Документы

Белоруссия отбирает транзитную роль у Украины

08.04.2013 16:38

Обзор белорусских СМИ

Экономика: Если о кризисе не говорить, то он не начнётся?

«Еврорадио» опубликовало интервью с  министром экономики Николаем Снопковым,  заявившим о том, что для предотвращения нового витка экономического кризиса в Белоруссии нужно о нём просто не говорить.

«? Можете ли вы сегодня объяснить, из-за чего произошел обвал экономики в 2011-м году? И больше ли мы застрахованы от повторения подобного сегодня?

Снопков: Вам честно сказать? Чем меньше мы будем говорить о кризисе, тем меньшая вероятность того, что он произойдет. Кризис, прежде всего, в мозгах. Я в этом глубоко уверен. Ожидания, нагнетания обстановки, инсинуация, муссирование в прессе экспертами никоим образом не приносят позитивного результата. Самое сложное в экономике ? это психология. Поэтому мой вам ответ: чем меньше мы будем говорить об этом, тем лучше.

Мне представляется, что правительство сделало выводы из 2011-го года и достойно вышло из этой ситуации. Я не хочу сегодня здесь и сейчас, в 2013-м году, рассуждать о том, почему это произошло. Немало было посвящено этому вопросу заседаний Совмина, в том числе и президент давал оценки действий правительства. Все объективно, все имеет смыл. Нам нужно смотреть в завтра, руководствуясь предыдущим опытом и делая правильные выводы из тех ошибок, которые были в предыдущие годы. Их нельзя называть и ошибками, поскольку мы таким образом развивались.

Многие страны до сих пор в этой ситуации, неразвития, скажем так. Экономический блок правительства сделает все возможное с точки зрения сбалансированного развития экономики. А со стороны экономических агентов (предприятий, населения, каждого из нас) самое важное ? это прекратить муссирование темы.

? Николай Геннадьевич, и все-таки, если бы в 2011-м году люди не бросились к обменникам, удалось бы избежать кризиса?

Снопков: Мне сложно ответить на ваш вопрос. Это составляющая одного целого. Это не есть причина, но и не есть следствие.

? После того урока, наша экономика изменила курс, стала ли она иначе развиваться? Можете ли вы сказать, что сегодня мы больше застрахованы от повторения такого?

Снопков: Мы считаем, да. Развитие экономики сегодня имеет более качественный характер и более сбалансированный».

Перевод экономической теории и практики в сферу откровенного шаманства, возможно, связан у Николая Снопкова с негативным личным опытом, пишет «Белорусы и рынок». После нескольких острых докладов, сделанных на заседаниях Совмина и затем опубликованных на сайтах Минэкономики, он удостоился не только "муссирования в прессе экспертами", но и критики главы государства. Поэтому вывод министра о том, что молчание - золото, а "язык мой - враг мой", по-человечески понятен.

А еще можно вспомнить народную мудрость про деньги, которые любят тишину, продолжает издание. Но уж как им было тихо на Кипре! Никто и не знал о том, что они там. Вот только оказалось, что тишина - вовсе не признак спокойствия. На самом деле - это признак бессилия, когда ничем другим страна зарабатывать деньги не умеет.

На самом деле кризис вовсе не в мозгах, а в деньгах, когда их у государства просто не хватает, говорится в статье. Особенно твердых таких денег, валютных, а не "воздушной кукурузы" собственного урожая.  Но деньги идут к деньгам - еще одна народная мудрость, которую стоило бы помнить министру экономики и не только ему. То есть деньги вовсе не стремятся занимать какие-то пустые экономические ниши, где они уходят как вода в песок, а наоборот, текут туда, где они прирастают еще большими деньгами.

Наша экономическая модель не генерирует необходимой добавленной стоимости - уж не министра ли экономики это слова?  - пишет «Белорусы и рынок». И теперь он нам предлагает проверить на себе устойчивость этой модели лишь тем, что мы просто не будем говорить о кризисе? Похожие шаманские штучки мы уже пробовали однажды. Хоть и говорили все время "у нас в стране кризиса нет", а отогнать его все равно не удалось.

"Все объективно, все имеет смысл. Нам нужно смотреть в завтра, руководствуясь предыдущим опытом и делая правильные выводы из тех ошибок, которые были в предыдущие годы", - продолжал философствовать о связи прошлого кризиса с возможным будущим министр экономики во время прямой линии.  И тут же отказался от слова "ошибки" вовсе: "Их нельзя называть и ошибками, поскольку мы таким образом развивались", резюмирует «Белорусы и рынок».

Курс белорусского рубля остается стабильным, по долгам страна исправно платит, темпы экономического роста выше запланированных, пишут «Белорусские новости». В общем, дела в экономике формально обстоят очень даже неплохо. Однако сторонние наблюдатели с Запада и Востока предупреждают, что кризис в Белоруссии может повториться. Насколько обоснованы такие прогнозы? По мнению экспертов, если кризис и повторится, то придет он в страну не из Америки, как заявляет официальный Минск, а будет следствием внутренней политики.

За последний месяц были обнародованы сразу два отчета, в которых указывается на возможность повторения печального опыта в Белоруссии, продолжает издание. В первой половине марта американская разведка в своем докладе заявила, что кризис в 2013 году в Белоруссии может повториться. На прошлой неделе аналогичный прогноз прозвучал с Востока – Евразийский банк развития заявил, что в нашей стране сохраняется вероятность повторения событий 2011 года.

Между тем, Александр Лукашенко в недавнем интервью Russia Today дал понять, что если и существуют основания для повторения кризисных явлений в экономике, то искать их нужно за пределами страны, говорится в статье. По мнению белорусского лидера, «весь мир», в том числе и Белоруссия могут столкнуться с кризисом, «если он будет в очередной раз исходить из его родины, из Соединенных Штатов Америки».

Между тем, белорусские эксперты полагают, что кризис, если он повторится, будет иметь эндогенные причины, и Америка тут не причем,  пишут «Белорусские новости». «Основная причина кризиса 2011-го состояла во внутренних дисбалансах. Что касается кризиса 2009 года, то тогда он действительно был из-за внешних причин. Сейчас также имеется некоторый неблагоприятный внешний фон, но он не оказывает определяющего влияния на экономику. Проблемы, которые могут возникнуть у нас сейчас, связаны с внутренними факторами», — говорит экономист Сергей Чалый.

Заявления белорусских властей о том, что «нам надо сделать» темпы роста ВВП на уровне 8,5% вызывают сегодня серьезную озабоченность у сторонних наблюдателей, продолжает издание. Глава миссии МВФ в Белоруссии Дэвид Хофман, отвечая на прошлой неделе на вопросы «Белорусских новостей», подчеркнул, что выполнение показателей по росту ВВП «потребует ослабления экономической политики, что может поставить под угрозу целевой показатель по инфляции и создать давление на обменный курс».

Похожего мнения придерживаются и другие финансовые институты, говорится в статье. По оценкам Евразийского банка развития, «преждевременные попытки» ускорить темп роста ВВП в Белоруссии до более высокого уровня «могут привести к повторению кризисных явлений, имевших место в 2011 году».   Схожие опасения высказывают и представители белорусского банковского сектора. Председатель правления «Белгазпромбанка» Виктор Бабарико, общаясь на прошлой неделе с журналистами, отметил, что стремление накачать экономику «дешевыми деньгами» ни к чему хорошему не приведет и оценил вероятность возникновения кризисных явлений в экономике как «50 на 50».

Впрочем, как внешние, так и белорусские эксперты, полагают, что ситуация в белорусской экономике остается все еще вполне контролируемой,   пишут «Белорусские новости». «Экономическая ситуация не является ни чрезмерно неблагоприятной, ни неуправляемой», — отмечают эксперты Евразийского банка развития в своем отчете. По их мнению, при условии проведения «реалистичной политики правительством и центральным банком» Белоруссия может восстановить макроэкономическую стабильность и перейти к устойчивому, хотя и умеренному по темпам, росту в перспективе 1-2 лет.

Директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик под «реалистичной политикой» понимает действия правительства по ограничению внутреннего спроса, продолжает издание. «Это означает, что необходимо проводить консервативную политику в сфере доходов населения и в области финансирования инвестиций. Иными словами, речь идет об ограничении внутреннего спроса с целью недопущения импорта. Если такой политики удастся придерживаться в течение одного-двух лет, можно выйти на стабильные умеренные темпы экономического роста в пределах 4%», — полагает Александр Чубрик.

Национальная разведка США в марте этого года в своем докладе прогнозировала, что в случае отказа от структурных реформ Белоруссия уже в 2013 году может столкнуться с новым кризисом, говорится в статье.  По мнению белорусских экспертов, отсутствие структурных реформ в кратко- и среднесрочной перспективе будет ограничивать темпы экономического роста на относительно невысоком уровне. Риск возникновения кризиса связан, главным образом, с ослаблением макроэкономической политики, считают эксперты.  Белорусские экономисты отмечают, что в последнее время видят готовность органов госуправления противостоять попыткам стимулирования внутреннего спроса. «Осень 2012 года показала, что как только возникла угроза существующей стабильности (выразившаяся в долларизации вкладов населения – «Белорусские новости»), Нацбанк стал повышать процентные ставки. Я думаю, что если увидят опасность, соответствующие меры будут приняты», — говорит Сергей Чалый.

В риторике белорусских госслужащих готовность принимать «соответствующее меры» прослеживается,   пишут «Белорусские новости». К слову, министр финансов Андрей Харковец в конце марта заявил, что резкого удешевления стоимости кредитов не будет. Хочется верить, что по мере необходимости достижения директивных показателей в этом году точка зрения у белорусских властей не изменится, резюмирует издание.

Наша власть опять готовит «план реформ» ради очередного кредита МВФ, пишет «Наше мнение». «Над этим мы сегодня работаем. Министерство финансов, министерство экономики и Национальный банк инициативно приняли на себя эти обязательства и мы готовим пакет предложений с тем, чтобы понять, насколько глубоко МВФ готов с нами сотрудничать», – сказал   Харковец. В минувший понедельник глава миссии МВФ Д.Хофман заявил, что условием возобновления переговоров между фондом и Белоруссией по новой кредитной программе является подготовка двух документов – программы мер макроэкономической политики, обеспечивающих стабильность экономики, и программы углубления структурных реформ экономики. «Мы постараемся свое видение сформулировать и, если получится, на весенней сессии (МВФ), в том числе детально обсудить и эти вопросы», – отметил глава Минфина.

Впрочем, очередной «план реформ» совсем не говорит о том, что наши власти из антиреформаторов внезапно превратились в завзятых и искренних реформаторов, продолжает издание. Возможно, снова готовится операция под условным названием «развод лохов». Ведь о необходимости проведения реформ наша власть прекрасно знала и до того. В свое время именно под обещания начать реформы выделяли средства МВФ и ЕврАзЭС. Но реформирование экономики наша власть так и не провела, взяла деньги, а реформы даже и не начинала, «кинула», как говорят, «лохов». И, видимо, при этом очень гордилась собой.

Но «развели» наши власти только самих себя, как показало время. Ведь эти средства, говорится в статье, открывали возможность для реформ. И реформы нужны были Белоруссии, а не МВФ или ЕврАзЭС. Кому как не нам нужна высокоэффективная, конкурентная экономика, гарантирующая устойчивость страны. А мы посчитали, что нам это не нужно, нужно только МВФ, вот пусть он себя и реформирует. Так что деньги уже проедены, причем вернуть их все же придется. Кредит МВФ уже начали возвращать. Помимо денег бездарно потрачено и время. Ведь деньги нам давались на повышение эффективности экономики, но экономика осталась «стабильной», стабильно убыточной и неэффективной. Иными словами денег нет, зато есть долги, время упущено, а экономика как проедала больше, чем производила, так и проедает, как была советским анахронизмом, так и осталась. Так что не лохов мы развели, а бездарно упустили подаренный нам шанс. Может быть, последний шанс. Хотя деньги под реформы нам и дальше давать, в принципе, не отказываются. Но время упущено. Как говорят, «упустил время – упустил все». Да и понимания того, что реформы нужны для спасения белорусской экономики, а не для МВФ или ЕврАзЭС, у наших властей пока, по всей видимости, не сложилось.

Вот и Харковец говорит: разработаем «план», отвезем в МВФ, а там посмотрим, дадут кредит или нет, пишет «Наше мнение». То есть никто в принципе и не скрывает, что «реформы» по сути дела планируются для получения кредита, а не для реального реформирования экономики. В действительности же власть всегда блокировала любые реформы – якобы для сохранения стабильности в стране, а фактически - ради сохранения политического статус кво. Весьма вероятно, что и дальше будет блокировать, вопреки всем «планам реформ». Правда, сегодня ситуация несколько изменилась. Сегодня именно определенным образом понятая «стабильность» и отсутствие реформ и ведут к потере власти, во всяком случае, сильно осложняют ее удержание. И новые «планы», без реальных реформ спасти нашу экономику уже не могут. Ведь если в прошлом годуполное обслуживание наших долгов потребовало USD 7,7 млрд., то в 2013 году выплаты по валовому внешнему долгу (с учетом рефинансируемой краткосрочной задолженности во внешней торговле) составят USD 19 млрд. 743,9 млн. Такую сумму наша «стабильная» экономика может и не выдержать, а перекредитоваться в указанных объемах тоже проблематично, особенно если кредитов от МВФ не будет. Но если кредиты все же будут, а экономика останется стабильно неэффективной, ситуация продолжит ухудшаться. В общем, реформируйся или умри. Очередной «развод лохов» с отказом от реформ сразу после получения денег уже не спасает. Впрочем, поскольку время упущено, то и реформы могут уже не спасти, но реформы дают надежду на спасение, а вот «стабильность» такой надежды уже не дает.

А если бы в Белоруссии реформы начались в 2007 году, было бы шесть лет в запасе, пишет издание. Если бы вместо «развода лохов» начали бы выполнять условия МВФ и ЕврАзЭС, у нас было бы в запасе три года. Сейчас времени почти нет. Однако цейтнот не избавляет от необходимости действовать, скорее наоборот. Реформировать экономику надо, причем даже вне зависимости от решения МВФ по кредиту, иначе страну ждет не просто очередная девальвация и очередной обвал, а проблемы посерьезней, резюмирует «Наше мнение».

«Ямал-Европа 2»:  Белоруссия отбирает транзитную роль у Украины

Вторая нитка магистрального газопровода через нашу страну может быть построена в 2018 - 2019 годах и обойдется в 5 миллиардов долларов, пишет «Советская Белоруссия».  Эта новость, прозвучавшая в среду во время рабочей встречи Владимира Путина с главой "Газпрома" Алексеем Миллером, вошла в топ-листы информационных агентств. Очевидно, самый экономически выгодный проект Ямал - Европа-2 уже много лет лежал под сукном. Хотя к его реализации российских партнеров неоднократно призывал президент Белоруссии. Однако возобновить строительство трубопровода по кратчайшему пути в Европу В.Путин поручил А.Миллеру только сейчас, когда огромные деньги вложены в Южный и Северный газопроводы. Новая стройка может быть начата только после полного завершения этих двух обходных проектов - четырех ниток с объемом транспортировки 63 миллиарда кубов газа в Европу.

Заметим, что Польша, пытаясь диверсифицировать поставки газа, собирается в 2014 году ввести в строй терминал сжиженного газа и развивает планы добычи сланцевого газа, продолжает издание. О чем не преминул тут же в среду заявить министр польской государственной казны Миколай Будзановский, курирующий ТЭК. Впрочем, уже вчера министр экономики страны Януш Пехочиньский был менее категоричен. По его мнению, озвученная президентом России инициатива по возрождению проекта строительства второй нитки газопровода Ямал - Европа может заинтересовать Польшу: "Если бы мы вернулись к транзитному строительству газопровода на линии восток - запад, то Польша должна выразить большую заинтересованность, потому что мы бы смогли зарабатывать на транзите". По мнению президента России, это нужно еще и "для повышения надежности газоснабжения Польши, Словакии и Венгрии". Ведь газотранспортная система Белоруссии находится в собственности "Газпрома", и, по сути дела, газ эти страны будут получать из газпромовской трубы. "Фактически это бестранзитный вариант", - отрапортовал на предложение Путина возобновить строительство Ямал - Европа-2 Алексей Миллер и подчеркнул, что уже были проведены переговоры с венгерскими, словацкими и польскими коллегами на корпоративном уровне, поддержка есть и можно приступить к разработке предварительного технико-экономического обоснования.

Однако насколько все это актуально для нас?  - задаётся вопросом издание. Георгий Гриц, заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации по инвестиционной и инновационной политике, уверен, что Ямал - Европа-2 хоть и несколько запоздалый, но шаг в правильном направлении: «Наш президент предлагал это еще 5 лет назад. Но по каким-то политическим соображениям строились альтернативные сверху и снизу потоки, суммарная стоимость которых в разы больше, чем предварительная смета второй ветки Ямал - Европа-2. Неожиданно появился негативный фактор - мнение польской стороны в связи со сменой национальной концепции по газоснабжению, они не хотят полностью завязываться на российский газ. Хотя с точки зрения экономики для них это выгодно. Ведь Ямал - Европа-2 - это не просто труба в земле, это доходы, более дешевые ресурсы, которые, как правило, получает транзитер. Впрочем, у "Газпрома" есть рычаги, как сделать Польшу более сговорчивой. Это цена газа. В стране большой промышленный потенциал. А ему нужны дешевые энергоресурсы. В этой связи можно вспомнить Румынию и Болгарию, где тоже были первоначально против проектов "Газпрома". А для Белоруссии - это новые рабочие места, налоги, развитие инфраструктуры и плата за транзит. Чем больше газа прокачивается через страну, тем больше отчисления в бюджет. Тут сплошные плюсы».

Юрий Шевцов, директор Центра по проблемам европейской интеграции, также полагает, что насыщение нашей территории важными стратегическими коммуникациями повышает степень безопасности страны во всех отношениях, пишет «Советская Белоруссия»: "Тогда все больше стран становятся заинтересованными в стабильности вокруг Белоруссии. Это всегда хорошо".

«Газпром» неожиданно согласился строить газопровод «Ямал-Европа–2», который пройдет по территории Белоруссии, пишет «Белорусская деловая газета». Причем озвучил идею этого строительства лично Владимир Путин. Для нашей страны это означает немалые инвестиции, доходы от транзита и неприязнь со стороны Украины.

 Помнится, в конце 90-х, да и в самом начале «нулевых», были популярны рассуждения о том, что едва ли не вся экономика Белоруссии зависит от транзита российских нефти и газа в Западную Европу, продолжает издание. Действительно, белорусский бюджет в то время был довольно скромен и сводился с большим дефицитом, а Россия исправно оплачивала транзитные услуги. Но потом конъюнктура изменилась, и транзит энергоносителей отошел в структуре доходов на второй план. Так, Белоруссии стало более выгодно ту же нефть не перекачивать, а перерабатывать на своих НПЗ. Россия, в свою очередь, увлеклась диверсификацией рынков сбыта и строительством альтернативных путей поставок сырья – вроде «Северного потока».

Прошло десятилетие, и теперь мы готовимся снова «войти в ту же реку», говорится в статье. Чуть больше двух недель назад, комментируя встречу Александра Лукашенко и Владимира Путина 15 марта в Санкт-Петербурге, один из экспертов «Белорусской деловой газеты» предположил, что три часа за закрытыми дверями президенты обсуждали уже изрядно подзабытую обществом тему транзита российского газа через Белоруссию.  «Минск сейчас возвращается от нефти к газовым вопросам. Лукашенко увидел отличную возможность отобрать транзит газа у несговорчивой Украины, не желающей сотрудничать напрямую с «Газпромом», – сказал БДГ Иван Столяров, инвестиционный аналитик «РосЕвроБанка». – «Газпром» планирует на треть увеличить транзит через Белоруссию (около 15 млрд куб. м в год). Это позволит «Газпрому» не только сэкономить на поставках в Европу, но и надавить на Киев. … Белоруссия постепенно отбирает транзитную роль у Украины».

Данный прогноз блестяще подтвердился 3 апреля, когда Владимир Путин на встрече с главой «Газпрома» Алексеем Миллером заявил о необходимости вернуться к проекту газопровода «Ямал-Европа–2», пишет «Белорусская деловая газета». По его словам, цель проекта – повышение надежности поставок газа в Польшу, Словакию и Венгрию.  «Мы в связи с "Северным потоком" и "Южным потоком" фактически отказались от проекта Ямал-Европа-2. По "Южному потоку" мы уже практически начали работы, и я просил бы вернуться к проекту Ямал-Европа–2», – сказал Путин.

Руководитель «Газпрома» оказался готов к этому ценному указанию, продолжает издание. «Мы прорабатываем варианты строительства газопровода по территории Белоруссии  с пониманием того, что сегодня транзит через территорию Белоруссии по трубопроводу Ямал-Европа является самым экономически эффективным», – ответил Алексей Миллер.  Он напомнил, что газотранспортная система Белоруссии сегодня находится в собственности «Газпрома». «Для нас самым эффективным с точки зрения логистики является именно этот маршрут поставок газа европейским потребителям, – признал Миллер. – Анализ рынка показал, что мы могли бы ориентироваться на 15 млрд кубометров газа. И мы готовы приступить к разработке технико-экономического обоснования, приступить к началу предынвестиционной стадии».

Оказывается, российский газовый гигант уже просчитал возможные строки появления нового трубопровода, говорится в статье. «Проект мог бы быть введен в строй после того, как будут закончены работы по "Южному потоку". Что касается сроков, это мог бы быть 2018-2019 год, – сказал глава «Газпрома», – И самое главное, что это будет стопроцентная надежность поставок в Восточную Европу, потому что, если говорить о поставках газа в Польшу, мы будем фактически поставлять из своей газпромовской трубы на границе Польши: фактически это бестранзитный вариант».

Конечно, словосочетание «бестранзитный вариант» звучит странно – получается, что «Газпром» уже рассматривает Белоруссию как российскую территорию?, пишет «Белорусская деловая газета».  Но вот с поляками россиянам уже удалось договориться. 5 апреля главы «Газпрома» и компании EuroPol Gaz (Польша) подписали меморандум о взаимопонимании, согласно которому трубопровод «Ямал-Европа–2» пройдет через польскую территорию в направлении Словакии и Венгрии. Пропускная способность нового газопровода составит не менее 15 млрд кубометров газа в год. (Мощность ныне действующего «Ямал-Европа» – 33 млрд куб.м/год.). В течение шести месяцев будет подготовлено технико-экономическое обоснование проекта. EuroPol Gaz является собственником газопровода «Ямал-Европа» на территории Польши (684 км). Его основные акционеры – «Газпром» и польская компания PGNiG SA.

 Протяженность нового трубопровода составит около 2000 км, продолжает издание. По предварительным оценкам, он обойдется «Газпрому» в $5 млрд – и это будет недорого, учитывая имеющуюся у «Газпрома» в собственности инфраструктуру по маршруту. В ходе строительства примерно $1,5-2 млрд могут быть вложены в белорусский участок «Ямал-Европа – 2», и для белорусской экономики это станут, конечно, заметные инвестиции.

Далее средства будут поступать уже от транзита газа, говорится в статье. До конца 2011 года Белоруссия ежегодно получала порядка $450 млн за транзит нефти и $220 млн за транзит газа, что давало почти 6% доходов госбюджета. И Белоруссия тогда даже умудрялась шантажировать Россию не хуже, чем Украина. Можно вспомнить, например, как в июне 2010-го Александр Лукашенко распорядился перекрыть транзит российского газа в Европу до тех пор, пока «Газпром» не оплатит долг за транзит через белорусскую территорию. «Я приказал правительству перекрыть транзит газа через Белоруссию, пока не заплатит «Газпром». Они нам за полгода ни копейки не заплатили», – заявил Лукашенко, встречаясь в Минске с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым.  Брюссель тогда созвал экстренное совещание, а «Газпром» пообещал переориентировать газовые потоки на Украину. Но с тех пор подобных конфликтов не возникало.

В 2010 году тариф на транзит российского газа по Белоруссии составлял $1,88 за 1 тыс. куб. м газа на 100 км, в 2011-м – уже $2 за тысячу кубометров, пишет «Белорусская деловая газета». Но затем «Газпром» стал собственником 100% «Белтрансгаза», и ситуация совершенно запуталась. Фактически теперь «Газпром» платит за транзит сам себе, а в бюджет Белоруссии идут только налоги от «Белтрансгаза» и арендная плата за землю под объектами газовой инфраструктуры. Транзит российского природного газа через Белоруссию в 2012 году составил 44,3 млрд куб.м. По магистральным трубопроводам, проходящим по территории республики, идут транзитные поставки российского газа в Калининградскую область, Литву, Украину, Польшу.

 «Думаю, более глубокая, настоящая причина демонстративного переноса газового транзита из Украины в Белоруссию  – это отказ Украины от присоединения к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана. А значит, и от участия в проекте евразийской интеграции, который активно продвигает Кремль, –  цитирует издание сотрудника Отдела восточноевропейских исследований Института Европы РАН Марию Топалову. – Москва многократно предлагала Киеву принять участие в постсоветской интеграции. Предлагала и цены на газ, аналогичные белорусским, и открыть свой рынок для украинских продуктов. Но в Евросоюзе однозначно предупредили: если Украина вступит в Таможенный союз, то может позабыть о свободной торговле с ЕС, и уж тем более – о перспективе когда-либо присоединиться к объединенной Европе. И Виктор Янукович понял: если он согласится на членство Украины в ТС, прозападная националистическая оппозиция получит все козыри, чтобы тут же его «съесть».  По мнению эксперта, результатом строительства трубы «Ямал-Европа – 2» может стать неприязнь Украины к Беларуси, «перехватившей» часть российского транзита углеводородов. А значит, нынешний белорусско-украинский конфликт из-за поставок нефтепродуктов может заметно затянуться, резюмирует «Белорусская деловая газета».

Вторая нить газопровода "Ямал — Европа" будет проложена через Белоруссию, пишет «Еврорадио». Поручение разработать вопрос такого строительства дал Владимир Путин "Газпрому".

Белорусскую казну новая труба не пополнит, уверяет экономист Леонид Заико.   "Существующая труба, существующий трансфер находится в собственности "Газпрома". Все! Поэтому они сами все вопросы и решают. И Белоруссия с этого ничего не будет иметь. Она будет иметь только какие-то налоги с "Белтрансгаза", которые тот будет выплачивать по результатам своей хозяйственной деятельности. А люди, работающие на "Белтрансгазе", будут получать зарплату — не более того", - цитирует эксперта издание.

Заико напоминает: ранее глава Белоруссии неоднократно выражал сожаление в связи с тем, что россияне не хотят прокладывать через нашу территорию вторую нить газопровода "Ямал-Европа", пишет «Еврорадио». Но как только "Белтрансгаз" окончательно стал собственностью "Газпрома", они начали этот вопрос всерьез обсуждать.

 Тогда, может, в этом "газпромовском" проекте заинтересованы европейцы?  - говорится в статье. Владимир Путин утверждает, что уже были проведены корпоративные переговоры с поляками, венграми и словаками — заинтересованность велика. Но уже 4 апреля министр государственной казны Польши Миколай Будзановски, курирующий деятельность топливно-энергетического комплекса, заявил, что эта идея газопровода "Ямал — Европа-2" выглядит сомнительной. "Мы выбираем несколько иную модель — модель диверсификации и поиска новых поставщиков, чтобы цена была максимально низкой", — объяснил польский министр.

С тем, что природный газ, который перекачивает в Европу "Газпром", европейским поставщикам сегодня не интересен, соглашается финансовый аналитик официального партнера "Альпари" в Минске Вадим Иосуб, пишет «Еврорадио» -  "сейчас практически все европейские страны декларируют то, что они заинтересованы в диверсификации поставок, в поставках сжиженного газа".  Европейцы, объясняет эксперт, хорошо знают примеры того, как российские власти использовали свой газ в каких-то политических целях. Прежде всего, в отношении Белоруссии и Украины. Страны ЕС опасаются зависимости от непредсказуемой политики "Газпрома" и российских властей, и поэтому ищут замену российскому газу.

Иосуб делает неожиданный вывод, продолжает издание:  "Практически все проекты по строительству трубопроводов — и что касается ветки в Европу, и что касается веток в сторону Китая, "Восточно-Сибирской" — во время их строительства очень сильно вырастала смета, и это похоже на какое-то банальное воровство. Создается впечатление, что одна из главных целей таких крупномасштабных проектов — не стратегические вещи для России, а тут и сейчас попилить деньги".

 Между тем, говорится в статье,  "Газпром" планирует реализовать проект  "Ямал — Европа-2" до 2018-2019 года. По предварительным подсчетам, через новую нить "Газпром" сможет прокачивать в Европу до 15 миллиардов кубометров газа. Строительство новой нити газопровода обойдется примерно в 5 миллиардов долларов.

 Россия намерена проложить через территорию Беларуси вторую ветку газопровода «Ямал-Европа-2», что позволит увеличить транзитные мощности поставок в Польшу, Словакию и Венгрию, пишет «Завтра твоей страны». Выгоден ли этот проект Белоруссии?

 Вторая ветка газопровода «Ямал -Европа» может быть введена в строй в 2018-2019 годах, продолжает издание. Планируется, что по ней будет прокачиваться 15 млрд . куб. м газа в год. «Газпром» не только увеличит объемы экспорта газа в Центральную Европу, но и сократит издержки при его транспортировке.  А вот Белоруссии, по словам экономиста Льва Марголина, особой выгоды вторая ветка газопровода не принесет. «Когда «Белтрансгаз» был белорусским, он как оператор получал деньги за транзит. А сейчас за транзит мы деньги не получаем, берем лишь незначительную арендную плату за используемую территорию. Так что большой выгоды здесь нет», — отмечает эксперт.

До продажи «Белтрансгаза» Лукашенко, по словам эксперта, «буквально умолял Россию построить вторую ветку газопровода», говорится в статье. Тогда «Газпром» на это не пошел. Сейчас же, когда белорусский оператор у них в руках, дополнительный маршрут транспортировки газа, по мнению экономиста, позволит и оптимизировать возможные финансовые потоки, и стать рычагом давления на Украину. «Ведь речь идет об улучшении обеспечения газом тех стран Центральной Европы, до которых «Северный поток» не доходит. Их обеспечивали через Украину, хотели это делать через Белоруссию, но не позволяли мощности. А после подключения второй нитки украинский маршрут можно будет полностью ликвидировать», — подчеркивает эксперт.

Лев Марголин полагает, что сейчас этот проект выгоден как России, так и Польше, которая какое-то время артачилась по поводу его возможной реализации, пишет «Завтра твоей страны». «Россия – поставщик, а Польша — транзитер, получающий солидные деньги. При увеличении объемов транзита Польша будет зарабатывать больше денег, поэтому я не вижу причин для препятствования, кроме идеологических. С чисто экономической точки зрения полякам это только выгодно», — подчеркивает эксперт.

Политолог Валерий Карбалевич уверен, что при реализации Россией упомянутого проекта Белоруссия не останется сторонним наблюдателем, продолжает издание. «Лукашенко давно лоббировал этот проект, потому что транзитное государство — это и определенный геополитический вес, и деньги. Другое дело, когда этот проект будет реализован и будет ли реализован вообще», — задается вопросом аналитик.

Эксперт напоминает: Россия решила строить обходные газопроводы (как, кстати, и нефтепроводы), чтобы иметь свободу маневра и не зависеть от капризов транзитных государств: Белоруссии и Украины.   После окончания реализации проектов «Северный поток» и «Южный поток» Россия будет иметь полную свободу действий и не будет зависеть от транзитных государств. «Хотя я сомневаюсь, хватит ли на всех у России газа. Не будет ли переключен этот газ на Восток, на Китай? Не будет ли этот газ в Европе заменен сланцевым газом, сжиженным газом? Так что возникает много вопросов, тем более что этот проект отодвигается на 2018-2019 год, так что пока можно давать только предварительные оценки», — подчеркивает Валерий Карбалевич.

Белоруссия – Украина: «Москва попытается максимально ухудшить отношения Минска с Киевом»

2 апреля Александр Лукашенко в Минске обсудил состояние и перспективы развития сотрудничества с Украиной с белорусским послом в этой стране Валентином Величко, пишут «Белорусские новости». В частности, глава государства напомнил, что «у нас есть ряд нерешенных вопросов, в том числе граница, старые долги Украины перед Белоруссией».

Надо сказать, продолжает издание,  что в целом двусторонние отношения выглядят несколько странно: заметные успехи на экономическом направлении при довольно прохладной политической составляющей.  Если смотреть только на статистические показатели, то складывается впечатление, что двустороннее экономическое взаимодействие развивается весьма впечатляюще. Действительно, в прошлом году Украина в белорусском товарообороте заняла третье место после России и Нидерландов. При этом по сравнению с предыдущим годом объем взаимной торговли вырос почти на 30% — до 7,87 млрд. долларов, а сальдо в пользу Белоруссии составило внушительные 3,26 млрд.

Однако практически половину белорусского экспорта составляют нефтепродукты, говорится в статье. Между тем в начале февраля текущего года украинская межведомственная комиссия по международной торговле выразила намерение начать расследование в отношении этого импорта именно из Белоруссии. По итогам могут быть введены пошлины сроком на пять лет, в результате чего поставки нефтепродуктов на Украину окажутся фактически парализованными и экспорт может сократиться более чем на 4 млрд. долларов.

В таком случае это будет самая серьезная торговая война между Киевом и Минском, при том что Украина в последнее время и так не стеснялась применять санкции в отношении белорусских компаний,   пишут «Белорусские новости». Например, только в прошлом году были введены антидемпинговые пошлины на асбестоцементные плиты и флоат-стекло, несколько раз запрещался ввоз продукции ряда молочных предприятий.

Ограничения периодически вводились обеими сторонами и раньше, отмечает издание. В частности, правительство Украины ограничивало допуск искусственного меха, ворсового полотна, листового стекла, древесноволокнистых плит, компрессоров, проводило антидемпинговые расследования в отношении шин и удобрений. В свою очередь, в Белоруссии аналогичные меры применялись к карамели и патоке, ограничивался импорт пива.

На фоне потенциальных потерь, которые вырисовываются перед Минском сегодня, другие нерешенные вопросы вроде бы не выглядят столь значительными, говорится в статье. Тем не менее, они уже много лет серьезно осложняют белорусско-украинские отношения.  Речь идет о существующем еще с советских времен долге отдельных украинских предприятий белорусским (составляющем, по разным оценкам, от 80 до 150 млн. долларов) и формальном отсутствии договора о государственной границе.  При этом украинские власти отказываются признавать этот долг государственным (а по мнению тамошних независимых экспертов, и вовсе не собираются расплачиваться).

Настаивая на выплате долга, белорусская сторона отказывалась выносить на обсуждение Палаты представителей упомянутый договор, заключенный главами государств еще в мае 1997 года и практически тогда же ратифицированный Верховной радой,   пишут «Белорусские новости».  2 марта 2010 года белорусский парламент наконец сделал долгожданный шаг, затем документ был подписан Александром Лукашенко. Однако до сих пор так и не совершен обмен ратификационными грамотами, без чего соглашение не может вступить в силу.

Такое положение дел, разумеется, не устраивает Киев, и по этой причине, без сомнения, страдают контакты на высшем уровне, продолжает издание. Едва ли можно считать нормальным, что в течение трех с лишним лет нахождения на посту нынешнего президента Украины состоялся всего один его официальный визит в Белоруссию, да и то сокращенный до одного дня, а его белорусский коллега за тот же период не совершил даже такого.  Напротив, мягко говоря, недоразумений в этот период уместилось немало. Самый громкий скандал возник весной 2011 года, когда председатель Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу дал согласие участвовать в международной конференции в Киеве, посвященной 25-й годовщине чернобыльской аварии, лишь при условии отсутствия там белорусского лидера. В ответ из Минска прозвучали чрезвычайно резкие высказывания, вызвавшие дипломатический конфликт.  И хотя в дальнейшем обстановка более или менее нормализовалась, первые лица лишь изредка встречались на разных мероприятиях, где до серьезного обсуждения межгосударственных взаимоотношений дело, судя по всему, не доходило.

На первый взгляд, говорится в статье значительное влияние на ситуацию оказывают внешние акторы — Россия и Евросоюз. Совершенно очевидно, что безусловным приоритетом для них является Украина, которая со своей геополитической ориентацией пока не определилась.  Однако, как представляется, при сохранении Минска в орбите Москвы будущее белорусско-украинских отношений от выбора Киева зависит не так уж сильно. Если Кремлю все-таки удастся втянуть Украину в свои интеграционные проекты, то Белоруссия неизбежно отойдет там на второй план, что вряд ли укрепит симпатии официального Минска к украинским коллегам.  Если же Украина окончательно повернется лицом к Западу, то уже Россия попытается максимально ухудшить отношения Минска с Киевом, используя, например, Таможенный союз. Таким образом, положение может кардинально измениться,  лишь если и Белоруссия, и Украина реальным приоритетом своей внешней политики сделают европейскую интеграцию, чего в настоящее время ожидать, увы, не приходится, резюмируют «Белорусские новости».

 Число украинских бизнесменов, которые богатеют, зарабатывая деньги в Белоруссии, растет, пишет «Завтра твоей страны».  Возглавляет рейтинг журнала «Фокус» самый богатый украинец мира Ринат Ахметов. Его состояние, по оценкам экспертов, составило 16,830 млрд. долларов.  Интерес к белорусскому рынку у него лежит в сфере поставок электроэнергии и металлопродукции.

В первую двадцатке самых богатых бизнесменов Украины вошли Сергей Тарута, совладелец «Индустриального союза Донбасса» (состояние – 1,221 млрд. долларов), и Вячеслав Богуслаев из «Мотор Сича» (1,133 млрд. долларов), продолжает издание.  Сергею Таруте принадлежит металлотрейдер Универсальной горно-металлургической компании, который поставляет металл потребителям Белоруссии.  Вячеслав Богуслаев вошел на белорусский рынок в 2012 году, купив контрольный пакет Оршанского авиаремонтного завода. Бизнесмен планирует организовать под Оршей выпуск новых типов вертолетов.

Среди бизнесменов, имеющих активы в Белоруссии, владелец группы ТАС Сергей Тигипко (856,2 млн. долларов), говорится в статье. Через Крюковский вагоностроительный завод он является одним из акционеров Гомельского вагоностроительного завода.

В первую пятидесятку «Фокуса» вошел Николай Лагун, пишет «Завтра твоей страны». Ему принадлежит в Белоруссии целый куст финансовых предприятий — «Дельта Банк», «Дельта Страхование», «Пенсионные гарантии», акции «Белорусского народного страхового пенсионного фонда». Этот украинский бизнесмен также имеет отношение к крупному ритейлеру НТС, развивающему сеть «Родная сторона», и строит под Минском элитный коттеджный поселок «Гринвич». Состояние бизнесмена оценено в 408,9 млн. долларов.

В последние годы украинских бизнесменов интересует водочный рынок Белоруссии, продолжает издание. Наталья Бондарева (состояние 317,5 млн. долларов) разливает продукцию компании «Баядера» на Гродненском ликеро-водочном заводе «Неманофф». А семьи Грибовых (138 млн. долларов) и Кипишей (122,5 млн. долларов) в прошлом году возобновили производство Nemiroff на «Минск-Кристалл».

Другие публикации


11.04.24
08.03.24
07.03.24
06.03.24
05.03.24
VPS