Документы

Образ Лукашенко как защитника суверенитета Белоруссии уходит в прошлое

17.06.2013 09:29

Обзор белорусских СМИ

Российская авиабаза: «Белоруссия теряет военный суверенитет»

Когда 23 апреля министр обороны России Сергей Шойгу во время визита в Минск объявил о планах размещения на территории Белоруссиии российской военной авиационной базы, это вызвало взрыв возмущения в среде оппозиции и негативную реакцию в белорусском интернет-пространстве, пишут «Свободные новости плюс». И Александр Лукашенко был вынужден открутить назад, немного успокоить публику. Через день он заявил, что, дескать, еще ничего не решено, возможно, Россия просто передаст Белоруссии свои самолеты.

Казалось, все становится на привычное место, как это давно принято в белорусско-российских отношениях, продолжает издание. Т. е. начинается долгий нудный изматывающий торг, который между Минском и Москвой происходит по любому вопросу. Например, соглашение о создании единой системы ПВО Белоруссии и России подписано еще в 2009 году. Чтобы оно заработало, осталось решить один мелкий вопрос, сущий пустяк: назначить командующего этой структурой. Но стороны никак не могут договориться, в итоге единая ПВО существует без командующего. Или мы видим, как упорно белорусский президент сопротивляется созданию совместных белорусско-российских предприятий, приватизационным поползновениям капитала РФ на нашей территории.

Зная, как трепетно относится А. Лукашенко к вопросу о своей суверенной власти над Белоруссией, можно было предположить, что начнется жесткий торг, говорится в статье. И если уж нельзя никак отвертеться от появления этой базы, то начнутся трудные переговоры и споры по поводу, условно говоря, «второй кнопки». Иначе говоря, белорусский президент будет претендовать на свое право вето на использование российских самолетов, расположенных на нашей территории. Однако неожиданно события стали развиваться с головокружительной быстротой. Сергей Шойгу снова приехал в Минск и 5 июня сообщил журналистам, что уже в этом году в Белоруссии будет создана авиационная комендатура, «а в ближайшее время, мы надеемся, появятся и первые самолеты здесь, которые станут составной частью нашей совместной авиационной базы, так как все это делается по обоюдным договоренностям». На другой день в Белоруссию прибыл главком ВВС России, дабы присмотреть место для размещения авиабазы. По словам С. Шойгу, этот вопрос должен решиться в течение 2 — 3 недель. Предполагается, что первое звено российских истребителей прибудет в нашу страну уже в этом году. А к 2015 году Россия собирается разместить здесь истребительный авиаполк в составе 20 самолетов Су-30СМ с крылатыми ракетами на борту. Эти самолеты одновременно могут выполнять роль и перехватчиков, и истребителей-бомбардировщиков.

Почему РФ в таком лихорадочном темпе стремится создать эту авиабазу? - пишут «Свободные новости плюс». Эксперты считают, что это ответ на планы США разместить в Польше к концу 2013 года свои 24 истребителя F-16.

Форсированные темпы создания в Белоруссии российской авиабазы порождают ряд вопросов, на которые пока никто не дает ответов, продолжает издание. С одной стороны, как-то поразительно легко и быстро А. Лукашенко принял решение, которое очень значительно меняет геополитический статус Белоруссии. Возможно, он действительно получил согласие Москвы на то, чтобы у Минска была «вторая кнопка». Вроде бы в пользу этой версии говорит загадочная реплика С. Шойгу о «нашей совместной авиационной базе». С другой стороны, как-то трудно поверить, что Россия согласится размещать здесь свою военную авиацию, которую можно использовать, только рассчитывая на добрую волю и изменчивые настроения А. Лукашенко. Безусловно, за огромную российскую экономическую помощь нужно чем-то платить. И А. Лукашенко всегда стремился поддерживать хорошие отношения с военными РФ, ибо считает их своими самыми надежными союзниками. К тому же ситуация в белорусской экономике достаточно сложная, а руку помощи может протянуть только Россия.

В любом случае появление в Белоруссии российской авиабазы означает качественную перемену геополитического статуса Белоруссии, говорится в статье. На белорусской территории уже много лет находятся два военных объекта РФ: радиолокационная станция «Волга», призванная предупреждать о ракетном нападении (близ г. Ганцевичи), и зональный пункт связи ВМФ (около г. Вилейка). Но российского оружия или его носителей до сих пор в Белоруссии не было. Теперь оно появится. И это значит, что военные самолеты другой страны будут иметь возможность с белорусской территории осуществлять боевые действия, и в случае какого-нибудь международного кризиса Россия может втянуть Белоруссию в войну вопреки желанию и национальным интересам нашей страны. Мы станем заложниками великодержавных амбиций РФ и, одновременно, мишенью для ответного удара.

Другими словами, военный суверенитет Белоруссии станет ограниченным, пишут «Свободные новости плюс». Белорусское государство теряет полный контроль над своей территорией в наиболее чувствительной сфере — в сфере обороны. И для А. Лукашенко это решение станет очень важным политическим и психологическим Рубиконом. Ведь до сих пор он позиционировал себя как создателя белорусского суверенного государства. Недавно он заявил, что строительство Дворца Независимости будет последней точкой в утверждении нашего суверенитета. И в общественном мнении, даже среди политических противников А. Лукашенко утвердилось мнение, что он не сдаст России суверенитет Белоруссии хотя бы в силу нежелания идти на малейшее ущемление своей власти. И до сих пор были большие основания так думать. Ибо пока по большому счету президент почти ничего не сдал. Единственное, что можно ему предъявить, это продажа «Газпрому» «Белтрансгаза» и переход в руки России газотранспортной системы страны.

А. Лукашенко очень боялся, что Белоруссию под его руководством будут считать сателлитом России, отмечает издание. Отчасти этим объясняется его упорное уклонение от признания независимости Южной Осетии и Абхазии. И вот теперь, давая согласие на создание в Белоруссии российской авиабазы, А. Лукашенко перешагивает важный рубеж. Образ защитника суверенитета, жестко отвергающего претензии и с Запада, и с Востока, уходит в прошлое. Что свидетельствует о серьезном политическом ослаблении белорусского лидера. Его возможности сопротивляться связывает неэффективная, нереформированная экономика. Обратите внимание, что вся информация о появлении в Белоруссии российской авиабазы исходит из уст министра обороны РФ. Белорусские официальные лица молчат, как воды в рот набравши. Как будто не происходит серьезного изменения суверенного статуса государства. Похоже, шарик сдувается. Как известно, у каждого Наполеона есть свое Ватерлоо.

Теперь в мире образ Белоруссии как российского сателлита только укрепится, говорится в статье. В западных столицах будут реанимированы настроения, что решение «белорусского вопроса» нужно искать в Москве. И вообще в отношениях между Белоруссией и Западом появляется новая линия разлома. Геополитика существенно потеснит вопрос о демократии и правах человека, резюмируют «Свободные новости плюс».

Итак, размещение российской авиабазы в Белоруссии стало свершившимся фактом, пишет «Белорусы и рынок». Практически единственным вопросом, который дискутируется в экспертной среде, осталась причина, по которой Москва столь настойчиво продавливала создание своего военного объекта на территории РБ. Обнародованное месяц назад, это намерение военно-политического руководства РФ дает основание сделать вывод о том, что Москва тем самым официально начала подготовку ответа на развертывание передового эшелона американской противоракетной обороны в странах Центральной Европы.

Естественно, в России не согласились с такой трактовкой, продолжает издание. Глава российского МИДа Сергей Лавров 10 мая 2013 г. заявил, что российская авиабаза, которая, возможно, будет создана на территории Белоруссии, не имеет отношения к противоракетной обороне и не является российским ответом на ЕвроПРО. Так у кого больше резонов в полемике по поводу предназначения пресловутой авиабазы?

Как заявил 3 июня госсекретарь США Джон Керри после встречи в американской столице с министром иностранных дел Польши Радославом Сикорским, корректировка Вашингтоном планов развертывания европейского эшелона своей ПРО отнюдь не означает уступку России, говорится в статье. По его словам, США не собираются вообще отказываться от построения ЕвроПРО, в том числе и от размещения ее объектов на территории Польши. Более того, благодаря новым технологиям развертывание так называемого третьего этапа европейской противоракетной обороны может быть ускорено и дать лучшие, чем предполагалось ранее, функциональные результаты.

Стоит напомнить, что 15 марта этого года глава Минобороны США Чак Хейгел сообщил о намерении администрации внести изменения в проект создания ЕвроПРО, пишет «Белорусы и рынок». В соответствии с ними предполагается на время заморозить программу разработки ракеты-перехватчика SM-3 Block IIB, которую планировалось разместить в Европе на четвертой стадии создания ЕвроПРО, а средства, выделенные на SM-3 Block IIB, использовать для разработки других технологий в рамках данной программы. Между тем, как неоднократно заявляли до этого российские военные аналитики, не только четвертый, но и третий этап проекта создания ЕвроПРО представляет собой серьезную угрозу для стратегических ядерных сил РФ. Поэтому не стало большой неожиданностью заявление постоянного представителя России при НАТО Александра Грушко о том, что, несмотря на заявления США об отказе от размещения в Европе (и, соответственно, в Польше) перехватчиков SM-3 Block IIB, фундаментальная проблема угрозы российской безопасности не решена.

Сегодня Москва, как и прежде, настаивает на предоставлении ей юридических гарантий ненаправленности программы ЕвроПРО против своего ракетно-ядерного потенциала, продолжает издание. На это Вашингтон решительно не готов пойти. Правда, 15 апреля 2013 г. помощник президента США по нацбезопасности Томас Донилон во время визита в Москву передал президенту России послание от его американского коллеги, в котором среди прочих тем содержались предложения по "разруливанию" проблем вокруг объектов противоракетной обороны в Европе. Однако, как заявил несколько дней спустя помощник Владимира Путина Юрий Ушаков, Россию не устроили новые американские инициативы по поводу ПРО. А в конце апреля министр иностранных дел России Сергей Лавров вообще назвал ситуацию вокруг ПРО тупиковой. Это по умолчанию означало, что Москва готова придать новый импульс своим программам противодействия ЕвроПРО. Подтверждением этого стало состоявшееся 14 мая 2013 года совещание Владимира Путина с руководством военного ведомства, посвященное разработке новых противоракетных систем и противодействию существующим системам ПРО. В совещании приняли участие глава Минобороны Сергей Шойгу, начальник Генштаба Валерий Герасимов, замминистра по вооружению Юрий Борисов, главкомы видов войск. В этом же контексте, очевидно, следует рассматривать и сделанное во время апрельской встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко заявление главы Минобороны России Сергея Шойгу о том, что согласно планам сторон предполагается к 2015 г. разместить на белорусской территории российский истребительный авиаполк.

Вот и выходит, говорится в статье, что версией, наиболее правдоподобно объясняющей появление российского авиагарнизона на одном из белорусских аэродромов, является "противоракетная". Другое дело, что "по совместительству" он может служить и противовесом американской авиабазе, которая появится в Польше к концу нынешнего года. Весомым подтверждением такого утверждения можно считать мнение заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных сил Белоруссии по научной работе, начальника военно-научного управления Олега КривоносаВ интервью белорусской военной газете "Во славу Родины" он заявил, что размещение в перспективе в Белоруссии самых современных средств боевой авиации и зенитных ракетных комплексов, способных решать задачи не только противовоздушной, но и противоракетной обороны, "связано с ответом на развертывание ПРО США в Европе", резюмирует «Белорусы и рынок».

Развертывание системы противоракетной обороны США в Польше может стать одним из факторов, оказывающих значительное влияние на внешнюю политику официального Минска, пишут «Белорусские новости». Возрастает потребность Москвы в белорусском плацдарме, а за это она готова платить. Соответственно, у белорусских властей меньше стимулов улучшать отношения с ЕС и Вашингтоном.

На днях госсекретарь США Джон Керри сделал заявление, из которого следует, что недавнее решение Вашингтона перенести на неопределенный срок развертывание четвертого этапа ПРО не было уступкой России и отнюдь не означает отказа от размещения данной системы в Европе вообще, продолжает издание. Россия убеждена, что этот проект угрожает ее национальной безопасности, поскольку может быть направлен на сдерживание ее ракетно-ядерного потенциала. Как следствие, Кремль лихорадочно ищет ответные меры. Одной из них может стать размещение на территории Белоруссии к 2015 году российского истребительного авиаполка, о чем в конце апреля после встречи с Александром Лукашенко сообщил министр обороны России Сергей Шойгу. И хотя глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров попытался опровергнуть такую трактовку, в конце мая представитель Генерального штаба Вооруженных сил Белоруссии Олег Кривонос в интервью «Белорусской военной газете» открытым текстом заявил, что планируемое размещение здесь самых современных средств боевой авиации и зенитных ракетных комплексов, способных также решать задачи противоракетной обороны, «связано с ответом на развертывание ПРО США в Европе». Негативные последствия чисто военных аспектов подобного развития событий для Белоруссии уже достаточно детально исследованы специалистами. Но не менее важно то, что оно может также существенно сказаться на внешнеполитическом курсе государства.

Как известно, «собирание земель» вокруг России стало приоритетной задачей Владимира Путина после его возвращения на пост президента, говорится в статье. А поскольку и Александр Лукашенко, и казахстанский руководитель Нурсултан Назарбаев не устают подчеркивать, что евразийский интеграционный проект является исключительно экономическим и не предполагает никакой политической надстройки, то можно предположить, что определенные поползновения Москвы в этом плане имеют место. Правда, как показала череда состоявшихся недавно заседаний в рамках практически всех важнейших структур, созданных на постсоветском пространстве, говорить о значительных достижениях Кремля в интеграционном плане не приходится. Так, саммит ОДКБ в Бишкеке проигнорировали лидеры Белоруссии и Армении. Трудно не согласиться с российским аналитиком Аркадием Мошесом в том, что невозможно даже вообразить ситуацию, когда бы на саммит НАТО, пусть неформальный, не приехала треть глав входящих в Североатлантический альянс государств… На далеко не самом благоприятном фоне прошло и заседание Высшего Евразийского экономического совета в Астане. По признанию белорусского премьер-министра Михаила Мясниковича, за первый квартал 2013 года взаимный товарооборот стран ЕЭП снизился на 15%. Кроме того, сейчас лишь две трети товаров и треть услуг передвигаются в рамках Таможенного союза (ТС) свободно. То есть общего рынка фактически нет, и работа по его созданию обещает быть очень непростой.

Вроде бы наметился некоторый сдвиг в отношениях Таможенного союза с Украиной, пишут «Белорусские новости»: в Минске 31 мая был подписан меморандум об углублении ее взаимодействия с Евразийской экономической комиссией, предполагается предоставить Киеву статус наблюдателя в создаваемом Евразийском экономическом союзе (ЕЭС). Однако в тот же день украинский президент Виктор Янукович заверил президента Европейской комиссии Жозе Мануэля Баррозу в том, что этот новый формат отношений с ТС не противоречит евроинтеграционному курсу страны. Поэтому перспективы реального присоединения Киева к процессу евразийской интеграции под эгидой Кремля по-прежнему выглядят весьма сомнительными.

Москва, тем не менее, своих надежд не оставляет, отмечает издание. И на стадии создания ЕЭС вряд ли станет серьезно усиливать нажим на официальный Минск, несмотря на то, что по поводу гипотетического ухода Белоруссии на Запад у российских властей серьезных опасений нет. Они прекрасно понимают, что белорусское руководство на деле никак не сможет пойти навстречу западным требованиям. Москву сдерживает от резких шагов в отношениях с Минском и потребность в стратегическом плацдарме в условиях противостояния планам ЕвроПРО. Но, пожалуй, главным фактором является украинский: слишком откровенное выкручивание рук партнерам по Таможенному союзу наверняка не произвело бы на Киев благоприятного впечатления.

В итоге давление ослабевает, говорится в статье. В пользу такого заключения свидетельствует уверенность белорусского руководства, что и с нефтью все будет в порядке, и кредит рано или поздно дадут, и приватизировать ничего не придется. Оптимизма добавило также обещание российского премьера Дмитрия Медведева снять к 2015 году все барьеры в торговле с партнерами по Таможенному союзу. Соответственно, необходимости хотя бы попытаться попугать Москву, демонстративно начав сближение с объединенной Европой, у Минска не возникло. Напротив, той выставляются встречные требования, например, приглашение первого лица на саммит «Восточного партнерства». Похоже, не рассматривается здесь как значительная уступка и недавнее снятие Брюсселем санкций с двух белорусских фирм — лотерейной кампании «Спорт-Пари» и спиртоводочного завода «Аквадив».

Трудно сказать, решится ли Россия перейти когда-нибудь к более жестким действиям в отношении ближайших союзников, пишут «Белорусские новости». Ясно лишь, что пока этого не произойдет, политика Белоруссии на западном направлении по-настоящему вряд ли изменится. Другое дело, что зависимость Белоруссии от Кремля усиливается, а страна исподволь превращается в его военный полигон.

Украина – Белоруссия: Янукович и Лукашенко не будут дружить против Путина

Александр Лукашенко 10 июня перемолвился с Виктором Януковичем по телефону насчет скорой встречи на украинской территории, пишут «Белорусские новости». Тут же в сетевой прессе пошли спекуляции. Типа: Лукашенко замышляет с Киевом дружбу против Кремля. Или наоборот: будет агитировать за Евразийский союз. Также продолжают хихикать по поводу реплики белорусского руководителя на финише недавнего заседания Высшего евразийского экономического совета в Астане. «Янукович к нам, видимо, уже никогда не приедет!» — обронил Лукашенко, наверное, не учтя, что микрофон еще включен. И вот, мол, как же в глаза смотреть украинскому коллеге после такого ляпа?

Но та ирония явно не касалась двусторонних отношений, продолжает издание. Наверняка имелось в виду, что таможенная тройка так и не выкрутила гостю из Киева руки в плане вступления в евразийскую интеграцию. Во всяком случае, если бы реплика сильно задела Януковича, то не состоялся бы телефонный разговор 10 июня. Напротив, украинский официальный лидер, скорее, доволен, что пока удается маневрировать между Сциллой и Харибдой. С одной стороны, в качестве отступного Кремлю подписан эфемерный, ни к чему не обязывающий меморандум с Евразийской экономической комиссией. С другой стороны, остается свобода рук, чтобы заключить в ноябре в Вильнюсе соглашение об ассоциации с Евросоюзом.

Да, и у Киева, и у Минска с Москвой отношения не безоблачные, говорится в статье. Но возможность заточенного против Кремля альянса Лукашенко — Янукович серьезные эксперты отметают. Почему? Давайте разберемся. Есть, конечно, и плохой межличностный бэкграунд. Когда два года назад Янукович, явно в угоду Брюсселю, не пригласил северного соседа на 25-летие Чернобыля, у белорусского руководителя вырвались уже вошедшие ныне в анналы слова насчет «таких козлов, как Баррозу» и «вшивости», которой «хватает у нынешнего руководства Украины».

Есть и вообще застарелые болячки, пишут «Белорусские новости». Эпопея с договором о границе тянется с 1997 года. И даже после ратификации документа белорусским парламентом оказалось, что украинцам рано радоваться: Минск просто физически не отдал ратификационную грамоту, а без этого процедура остается подвешенной. Да, это надо уметь: вряд ли в мировой дипломатии есть прецедент. Белорусское же руководство полагает, что ведет святую борьбу за возврат долга украинских предприятий, который образовался еще при распаде СССР. Но Киев этот долг государственным не признаёт. И, надо полагать, не признает: дело давнее, вилами по воде писано.

Впрочем, есть проблемы и посвежее, продолжает издание. Стороны раз за разом сползают в торговые войнушки. То украинцы устраивают какое-нибудь антидемпинговое расследование в отношении белорусской продукции, ставят преграды на пути искусственного меха, ворсового полотна, листового стекла, древесноволокнистых плит или компрессоров. То Минск платит той же монетой, затрудняя пиву, карамели и прочим товарам южной соседки путь к белорусскому потребителю.

Однако, несмотря на подножки, двусторонняя торговля за последние годы заметно выросла, говорится в статье. Причем Белоруссия тихо прибрала к рукам половину украинского рынка солярки и более трети — бензинового. Чем наступила на мозоль тамошним бизнесменам. Отсюда и намерение ограничить импорт нефтепродуктов из Белоруссии. Некоторое время назад в Киеве заговорили, что не грех бы ввести на них пошлины. Недавно же Янукович в послании парламенту декларировал намерение установить квоты на импорт этой продукции. Что совой об пень, что пнем об сову — это грозит Минску потерями валютной выручки.

И все же экономический обозреватель Татьяна Манёнок сомневается в том, что ключевым на переговорах станет именно вопрос поставок нефтепродуктов, пишут «Белорусские новости». По ее сведениям, на первом плане окажется тема договора о границе. Хотя то, что Украина, имея шесть НПЗ, потеряла свой внутренний рынок нефтепродуктов, конечно, ненормально, отметила Манёнок в комментарии изданию. В этом плане на руководство страны давят тамошние олигархи, говорит эксперт.

Другое дело, продолжает издание, что за день украинские НПЗ не модернизируешь, и, соответственно, заменить качественные белорусские нефтепродукты так вот сразу не получится. В общем, паниковать Минску рано, но ужесточение конкуренции надо держать в голове. Собеседница «Белорусских новостей» прогнозирует, что в экономическом блоке переговоров двух президентов «акцент будет сделан на промышленную кооперацию». Для белорусской стороны важно сбалансировать экономические и торговые отношения, нельзя ориентироваться на одного союзника — Россию, отмечает эксперт. Действительно, сегодня, когда Россия стала покупать у нас меньше, продукция скапливается на складах белорусских предприятий. Это побуждает «серьезно работать с другими рынками», говорит Татьяна Манёнок, в том числе и с украинским. Добавлю: зная стиль белорусского руководства, отнюдь нельзя исключать, что оно вновь попытается связать экономику с договором о границе.

Эксперт аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич в комментарии «Белорусским новостям» подчеркнул: явно ненормально, что руководители двух соседних стран, между которыми — протяженная граница и большая торговля, не обмениваются полноценными визитами, а общаются лишь фрагментарно на многосторонних мероприятиях. Добрососедские отношения выгодны как Минску, так и Киеву, убежден собеседник. При этом «вопрос границы теперь не так актуален, как при Ющенко», когда Киев рвался в ЕС и НАТО, полагает Карбалевич. Он также сомневается, что белорусскому президенту на переговорах с Януковичем отведена Кремлем роль агитатора за евразийскую интеграцию: «Прошли времена, когда Лукашенко играл роль главного постсоветского интегратора». К тому же, добавляет аналитик, «сегодня Минск и Киев, скорее, конкурируют за преференции Кремля». Столь же маловероятно, что Лукашенко, как прогнозируют некоторые обозреватели, попытается подразнить Кремль контактами с Януковичем и тем более — уговорить того дружить против Путина, считает Карбалевич.

Стоит напомнить, продолжает издание, что в 2007 году тогдашний литовский президент Валдас Адамкус выдвигал идею энергетического союза между Вильнюсом, Минском и Киевом. При этом легко читалась идея: чтобы противостоять восточной «энергетической империи». Ажиотаж среди обозревателей усилился, когда Лукашенко, войдя в клинч с Кремлем, полетел в 2009 году в гости к «оранжевому» Ющенко. Но и тогда каши не сварили. Ныне же антироссийские игры Минска с Киевом (о Вильнюсе вообще молчим) невозможны в принципе. «Имея от Москвы столь низкие цены на газ и беспошлинную нефть, Лукашенко не станет рисковать», — убежден Карбалевич. Другое дело, что оба президента озабочены судьбой определенных бизнесов, и потому жизнь вынуждает разрулить некоторые вопросы, попробовать договориться по понятиям. Но не более.

Если в 2008–2010 годах Минск раскачивал геополитические качели, то после разгона Площади сам себе заблокировал этот маневр, говорится в статье. И на сегодня втягивание страны в евразийскую воронку выглядит почти фатальным. Киев же, пусть и вихляя, продолжает движение в сторону Европы. И вот это главное обстоятельство: Белоруссия и Украина ныне объективно — в геополитическом противоходе, причем в обоих случаях сила инерции велика. Так что Путин по причине встречи Лукашенко с Януковичем валерьянку пить не станет, резюмируют «Белорусские новости».

Между Белоруссией и Украиной продолжаются торговые войны, пишет «Белорусская деловая газета». Украинцы не хотят пускать к себе дешевое белорусское топливо, белорусы отвечают дискриминацией украинских кондитерских изделий. Обе стороны защищают своих производителей, но обе это не признают, обвиняя во всех грехах друг друга. Скорее всего, чтобы прекратить конфликт, Александру Лукашенко придется специально съездить в Киев. И вроде президенты уже договорились о встрече.

Сладкое белорусам вредно - наверное, именно так решили белорусские таможенники – и в начале апреля остановили оформление и пропуск через границу в Белоруссию с Украины практически всех видов кондитерских изделий, продолжает издание. 20 апреля президент ассоциации «Укркондпром» Александр Балдынюк заявил: «С начала месяца полностью приостановлен экспорт кондитерских изделий в Белоруссию. Эта проблема коснулась всех украинских предприятий, которые поставляют в Белоруссию сахаристые и шоколадные кондитерские изделия». По словам Балдынюка, официально ограничений поставок белорусская сторона не вводила, но к украинской кондитерской продукции применяется усиленный таможенный контроль, который позволяет задерживать груз на таможне до 20 дней с возможностью продления этого срока. Эксперт уверен, что Белоруссия блокирует поставки украинских кондитерских изделий, чтобы вытеснить их на период пиковых продаж. Александр Балдынюк отметил, что Украина в год экспортирует в Белоруссию сахаристых и шоколадных кондитерских изделий на сумму $60 млн. «Таким образом, наши месячные потери составляют $4,8 млн – $6 млн, возможно, и больше, поскольку сейчас время пиковых продаж в преддверии пасхальных праздников», – подчеркнул президент ассоциации «Укркондпром».

Белоруссия – четвертый по объему поставок экспортный рынок для украинских кондитеров (более 5% всего экспорта в 2012 году), говорится в статье. В прошлом году они поставили в нашу страну свыше 20 тыс. т продукции. По данным газеты «Коммерсантъ-Украина», трудности с поставкой продукции испытывают крупнейшие производители кондитерских изделий Украины, в том числе Roshen, «Конти», АВК и другие.

17 апреля председатель Государственного таможенного комитета Белоруссии Александр Шпилевский заявил, что белорусским таможенникам не поступала команда контролировать и отдельно проверять партии украинских конфет, пишет «Белорусская деловая газета». «Эту группу товаров мы проверяли строго в соответствии с международным таможенным законодательством, никаких специальных указаний отдельно проверять эту группу товаров не было», – сказал Шпилевский журналистам в Минске. Но украинцы Шпилевскому не поверили и подняли вопрос на межправительственном уровне. «Кондитерская» тема обсуждалась в ходе встречи премьер-министра Николая Азарова и первого вице-премьера Сергея Арбузова с первым вице-премьером Белоруссии Владимиром Семашко. Но вопрос тогда так и не решился, хотя к делу подключили и посла Белоруссии на Украине Валентина Величко.

Одни эксперты заявляют, что Белоруссия «прессует» украинских кондитеров в ответ на дискриминацию Киевом белорусских нефтепродуктов, продолжает издание. Другие считают, что белорусское правительство такими не слишком красивыми мерами пытается поддержать собственных производителей. А именно – недавно со скандалом национализированные «Спартак» и «Коммунарку». Тем более что спрос на их продукцию в стране стабильно падает. Третьи же вспоминают, что между Минском и Киевом есть давние нерешенные вопросы – и их нельзя откладывать до бесконечности. Так, 2 апреля, принимая с докладом посла Белоруссии на Украине Валентина Величко, Лукашенко заявил, что в скором времени может встретиться с Януковичем, чтобы обсудить проблематику отношений между Минском и Киевом. «Для нас это очень важно – наша близкая нам страна, очень близкая, – сказал Лукашенко, обращаясь к Величко. – Мы очень серьезно торгуем с Украиной, и у нас есть ряд нерешенных вопросов, в том числе – граница, долги – старые долги Украины перед Белоруссией (пусть они небольшие, но тем не менее)».

По итогам 2012 года белорусско-украинский товарооборот достиг $7,9 млрд – на 27% больше уровня 2011 года с положительным для Белоруссии сальдо в $3,3 млрд, говорится в статье. Однако затем разгорелись «торговые войны» – сперва «нефтяная», а затем и «кондитерская». По мнению ряда наблюдателей, именно из-за этих конфликтов Лукашенко и Янукович не стали встречаться один на один 29 мая в Астане, где проходило заседание Высшего Евразийского экономического совета. Впрочем, в понедельник, 10 июня, пресс-служба президента Белоруссии сообщила, что «Александр Лукашенко и Виктор Янукович по телефону обсудили состояние и перспективы двусторонних отношений». Подробность приводится всего одна: беседа глав стран состоялась накануне предстоящего визита Лукашенко на Украину. Вариант тут тоже только один: белорусский президент поедет мириться со своим украинским коллегой. Но нужно помнить, что президенты Белоруссии и Украины могут поругаться вновь так же легко, как и помириться. Достаточно вспомнить 2011 год, когда Александр Лукашенко не получил от Виктора Януковича приглашения на киевские мероприятия, посвященные 25-летию чернобыльской катастрофы. По неофициальной версии, представители Евросоюза выдвинули условие: либо они присутствуют на мероприятиях, либо Лукашенко. Эмоционально комментируя произошедшее, 26 апреля 2011-го Лукашенко указал на «вшивость» Януковича и других украинских чиновников, назвал президента Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу «козлом», сравнил еврочиновников с животными и назвал их «негодяями». Позже белорусский президент все же посетил Киев, но не смог встретиться с Януковичем, резюмирует «Белорусская деловая газета».

Продление мандата спецдокладчика ООН по Белоруссии: «Белоруссия остаётся в поле зрения европейских структур»

Спецдокладчик по ситуации в Белоруссии Совета ООН по правам человека (СПЧ) Миклош Харашти призывает белорусские власти к сотрудничеству для улучшения ситуации с правами человека в стране, пишут «Белорусские новости». Об этом говорится в его заявлении, распространенном 14 июня пресс-службой СПЧ.

Напомним, 13 июня на заседании в Женеве СПЧ на год продлил действие мандата специального докладчика по ситуации в Белоруссии, продолжает издание. Венгр Миклош Харашти был назначен специальным докладчиком в сентябре 2012 года. «Права человека систематически нарушаются в Белоруссии различными способами — через декреты, политику и практику, — сказал Харашти. — Соблюдение прав человека остается заблокированным системой госуправления, которая лишена механизма сдержек и противовесов». Харашти напомнил, что в течение первого срока своего мандата так и не получил возможности посетить Белоруссию и встретиться с официальными лицами, а также не получил ответа на все свои запросы. По словам Харашти, информацию и факты для отчета он собирал путем встреч за пределами Белоруссии с различными представителями белорусского общества — политиками, правозащитниками, общественными деятелями, журналистами.

Спецдокладчик отметил, что в документе названы основные проблемы, которые вызывают серьезное беспокойство, говорится в статье. В частности, это насильственные исчезновения, произвольные задержания и аресты, давление на находящихся в тюрьме политических оппонентов и правозащитников, применение пыток и негуманного обращения с заключенными, применение смертной казни. Важной проблемой, которая должна быть решена немедленно, является безусловное освобождение политзаключенных.

Среди мер, которые необходимо принять для улучшения ситуации с правами человека в Белоруссии, Харашти называет гарантию независимости судей и адвокатов, прекращение произвольных задержаний, введение уведомительного принципа регистрации общественных объединений и СМИ, исключение из числа уголовно наказуемых преступлений деятельность от имени незарегистрированной организации (статья 193.1 Уголовного кодекса), создание независимого национального правозащитного института, пишут «Белорусские новости». «Истинная стабильность и экономическое благополучие страны базируются на полном уважении прав человека, — сказал Харашти. — В своей жизни я много раз видел, что если к этому есть политическая воля, то прогресс может быть взаимно полезен для правительства и для общества». Спецдокладчик подчеркнул, что готов сотрудничать со всеми сторонами для улучшения ситуации с правами человека в Белоруссии.

Отметим, что официальный Минск считает мандат спецдокладчика ООН политическим, не признает его и не видит перспективы для сотрудничества с ним, продолжает издание. Об этом представитель Белоруссии при ООН в Женеве Михаил Хвостов еще раз заявил 13 июня на сессии Совета ООН по правам человека перед голосованием по резолюции о ситуации в Белоруссии. Принятие резолюции, текст которой был предложен Евросоюзом, Хвостов назвал «своего рода актом агрессии против ООН». «Поскольку такие резолюции запускают механизмы гражданских войн», — пояснил представитель официального Минска.

Роль спецдокладчика ООН по ситуации в Белоруссии Миклоша Харашти «не связана с целью поощрения и защиты прав в нашей стране», заявил Хвостов. По его словам, «за мнимой заботой о защите прав человека стоят конкретные политические интересы ЕС», говорится в статье. «ЕС пытается навязать Белоруссии представление о внутригосударственном устройстве и предлагает выполнить рекомендации политического характера. Белоруссия не страдает от недостатка демократии, но мы не допустим ее тирании. Эксперименты ЕС по экспорту демократии известны. Мы не видели успешных примеров, но видели последствия: разочарование, обман, разруха и нестабильность. Мы не можем пойти на подобного рода эксперименты. Белоруссия знает, как и что делать в сфере поощрения и защиты прав человека», — подчеркнул официальный представитель Минска.

Действие мандата специального докладчика по ситуации в Белоруссии продлено еще на год, пишет «Завтра твоей страны». В течение первого срока Миклош Харашти так и не получил ни возможности посетить Белоруссию и встретиться с официальными лицами, ни ответа на свои запросы.

Спецдокладчик готов сотрудничать со всеми сторонами для улучшения ситуации с правами человека в Белоруссии, продолжает издание. Официальный Минск считает мандат спецдокладчика ООН политическим, не признает его и не видит перспективы для сотрудничества. Об этом представитель Белоруссии при ООН в Женеве Михаил Хвостов заявил 13 июня на сессии Совета ООН по правам человека перед голосованием по резолюции о ситуации в Белоруссии. По его словам, «за мнимой заботой о защите прав человека стоят конкретные политические интересы ЕС».

Существование спецдокладчика ООН по Белоруссиии руководитель юридической комиссии Белорусского Хельсинкского комитета Гарри Погоняйло считает вполне оправданным и эффективным инструментом, который позволяет Белоруссии оставаться в поле зрения европейских структур, говорится в статье. «Задача спецдокладчика — мониторить, как обстоят дела с правами человека в Белоруссии, где, по мнению европейских структур, наихудшая ситуация в европейском регионе, — отмечает эксперт. — С учетом конкретного мандата спецдокладчика представители гражданского общества могут контактировать с ним и через него объективно освещать происходящее в Белоруссии и за ее пределами, чтобы правительство начало шевелиться в сторону улучшения ситуации». В частности, остро ставится вопрос об освобождении политзаключенных, о расширении возможностей регистрации и существования структур ГО, о возможности более демократично решать проблемы избирательного права.

С другой стороны, пишет «Завтра твоей страны», это свидетельство того, что внимание Европы к проблемам Белоруссии не угасает, что Белоруссия остается в повестке дня как страна, где нарушаются права человека, и предлагаются необходимые меры для изменения ситуации к лучшему.

«— А есть ли примеры, когда Комитет ООН по правам человека мог реально изменить ситуацию? Ведь руководство Белоруссии индифферентно относится к решениям и постановлениям Комитета.

— На самом деле позитивные шаги есть. В целом ситуация приобретает более прогнозируемый характер. Белоруссия вынуждена прислушиваться к голосу западных стран. Белоруссия нуждается в сотрудничестве, и это понимают наши официальные политики. Необходимо расширять экономическое сотрудничество, привлекать в страну инвестиции, а без решения вопросов демократии, верховенства права, соблюдения прав человека, необходимых изменений в судебной, пенитенциарной системе невозможно наладить нормальные добрососедские отношения с западными странами. Сюда не придут ни технологии, ни деньги, не будет даже просто хороших отношений.

— Но практически такую же ситуацию мы наблюдали в 2008-2010 годах (до Площади). Звучала та же риторика, были те же надежды. Не получится ли так, что в год президентских выборов (2015) все повторится?

— Все может случиться. Руководство страны не приветствует демократические принципы управления государством. Мы – последняя диктатура в Европе, и это однозначно признается нашими соседями. Тем не менее, той кровожадности и деспотии, которую мы наблюдали ранее, уже нет. У нас нет похищений и убийств политиков, нет особо жестких приговоров, даже если уголовная юстиция применяется к политическим оппонентам. Ситуация может обостриться, но необходимо признавать, что определенные позитивные сдвиги есть. Все-таки правящий класс вынужден потихоньку реформировать экономику, вводить экономические формы управления. Хотели бы наши правители или нет, но вопросы экономики заставляют их двигаться в направлении лучшей управляемости государством и обществом, прислушиваться к критике в области прав человека. Без этого сегодня сотрудничество просто немыслимо. Даже интеграционные процессы с нашим восточным соседом после его вступления в ВТО показывают, что нас там уже особо не ждут, рынки сужаются.

— Всего за одну неделю в Белоруссии вынесено два смертных приговора. Как это вписывается в парадигму «улучшения ситуации», о которой вы говорите?

— В 2002 году у нас было вынесено 48 смертных приговоров. А вот во время следующего десятилетия их количество уменьшилось. Гораздо шире сейчас применяется пожизненное заключение, и мы добиваемся, чтобы в конечном итоге и эти последние единичные приговоры ушли. Это тысячу раз доказано на примерах других государств, что смертные приговоры никого не сдерживают, не улучшают криминогенную ситуацию. Я думаю, что и законодатель, и практики, и ученые-криминалисты прекрасно понимают, что смертная казнь в практике цивилизованных государств себя изжила. В ближайшие годы даже наш главный политик будет вынужден понять, что необходимо преодолеть эту тенденцию и присоединиться к европейским странам, к странам СНГ, которые решили эту проблему, как я надеюсь, раз и навсегда. Сегодня свыше 150 стран мира не применяют смертную казнь. Мы остались одной страной в Европе, где такая казнь применяется, в том числе и на пространстве бывшего СССР. С 1 февраля 2008 года даже в Узбекистане, где ситуация с правами человека гораздо хуже, где правит более жесткий режим, смертная казнь не применяется», - резюмировал Гарри Погоняйло в интервью «Завтра твоей страны».

Ред: Г.Погоняйло, обращаясь за примерами к Узбекистану и почему-то сужая такую экстерриториальную тему, как право человека на жизнь, рамками Европы и бывшего СССР, забыл привести в пример гораздо более близкий всем Хельсинским комитетам такое цивилизованное государство, как США, - где смертная казнь исполняется невозбранно. С подобными принципами защитников права человека на жизнь казни будут продолжаться вечно.

 

Другие публикации


11.04.24
08.03.24
07.03.24
06.03.24
05.03.24
VPS