Документы

Поможет ли Белоруссия загнать Украину в Таможенный союз?

09.06.2013 01:34

Интеграция: Белоруссия и Казахстан объединятся в Таможенном союзе с Украиной против России?

Взаимная торговля в странах таможенной "тройки" после вступления России в ВТО замедляется, пишет «Белорусы и рынок». В то же время необходимость снятия внутренних барьеров в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) России, Казахстана и Белоруссии на фоне усиливающейся конкуренции вызывает торговые конфликты. Если в первые два года функционирования Таможенного союза (ТС) взаимная торговля стран "тройки" росла каждый год примерно на 30%, то в 2012-м, в первый год работы ЕЭП, темп увеличения взаимной торговли составил достаточно скромную величину - всего 8,7%.

Замедление темпов роста взаимной торговли в Таможенном союзе эксперты связывают не только с исчерпанием потенциала такого интеграционного фактора, как ликвидация таможенных границ внутри "тройки", продолжает издание. В большей степени оно обусловлено структурой экономики трех стран: очевидно, что во взаимной торговле по-прежнему преобладают сырьевые товары.  В общем объеме экспорта ТС и ЕЭП доля минеральных продуктов составляет 72,4%, в том числе в Белоруссии - 55,9%, в Казахстане - 77,9%, в России - 72,4%. При этом экспортные рынки стран "тройки" не диверсифицированы. На долю ЕС, Китая, государств - участников СНГ, США и Японии приходится около 80% объема внешней торговли ТС и ЕЭП. Не случайно Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) недавно предупредила страны - члены ЕЭП об угрозе кризиса в связи со снижением внешнего спроса из-за слабого роста мировой экономики.

На 2013 год прогнозируется сохранение слабого роста мировой экономики, говорится в документе ЕЭК "Об основных ориентирах макроэкономической политики государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства на 2013-2014 годы", отмечается в статье.  Отмечается, что риск стагнации в глобальной экономике порождает снижение спроса и ужесточение конкуренции на рынках сбыта основных экспортных товаров стран "тройки". Более того, обращают внимание эксперты, увеличение предложения газового топлива и развитие новых технологий его добычи и производства могут привести к изменению конфигурации сырьевых рынков.  Ситуация усугубляется внутренними, в частности для Белоруссии, "ограничениями роста экономики". Это - невысокая производительность труда, низкая конкурентоспособность производимой продукции, недостаточное развитие финансового сектора, неразвитая географическая структура экспорта и т. д. Действительно, сегодня 75% белорусского экспорта сосредоточено в 5 странах, хотя Белоруссия торгует с более чем 170 странами.

Однако председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко на ситуацию смотрит не так пессимистично, пишет «Белорусы и рынок». Или под другим углом зрения. По его словам, в 2010-2011 годах торговля в таможенной "тройке" росла хорошими темпами, но они были все же ниже, чем темпы роста торговли с третьими странами. А вот в 2012-м - сложном экономическом году - темп прироста взаимной торговли был в 3 раза выше, чем внешней.

Между тем внешнеторговая ситуация в Белоруссии в этом году заметно ухудшилась, продолжает издание. Стоимостный объем белорусского экспорта в I квартале текущего года по сравнению с I кварталом 2012 года из расчета в текущих ценах снизился на 17,9%, или на 2 млрд. 394,7 млн. USD. При этом на долю России в общем объеме экспорта в I квартале 2013 года приходилось 40%, остальных стран СНГ - 14%, стран ЕС - 34,9%, других стран - 11,1%. Однако замминистра экономики Антон Кудасов на пресс-конференции 24 мая посоветовал не делать "масштабных выводов" по результатам начала года. Отмечалось, что экспорт белорусских товаров в Россию в I квартале составил почти 3,9 млрд. USD, в целом в страны ЕЭП - 4 млрд. USD, в то время как за весь 2012 год экспорт в страны ЕЭП оценивался в 17 млрд. "По России к I кварталу 2012 года экспорт составил 103,4%, то есть падения нет", - заметил А. Кудасов. Между тем структура взаимной торговля в Таможенном союзе качественно отличается от структуры внешней торговли. Около 1/3 товарооборота "тройки" приходится на топливно-энергетические ресурсы, а машины и оборудование занимают 20%. В то же время во внешней торговле стран ТС на долю машин и оборудования приходится лишь 2%.

Первый замминистра иностранных дел Белоруссии Александр Михневич согласился с тем, что в ЕЭП произошло падение экспорта, говорится в статье: "База прошлого года по определенным причинам была выше, чем в этом году, поэтому статистически есть какой-то прогиб. Но если бы не было ЕЭП, оно было бы в 10 раз больше", - подчеркнул он.

Председатель Коллегии ЕЭК В. Христенко также считает, что ЕЭП -"это стратегический, долгосрочный проект" и "ожидать моментальных эффектов в проекте такого рода - это значит питать иллюзии", пишет «Белорусы и рынок». Единственный драйвер, способный сейчас вдохнуть новые силы в экономики стран таможенной "тройки", - это формирование единого рынка, снятие барьеров и ограничений, считает В. Христенко.

Сейчас в ЕЭП идет активное создание общих правил работы, продолжает издание. И белорусскому бизнесу в ЕЭК удается отстаивать свои позиции по ключевым вопросам, в том числе при обсуждении проблематики, связанной с ограничительными мерами, регулированием в области техрегламентов, стандартов, считает председатель Конфедерации промышленников и предпринимателей Белоруссии Анатолий Харлап.  Например, недавно представители "тройки" полемизировали на тему, каким стандартам должна соответствовать ликеро-водочная продукция: межгосударственным, российским, белорусским или казахстанским. В конце концов все согласились - межгосударственным.

Тем не менее А. Михневич не стал скрывать, что в отстаивании деловых интересов в рамках ЕЭК доминирует Россия, говорится в статье. "Очень сложно решаются вопросы, и есть доминирование России, мы об этом им говорим", - заявил он на пресс-конференции 24 мая.  Доминирование позиции российской стороны проявляется в ситуациях, когда речь идет, например, о пересмотре ставок таможенных пошлин. Как отмечалось, Россия вступила в ВТО и заняла по многим товарным группам позицию: таможенные пошлины надо снижать, хотя есть также возможность и их повышения. "Когда мы вносим такое предложение, оно проходит месяц-два. Когда россияне вносят предложение по снижению ставок, оно проходит в течение трех недель. Вот вам разница", - сказал А. Михневич. В качестве примера он привел ситуацию с пересмотром ставок ввозных пошлин на авиатехнику. В ЕЭП пока нет полностью защищенного, надежного среднемагистрального самолета - нужен какой-то переходный период, когда страны "тройки" совместно создадут такой самолет. В конце концов "тройка" достигла компромисса по этому вопросу. "Но вопрос решался гораздо медленнее, все были в нервном состоянии", - отметил представитель МИДа Белоруссии.

А вот чего не скрывают белорусские чиновники и хозяйственники, так это своей озабоченности последствиями вступления России в ВТО, пишет «Белорусы и рынок». Похоже, они готовы чуть ли не все проблемы собственной экономики списать на эффект интеграции РФ в мировую торговлю. Буквально накануне заседания 28-29 мая Высшего евразийского экономического совета в Астане А. Лукашенко поинтересовался у первого вице-премьера Белоруссии Владимира Семашко о проблемах взаимодействия в ЕЭП. Ситуация на макроуровне очень непростая, признал тот. "Во-первых, сказывается мировая рецессия. Во-вторых, с 1 января Россия вступила в ВТО, а российский рынок для нас один из основных, особенно что касается продукции машиностроения. И мы уже в полной мере хлебнули негативных моментов, оказавшись по факту в ВТО, поскольку мы находимся в Таможенном союзе", - не стал скрывать В. Семашко.

Минфин Белоруссии недавно отметил отрицательное влияние снижения ставок Единого таможенного тарифа ТС в связи со вступлением России в ВТО на размер доходов от ввозных пошлин, продолжает издание.  Также на совместном заседании коллегии министерства и совета концерна "Беллегпром" на днях было прямо сказано: белорусские товары в условиях Таможенного союза, вступления России в ВТО, а в будущем - и Белоруссии не могут в полной мере конкурировать с импортными товарами легкой промышленности. Практически каждое министерство и ведомство, отчитываясь о своей работе, не преминет указать на подобный негативный эффект. Однако жаловаться не на кого. В свое время Москва и Минск были по-своему мотивированы на ускоренный запуск ЕЭП, правовая база которого, заметим, основывалась на правилах ВТО. Напомним, если для Москвы это геополитический проект, то для Минска это был шанс побыстрее получить дополнительные энергетические дивиденды.

"Сливки" с нового интеграционного проекта Кремля белорусская сторона сняла два года назад, после чего Минску следовало готовиться к усилению конкуренции в ЕЭП, которое строилось по правилам ВТО, говорится в статье. Однако теперь стало очевидно, что к такой конкуренции белорусская экономика не готова. Впрочем, президент РФ Владимир Путин на встрече с предпринимательским сообществом в Воронеже 23 мая не исключил, что страны "тройки" могут ограничить импорт в рамках ЕЭП. Правда, белорусских чиновников это вряд ли обрадует, ибо любые шаги России в этом направлении должны соответствовать правилам ВТО, резюмирует «Белорусы и рынок».

 На минувшей неделе Украина после долгих колебаний все-таки решила стать наблюдателем в Таможенном союзе и других объединениях России, Белоруссии и Казахстана, пишет «Белорусская деловая газета». Соответствующая заявка подана, формальное решение будет принято осенью, после доработки законодательства. Но Белоруссия уже сейчас пообещала всячески способствовать евразийской интеграции Украины. Зачем?

Одной из важных международных тем минувшей недели для Белоруссии было присоединение Украины (пока в качестве наблюдателя) к интеграционным структурам Белоруссии, России и Казахстана – Таможенному союзу (ТС) и создаваемому Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), продолжает издание. До сих пор наша южная соседка тщательно сторонилась участия в евразийских интеграционных проектах, которые в последние годы активно продвигает Москва. Но с той же тщательностью обитатели Кремля искали возможности хоть как-то вовлечь официальный Киев в объединительные процессы на постсоветском пространстве. Владимир Путин отлично понимал: без Украины всякий евразийский интеграционный проект окажется ущербным.

Однако Украина – это не Белоруссия и не Казахстан, которыми по 18-20 лет руководят одни и те же люди, говорится в статье. На Украине есть и реальное разделение ветвей власти, и мощная оппозиция, и сильное местное самоуправление, и, главное, – четко оформленное стремление в Европу с одновременным отрицанием всего, что может привести к усилению российского влияния.

 

В конце концов, самым действенным оказался экономический козырь Кремля, пишет «Белорусская деловая газета». Или энергетический, если уж быть совсем точным. Украинскому руководству, которое тоже устало от нескончаемых «газовых войн», объяснили «на пальцах»: вот Белоруссия, она беспрекословно участвует во всех евразийских проектах, она получает нефть без пошлин, а за газ платит по $165 за тысячу кубов. А вот Украина, которая ерепенится, – и потому платит за российский газ $430 за 1000 куб. м., а нефть получает со всеми экспортными пошлинами. Из-за чего, кстати, собственные украинские НПЗ по большей части стоят, а нефтепродукты приходится закупать у Белоруссии.

В общем, «додавили», продолжает издание. На минувшей неделе Украина в лице своих руководителей заявила о желании все же поучаствовать в «евразийских интеграционных играх». Сперва президент Виктор Янукович 29 мая принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета в Астане, где выразил заинтересованность в получении Украиной статуса наблюдателя в ТС и ЕЭП. И ничего, что уставами данных организаций такой статус не предусмотрен – было бы желание. «Мы поддержали намерение Украины и приняли соответствующее решение. Достигнута договоренность, что к осени эксперты подготовят все необходимые документы, чтобы мы могли на следующем заседании Высшего совета их одобрить», – сообщил журналистам Нурсултан Назарбаев по итогам переговоров.

Уже 31 мая в Минске председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктор Христенко и премьер-министр Украины Николай Азаров подписали Меморандум об углублении взаимодействия между ЕЭК и Украиной – в нем и было документально подтверждено желание Киева стать наблюдателем в альянсе Минска, Москвы и Астаны, говорится в статье. Перед церемонией подписания Азаров заявил журналистам в Минске, что меморандум позволит Украине участвовать в заседаниях органов ТС, что, по сути, не будет отличаться от статуса наблюдателя. «Нам предстоит подписать меморандум, по результатам которого Украина получает возможность участвовать в заседании органов Таможенного союза, а впоследствии – и Евразийского экономического союза. Практически, это ничем не отличается от статуса наблюдателя», – считает украинский премьер.

«Нет сомнения, что для Кремля вовлечение Украины в Евразийский экономический союз – это одна из главных задач во внешней политике в нашем регионе. Обещание ликвидировать пошлины и заявления о готовности к этому – это приглашение к конкретным переговорам, – цитирует  «Белорусская деловая газета» экономиста, главу «Центра Мизеса» Ярослава Романчука. – Это большая дипломатическая игра, в которой Белоруссия в период 2011-2013 годов получила позитивные интеграционные экстерналии. То есть за счет нефтегазовой благосклонности России, циничного использования дырок в международных договорах и свободного доступа на российский рынок, Белоруссия получала ежегодный интеграционный грант в размере около 20% ее ВВП. Прекрасный уклад. Кремль же всем своим видом хочет показать Виктору Януковичу и украинским элитам, что на Евразийском экономическом союзе лично они могут заработать больше, чем на европейской интеграции. Проблема с Украиной не в том, что там преобладают сторонники интеграции с ЕС, а в том, что украинцы хотят получать выгоду одновременно и от ЕС, и от России».

Возникает логичный вопрос: какова роль Белоруссии во всех «многоходовках» Кремля по вовлечению Украины в процесс евразийской интеграции? – продолжает издание. На том же саммите СНГ в Минске Николай Азаров на встрече с премьер-министром Белоруссии Михаилом Мясниковичем заявил, что Украина рассчитывает на поддержку Белоруссии в рамках сотрудничества с Таможенным союзом. «На сегодня запланировано подписание важного документа относительно участия Украины в работе Таможенного союза. Мы намерены участвовать, по крайней мере, в подготовке документов ТС, выражать свое мнение и учитывать политику, которую проводит союз. Мы рассчитываем, что Белоруссия поддержит нас в этих вопросах», – цитировала в пятницу пресс-служба украинского правительства слова Азарова. Между тем, в двусторонних отношениях Белоруссии и Украины существует целый клубок неразрешенных пока проблем. Например, между Минском и Киевом регулярно вспыхивают локальные торговые войны – то Украина препятствует поставкам из Белоруссии нефтепродуктов, то Белоруссии не пускает к себе продукцию украинских кондитеров, и т.д.

В Минске официальные лица пока воздерживаются от комментариев на тему «зачем Белоруссии участие Украины в ТС и ЕЭП», говорится в статье. А вот в Киеве и Москве аналитики тем временем рассматривают самые различные версии о роли Минска.  «И президент Белоруссии Лукашенко, и глава Казахстана Назарбаев понимают, что Виктор Янукович может определиться с внешнеполитическими приоритетами Украины не сейчас, а через год, или через два. А им нужен союзник, потому что тяжело вдвоем противостоять амбициям российского тяжеловеса внутри Таможенного союза, – такое мнение в комментарии агентству REGNUM высказал украинский эксперт, руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. – Россия достаточно жестко поставила ультимативные условия – или-или. Либо вы продолжаете идти в Европейский союз, либо поворачиваетесь в сторону Таможенного союза, а затем Евразийского. Казахстан и Белоруссия на самом деле заинтересованы в том, чтобы по отношению к Украине проводилась более гибкая политика. Если у президентов Белоруссии и Казахстана появится третий друг и союзник, с которым у них неплохие личные отношения, такое трио сможет противостоять монопольному влиянию России в Таможенном союзе. Пока речь идет только о статусе наблюдателя, и для Украины выгода в том, что этот статус не противоречит европейскому вектору».

Владимир Фесенко считает, что «борьба за Украину» будет продолжаться, и будет две точки выбора, пишет «Белорусская деловая газета». Первая – ноябрь 2013, когда должно быть подписано Соглашение между Украиной и Евросоюзом (чего очень не хочет Россия). Вторая – 2015 год, когда совпадут президентские выборы в Украине и формальное образование Евразийского Экономического союза. «У Александра Лукашенко есть две причины способствовать активному участию Украины в евразийской интеграции. Первая – это «просьба» Москвы. Учитывая объем дотаций, которые в разных формах получает Минск, отказаться поучаствовать в «уговаривании» Украины белорусский президент просто не мог, – считает эксперт Комитета Совета Федерации по делам СНГ Госдумы РФ Владимир Войтов. – Вторая причина – демонстративная приверженность украинцев «европейскому пути». Лукашенко совсем не нужен прямо под боком пример успешных демократических преобразований, куда, к тому же, «для ознакомления с опытом» граждане Белоруссии могут ездить свободно, без визовых барьеров. Уже сейчас зарплаты и пенсии на Украине выше белорусских, а цены на продукты – ниже. Плюс свобода СМИ и прозрачные, хотя и бесконечные, выборы. Плюс свобода предпринимательства и открытый рынок. Все это, мягко говоря, противоречит белорусской модели развития. Так что желание загнать Украину обратно в «советскую общность народов» вполне понятно», резюмирует «Белорусская деловая газета».

 

Экономика: Экспорт обвалился на 20%, внешнеторговый дефицит превысил $1 млрд

 

В последнее время приходят просто удручающие вести о ситуации в экономике Белоруссии, пишут «Свободные новости плюс».  Прежде всего, падают святая святых белорусской модели — валовые показатели. На 2013 год рост ВВП запланирован 8,5%. За январь — февраль он составил лишь 2,5%.  В этом смысле наиболее показательна ситуация в промышленности. За четыре месяца 2013 года выпуск промышленной продукции сократился на 1,7%. Причем, эта тенденция нарастает. В апреле по отношению к марту падение составило 4,7%. На экономическом языке это называется рецессией или депрессией.

Помните, как в 2011 году, когда в Белоруссии случился финансовый катаклизм, А. Лукашенко, всячески пытаясь оправдаться, говорил, что дескать, никакого кризиса в стране не было, ибо кризис — это когда падает производство, останавливаются предприятия, продолжает издание. Так вот сейчас как раз мы и наблюдаем эти симптомы. Только за последние несколько месяцев МАЗ, МТЗ, "Горизонт", другие заводы переводили работников на неполную рабочую неделю.

Промышленный спад был бы еще большим, если бы экономика развивалась по рыночным законам, говорится в статье. Т. е. сокращение производства происходило вслед за падением спроса. Однако в экономике, ориентированной на вал, действуют другие закономерности. В итоге, поскольку производство плохо реагирует на сокращение спроса, стали быстро расти складские запасы. Они составляют 82,4% от среднемесячного объема производства (год назад — 49,7%).

Все эти проблемы стали результатом сокращения экспорта, пишут «Свободные новости плюс». За первый квартал он уменьшился почти на 20%. Например, продукция предприятий Минска в январе-апреле поставлялась в 100 стран, тогда как в прошлом году — в 144 страны.  Конечно, важным фактором этого падения стала ликвидация "растворительного" бизнеса, который в первой половине 2012 года достиг своего пика.  Но не только. Появились серьезные проблемы с продажей белорусской продукции на российском рынке. В связи со вступлением России в ВТО, он стал более конкурентным, там появилось много товаров из других стран. Белорусская нереформированная экономика оказалась к этому не готова. Кроме того, российский рынок «просел» из-за падения мировых цен на нефть, которая является одним из основных источников доходов бюджета РФ.  Не самая лучшая конъюнктура сложилась на калийном рынке, в результате чего доходы от продажи калия оказались ниже ожидаемых.

Падает рентабельность, происходит рост неплатежей, что уже сказалось на бюджете, продолжает издание. В I квартале 2013 года поступления налога на прибыль составили Br1,6 трлн при плане Br2 трлн. Министерство финансов Белоруссии констатирует, что чистый убыток субъектов хозяйствования вырос в 1,8 раза.

Интересная история происходит с внешнеторговым балансом, говорится в статье. Официальные лица упорно твердят, что он положительный. Но это статистическая хитрость. Лукавство в том, что статистика не учитывает суммы, которые Белоруссия должна регулярно выплачивать в российский бюджет. Речь идет о таможенных пошлинах на экспорт нефтепродуктов. Поскольку Россия поставляет в Белоруссию нефть без экспортных пошлин, то союзники договорились, что при продаже за рубеж продукции НПЗ таможенный сбор перенаправляется в российский бюджет. В итоге, с учетом этих платежей, внешнеторговое сальдо является отрицательным. Этот дефицит баланса нарастает с каждым месяцем.  И это несмотря на огромные российские дотации, которые, согласно исследованию ученых Академии наук Белоруссии, составляют $10 млрд в год.

Как на все это реагируют власти? - пишут «Свободные новости плюс». Прежде всего, не признают остроты проблемы, всячески приукрашивают экономическую реальность, успокаивают народ. В этом особенно преуспел вице-премьер П. Прокопович, которому можно присвоить звание «заслуженный сказочник Белоруссии». Но это для публики. А вот на что они надеются на самом деле, как собираются выкрутиться из этой нелегкой ситуации? Судя по всему, власти рассчитывают, что все эти трудности временные, что они должны как-то рассосаться. Экономический курс никто менять не собирается. Об этом, например, свидетельствует тот факт, что на таком драматическом экономическом фоне реальная зарплата с начала года выросла на 22%.

Ставка делается на мифическую модернизацию, которая каким-то чудодейственным образом должна удержать на плаву белорусскую экономику, продолжает издание. Похоже, А. Лукашенко с П. Прокоповичем в это действительно верят.  А текущие проблемы пытаются разрешить в оперативном порядке. Например, что делать с огромными складскими запасами? Президент быстро нашел, как он считает, удачный выход. Он дал поручение премьер-министру М. Мясниковичу раздать технику белорусским субъектам хозяйствования за полцены, в рассрочку. Понятно, что это никак не решает проблему, а лишь усугубляет ее, в частности, лишает и без того небогатые предприятия, произведшие эту продукцию, оборотных средств.

Поскольку социально-экономическую модель власти менять не собираются, то в сложившейся ситуации у белорусского руководства собственно есть лишь один выход: искать внешние финансовые заимствования, говорится в статье. Из отрывочных высказываний официальных лиц известно, что сейчас власти готовят две экономические программы для внешних кредиторов. Одна предназначена для МВФ, вторая — для Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Обе организации взамен на кредиты требуют от белорусского руководства рыночных реформ. Белорусские власти, конечно, будут обещать реформы, подпишут все необходимые документы, а затем будут пытаться все саботировать. Надеясь на то, что внешние спонсоры все равно выделят кредит по соображениям высокой геополитики. Как это было уже не раз. Например, МВФ даст деньги, чтобы вытянуть Белоруссию из российского геополитического поля. А Россия, как обычно, будет платить за сам статус союзника, за готовность Белоруссии участвовать в создании Евразийского союза.

Но самый главный фактор, который позволяет правящей команде чувствовать себя относительно уверенно, это внешняя тишина и спокойствие в стране, отмечает издание. Народ может и ропщет, но не выказывает публично свое недовольство. Социальные конфликты в трудовых коллективах очень редки, легко локализуются и нейтрализуются. А ведь именно от этого фактора, а не от экономических показателей зависит запас прочности системы, резюмируют «Свободные новости плюс».

Белорусская экономика на прошлой неделе взяла очередную "высоту", пишет «Белорусы и рынок». По предварительным данным Белстата, дефицит внешней торговли товарами Белорусии в январе - апреле перешагнул за 1 млрд. USD. Год назад за аналогичный период внешняя торговля товарами демонстрировала профицит в размере 1,285 млрд. USD.

Товарный экспорт за четыре месяца упал на 22,7%, продолжает издание. При этом в Россию экспорт все же вырос - на 3,9%, а вот в страны Евросоюза рухнул сразу на 46,3% по сравнению с январем - апрелем прошлого года.  И хотя белорусские власти все еще пытаются скромно замалчивать причины впечатляющих успехов внешней торговли прошлого года, такие показатели нынешнего - прежде всего следствие закрытия "растворительной" схемы, а вовсе не проседания мировых рынков из-за кризиса. Сегодняшние статданные говорят сами за себя и выдают основные каналы поставки растворителей в ЕС. Так, чемпионами по падению белорусского экспорта среди стран ЕС стали Латвия (минус 87,4% за I квартал текущего года по отношению к соответствующему периоду прошлого), Эстония (минус 78,1%), а также Нидерланды (минус 46,5%).

Стоит также отметить, что Нидерланды - не только основной потребитель белорусских "товаров" (более 90% которых составляют нефтепродукты) в ЕС, говорится в статье. Эта страна еще и занимает второе место после России по денежным объемам белорусского экспорта, что очень хорошо иллюстрирует степень его диверсификации по странам и отраслям. Так что нам порой достаточно, чтобы просел всего один рынок - какой-то страны или сырья, или закрылась очередная схема реэкспорта на грани контрабанды, или запретили демпинговать - и мы оказываемся на грани выживания.

Белорусская экономика слишком уязвима к внешним шокам - не это ли нам постоянно талдычили эксперты МВФ? -  пишет «Белорусы и рынок». И разговоры о сегодняшнем проседании - что это, как не признание верности этого тезиса? А ведь они и выход подсказывали: перестройка экономики как в отраслевом плане, так и по форме собственности. Чтобы в периоды плохой конъюнктуры страдали собственники предприятий, а не бюджет, который, с одной стороны, завязан на всю социальную сферу, а с другой - на госпредприятия, сосущие из этого бюджета дотации. Но в нашей модели "структурные реформы" - это новые госпрограммы по импортозамещению и экспортной экспансии, которые легкой просадкой на мировом рынке превращаются в новую госпрограмму под названием "лишний трактор". А его теперь пытаются распихать на внутреннем рынке, опять-таки с господдержкой. Лизинговые схемы, отсрочки и рассрочки - главное, чтобы деньги сегодня не надо было платить. А там, глядишь, очередная девальвация все долги спишет. Зато в период девальвации показатели по экспорту - любо-дорого смотреть. Только ходи и отчитывайся на разных уровнях, резюмирует «Белорусы и рынок».

 

Другие публикации


11.04.24
08.03.24
07.03.24
06.03.24
05.03.24
VPS