Новости

Создатели гуманитарной катастрофы: евразийская риторика Москвы и Приднестровье / Модест Колеров

03.06.2015 22:23Источник: ИА REX

1992. Жертва агрессии Молдавии против Приднестровья. Иллюстрация: 19iyunya1992.moy.su

Актуальный архив. 6 октября 2013 года

Чем предметней становится экономическая евразийская интеграция в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана (ТС), чем практичней проходящая под евразийским именем социально-экономическая помощь России Приднестровской молдавской республике (ПМР), тем глупей и вредней паркетное пустословие о «евразийской цивилизации», о новых её просторах, от которых у интеграторов скоро не то чтобы одежные швы – рты порвутся. «Бессилие и лукавство». Так афористически назвал своё исследование действий русской императорской разведки на Балканах в 1914-1915 гг. яркий представитель нового поколения историков Василий Каширин (теперь он исследует актуальную политику Румынии и Молдавии и поглощён кулуарами Приднестровья). Ему впору так назвать и наблюдаемое вокруг.

Только неблагородным увлечением некогда трезвомысленных чиновников, которые ныне ведают проблемами ТС, я могу объяснить самоубийственное для ТС форсированное втягивание в него насквозь, политически и экономически, контрабандной территории Киргизии. Только вынужденной вежливостью по отношению к московским риторам я могу объяснить неловкие приднестровские заявления о том, что «евразийская интеграция стала национальной идеей приднестровцев». Любой, кто любит и знает ПМР, - доподлинно знает: национальная идея приднестровского народа – независимость, от Румынии, от румынской Молдавии, от Украины, и последующее воссоединение с Россией. Несомненно: если бы не территориальная оторванность ПМР от России, ПМР была давно признана Россией как независимое государство и  не заискивала бы перед европейскими «учителями».

Теперь же: стоит безответственному московскому паркетному болтуну произнести заведомо лживое, беспредметное, утопическое умозаключение о перспективе «евразийского региона» для ПМР, как в Приднестровье рады, допустим, из вежливости его подхватить. Словно не понимают, что международную «евразийскость» ПМР может предоставить только консенсус России с Белоруссией и Казахстаном, каковые остаются твёрдыми экономическими партнёрами Грузии и Азербайджана и, следовательно, Молдавии и Румынии, особенно в отношении Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья и Нагорного Карабаха. Понятно, что фальшивым звуком про «евразийский регион» некто заигравшийся хотел вымыслить альтернативу «европейскому региону / еврорегиону» вокруг ЕС, ныне продвигаемому в бассейне Днестра. Но даже фальшивым певцам нельзя не знать, что многолетняя практика ЕСовских «еврорегионов» провалилась и остаётся лишь инструментом вмешательства на соседних территориях. Но там, где это вмешательство носит позитивный потенциал, как например, в идее формирования еврорегиона «Трансильвания» в населённой венграми части Румынии, он бессилен даже внутри ЕС. А там, где он служит расчленению и размыванию территории ПМР между молдавскими и украинскими регионами, служа десуверенизации ПМР, ему аплодируют…

Ясно, что присоединение 29 ноября 2013 в ходе Вильнюсского саммита «Восточного партнёрства» ЕС Молдавии и Украины к зоне свободной торговли  ЕС и их самоподчинение ЕС в рамках соглашений об ассоциации с ЕС ставит ПМР в критическое и катастрофическое положение. Это, как свидетельствуют заявления президента ПМР Евгения Шевчука, председателя Верховного совета ПМР Михаила Бурлы, министра экономического развития ПМР Майи Парнас, заместителя главы МИД ПМР  Игоря Шорникова, отлично понимают в Приднестровье.

Что же предлагает Приднестровью Россия сейчас, когда счёт исторического времени идёт буквально на дни?

Для России евразийская интеграция – если оставить в стороне эгоистические интересы и риторику – имеет своей целью экономическое восстановление единства Исторической России, которая в своём жизнеспособном виде является не чем иным, как единым континентом, а не конструкцией метрополии и колоний, не национальным и тем более не этнически однородным сообществом. Пределы, континент Исторической России находятся внутри исторических границ Российской империи и СССР – и окончательная их конфигурация вокруг этого континента может быть только результатом осознанных и последовательных усилий, борьбы, которой автоматический успех не гарантирован. Вовсе не достаточно присягнуть «евразийской интеграции» самой по себе, важно не забывать, что её альтернативные, колониальные, евроатлантические или «поднебесные» сценарии, легко мимикрируя под  «Европу от Ванкувера до Владивостока» или наоборот, категорически исключают само существование Исторической России.

Начатое Новым Светом поэтапное убийство Старого Света - в самой уязвимой части общечеловеческой ойкумены – на Среднем и Ближнем Востоке и в Средиземноморье, казалось, должно было научить паркетных дипломатов России, по крайней мере, не обманывать самих себя. Их семейная, бытовая, карьерная, интеллектуальная, психологическая зависимость от Запада известна, но им в Москве и кое-кому в Приднестровье должно быть хорошо известно, что всё их значение для Запада – всё значение их секундной роли только в момент капитуляции, а далее – не будь России и Приднестровья – их судьба вряд ли будет интересней судьбы Биляны Плавшич из Республики Сербской…

Боль, гордость, зеница ока Исторической России – Приднестровье – подошло сегодня к принципиальному рубежу, за которым подвергаются критической опасности достоинство и свобода не только полумиллиона приднестровцев, в том числе – 200.000 российских граждан или тех, кому позорная пассивность российской дипломатии до сих пор не даёт реализовать свой выбор в пользу гражданства РФ. Дыхание гуманитарной катастрофы придвигается именно сейчас, когда республика отмечает 23 года упорной борьбы за свободу и независимость.

2 сентября 1990 года была провозглашена Приднестровская республика. 17 сентября 2006 года более 97% граждан ПМР, принявших участие в референдуме, проголосовали за «курс на независимость ПМР и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации». Референдум, при всеобщем понимании того, что многолетняя борьба приднестровцев за независимость от Молдавии, начатая как интернациональная борьба местных русских, украинцев и молдаван против агрессивной и принудительной румынизации, в защиту единства с Исторической Россией, - результат выстраданного консенсуса, произвёл громовой эффект во властной Москве.

Не далее как за три года до этого, под давлением Москвы, Приднестровье подписалось под «Меморандумом Козака», который предписывал ПМР «мягкую реинтеграцию» с Молдавией, но был торпедирован молдавским президентом Владимиром Ворониным так грубо, что это прозвучало как прямой, вызывающий удар по реноме российского президента Владимира Путина.

С тех пор должно было стать окончательно ясно, что адекватных партнёров у России в Молдавии нет, а единственный, хоть и требовательный, союзник России в регионе, переживший смену нескольких руководящих поколений в Москве, - Приднестровье. Демонстративной компенсацией за бессмысленно навязанное и бесперспективное унижение ПМР ради заведомо нежизнеспособного соглашения с Молдавией, периодически лгущей о своём союзничестве с Россией, но шаг за шагом теряющей свою государственность в интересах «Великой Румынии», и стал референдум 17 сентября 2006 года.

В Москве сразу поняли политический смысл референдума: он ставил пределы любым будущим попыткам вновь поторговаться за миф об «историческом единстве» Молдавии и России, принеся в жертву недоговороспособному Кишинёву – единственную живую, отмобилизованную и не переменчивую ценность России в регионе: приднестровскую государственность. Высший межведомственный куратор Приднестровья в Москве дружески выговаривал мне тогда за то, что мы, ответственные российские сторонники независимой приднестровской государственности, помогли референдуму пройти с избранной формулировкой, на которую уже не могли закрыть глаза те, кто хотел проигнорировать борьбу ПМР за независимость.

Теперь и давно Москва хочет закрыть глаза на угрожающее Приднестровью удушение - уже руками Европейского Союза, Молдавии и Украины. Что же сделала Москва для того, чтобы Приднестровье не было поглощено марионетками Европейского Союза? Вновь выбрала себе в партнёры Владимира Воронина… Что сделала Москва, чтобы Украина не стала блокадной стеной между Россией и Приднестровьем? До последнего дня тщилась всучить Украине гигантские льготы на её альтернативном пути в ТС, одного процента которых в денежном выражении хватило бы, что в ПМР расцвёл экстерриториальный технологичный социализм.

Молдавия и Украина, раздав политические пощёчины «евразинтеграторам» из Москвы, вполне адекватно увидели свою политико-экономическую задачу послужить ЕС не только новым колониальным товаром, но – бери выше! – послужить ЕС надёжным каналом льготного входа на огромный потребительский рынок ТС через те дыры, что – после либерал-идеалистов из российского правительства, втащивших Россию в ВТО -  открыли Молдавии и Украине зону свободной торговли СНГ, спешно подаренную России Сергеем Лебедевым, Сергеем Нарышкиным и Леонидом Слуцким, и, следовательно, беспрепятственный вход в ТС. Закрыть этот фактически контрабандный вход из предбанника ЕС в ТС – теперь для России крайне трудная задача. Но, по крайней мере, высшие представители России в части экономических отношений с ближним зарубежьем вполне определённо и резко отрицательно выступили против надежд новых колоний ЕС, особенно Украины, соединить ЗСТ ЕС с ЗСТ СНГ и ТС: национальный координатор отношений с СНГ, вице-премьер Игорь Шувалов, советник президента России по евразийской интеграции Сергей Глазьев, премьер-министр Дмитрий Медведев, президент Владимир Путин внятно и определённо заявили о категорической несовместимости европейской и евразийской интеграции.

Смешно сказать, но посол России в Молдавии, по несчастью для всех нас выступающий главным российским дипломатическим представителем в Приднестровье, Фарит Мухаметшин тем временем упорно твердит о взаимодополнительности евразийской и европейской интеграции Молдавии, ректор МГИМО, старейший член коллегии МИД РФ Анатолий Торкунов публично твердит в Ереване: «европейская и евразийская постсоветская интеграция - процессы, дополняющие друг друга». Заместитель главы МИД РФ, ведомственный куратор СНГ Григорий Карасин с присущим ему пафосом тоже твердит: «Сейчас соприкасаются два интеграционных вектора – Европейский и Евразийский. Попытки отдельных политиков спекулировать на тему о дилемме геополитического выбора Кишинева «между Востоком и Западом» недальновидны… имеющийся потенциал участия Молдавии в Содружестве с учетом вступившего в силу Договора о зоне свободной торговли СНГ способен стать важным дополнением ее проевропейского вектора»!!

Можно, конечно, занавесить это позорное противоречие дипломатических деклараций МИД официальной политической и экономической позиции власти, национальным интересам России каким-нибудь дымом. Например, публичными разъяснениями кулуарного государственного эксперта о том, что «слова Лаврова и Карасина… это, конечно, обычный пример пустоговорения карьерной дипломатии. Они ни на секунду не верят в то, что говорят, и, что хуже, даже не стараются убедить других, что верят. Хотя умение лгать – неотъемлемая часть данной профессии»… В такой ситуации само по себе превращение «евразийской интеграции» в бесконечный процесс кабинетного наблюдения за абстрактной «евразийской цивилизацией» - самоубийственно для любой официальной, экспертной и общественной дипломатии, ставящей себе целью защиту интересов России.

Но мы не можем позволить себе удовлетвориться словами. Только независимость Приднестровья может стать примером и поддержкой тем интернационалистам и сторонникам независимой Молдавии, что ведут в стране борьбу против русофобии, пронацистского ревизионизма, румынизации и аншлюса Молдавии Румынией. И путь к этой независимости эффективно прописан и пройден Россией в отношении Абхазии и Южной Осетии. Достаточно вспомнить подписанный Владимиром Путиным указ от 16 апреля 2008 года «О мерах социально-экономической поддержки Абхазии и Южной Осетии», чтобы понять, сколько могла сделать и до сих пор не сделала Москва для Приднестровья. Только путь к независимости Приднестровья, формируемый на пути его межведомственной, негосударственной, корпоративной, дистанционной интеграции с Россией, может и должен стать эффективным противоядием полноценной гуманитарной катастрофе, которая вплотную приблизится к Приднестровью уже 29 ноября.

Подшивка

Другие публикации


20.07.17
Афганистан на грани нового раскола
23.06.17
Доклад "Развертывание сил НАТО в странах постсоветской Прибалтики". Часть вторая
23.06.17
Доклад "Развертывание сил НАТО в странах постсоветской Прибалтики". Часть первая
24.05.17
Теракт в Манчестере: игра идет по-крупному
21.05.17
Что ожидать России от Беларуси?
VPS

Новости партнёров


Загрузка информера...