Документы

Опрос студентов в Нальчике: этничность против российской и религиозной идентичностей

25.04.2013 01:20

Medium Orient Information Agency. Prague, Czech Republic: www.caucasustimes.com. Февраль 2013

Опрос студентов в Нальчике: этничность против российской и религиозной  идентичностей

Исследование "Макросоциальной идентичности в группах студентов Высших учебных заведений Кабардино-Балкарии с учетом их половых и национальных различий".

Всего в ходе опроса было опрошено 235 студентов трех высших учебных заведений Кабардино-Балкарии: Кабардино-Балкарского института бизнеса (КБИБ), Кабардино-Балкарского государственного университета (КБГУ) и нальчикского филиала Современной гуманитарной академии (НПЦ ПП НФ СГА).

Опрос общественного мнения среди студентов Кабардино-Балкарского института бизнеса, проведенный пражским информационным агентством “Medium Orient” (www.caucasustimes.com)  в столице Кабардино-Балкарии г. Нальчике 15-28 февраля 2013 г., был направлен на изучение иерархии идентичностей среди студенческой молодежи, а также конкретных способов выражения данных идентичностей и на исследование отношения студентов к иным социокультурным и религиозным группам. Всего в ходе исследования было опрошено 235 студентов трех высших учебных заведений Кабардино-Балкарии: Кабардино-Балкарского института бизнеса, Кабардино-Балкарского государственного университета и нальчикского филиала Современной гуманитарной академии.

Исследование включало в себя проведение глубинных интервью, с помощью которых собиралась информация "объяснительного" характера об особенностях мотивации, о способах взаимодействия и коммуникации.

Перед непосредственным проведением анкетирования со студентами проводилась разъяснительная работа, включая объяснение того, что именно подразумевается под социальными группами. Помимо выбора конкретной группы, которая была внесена в анкету, студентам была дана возможность самим дать определение социальной группы, с которой он или она склонны себя соотнести в большей степени. Кроме этого, вопросник предусматривал выбор до трех социальных групп, так как молодые люди часто не могут окончательно определиться со своим выбором, или же одновременно проиграют различные социальные роли, считая себя тождественными для двух или даже трех социо-культурных групп.

Отвечая на вопрос о том, «к какой социальной группе Вы в наибольшей степени себя относите?», подавляющее большинство опрошенных (72%) указало этническую общность, членами которой они являются. Для 66% респондентов наибольшую  важность имеет их гражданская принадлежность. Почти половина опрошенных студентов (44%) указала в качестве приоритетной для них группы религиозную принадлежность. Только 4% респондентов затруднились с ответом на данный вопрос, что свидетельствует о том, что подавляющее большинство опрошенных обладает уже сформировавшейся и достаточно четкой иерархией идентичностей. В целом результаты ответов говорят о том, что для студенческой молодежи столицы Кабардино-Балкарии самой главной в иерархии идентичностей является этническая принадлежность, однако при этом очень важное место занимают также гражданская и религиозная идентичности.

46% опрошенных указали, что выбранная ими идентификационная группа обеспечивает им защиту их национальных прав, прежде всего развитие национальной культуры и языка. 30% респондентов отметили, что выбранная ими идентификационная группа обеспечивает им личную безопасность и безопасность имущества, а 27% заявили о том, что принадлежность к выбранной группе гарантирует им материальное благосостояние. Достаточно большое число респондентов - 24% - подчеркнули, что выбранная ими группа обеспечивает защиту религиозных прав. Примечательно, что 11% опрошенных упомянули в числе обеспечиваемых им прав со стороны выбранной ими социальной группы защиту от произвола государственных органов, прежде всего полиции и налоговых органов. 21% респондентов отметил, что группа, принадлежность к которой они считают приоритетной, гарантирует им более успешную социальную адаптацию в обществе и свободу поведения. Довольно значительный процент опрошенных – 21% - затруднился дать ответ на данный вопрос.

Почти половина опрошенных (47%) отметила, что связь с выбранной ими социальной группой они осуществляют с помощью своих родителей. 20% и 16% опрошенных указали в качестве основного инструмента связи с выбранной ими группой соответственно своих друзей и родственников. Только 3% упомянули Интернет в качестве основного средства реализации связи с выбранной ими идентификационной группой, что является неожиданно низким результатом, учитывая общую высокую степень использования Интернета в студенческой среде. При этом значительная часть опрошенных – 18% - затруднились указать, каким именно образом они осуществляют связь со своей социальной группой.

Ответы на вопрос о том, «как часто Вы взаимодействуете с членами Вашей группы?» выявили весьма высокую степень коммуникационной интенсивности опрошенных студентов в данной области. Так, 82% опрошенных указали, что они вступают во взаимодействие с членами своей группы ежедневно. 9% отметили, что они вступают в контакт с членами своей группы «от случая к случаю» и 5% - каждую неделю. 4% затруднились с ответом на этот вопрос.

Любопытные результаты были получены при ответе на вопрос об отношении к другим группам (национальным, религиозным группам, а также к гражданам другой страны). Подавляющее большинство опрошенных – 72% и 7% соответственно - заявили о своем положительном и «скорее положительном» отношении к другим национальным и религиозным группам. 16% респондентов охарактеризовали свое отношение к другим группам как «нейтральное» и только 4% отметили, что они относятся к другим группам отрицательно. Только 1% респондентов затруднился с ответом на данный вопрос. В целом результаты ответов на этот вопрос убедительно свидетельствуют о достаточно высокой степени толерантности и терпимости студенческой молодежи Нальчика.

При этом следует отметить, что результаты аналогичных опросов общественного мнения в столицах республик Северного Кавказа, проведенные агентством «Медиум Ориент» в 2010 г., также выявили значительно большую степень толерантности жителей Нальчика в отношении других религий и национальностей по сравнению со столицами соседних северокавказских республик, в частности, Чечни и Ингушетии. Так, например, в ходе опроса в 2010 г. о своем положительном отношении к христианству заявило 48% опрошенных в Нальчике, но только 7% респондентов в столице Чечни Грозном и 14% - в ингушской Назрани.

Ответ на вопрос о том, «какие актуальные вопросы Вы чаще обсуждаете с членами Вашей группы?» показал, что выбранные респондентами идентификационные группы играют очень важную роль в процессе их социализации и социальной адаптации в обществе. Наибольшее число опрошенных – 62% - заявило о том, они обсуждают в основном вопросы личного характера. 55% респондентов указало, что они обсуждают преимущественно социальные вопросы и 44% - вопросы экономического характера. Вопросы, связанные с религией, обсуждают 43% опрошенных. 21% респондентов отметили, что они обсуждают вопросы, связанные с этнической проблематикой. 8% указали другие темы среди обсуждаемых вопросов и 10% затруднились дать конкретный ответ на данный вопрос.

* * *

В целом результаты исследования убедительно продемонстрировали, что этническая принадлежность остается главной формой самоидентификации студенческой молодежи Нальчика, 72% которой соотносят себя в первую очередь с этнической группой. При этом, однако, весьма важную роль в существующей иерархии идентичностей играют гражданская (66%) и религиозная идентичности (44%). Важным результатом исследования является также выявленная в процессе опроса весьма высокая степень толерантности студенческой молодежи Нальчика, 79% которой декларировали свое «положительное» или «скорее положительное» отношение к представителям иных национальных и религиозных групп.

Подшивка

Другие публикации


27.10.17
Ежегодники «Исследования по истории русской мысли» за 20 лет (1997–2017)
17.10.17
В российскую элиту объявлен набор. Но каковы требования и каковы кандидаты? / Дмитрий Буянов
10.10.17
Иосиф Сталин отвечает на актуальные вопросы современности / Марат Шибутов
02.10.17
Вторичность и «фактор заказчика» в «Политбюро 2.0»
20.08.17
Почему США на пороге развала
VPS

Новости партнёров


Загрузка информера...