольких немаловажных факторов.

Создается ощущение, что жесткая позиция России, в лице ее таможенного органа, приведшая к ситуации, близкой к международному скандалу, имеет протекционистскую мотивацию по отношению к внутренним регламентам ТС. Ведь избирательный запрет на использование процедуры МДП является не запретом на транзит, а лишь дополнительной бюрократической преградой, которая, принимая во внимание российскую действительность, может существенно увеличить затраты перевозчиков и усложнить ситуацию в пунктах пропуска.

Также нельзя не учитывать, что для сравнительно маленькой Киргизии 13 транспортных компаний, которые для транзита товаров через территорию России должны будут получать дополнительные доказательства уплаты таможенных пошлин / налогов, предусмотренных законодательством ТС – это чувствительный фактор. И внесение компаний в этот список, также как и исключение из него, при известном личном отношении главного таможенника России к защите интересов и расширению ТС (озвученном им в различных заявлениях не раз), может быть использовано в качестве инструмента давления. Тем более что в сентябре 2012 года, выступая перед СМИ после своего награждения государственной наградой Киргизии - орденом «Данакер», сам А. Бельянинов весьма однозначно заявил, что, не видя в этом никаких технических сложностей, ФТС «максимально готовится к возможному вступлению Киргизии в ТС».

Другие публикации


28.11.24
11.10.24
10.10.24
13.06.24
11.04.24
VPS