Документы

Тысячи белорусов хлынут за российским гражданством

04.07.2013 16:50

Обзор белорусских СМИ

 

Российская авиабаза: «Лукашенко получает от России индульгенцию на правление Белоруссией как минимум до 2020 года»

 

Итак, решено: российская авиабаза будет размещена в Лиде, на северо-западе Белоруссии, пишут «Белорусские новости». Об этом по-хозяйски возвестил 26 июня главком ВВС России Виктор Бондарев. Минск покорно молчит, хотя в апреле Александр Лукашенко пытался дезавуировать первое заявление о будущей базе из уст российского министра обороны Сергея Шойгу.

Белорусский президент смирился? – задаётся вопросом издание. По мнению аналитиков, он и не противился, все было договорено сразу. Шойгу и Бондарев не стали бы вещать без предварительного согласования формата базы с Минском. Апрельский же якобы демарш Лукашенко («это, может быть, несколько прозвучало как база», а на самом деле, мол, добрые россияне, вероятно, просто дадут нам самолетов) был всего лишь попыткой утихомирить негативный внутриполитический резонанс. Ведь тему российской военно-политической экспансии сразу же оседлала оппозиция, да и простой народ, судя по опросам, не готов бросать в воздух чепчики.

Тем не менее, процесс пошел, говорится в статье. По сведениям источника «Белорусских новостей», до конца этого года в Лиде могут появиться первые пять истребителей Су-27СМ3. Это модернизированная версия известных «сушек», способная, согласно военным источникам, «в качестве многофункционального истребителя эффективно решать ударные задачи с использованием высокоточного оружия класса «воздух — поверхность». То есть не только противостоять вражеской авиации, но и гипотетически наносить удары, скажем, по будущим позициям ЕвроПРО в Польше. А вообще российский авиаполк (он соберется в Лиде к 2015 году) — это 20-25 машин. Самолеты предполагается перебросить с аэродрома в Крымске (Краснодарский край).  Кстати, помните, там было сильное наводнение в июле прошлого года? Причем СМИ писали, что пострадал и аэродром. Если так, то россияне убивают двух зайцев. В Лиде, где давно базируются штурмовики белорусских ВВС, ничего достраивать не надо, вся инфраструктура в порядке.

Другое дело, что от Лиды до литовской границы рукой подать, пишут «Белорусские новости». В случае гипотетической войны российские самолеты легко уничтожить даже ствольной артиллерией еще на земле. С этой точки зрения лучше было бы разместить базу поглубже.  Есть военные аэродромы в Березе, Росси, Бобруйске, отметил в комментарии изданию руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников. Но «туда надо вложиться». Выбор для дислокации готовенького, но теоретически более уязвимого места подчеркивает, что решение носит прежде всего политический характер, считает эксперт.

Стоит отметить, продолжает издание, что в чисто стратегическом плане у Москвы и Минска есть основания говорить о симметричном ответе. Ведь американцы уже перебрасывают в Польшу из Италии свои F-16, причем аж 48 штук. А небо Прибалтики давно патрулируют на сменной основе, взлетая с аэродрома в литовском Шяуляе, истребители разных стран НАТО. Примечательно, что литовские военные комментируют перспективу российской авиабазы у своих границ сдержанно. Представители тамошнего оборонного ведомства высказались так: это не создает дополнительной военной угрозы, но в политическом смысле не является демонстрацией доброй воли со стороны России и Белоруссии.

Серьезные аналитики убеждены, что вероятность войны между российско-белорусским альянсом и НАТО стремится к нулю, хотя бы по причине разительной разницы в мощи (догадайтесь с трех раз, в чью пользу), говорится в статье. Выдвижение авиаполка в Белоруссию — это для Кремля «вопрос статуса, престижа», говорит Поротников. Он отмечает, что поскольку в России сильны антизападные, великодержавные настроения, то такие шаги способны привлекать симпатии «ура-патриотического электората».  Лукашенко же готов приютить российские боевые крылья по предельно приземленным соображениям — чтобы и впредь получать экономические преференции, которых требуется все больше. База обещает хороший удой с Москвы. Дивиденды за ее размещение помогут пополнить кассу перед выборами-2015. С точки зрения сегодняшнего белорусского руководства все тип-топ: воевать не придется, а снимать сливки с братства по оружию можно всю дорогу.

Так действительно ли российская авиабаза в Лиде несет Белоруссии серьезную угрозу в военном и политическом (для суверенитета) плане, как это утверждает оппозиция? – задаётся вопросом издание. Ведь войны с НАТО не будет, а гасить ударами с воздуха маловероятную революцию здесь Москва тоже не станет. Понятие угрозы в военной сфере не следует воспринимать примитивно, отметил в комментарии «Белорусским новостям» политический аналитик Юрий Дракохруст. Да, НАТО не собирается нападать ни на Белоруссию, ни на Россию. В свою очередь, и Россия не собирается нападать на НАТО. Так что в плоскости намерений никакой угрозы нет, переведи РФ в Белоруссию хоть все свои вооруженные силы, говорит эксперт. «Но вот в смысле потенциалов, — добавляет он, — ситуация иная. Авиабаза означает наращивание потенциала России и ее союзника в приграничной полосе, изменение баланса. Реакция последует уже на это, а не на сказку о том, что Россия собирается на кого-то напасть».  Собеседник заостряет внимание и на том, что впервые с 1991 года на территорию Белоруссии вводят не российское военное снаряжение, не военные средства обеспечения, а оружие. «Это означает большую привязку страны к ее союзнику в военном плане», — подчеркивает Дракохруст.

В рамках эпохи Лукашенко эта скрытая политическая угроза может никак не проявиться, говорится в статье. Но ведь власть когда-то поменяется. И если смоделировать ситуацию, когда у руля Белоруссии оказываются силы, ориентированные не на узкокорпоративные, а национальные интересы (не риторически, но по факту), то «станет очевидной несуразность и абсурдность нахождения здесь иностранной авиабазы», говорит Андрей Поротников. Минск станет добиваться ее вывода, что «может быть расценено определенными кругами в России как враждебные действия». Это несет угрозу будущему двусторонних отношений, резюмирует аналитик.

Стоит добавить, пишут «Белорусские новости», что гарантии московской подпитки консервируют ситуацию в Белоруссии, перечеркивают перспективы реформ. Так что отечественная оппозиция не просто пиарится на теме, а обозначает реальные опасности. Другое дело, что повлиять на процесс оппоненты Лукашенко не могут. Более того, в данном случае он, возможно, в душе даже благодарен тем за шум. Чем больше кричат, тем больше может запросить у Москвы за ее военный объект тот, кто позиционирует себя как укротитель антироссийской «пятой колонны» в Белоруссии, резюмирует издание.

 Запуская российские военные базы на территорию Белоруссии, Лукашенко получает от России индульгенцию на правление Белоруссией как минимум до 2020 года, пишет «Белорусский партизан».  Открываются возможности неограниченных спекуляций на двух фронтах: на Востоке Лукашенко получит финансовые и энергетические преференции, а на Западе - политическую благосклонность или пассивный нейтралитет. Есть перспектива "потрясти" и МВФ.

Самого Лукашенко не интересуют ни суверенитет, ни Белоруссия, продолжает издание. «Если он будет уверен, что танки НАТО у Смоленска обеспечат ему более продолжительную власть над белорусским народом, то эти танки появятся под Смоленском в течение одной ночи», - уверен председатель оргкомитета Совета национального возрождения Владимир Бородач.

 «- Российская авиабаза появится в Лиде уже к концу года, объявил главком российских ВВС, генерал-лейтенант Виктор Бондарев. Ранее министр обороны России Сергей Шойгу называл иные сроки – лишь к 2015 году. К чему такая спешка?

- Военное и экономическое сотрудничество между двумя странами не может стоять на месте или существовать на словах, тем более, что Россия сполна оплачивает  Белоруссии свои стратегические интересы. А перезагрузка во взаимоотношениях Запада (США и Европы) с Россией является временной. В настоящее время каждая из великих держав решает и подчищает проблемы во взаимоотношениях с другими регионами. Это временное затишье в преддверии дальнейшего противостояния с Россией. Посему Москва, естественно, стремится перегруппировать и изменить соотношение сил в свою пользу. Время потеряно, но подсыревший порох пора подсушить.

- Главком российских ВВС объявил, что Лидская авиабаза станет первой на территории Белоруссии. Это подразумевает, что за первой последуют новые. Российское военное присутствие становится реальностью в суверенной Белоруссии. Какие последствия для независимости и суверенитета страны может повлечь это недальновидное решение Лукашенко?

- Самой западной территорией Союзного государства является Белоруссия, и здесь будут размещены соединения и части ВВС и ПВО. Безусловно, военное присутствие ВС России будет нарастать в данном регионе. Другого нет. России на западном направлении недостаточно оперативного пространства. До Москвы всего лишь 1000 км. Россияне не спешат с развертыванием своей группировки в Белоруссии, они катастрофически опаздывают.

- Все понимают, что Лукашенко согласился на российскую авиабазу взамен на российские финансовые и энергетические преференции. Стоит ли овчинка выделки?

- Этот регион обходится России ежегодно более 10 миллиардов долларов. Вернее, это цена власти и поддержки диктатора. Что касается самого Лукашенко, то его ни суверенитет, ни Белоруссия не интересуют. Если он будет уверен, что танки НАТО у Смоленска обеспечат ему более продолжительную власть над белорусским народом, то эти танки появятся под Смоленском в течение одной ночи.  Безусловно, Лукашенко понимает, что присутствие иностранных баз предоставляет для него лично и для независимости страны реальную угрозу. Но все зависит от количества и видов ВС. Посему он размышляет по-другому. Главное - ввязаться в бой (очередную авантюру), а там посмотрим. Во-первых, время разглагольствования насчет союзов с братскими народами уходит, требуют реальных шагов, на которые идти не хочется. Он решается поиграть сейчас в защитника, гаранта безопасности России. Это уже серьезно - и руками не пощупаешь, да и трудновато измерить рублем. Во-вторых, военным присутствием он начинает напрягать Европу. Какие политзаключенные, какие выборы? Я вам самолеты, ракеты, может, и с ядерными боеголовками, поставлю, АЭС запущу, грязных бомб наделаю... У него появляется новый предмет для переговоров и торга, он пытается перевести разговор на другую тему, пустить маятник взаимоотношений между Западом и Востоком по новой траектории. Можно больно упасть, но диктаторы не думают о перспективе, они живут одним днем.  Посему согласие на размещение военных баз связывает с глотком свежего воздуха, с возможностью неограниченных спекуляций на двух фронтах. На Востоке он получит финансовые и энергетические преференции, а на Западе - политическую благосклонность или пассивный нейтралитет. Есть перспектива потрясти и МВФ.

- Главком ВВС России сделал это заявление в то время, когда Лукашенко находится с «рабочим визитом» в России (а вернее, на берегу Черного моря). Случайность ли это?

- Бороздя российские просторы, Лукашенко одаривает их посулами манны небесной, пытается открыть газовые и нефтяные краники, но возвращаясь назад, на историческую родину, резко меняется.  Вопрос о военных базах лично для него является палочкой-выручалочкой и успокоительными лекарствами. Давая разрешение на присутствие российских военных баз в Белоруссии, Лукашенко получает от России индульгенцию на правление Белоруссией как минимум до 2020 года. Он открывает неограниченные возможности для новых спекуляций», - резюмирует Владимир Бородач в интервью «Белорусскому партизану».

Рецессия в России углубит российско-белорусскую интеграцию

Два во многом разных, но единых в своем популизме режимов – российский и белорусский – в период экономического спада стремятся к сокращению издержек, пишет «Наше мнение». Рост прямых доходов населения и развитие инфраструктуры подвергаются экономии в последнюю очередь. Транспортные издержки и социальная политика (косвенные трансферты через образование, здравоохранение и др. госуслуги) – в первую. Обострение российско-белорусской «интеграции» – неизбежный эффект периода рецессии.

 Один из наиболее значимых факторов, влияющих на политику Кремля в актуальный момент, – набирающий силу экономический спад, продолжает издание. Министерство экономического развития РФ снизило свой прогноз годового прироста с 3,6% до 2,4%, в то время как Европейский банк реконструкции и развития – с 3,5% (январь 2013) до 1,8%. Прогнозы показателя роста в текущем году самые низкие с 1999 г. (за исключением кризисного 2009 г.); они далеки от предвыборных обещаний Путиным обеспечить 6-7% роста в год и де-факто означают рецессию, поскольку не менее 3% в год съедает инфляция.

Белоруссия, которая в сравнении с другими странами региона сильно завязана на российский рынок, уже ощутила на себе последствия спада российской экономики, говорится в статье. Рост ВВП за январь-май составил 1,1%. В связи со снижением экспорта в Россию и увеличением складских запасов произошло существенно ухудшение экономических показателей предприятий. В частности, в январе-апреле 2013 г. чистая прибыль промпредприятий снизилась по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом на 48,2%. Наиболее серьезное (в денежном выражении) снижение чистой прибыли было зафиксировано: в химическом производстве (66,1%), в нефтепереработке (44,9%), в машиностроении (59,5%). Еще один актуальный базовый фактор, негативно сказавшийся на экономических показателях, – прекращение растворительного и биодизельного бизнеса.

Отметим, что белорусские экономические власти пока не корректировали плановые задания, пишет «Наше мнение». Однако недавно глава Национального банка РБ Н. Ермакова заявила, что, возможно, показатель роста ВВП выполнен не будет из-за угроз стабильности рубля. Это означает, что Белоруссия готова отказаться от инфляционной модели роста – во всяком случае, до конца текущего года.

Итак, обе страны – Россия и Беларусь – вступили в полосу рецессии, продолжает издание. При этом оба правительства, будучи в основе популистскими, не готовы пожертвовать политикой роста доходов населения в виде зарплат и пенсий. Соответственно издержки будут сокращаться за счет снижения транспортных расходов, мер по снижению конкуренции на внутреннем рынке Таможенного союза (ТС), расходов на социальную сферу включая здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищное строительство и пр. Транспортные издержки можно сократить за счет увеличения взаимной торговли стран ТС и транзита через страны ТС (в ущерб транзиту через обходные пути, например, через СЕГ и БТС-2). В этом тренде находится идея реанимации строительства второй очереди Ямал-Европа-2, унификации железнодорожных и автомагистральных тарифов, а также правил и нормативов перемещения грузов по территории стран ТС. На этом фоне вполне вероятно возрождение интереса России к приватизации южной ветки нефтепровода «Дружба».

Использование этих и аналогичных мер более выгодно для России, чем для Белоруссии, говорится в статье, поскольку: (а) белорусское направление самое короткое до европейских рынков, (б) у Белоруссии действуют такие же, как в России, тарифы на перемещение грузов всеми видами транспорта – трубопроводным, железнодорожным и автомобильным. В то время как для Белоруссии выгоды менее очевидны, хотя также имеются. Российские тарифы хороши для экспорта белорусских товаров в восточном направлении, однако эти преимущества минимизируется при транспортировке товаров третьих стран через территорию РФ (Россия жестко квотирует присутствие на своем рынке белорусских, жд, авто- и авиаперезозчиков). Кроме того, в трубопроводный транспорт вход для Белоруссии закрыт.

Что касается тарифных барьеров, то, вступив в ВТО, Россия вынуждена проводить политику снижения тарифной защиты, пишет «Наше мнение». Однако в ответ на очередные сетования Александра Лукашенко по поводу острой конкуренции на рынке ТС белорусских товаров с товарами третьих стран, Владимир Путин пообещал рассмотреть «другие возможности» защиты. Разумеется, такие возможности имеются. В качестве примера можно привести «утилизационный сбор» для продукции автопрома (дополнительный налог на услугу, которая предположительно будет оказана в будущем, но стоимость которой сказывается на конечной цене продукции уже сегодня). Можно предположить, что в ближайшей перспективе Минск и Москва будут обсуждать подобные протекционистские меры и механизмы. Наиболее чувствительные для Белоруссии позиции: грузовики, сельхозтехника, молочная продукция, станки. Однако, эти меры лишь в ограниченной степени способны купировать неизбежную тенденцию сужения российского рынка.

При любом раскладе рецессия фактически означает форсированную «интеграцию» в ее постсоветском смысле, ибо интеграция здесь – это приостановка формирования инфраструктур государства (приграничной, транспортной, энергетической и т.д.) в том или ином сегменте с целью совместного использования «общих» инфраструктур, продолжает издание. С другой стороны, интеграционные структуры постсоветикума – полезная в настоящий момент форма защиты от процессов глобального рынка. Словом, можно прогнозировать, что основной стратегический рычаг, который, как полагают в Москве и Минске, поспособствует выходу из рецессии, – формированное использование старых и новых интеграционных инициатив включая Таможенный союз и Единое экономическое пространство. (В скобках заметим, что всякое кризисное обострение ведет к активизации интеграционных проектов на постсоветском пространстве, в то время как периоды роста характеризуются некоторым политико-экономическим обособлением Белорусии и России).

Помимо соображений экономии, для России имеется еще один важный аспект форсирования «интеграции», и связан он с угрозой появления на европейских рынках альтернативных (например, каспийских) энергоносителей, говорится в статье. В ситуации, когда более 50% российского бюджета формируется за счет продажи энергоносителей, снижение цены на нефть или газ может привести к серьезным последствиям для экономики. Посему важно предотвратить продвижение альтернативных нефтетранспортных проектов с участием Минска. «Платить и удерживать» – вот основная стратегическая линия Москвы по отношению к Белоруссии.

В складывающихся условиях Минск, разумеется, будет стремится извлечь «компенсаторные» послабления из интеграционных интенций Москвы, пишет «Наше мнение». И поскольку хорошо известно, что в Москве очень нервно реагируют на инициативы, связанные с доставкой на европейский рынок альтернативной нефти (синдром «Одесса-Броды»), предсказуемо, что Лукашенко постарается использовать «фактор Украины» в качестве шантажного рычага. Однако, до тех пор, пока белорусско-европейский диалог не разблокирован, воздействие этого рычага можно считать ограниченным.

Для активизации белорусско-украинского сотрудничества имеются и другие, неполитические основания, продолжает издание. В Минске так или иначе начинают осознавать, что российский рынок в прежнем виде и объемах утрачен. Явные и скрытые ограничительные меры Таможенного союза – это локальные и временные меры на фоне более основательного тренда, обусловленного введением в оборот правил ВТО. Последние являются фактором, воздействие которых сложно компенсировать в рамках двусторонней российско-белорусской политики. Посему недавний визит Лукашенко в Киев – шаг в направлении изыскания дополнительных ресурсов и дополнительных рынков для поддержания распределительной белорусской модели на плаву. Говоря простым языком, в видимой перспективе белорусские власти будут стремится избавиться от складских излишков тракторов, грузовиков, холодильников за счет поставок на довольно емкий и близкий рынок – украинский.

Итак, в ближайшей «кризисной» перспективе российско-белорусские отношения будут находиться под воздействием следующих определяющих факторов, говорится в статье: - Режим экономии, предполагающий форсированное интеграционное взаимодействие в вопросах транспортировки энергоресурсов и протекционистской защиты на рынке ТС-ЕЭП; - Использование Белоруссией «фактора Украины» в шантажистких целях, а также по прямому назначению – в духе политики расширения рынков сбыта; - Не исключен ренессанс в том или ином виде растворительных и биодизельных бизнесов. Дело в том, что рецессия в случае России – это во многом предсказуемое увеличение налогов на нефтеналивные и нефтеперерабатывающие предприятия. Которые – в силу указанного обстоятельства – будут стремиться укрыть часть доходов, используя белорусскую нефтепереработку. Достаточно очевидно, что российское правительство будет стремиться контролировать белорусский «коридор», но, в конечном итоге, не исключены локальные российско-белорусские конфликты на нефтяной почве,  резюмирует «Наше мнение».

Нужны ли Белоруссии Евразийский союз и тому подобные? – пишет «Белорусский партизан». А давайте порассуждаем про очевидное, на всякий случай.

- Сегодняшние ОДКБ, ТС и т.п. - это клубы диктаторов, утверждает издание. Представляется, что интеграционные образования на постсоветском пространстве, кроме ГУАМ и ЕС, имеют на сегодняшний день в качестве своего первичного объединяющего фактора не экономические интересы и даже не культурно-гуманитарное единство. Их главная скрепа - авторитаризм и стремление правящих режимов к поиску поддержки друг у друга. Ещё с 90-х годов Россия де-факто играет в международной политике роль адвоката одиозных диктаторских режимов, от Милошевича до Асада. В рамках этой же парадигмы следует и сосредоточение вокруг себя таких стран, как лукашенковская Белоруссия или назарбаевский Казахстан.

- Быть членом клуба диктаторов выгодно узурпировавшему власть в Белоруссии диктаторскому режиму - но не самой Белоруссии, говорится в статье. Лукашенко заинтересован в сохранении своей власти, которая поддерживается с помощью репрессий против политической оппозиции, фальсифицированием выборов, тотальной цензурой на телевидении и радио. Дорога к европейской интеграции, по пути которой пошли все соседи Белоруссии, для страны в данный момент закрыта, так как режим отказывается соответствовать даже минимальным демократически нормам. Белоруссия занимает последние места в рейтинге свободы слова, ни одни выборы либо референдум, начиная с 1995 года, не были признаны демократическими со стороны мирового сообщества.

-  Россия или страны Центральной Азии сегодня не могут быть для Белоруссии источником технологий, инноваций, прогрессивных общественных институтов или любых других ноу-хау, пишет «Белорусский партизан». Исключение - западные ноу-хау, которые попадают в Белоруссию через Россию из-за невозможности их проникновения непосредственно с Запада. Россия может дать Белоруссии, прежде всего, деньги и ресурсы - и она исправно даёт их с целью поддержания на плаву режима Лукашенко в обмен на проводимую им русификацию (??? – OSTKRAFT) внутри Белоруссии и лояльность во внешней политике.

- Источниками ноу-хау, которые способны были бы преобразовать экономику Белоруссии и поставить её на более стабильную и здоровую основу, могут быть только контакты со странами Запада, продолжает издание. Причём не обязательно ЕС, а, скорее, США.

-  Белоруссии необходимы серьёзные рыночные реформы в экономике, говорится в статье. Опыт реформирования экономик соседних стран Восточной Европы показывает, что успешные решения существуют: в тех же странах Прибалтики и Польше сегодня более высокий уровень жизни, чем в Белоруссии, и больший ВВП на душу населения, при том, что на момент распада СССР стартовые условия были одинаковыми.

- При этом полноценные экономические преобразования невозможны без реформы политической системы: обеспечения независимой судебной системы, сокращения государственных расходов, увеличения прозрачности государственного управления, создания реальных механизмов обратной связи между обществом и государством, пишет «Белорусский партизан». Обеспечить достижение этих целей может только возврат к полноценной демократии - к чему призывают ЕС и США и на что не может пойти режим Лукашенко.

В целом, Белоруссия заинтересована в позитивных отношениях как с Западом (и даже в том, чтобы самой снова стать частью Запада, которой она насильственно перестала быть 200 лет назад), так и с Россией, продолжает издание. Причём этот интерес взаимен - здесь нет никаких сомнений. Фальшивое противопоставление Белоруссии, Запада и России обеспечивается исключительно следующими факторами:  1) Заинтересованностью режима Лукашенко в дальнейшей узурпации власти в стране и его тотальной зависимостью от российской экономической и политической поддержки; 2) Геополитическими и пропагандистскими интересами российской власти, для которой Белоруссия необходима как военно-стратегический плацдарм и которая использует интеграцию с Белоруссей для внутриполитических целей, резюмирует «Белорусский партизан».

«Тысячи белорусов могут хлынуть за российским гражданством ради возможности свободно ездить в Евросоюз»

Гражданское общество Белоруссии все чаще заявляет о необходимости упрощения визового режима с Европейским союзом, призывая руководство страны оценить те блага, которые сулит такой шаг, пишут «Белорусские новости». Сигналы о возможности возобновить визовый диалог посылает и сама объединенная Европа. Однако официальный Минск изображает глухоту.

После того как в феврале нынешнего года Евросоюз в очередной раз заговорил о возможности визового диалога, следующий шаг должна сделать Белоруссия, считает аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Андрей Елисеев, продолжает издание. Однако, как следует из его недавнего исследования, официальный Минск тормозит прогресс в визовом вопросе по нескольким причинам.

Во-первых, говорится в статье, на ситуацию накладывают отпечаток общие отношения Белоруссии и Евросоюза, в том числе именно визовые санкции в отношении ряда белорусских чиновников. Еще одна причина кроется в опасениях белорусской стороны относительно необходимости подписать договор о реадмиссии. Это, по словам официальных лиц, может привести к скоплению на территории государства тысяч граждан третьих стран и лиц без гражданства, высылаемых из стран ЕС.

В визовом вопросе Евросоюз придерживается устоявшейся практики — в пакете с соглашением об упрощении визового режима, как правило, содержатся еще несколько обязательных документов, среди которых договор о реадмиссии, пишут «Белорусские новости». Под этой процедурой понимается передача лиц, которые незаконно пребывают на территории государства, в ту страну, из которой они прибыли.  Именно это обязательство, как отражено в исследовании Елисеева, вызывает значительные опасения белорусской стороны. Тем не менее, аналитик BISS приводит примеры того, как аналогичные страхи граничащих с Белоруссией государств, которые ранее согласовали аналогичный документ с Европой, не оправдались.  Так, в течение 2011 года на Украину были реадмиссированы 240 граждан третьих стран; в Россию по состоянию на март 2013-го — практически за три года действия этого соглашения — поступило лишь 74 ходатайства о реадмиссии. Около половины запросов было отклонено без рассмотрения, а в итоге России передали всего 13 человек.

Что касается Белоруссии, то европейские исследователи не относят ее к числу основных транзитных стран для незаконной миграции, продолжает издание. Если в первое десятилетие независимости Белоруссии погранслужбы ежегодно задерживали свыше двух тысяч нелегалов непосредственно на границе и около пяти тысяч — на подступах к ней, то в последние годы статистика свидетельствует об эффективности усовершенствования системы управления границами, обращает внимание Елисеев. Так, в 2009 году было задержано 36 нелегальных мигрантов, в 2010-м — 21, в 2011-м — 7, в 2012 году — 38 нелегалов. Аналитик пришел к выводу, что опасения официального Минска относительно якобы многих тысяч нелегалов, которых возвращали бы в Белоруссию из стран ЕС согласно договору о реадмиссии, значительно преувеличены: вероятное количество таких лиц составило бы от нескольких десятков до двухсот в год. Таким образом, белорусским властям следовало бы исключить страх перед последствиями подобного соглашения из своей риторики и начать думать о тех преимуществах, которые перед ними могут открыться.

Так ли заинтересована Европа упростить визовый режим с Белоруссией? – говорится в статье. Очевидно, что реадмиссионные соглашения значат для Евросоюза больше, чем договоренности по визовым вопросам. Объединенная Европа не перестает манить мигрантов, в то время как сам ЕС закономерно желает иметь в руках инструмент, который позволит эффективно выдворять нелегалов.

 Андрей Елисеев отметил, что остается неясным, почему Евросоюз, отчетливо понимая всю непривлекательность договора о реадмиссии, публично не предлагает Белоруссии какие-либо компенсаторные меры, кроме, собственно, увязки с упрощением визового режима, пишут «Белорусские новости». «В случае с Белоруссией этот единственный стимул не действует так, как действовал в отношениях с Россией или Украиной. В то же время странам Северной Африки Евросоюз предлагал банковские кредиты, расширение политического сотрудничества и другие меры», — сказал эксперт.  В таком случае напрашивается вывод, что сам ЕС не слишком заинтересован в заключении реадмиссионного соглашения с Белоруссией. Однако велика вероятность, что вопрос об упрощении визового режима и заключении сопутствующих договоренностей стал заложником более серьезных политических нестыковок в белорусско-европейских отношениях.  Так, по словам Елисеева, преференции для Белоруссии в обмен на подпись под реадмиссионым договором могли бы быть самыми разными, но по ряду политических причин ЕС не может предложить, например, торговые бонусы. Как подчеркнул эксперт, Евросоюз, с одной стороны, ограничивает отношения с белорусскими властями, с другой — заявляет о своем намерении «продвигать межчеловеческие контакты и взаимодействия с гражданским обществом». Но де-факто Европа не имеет инструментов, чтобы в одностороннем порядке, без активного участия белорусских властей, запустить процесс упрощения визового режима. Поэтому политика ЕС на одновременное ограничение отношений с белорусским руководством и расширение контактов с гражданским обществом не срабатывает. Власть же, в свою очередь, не станет сотрудничать в визовом вопросе с ЕС, пока тот проводит санкционную политику по отношению к официальному Минску, полагает Елисеев.  «Поэтому Европе только и остается предлагать техническую помощь в оборудовании границы, — сказал аналитик BISS. — Эта помощь предоставляется периодически, но никто из еврочиновников не пробовал заявить, что она может быть куда большей в случае подписания реадмиссионного соглашения. Выходит, что ЕС недорабатывает или не желает дорабатывать свою коммуникационную стратегию в этом плане».

Политолог Алесь Логвинец   не согласился с мнением о слабой заинтересованности Евросоюза в действительном и положительном решении визового вопроса, достижении договоренности о реадмиссии с Белоруссией, продолжает издание. Рассуждая о том, почему Брюссель не предлагает белорусским властям дополнительные стимулы, которые бы усадили официальный Минск за стол переговоров, собеседник подчеркнул, что «разговор о преференциях должен заводиться только во время самого переговорного процесса». «Если бы Белоруссия была склонна к переговорам, то и преференции бы появились», — убежден он.  Тем не менее, сказал политолог, можно сетовать на Евросоюз, что ему не хватает политической воли в этом вопросе. По его словам, ЕС мог бы в одностороннем порядке принять ряд решений, которые бы упростили порядок получения белорусами виз, — например, увеличив присутствие своих представительств на территории Белоруссии и или создав специализированные консульские центры.  Наряду с этим Логвинец разделяет мнение экспертов на тот счет, что Белоруссия не пойдет на переговоры до тех пор, пока в общем контексте напряженных отношений Минска и Брюсселя на ряд белорусских чиновников распространяются визовые ограничения. Недавней приостановки визовых санкций в отношении министра иностранных дел Владимира Макея недостаточно, поскольку «персона Макея не определяющая в этом вопросе», отмечает политолог.  Таким образом, прогресс в визовом вопросе возможен лишь при заметном общем потеплении в отношениях между Минском и Брюсселем, резюмируют «Белорусские новости».

Белоруссия — единственная из стран-участниц «Восточного партнерства»  — ни на шаг не продвинулась в обсуждении вопроса об упрощении визового режима с Европейским союзом, пишет «Завтра твоей страны». Какие «пряники» для чиновников помогут белорусам избавиться от виз?

 Преодоление визового барьера — двухэтапный процесс, продолжает издание. И застопорился он из-за того, что между Белоруссией и Евросоюзом не заключены договоры о реадмиссии (согласии государства на прием обратно на свою территорию своих граждан, подлежащих депортации) и визовой фасилитации (упрощении визового режима). «Сначала страна подписывает с Евросоюзом договор об упрощении визового режима, — поясняет старший аналитик BISS Денис Мельянцов. — Это уменьшает визовый сбор с 60 до 35 евро, облегчает саму процедуру получения виз и расширяет категорию граждан, которые могут рассчитывать на бесплатные многократные визы. Второй этап — это когда в рамках диалога о безвизовом режиме страна выполняет план действий, предложенный ЕС, и это ведет к полной отмене виз.

Почему официальный Минск не отвечает на предложения ЕС начать переговоры? – говорится в статье. Одна из причин — ЕС проводит санкционную политику, ограничивает въезд на свою территорию белорусских чиновников, и в то же время рассчитывает на контакты с белорусским обществом. «Белорусские власти не хотят подыгрывать ЕС в такой ситуации и не отвечают на его приглашение», — считает эксперт BISS Андрей Елисеев. Есть и внутриполитические причины. «Некоторые исследования показывают, что увеличение количества времени пребывания в ЕС увеличивает проевропейские настроения среди населения, что не совсем соответствует политической повестке властей», — подчеркивает Андрей Елисеев.

 В то же время рядовые белорусы хотели бы тратить меньше денег, времени и нервов, чтобы путешествовать в страны Евросоюза, пишет «Завтра твоей страны». На вопрос о личных ожиданиях от улучшения отношений Белоруссии и ЕС 37.7% респондентов в конце 2009 г. выбрали ответ «Чтобы белорусы смогли свободно ездить в европейские страны на учебу и работу». 

По прогнозам экспертов, очень скоро может быть подписано соглашение по облегчению визового режима Евросоюза и Российской Федерации, продолжает издание. Сторонам осталось уточнить технические детали. Параллельно, как отмечает Андрей Елиссев, российские органы рассматривают вопрос радикального упрощения условий получения российского гражданства. «Если соответствующие поправки в российский Закон «О гражданстве» будут приняты, то получить его гражданам других стран можно будет в течение полугода. Один из законопроектов предлагает даже разрешать двойное гражданство. Можно полагать, что тысячи белорусов чисто из рациональных соображений могут хлынуть за российским гражданством, чтобы получить возможность легко ездить в страны ЕС», — прогнозирует эксперт BISS.

Особо настаивают на упрощении и последующей отмене визового режима между Белоруссией и ЕС бизнесмены, говорится в статье. «Визовый барьер сдерживает возможности делового сотрудничества. Его устранение — экономически выгодно и для белорусского государства, которое сейчас теряет деньги за счет сдерживания инвестиций и туристических потоков из западных стран», — убежден Владимир Карягин, руководитель союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства».

Член правления Немецко-белорусского экономического клуба Харальд Телеманн называет визу пережитком прошлого, пишет «Завтра твоей страны». Уже больше двадцати лет Харальд живет в нашей стране и имеет здесь свой бизнес». Виза — это большие потери для партнеров белорусского бизнеса — маленьких и средних предприятий в Германии. У них нет лишнего секретаря, который занимался бы оформлением такого огромного количества бумаг и времени, чтобы ожидать, пока будет принято положительное решение о выдаче визы», — поясняет немецкий эксперт.  Он призывает белорусских чиновников после отмены на месяц визового режима для болельщиков Чемпионата мира по хоккею, который пройдет в Белоруссии в 2014 году, сделать еще один решительный шаг — в одностороннем порядке вообще отменить визы для иностранцев. «Таким образом, белорусский МИД поставит ЕС в неловкое положение и вынудит принимать аналогичное решение (На Украине подобный режим действует с первой половины «нулевых», что, однако, до сих пор не привело к отмене виз для поездок украинских граждан в Евросоюз – OSTKRAFT). Попутный эффект — больше не понадобятся эти конференций по инвестициям, где выдаются килограммы ненужной рекламы, — резюмирует Харальд Телеманн, отмечая, что тогда не будут пустовать и отели, которые строятся в Белоруссии к чемпионату мира по хоккею.

 «Действительно, предстоящий чемпионат мира по хоккею — это стимул для того, чтобы разомкнуть порочный визовый круг, — соглашается председатель Совета директоров Общественного объединения «Центр социальных инноваций» Леонид Калитеня. По его мнению, этот вопрос не решить без гражданского общества, продолжает издание. И если гражданская кампания «Без визы» делает упор на работу с чиновниками Евросоюза, то Леонид Калитеня предлагает рассматривать отмену визового режима как «взаимоувязанный встречный процесс». «Шенгенская визовая система — достаточно сложный сбалансированный механизм. Он не способен работать в интересах одной единственно взятой страны», — подчеркивает эксперт.  В качестве встречного движения он предлагает кампанию по массовым обращениям граждан к властям страны требованием решения визового вопроса.

В Белоруссии есть опыт подобных кампаний по защите прав заключенных, говорится в статье. «Но они имеют серьезный политический акцент. И тут понятна аллергическая реакция власти, — отмечает Леонид Калитеня. — В то же время отмена визового режима с ЕС — это общебелорусский интерес. И манкировать возможностью проведения подобной гражданской кампании только потому, что она не имеет политического подтекста, по-моему, несколько высокомерно. Надо пользоваться, а не ждать».

Другие публикации


11.04.24
08.03.24
07.03.24
06.03.24
05.03.24
VPS