Статьи

Перспективы российской армии (часть 1) / Сергей Канчуков

26.11.2012 17:45Источник: ИА REX, дата публикации: 14 ноября 2012

5 ноября 2012 года в России скромно отмечен праздник, День военного разведчика. Теперь можно с уверенностью констатировать, что 5 ноября 2012 года можно записывать в историю России и именовать ещё как и День начала возрождения Российской армии. Ведь в этот день, как показывает развитие событий, президент Российской Федерации Владимир Путин принял решение о смене Министра обороны ВС РФ, а значит и смене вектора реформы армии.

Можно бесконечно долго писать и обсуждать некоторые положительные моменты или отрицательные итоги придания армии «нового облика», ответственности и безответственности должностных лиц, непонимания. Несомненно, в ходе реформы сделано немало, но и недостатков предостаточно. Так, за счёт увольнения более 150 тыс офицеров и ликвидации института прапорщиков, осуществлено повышение денежного довольствия. Но лишение целого ряда льгот полностью свело на нет данное повышение, а по некоторым, офицеры остались в минусе. Так же обстоит дело с квартирами, которые строились там, где невозможно жить военным пенсионерам, а в отсутствие инфраструктуры, они теперь простаивают пустыми.  Такая оценка, это очень мягкое определение, которому не подходит афоризм «кто не работает, тот не ошибается». С реформой, а вернее, модернизацией армии ошибаться нельзя.

Но и забывать ничего нельзя. Нужно всё проанализировать, всё учесть, всё расследовать и дать объективную оценку. Сейчас должно быть предоставлено слово «товарищу «Маузеру», в лице военной прокуратуры и военной контрразведки. Без этих жёстких действий, без выжигания калёным железом коррупции, взяточничества, откатов, откровенного воровства, преступной халатности, обмана, без преодоления очковтирательства, показухи, безответственности, новую армию модернизировать невозможно.

Актуальным становится создание плана модернизации вооруженных сил Российской Федерации. Новому министру обороны РФ предстоит решить сверхсложную задачу модернизации и возрождения российской армии. Первые дни руководства министерством обороны генералом армии Сергеем Шойгу показывают, что взят верный курс, о котором министр заявил в беседе с президентом РФ Владимиром Путиным.  Министр обороны, с первых шагов в должности, опираясь на армейский коллектив, приступил к замене руководящего состава министерства, предложив президенту РФ новую кандидатуру начальника Генерального штаба, заслуженного и уважаемого в армейской среде боевого генерала, генерал-полковника Валерия Герасимова, а на должность первого заместителя министра обороны, боевого генерала, генерал-полковника Аркадия Бахина. Оба офицера пользуются заслуженным авторитетом, как в войсках, так и у руководства страны. И это не последние назначения и изменения в военном ведомстве, что вселяет определённую надежду. С одной стороны нельзя войти два раза в одну, и туже реку, а значит нельзя вернуться к старой армии, просто этого не выдержит экономика страны. С другой стороны, и это объективно видно, нельзя продолжать, без модернизации, то, что было реализовано в ходе придания армии «нового облика».

Сейчас ясно, что План модернизации Российской армии можно разработать и выполнить, только используя перефразированную знаменитую фразу, армию России можно модернизировать, имея холодную голову, горячее сердце и чистые руки.

Ранее, до реформы «нового облика» не было явно выделено разделение функций, на административные, и на оперативные. Сейчас, следуя иностранной моде, эти функции в российской армии объективно разделены. Административные и политические приписываются функциям министра обороны, а оперативные, начальнику Генерального штаба. Такое разделение в условиях России, малопродуктивно, и позволяет распылить ответственность должностных лиц перед страной, народом и верховным главнокомандующим.

В связи с этим, первая особенность модернизации российской армии должна заключаться в единоначалии и персональной ответственности министра обороны РФ за обороноспособность страны.

Выбирая на начальном этапе, между изучением административных и оперативных функций, необходимо предпочтение отдать именно изучению оперативных функций. В связи с этим, министру обороны необходимо лично знать состояние боевой готовности вверенной организации.

Первый шаг министра обороны на своём посту, как нам кажется, должен быть связан именно с всесторонней проверкой боевой и мобилизационной готовностью армии, определить её способность реально выполнить поставленные задачи, как в вооруженном конфликте, так и в крупномасштабной войне. Мы, уверены, что это позволит реально проверить боевую и мобилизационную готовность, боевые возможности, возможности функционирования обеспечивающих структур, в том числе и аутсорсинга, как в повседневной жизни, так и в учебно-боевых условиях. Это позволит объективно оценить и работоспособность самого главного органа управления армией – её Генерального штаба. Без такой всесторонней проверки невозможно реально определить все плюсы и минусы реформы «нового облика».

Вторым шагом, должно стать заседание Совета безопасности РФ, на котором необходимо отчитаться перед президентом РФ, как верховным главнокомандующим, всем силовым структурам РФ, для уточнения и выработки объективной картины обстановки в мире. Этот доклад и его выводы должны стать реальным анализом угроз и вызовов для России, и прогноза её развития. Такой прогноз должен включать ближайший (2013-2014 годы), среднесрочный (2014-2020 годы) и долгосрочный (2020-2050 годы) периоды, позволяющий реально спрогнозировать строительство и развитие вооружений, техники, развитие, экономической, демографической, социальной политики, обороноспособности страны с учётом тех тенденций и прерогатив развития, которые наблюдаются в мире. Нужно чётко определиться со сроками и масштабом возникновения угроз, а значит и сроками проведения модернизации вооруженных сил.

Исходя из объёмного анализа, основанного на различных подходах и выводах военно-научного сообщества, анализа зарубежной военной науки, с учётом всех особенностей, ограничивающихся не только констатацией, а и представленного расчётами и предложениями по широкому спектру вопросов, выработать основные направления модернизации и развития, которые положить в основу плана модернизации. План должен включать вопросы структуры самих ВС, структуры управления ВС в различных условиях обстановки, структуры модернизации и строительства видов и родов войск, новых и используемых типов вооружений, организационно-штатной структуры и другие вопросы.

Несомненно, весь анализ развития обстановки должен строиться на двух критериях. Первое, это на возможностях вероятных противников совершить ту или иную агрессию против России, или развязать внутренний вооружённый конфликт. И, второе,  это состояние и пути развития армий ведущих стран мира, их вооружения, планов строительства и наращивания, обратив особое внимание на армии США и Китая. Но при этом не должны быть, обойдены стороной, вооруженные силы Японии и ряда стран НАТО, как организации «стремящейся наделить силовой потенциал Организации североатлантического договора (НАТО) глобальными функциями».

Перед рассмотрением непосредственных вопросов, которые необходимо предусмотреть, нужно решить ещё один очень сложный вопрос, от которого напрямую будет зависеть и успех модернизации армии. Это, возможно, одно из основных направлений, заключающееся в достижении ликвидации влияния иностранных разведок на структуры государственного и военного управления.  Без решения этой сложной задачи, а главная роль в этом процессе должна отводиться ФСБ, военной контрразведке (ВКР ФСБ), военной прокуратуре,  в некоторых вопросах и ГРУ ВС РФ, Россия не способна  обеспечить свою безопасность.

Новая структура Вооруженных Сил РФ должна включать не три, как сейчас, а четыре вида вооруженных сил: Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-морской флот, Войска ПВО страны. Это реальная необходимость в условиях новых форм и способов вооруженной борьбы. Это реальная потребность обеспечения безопасности и арктического шельфа РФ.

Армия начинается с разведки, то есть, с главного разведывательного управления (ГРУ ГШ). В ходе реформы данная структура, не просто была разгромлена, но по объективным или субъективным причинам, ещё и самоустранилась от решения целого ряда стоящих перед ней задач. ГРУ в современных условиях должно стать объединяющим для всех видов разведки, передовым для всей армии, постоянно находиться на острие решаемых задач, объединить под своим началом, и отвечать за всю разведку в вооруженных силах РФ, от солдата разведчика в мотострелковой роте до разведчика-нелегала, осуществляющего «за российский рубль подкуп президента».  Разведка, это основа модернизации армии.

Особенностью должно стать возрождение главных командований видов вооружённых сил, командований родами войск (в том числе и новыми) с возвращением им полностью функций управления, строительства, подготовки и применения подчиненных войск в полном объёме. Передача всех функций ОСК, в условиях России,  на наш взгляд, является грубейшей ошибкой реформаторов.

В структуре Вооруженных сил РФ должны быть модернизированы, воссозданы и созданы заново:

- Командование Воздушно-десантных войск должно сохранить за собой статус войск быстрого реагирования и резерва верховного главнокомандующего, получить всестороннее развитие и совершенствование. ВДВ, являясь самыми мобильными из родов войск, требуют к себе и к сопутствующим видам, прежде всего к командованию военно-транспортной авиации, особого, пристального внимания. Развитие, перевооружение войск, должно оставаться на особом контроле и у министра обороны и у верховного главнокомандующего.

- Командование армейской авиацией, являющееся одним из перспективных и многоплановых родов войск, способных решать успешно целый комплекс боевых задач, с передачей ему всех функций управления армейской авиацией, строительства, боевого применения частей армейской авиации.

- Командование Арктических сил, в современных условиях являющееся актуальным и необходимым органом управления при создании сил и средств, способных выполнять задачи в условия Арктики.

- Командование сил специальных операций, должно быть создано под непосредственным подчинением МО, или в структуре ГРУ. Это вызвано, исходя из анализа положительного опыта применения спецназа ГРУ, особенно в ходе КТО, и его недостатков, полученных после передачи спецназа в состав Сухопутных войск, а так же  исключительной важностью и первоочередностью необходимых мероприятий. Задачи, состав сил и средств, выделенных в состав командования ССО на постоянной основе, определяются отдельно, и позволяют во взаимодействии с ФСБ, МВД, МЧС решать возникающие задачи минимальным составом войск.

Главное командование Сухопутных войск, как основа Российской армии, не должно ограничиваться той функцией, которую ему определили в ходе реформы «нового облика». Главкомату СВ, как и всем остальным, должно быть возвращено его историческое предназначение, ответственность за состояние, развитие, боевое применение сухопутной группировки войск.

В России должно быть воссоздано пять военных округов: Московский военных округ, Приволжско-Уральский военный округ, Северо-Кавказский военный округ, Сибирский военный округ (со штабом в Новосибирске), Дальневосточный военный округ. Это основные стратегические направления, на которых должны быть созданы командования, способные выполнить все возникающие задачи, на стратегических направлениях, как своими силами, так и с учётом усиления.

Второе, наряду с бригадами следует создавать и дивизионную структуру, но в новом качестве, как основу ударной группировки сухопутных войск, с возвращением и официальным вручением наименований и боевых Красных Знамён со всеми завоёванными русскими солдатами орденами и наименованиями. Это будет ещё одним весомым вкладом в модернизацию армии России, которая не должна отгораживаться, от своей боевой истории. Дивизии должны быть постоянной готовности, сокращённого состава и кадра (базы хранения). Ни США, ни Китай, как основные страны современного мира, имеющие самые мощные вооруженные силы, не отказались от дивизионных структур. В Сталинграде, в ходе оборонительного сражения, наряду с 13-й Полтавской дважды Краснознаменной гвардейской стрелковой дивизией под командованием генерала А. И. Родимцева успешно сражалась и 124-я отдельная стрелковая Краснознаменная бригада полковника С.Ф. Горохова.  Только дивизионная структура, полностью развернутых дивизий, позволяет без ущерба, выращивать крупных военачальников и полководцев российской армии. Хорошо, если ещё и наименования той, далёкой войны 1812 года, в год 200-летия будут возвращены войскам, с вручением им штандартов и знамен той эпохи.

Третье, современную войну нужно оценивать не как войну моторов или сетецентрическую войну, а как войну разведки и систем вооружений (информационных, огневых). Кто будет иметь лучшую разведку, больше вооружений различного назначения, в том числе информационных и высокоточных, кто предпочтение отдаст не солдату, даже в бронежилете и каске, пешком наступающему на противника, или обороняющемуся от превосходящего противника, находясь в окопе или траншее, образца 1914 года, а системам разведки и вооружения, тот и одержит победу в войне. Поэтому, будущая война, это война разведки и систем вооружений, война, когда противник будет уничтожен на дальних подступах, до соприкосновения нашего солдата с солдатом противника. Это касается и вооруженных конфликтов, и проведения КТО. Когда противник или боевик будет знать, что его могут уничтожить в любой момент, и он этого даже не осознает, это уже будет победой.

Воссоздав сухопутные войска, Россия получит тот инструмент сдерживания, который не позволит просто так развязать вооружённый конфликт или войну на границах страны или против её союзников. Главное командование сухопутных войск должно получить систему управления, систему разведки, основанную на возможностях соединений и частей, входящих в его структуру, и систему поражения, включающую средства поражения (артиллерия, АА, ракетные войска) и средства уничтожения, удержания, захвата (обновленные дивизии и полки).

Главное командование ВВС России должно избавиться от несвойственных ему задач, путём отсоединения приставки ПВО и сосредоточиться на развитии своего вида вооружённых сил. Здесь ещё больше проблем, чем нам кажется. С развитием высокоточного оружия, основанного на применении гиперзвука, ставится под сомнение ряд ключевых решений, ранее принятых в ВВС.  Так, не видится в перспективе преимуществ в авиации, особенно истребительной, в которой заложены преимущества в сверхманёвренности самих истребителей. Это обусловлено, прежде всего, физиологическими ограничениями лётчика. Для парадов и показных полётов, это актуально. Для боя – заведомый проигрыш, так как, накладывает конструктивные особенности на сам аппарат, не позволяя ему иметь достаточно много средств разведки и поражения увеличенной дальности. Да, и упование на преимущества в ближнем бою, это фикция. Основа воздушного боя в современных условиях, это высокоточное гиперзвуковое оружие большой и средней дальности, и преимуществах противника в дальности обнаружения воздушных, да и наземных целей, а так же, преимущество в дальности полёта ударных ракет различных классов, имеющих функцию всеракурсности (пуск ракеты независимо от угла нахождения к цели). Есть ещё одна особенность, это уже сегодняшнее подавляющее преимущество основных стран, выраженное в количестве ударной авиации соответствующей современным требованиям воздушного боя и ошибки в определении основных направлений развития наших войск. Да и ВПК России, пока не способен в кротчайшие сроки создать необходимое количество боевых самолётов. Значит, выход нужно искать в другом, в срочной разработке новых форм и способов применения авиации на основе создания на базе военно-транспортных (Ан-70, Ил-476, Ан-122) и транспортных (Ту-96-400) самолётов новых боевых платформ, способных решать целый комплекс различных задач в воздушной сфере, от выполнения задач по перехвату боевых блоков, до задач стратегической и ударной авиации. Описание данных комплексов уже проходило в ряде СМИ. Их создание не представляет ни большой технической, ни тем более, теоретической проблемы.

Применение ВВС обусловлено будет их дислокацией и способностью встретить противника непосредственно на границе государства, в тех зонах, где будет отсутствовать прикрытие ПВО. ВВС должно составлять своего рода самый первый эшелон отражения воздушного нападения, а с учетом и ударных возможностей, позволить  выполнять задачи по прикрытию войск в ходе боя, нанесению поражения войскам противника, стратегическим объектам на его территории.

В структуре ВВС вырисовывается комплекс, включающий орган управление, систему разведки (А-50, боевые платформы во взаимодействии с разведкой ПВО) и систему поражения (истребительная, бомбардировочная, штурмовая авиация и ударные авиационные платформы).

Главное командование военно-морского флота, как и другие виды вооружённых сил РФ, должно обладать полной ответственностью и полным правом отвечать за безопасность страны на морских и океанских театрах военных действий. Здесь чёткое слово должен сказать Генеральный штаб, на основе предложений ВМФ, определив и предложив министру обороны и верховному главнокомандующему программу развития флота России в соответствии с ранее определёнными периодами развития обстановки. Категорически нельзя переходить на один тип ракет для РПКСН, это сводит на нет все усилия и все огромные затраты. Нужно сохранить и приумножать и комплекс «Синева» и если возможно, окончательно довести комплекс «Борей», или, признав, мужественно, отказаться от него. России нужен океанский флот, как великой океанской державе.

Главной особенностью модернизации армии должно стать возрождение Главного командования войск ПВО страны. Создание рода войск, под названием ВКО, является только малой толикой той огромной работы, которую предстоит решить. Объединение под началом ВКО тех крох, не позволит решать весь спектр стоящих задач. Первое, что должно быть сделано, это организация разведки воздушного противника, как первой составляющей, путём развертывания сплошного активного и пассивного радиолокационного поля РЛС, охватывающего всю территорию страны во всём диапазоне высот и на удаление до 3000 – 6000 км от границы. Цель данного мероприятия очевидна. Армия, не способная видеть воздушную обстановку не может претендовать на боеготовность, особенно, при применении новых гиперзвуковых ударных средств. Такие системы существуют в России, и мы о них знаем, но они не востребованы из-за коррумпированности, некомпетентности, отсутствия ответственного органа и должностного лица за данную сферу деятельности. Другая составляющая, ударная, это прикрытие всех особо важных объектов, находящихся на территории России системами ПВО малого, среднего и большого радиуса действия. В перечень данных объектов должны быть включены не только традиционные объекты, такие как промышленные и экономические зоны, а и инфраструктура, и в первую очередь Транссиб.

Созданием главного командования войск ПВО, путём создания органа управления, систем разведки и поражения в воздушно-космической сфере, будет решён один из важнейших на данном этапе вопросов, вопрос прикрытия территории России, её наиболее важных объектов и оперативного оборудования от внезапного нападения воздушного противника.

Другие публикации


28.11.24
11.10.24
10.10.24
13.06.24
11.04.24
VPS