Новости

Приднестровье или «султанат»: конституционная реформа Евгения Шевчука

16.09.2014 12:02

На минувшей неделе Президент ПМР Е. Шевчук внес на рассмотрение приднестровского Верховного Совета проект изменений и дополнений в Конституцию ПМР. Законодательная инициатива Е. Шевчука предусматривает весьма сжатые сроки рассмотрения в первом чтении: не позднее 10 октября 2014 года.

Документ содержит ряд положений, существенно ограничивающих полномочия Верховного Совета и при этом еще больше укрепляющий статус Президента ПМР (против чего, кстати, сам Е. Шевчук в бытность спикером приднестровского парламента решительно протестовал).

В частности, исполнительная власть рассчитывает получить дополнительные основания для роспуска Верховного Совета через механизм «отказа в доверии» Правительству ПМР со стороны Верховного Совета. Несмотря на то что формально такое же основание содержится в Конституции РФ, на которую якобы ориентируются авторы законодательной инициативы, на деле в приднестровских условиях такая норма создает дополнительные предпосылки для волюнтаристских действий со стороны президентской вертикали.

Президентские инициативы предусматривают усложнение процедуры импичмента. В частности, согласно предложениям Е. Шевчука, даже инициатива об отрешении от должности президента должна вноситься 2/3 депутатов (в настоящее время для выдвижения такой инициативы достаточно 1/3). Окончательное решение в предлагаемой редакции должно приниматься только 2/3 (в действующей редакции Конституции – «не менее, чем 2/3»). Таким образом, президент как автор законодательной инициативы сознательно создает юридический казус относительно того, как будет решаться вопрос импичмента в случае, если за него проголосует не ровно 2/3 депутатов, а более 2/3.

Особенно актуальна эта проблема в свете другого предлагаемого нововведения относительно сокращения общего числа депутатов с 43 до 31. Для несведущих в алгебре авторов законодательной инициативы поясним: 2/3 от 31 депутата – это 20 депутатов и еще 2/3 какого-либо депутата. Кто именно из депутатов должен отдать 2/3 от себя для точности исчисления, в проекте не уточняется.

Одним из наиболее значимых нововведений можно считать предложение Е. Шевчука о передаче права назначения республиканского референдума из ведения Верховного Совета в ведение Президента. В случае принятия этой нормы Верховный Совет будет полностью выведен из процедуры принятия решения о проведении общереспубликанских референдумов, что может иметь далеко идущие последствия как для внутри-, так и для внешнеполитического будущего Приднестровья. Похоже, Президент ПМР стремится создать себе комфортные условия для «протаскивания» неких решений, которые могут не пройти через парламентский фильтр.

ИА OSTKRAFT напоминает, что именно право Верховного Совета назначать референдум не позволило в 2009 году тогдашнему Президенту ПМР И. Смирнову реализовать проект собственной конституционной реформы, а Е. Шевчук был одним из наиболее рьяных критиков предложений Игоря Смирнова, называя предлагаемую Смирновым модель «султанатом». Теперь, в угоду личным амбициям и для закрепления диктаторских полномочий, Е. Шевчук готов пойти гораздо дальше своего предшественника, который, по крайней мере, не ставил под сомнение роль парламента в назначении референдума.

Реакция депутатского корпуса на данные инициативы пока неизвестна. Это вполне предсказуемо, поскольку, по-видимому, главный спонсор приднестровского парламентского большинства, холдинг «Шериф», пока не принял окончательного решения, а без этого решения мажоритарная фракция «Обновления» не в состоянии выработать собственной позиции.

Между тем, приднестровским депутатам следовало бы задуматься о собственной ответственности за судьбу приднестровского государства и не ждать «руководящих указаний» от руководства холдинга. Дальнейшее наступление на парламентские полномочия, в сочетании с передачей права на объявление и организацию референдума в руки одного человека, который уже показал свою неспособность эффективно отстаивать интересы приднестровского народа, не может рассматриваться больше как «президентско-шерифовский междусобойчик». Это вопрос государственной безопасности.

Стоило бы задуматься и уполномоченным российским структурам – для чего приднестровскому президенту неограниченные полномочия по назначению республиканского референдума?

Подшивка

Другие публикации


09.01.19
Журнал «Освобождение». 1903. №17 (41)
09.01.19
Журнал «Освобождение». 1903. №15/16 (39/40)
20.11.18
Журнал «Освобождение». 1903. №14 (38)
20.11.18
Журнал «Освобождение». 1903. №12 (36)
20.11.18
Журнал «Освобождение». 1903. №11 (35)
VPS

Новости партнёров


Загрузка информера...