Документы

Россия может за три месяца не оставить от Белоруссии камня на камне

24.03.2013 15:21

Обзор белорусских СМИ

Экономические отношения с Россией: «Когда Москва «идёт ледоколом» на Лукашенко, он убегает  в Сочи или  в Сингапур»

Последнее заседание Высшего госсовета (ВГС) Союзного государства не дало ответа на вопрос, получит ли Белоруссия российский кредит в 2 млрд. долларов для модернизации предприятий, пишут «Белорусские новости». Впрочем, даже если Минску удастся получить эти деньги, вряд ли они послужат благой цели реформирования закостенелой белорусской экономики. Ведь под модернизацией власти понимают просто техническую замену старого оборудования на новое, отмечают аналитики.

В официальных сообщениях по итогам ВГС о кредите не прозвучало ни слова, продолжает издание. Тем не менее, кажется, только ленивый не написал о том, что именно этот вопрос был наиболее важным на переговорах для белорусской стороны. Белорусская делегация якобы даже привезла в Санкт-Петербург проект кредитного соглашения. Во всяком случае, еженедельник «Белорусы и рынок» за несколько дней до встречи сообщил: документ предусматривает выделение Белоруссии  государственного кредита РФ в размере 2 млрд. долларов со сроком погашения до 2027 года. Погашение предлагается произвести 40 равными долями и первым платежом в 2018 году.

То, что тема двухмиллиардного кредита обсуждалась 15 марта Александром Лукашенко и Владимиром Путиным, косвенно подтвердил министр финансов России Антон Силуанов, говорится в статье. «Это переговорная позиция, наши руководители рассматривают этот вопрос», — сказал он журналистам во время встречи двух президентов в формате один на один перед заседанием ВГС. В то же время, подчеркнул Силуанов, кредит может не понадобиться, если в текущем году Белоруссия выполнит свое обещание и приватизирует госимущество на 2,5 миллиарда долларов. «Этого не было сделано», — напомнил глава российского Минфина. Имеется в виду обязательство, которое Беларусь взяла на себя, чтобы получить стабилизационный кредит Антикризисного фонда ЕврАзЭС.

 В итоге среди десятка документов, подписанных по итогам переговоров в Санкт-Петербурге, кредитного соглашения нет,   пишут «Белорусские новости». Позиция Белоруссии была «вообще достаточно смелой» — просить у России 2 млрд. долларов при том, что Москва определила в 1,5 млрд. долларов ущерб своему бюджету от прошлогоднего белорусского экспорта нефтепродуктов под видом растворителей-разбавителей. Такое мнение высказал эксперт по экономике, стратегическому и инновационному менеджменту «Либерального клуба» Антон Болточко. К тому же, подчеркнул он, еще не до конца получен кредит ЕврАзЭС.ьПо мнению аналитика, Путин, скорее всего, дал понять Лукашенко, что больше дешевых денег Минску ожидать не стоит, и поставил четкое условие: хотите денег — получайте их за товары, активы, передачу госсобственности в российские руки.  К слову, встречаясь с Лукашенко, Путин недвусмысленно напомнил о средствах, которые Москва уже вложила в экономику Белоруссии.«Российский бизнес активно инвестирует в белорусскую экономику, сумма накопленных капиталовложений превышает пять миллиардов долларов. В основном это прямые инвестиции в реальный сектор белорусской экономики, создание новых производств и новых рабочих мест», — заявил российский лидер.

 «Лукашенко откровенно нехотя подходит к теме приватизации или продажи активов в собственность России. Россия, со своей стороны, хотела бы приобрети в собственность все самые «вкусные» белорусские предприятия. Очевидно, что она попытается это сделать путем создания совместных предприятий», — цитирует издание эксперта.  «Ведь что такое СП? — продолжил Болточко. — Это когда обе стороны вкладывают деньги в реализацию предприятия, а в дальнейшем оно может перейти в собственность одной из сторон. И вероятнее всего, это будет Россия. Она попытается реализовать приватизацию всех потоков — финансовых, товарных, что, по сути, означает приватизацию самого предприятия. Когда ты владеешь всеми этими потоками, то тебе может быть неважно, какой долей акций ты владеешь».

 В конце прошлого года Лукашенко на встрече со студентами рассказал, что Москва готова предоставить Белоруссии кредит на модернизацию конкретных предприятий и предлагает белорусской стороне сформировать такой список, пишут «Белорусские новости». Какой именно список возила на заседание ВГС в Санкт-Петербург белорусская делегация, неизвестно.  Можно предположить, что речь идет о тех предприятиях, которыми интересовался вице-премьер РФ Аркадий Дворкович во время своего визита в Белоруссию в феврале. В их числе — МАЗ, «Гродно Азот», «Гомсельмаш», Минский завод колесных тягачей (МЗКТ).

 Аналитики прогнозируют, что переговоры по кредиту страны-союзницы будут вести в ставшей уже традиционной манере, выторговывая для себя максимально выгодные условия, продолжает издание. Москва наверняка станет выбивать из Минска согласие на продажу предприятий, интересующих российский бизнес. Белорусские переговорщики, скорее всего, «поломаются» приличия ради, но в итоге согласятся на условия россиян, потому как выхода у них не будет. Деньги властям нужны, причем быстро.

По прогнозам ряда аналитиков, модернизация, о которой сейчас так много говорят на разных уровнях, станет одним из ключевых пунктов предвыборной программы Лукашенко на выборах 2015 года, говорится в статье. Поэтому глава государства сделает все возможное для того, чтобы найти деньги на ее проведение. Между тем есть серьезные сомнения по поводу того, что кредит, заявленный под модернизацию, будет эффективно использован. Бывший руководитель Нацбанка Станислав Богданкевич обращает внимание на красноречивые цифры из недавнего доклада министра экономики Николая Снопкова на заседании правительства. А именно: за последние семь лет в экономику инвестировали 31,5 млрд. долларов, а отдача в виде добавленной стоимости составила лишь 19,2 млрд. долларов. «Почему мы не видим отдачи? Потому что белорусская экономическая модель неэффективна. И пока она будет оставаться такой, никакие кредиты не принесут ожидаемых результатов», — убежден профессор Богданкевич.

 Модернизацию власти понимают примитивно, имея в виду прежде всего технологическое переоснащение производства, пишут «Белорусские новости».  Свидетельство тому — высказывание Лукашенко на пресс-конференции 15 января: «Что такое модернизация? Надо отремонтировать цех и поставить новое оборудование. Вот потеплеет немного весной — и начнем модернизацию». На такую модернизацию деньги, конечно, найти можно — у той же России.«А что дальше? Эти средства освоят к концу 2013 года, в 2014-м — отчитаются о проведении «модернизации», чтобы в 2015-м, перед президентскими выборами, Александр Лукашенко, выступая на очередном Всебелорусском собрании, рассказал об успешно проведенной модернизации», — прогнозирует эксперт «Либерального клуба» Антон Болточко.На истинную модернизацию, которая предусматривала бы переход к новой модели управления экономикой, нынешняя власть не способна.  Что же касается России, то у нее в Белоруссии свои интересы, далекие от либерализации экономики, резюмирует издание.

В первом квартале Белоруссия существенно нарастила поставки моторного топлива в Россию по сравнению не только с аналогичным периодом 2012 года, но и в целом с минувшим годом, когда было поставлено около 300 тыс. тонн нефтепродуктов, пишет tut.by. Однако, полагают эксперты, реализовать обещанные 3,3 млн тонн на приемлемых для себя условиях по итогам года будет довольно проблематично.

Согласно данным Минэнерго России, которые озвучил директор департамента переработки нефти и газа Михаил Грязнов, Белоруссия в январе-феврале поставила в качестве возврата за беспошлинную нефть 200 тыс. тонн нефтепродуктов. Чиновник подчеркнул, что Минэнерго в целом удовлетворено объемом возвратных поставок. "Объемы выставляются регулярно, цены - в рамках правил", - добавил он.

Согласно данным Белстата, в январе Белоруссия экспортировала в РФ 75 тыс. т нефтепродуктов, сообщает издание. То есть в самый короткий месяц года было поставлено 125 тыс. т. По оценке участников рынка, в марте Белоруссия не сбавила оборотов. Аналитики это связывают с двумя факторами. В последнее время в Европе, куда Белоруссия традиционно поставляет львиную долю моторного топлива, вслед за нефтью снижались цены на нефтепродукты. Кроме того, в марте, помимо неблагоприятной внешней конъюнктуры, Белоруссии надо было пролонгировать контракт на поставки российской нефти на 2013 год, так как на руках имелся лишь договор на первый квартал. Минск таким образом стремился продемонстрировать выполнение обязательств по обратным поставкам нефтепродуктов. И стоит сказать, в принципе, преуспел в этом вопросе. Напомним, по итогам двухдневных переговоров вице-премьеров Аркадия Дворковича и Владимира Семашко объем российских поставок во II квартале будет таким же, как и в I квартале, - 5,75 млн т нефти исходя из ожидаемого белорусской стороной годового объема 23 млн т. При этом Белоруссия подтвердила обязательство по возврату в РФ в текущем году 3,3 млн т автобензинов и дизельного топлива.

Директор по развитию бизнеса агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов отказывается комментировать связь между поставками белорусского бензина и проведением переговоров, говорится в статье. Кроме того, называет западный рынок, на который ориентирована Белоруссия, "волатильным", когда цены прыгают вверх-вниз довольно часто. "Сегодня (21 марта. - TUT.BY) в России мы наблюдали резкий спрос на белорусский ресурс. Согласно данным с Московской и Санкт-Петербургской бирж, ваших нефтепродуктов ушло 11,5 тысячи тонн. Участники рынка уже стали затариваться на апрель ввиду того, что многие российские НПЗ - в первую очередь в приграничном Белоруссии Центральном федеральном округе (Рязань, Ярославль и Москва) - уходят на плановый ремонт и выставляют малые объемы на продажу. Сегодня участники рынка прочувствовали, видимо, что ценовое дно достигнуто и стали скупать ваш бензин", - отметил Михаил Турукалов.

В адрес белорусской стороны, особенно в прошлом году, звучало много обвинений по поводу того, что она формально на российский рынок выставляла оговоренный объем нефтепродуктов, но цена завышалась и ресурс не покупался, пишет tut.by. "В прошлом году белорусы выставляли свои заявки, но все просто улыбались и не покупали. Белорусская нефтяная компания, ориентируясь на западные рынки, просила 35 тысяч российских рублей за тонну АИ-92, тогда как остальные участники рынка торговались на 7 тысяч дешевле", - подтверждает Турукалов. "Сейчас БНК продает мозырский бензин по 28 тысяч, и он пользуется спросом", - добавляет он.

"Белоруссия в поставках нефтепродуктов очень жесткий рыночник, каких еще поискать, - говорит не без доли иронии участник нефтяного рынка, отмечает издание. - БНК работает на арбитраже между рынками Польши, Прибалтики, Украины, России... Поставляют в те страны, где выгоднее цена". В конце прошлого года под напором РФ Владимир Семашко говорил, что "Белоруссия согласна поставлять в Россию высокооктановые бензины, если такие поставки будут хотя бы безубыточными".

Михаил Турукалов прогнозирует, что по итогам года Белоруссии вряд ли удастся выполнить план по поставке в РФ 3,3 млн нефтепродуктов по приемлемым для себя ценам, говорится в статье. "Спрогнозировать данные вещи довольно сложно. Многое будет зависеть от разных нюансов. Но если отталкиваться, например, от того факта, что с начала года Белоруссия через биржу поставила на рынок России около 137,5 тысячи тонн нефтепродуктов и учитывая примерно такой же объем реализованной продукции через внебиржевой рынок, можно предположить, что по году цифра будет в районе 1,5 млн тонн", - полагает он. "Дизель летом вам продать будет очень сложно, потому что его в России производится в 2 раза больше, чем нужно рынку. Белоруссии может повезти только в случае холодной зимы, когда людям потребуется арктическая солярка, - отметил эксперт. - В пиковые летние месяцы российские НПЗ на ремонт и профилактику никогда не уходили. Поэтому здесь тоже особых надежд питать не стоит". "Белорусскому топливу нужно надеяться на такие вот открывающиеся "окошки", когда оно может быть востребовано", - резюмировал он. Он говорит, что вопрос по дальнейшему присутствию белорусских нефтепродуктов в первую очередь будет зависеть от экономической составляющей. "Если цена будет оставаться на приемлемом уровне, то поставки будут увеличиваться", - отметил аналитик.

Еще один эксперт, пожелавший остаться неназванным, говорит, что "3,3 млн тонн - это может быть в некотором смысле политическая цифра, чтобы показать российским участникам рынка, что в случае чего придут белорусы", пишет tut.by. При этом он не верит, что белорусов могут заставить поставлять топливо себе в убыток, как это прогнозируют некоторые участники рынка. Они полагают, что Москва в случае чего может принципиально ставить вопрос ребром: нефть в обмен на нефтепродукты.   Напомним, в прошлом году недовольство российских властей вызвала история с разбавителями и растворителями, а также нежелание белорусских нефтепереработчиков возвращать моторное топливо в Россию. В этом году вопрос обратных поставок нефтепродуктов для России еще более важен, поскольку на фоне работ по модернизации НПЗ и запрета топлива Евро-2 внутренний рынок в период пикового спроса может испытывать нехватку высокооктановых бензинов, резюмирует издание.

Лукашенко никогда не продаст "Нафтан" (белорусское нефтеперарабатывающее предприятие ООО «Нафтан(Новополоцк)  - Ostkraft) – это очередная игра, чтобы "выцыганить" очередной российский кредит, пишет «Белорусский партизан». Точно такой удел уготован пятерым холдингам, которые должны создаваться на базе белорусских и российских предприятий.

О хитросплетениях белорусско-российских отношений  в интервью изданию рассказал бывший кандидат в президенты Дмитрий Усс.

«- Лукашенко готов продать "Нафтан" России. Очень похоже, что именно приватизация "Нафтана" стала дополнительным условием (к созданию 5 объявленных ранее холдингов) выделения 2 миллиардов долларов, которые Минск просит в кредит.

- Россия имеет дело с мошенником – коварным, хитрым, изворотливым мошенником. Как сказал один мудрец, "обещания хороши тем, что их можно не выполнять". Такими обещаниями Лукашенко "кормит" Россию уже 19 лет.  Лукашенко никогда не продаст "Нафтан". Это очередная игра, чтобы выклянчить очередной российский кредит.

- Но ситуация в белорусской экономике плачевная. Почему же не продаст, чтобы день простоять да ночь продержаться?

- Уже очевидно, что Лукашенко до последнего будет тянуть с созданием холдингов, которые определил российский вице-премьер Аркадий Дворкович. До 15 апреля должен появиться холдинг на базе МАЗа и КамАЗа – посмотрим…  Когда я шел в депутаты, все члены участковых избирательных комиссий представляли завод "Интеграл", который также в списке на создание холдинга. Если "Интеграл" уходит из-под контроля властей – сильнейший удар получит избирательная система. Люди, работающие на российском "Интеграле" не будут подконтрольны Лукашенко, а значит, они не будут фальсифицировать результаты выборов. Лукашенко допустит одну ошибку – рухнет вся пирамида, выстраиваемая 19 лет. Именно потому Лукашенко будет держать заводы до последнего, возможно, что-то продаст в 2014 году – перед самыми президентскими выборами. Это очень скользкий вопрос, где экономика переплелась с политикой. Когда Россия идет ледоколом на Лукашенко, требует экономических и политических реформ, Лукашенко не знает что делать и убегает то в Сочи, то в Сингапур. Вечно бегать не получится.  . Вместе с тем, Россия в третьем квартале запускает свои заводы по переработке нефти, которые перешли на "Евро 4", поэтому с третьего квартала Москва обрежет поставки нефти в Белоруссию.

- Но что такое Лукашенко без российской нефти?

- Лукашенко удерживает власть незаконным путем, чтобы заниматься бизнесом, монопольным бизнесом на нефтепродуктах, который он создал для себя и своего окружения. Ему невыгодно расставаться с монополией.  Россия требует реформ, а Лукашенко упирается; видно, советники или политологи объяснили ему, что Лукашенко просто лишится власти. Потеряв рычаги влияния на экономическую ситуацию, Лукашенко лишится политической власти.

- Почему Лукашенко так быстро сбежал в Азию? Прилетел из Санкт-Петербурга, приказал правительству вывести народ на уборку снега, а сам тут же взмыл в небо в направлении Сингапура и Индонезии.

- Искать ресурсы, искать деньги, искать кредиты. Он повез с собой свиту в 80 человек – нужно куда-то сплавлять продукцию, которая пылится на складах. Белоруссия  – очень маленькая страна, она в одиночку не выживет. Поэтому нам в любом случае придется примкнуть к одному из центров силы – к Евросоюзу или России. У нас зима длится практически семь месяцев – Европа не сможет обеспечить нас энергоресурсами на таких условиях, как Россия. Да и по менталитету Россия нам ближе.  Ежегодно 45 миллиардов долларов Белоруссия получает от торговли с Россией, а вся прибыль внешнеэкономической деятельности составляет примерно 60 миллиардов. Все заводы, все фабрики практически работают на Россию. Если бы Россия перекрыла границы, если бы начала поставки газа и нефти по мировым ценам, - через три месяца от белорусской экономики камня на камне не осталось бы. Я говорю не про повторение экономического кризиса – здесь вообще ничего не осталось бы», - резюмировал Дмитрий Усс в интервью «Белорусскому партизану».

Визит Лукашенко в Сингапур: Белоруссия пытается заманить сингапурский бизнес «льготами» и «мягкими условиями»

Продолжая работу по программе государственного визита президента (Александра Лукашенко – Ostkraft) в Сингапур, члены белорусской делегации и их местные коллеги собрались в фешенебельном отеле «Йорк», пишет издание президентской администрации «Советская Белоруссия». Здесь проходил белорусско–сингапурский бизнес–форум. Успешный диалог на высшем уровне открывает новые возможности для делового сотрудничества. В этом твердо убеждены представители бизнес–кругов двух стран.  

В своем выступлении первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко особо выделил конкурентные преимущества Белоруссии, благодаря которым сингапурские бизнесмены могут найти у нас перспективных партнеров, продолжает издание. А наши деловые люди соответственно навести мосты с местными коллегами. И по меньшей мере три успешных примера тому порукой. В Сингапуре работают представительства трех крупнейших белорусских компаний — Белорусской калийной компании, «Белшины», БелАЗа. Их годовой оборот превышает 1,2 млрд. долларов. Весьма солидный уровень большого бизнеса. И его можно еще более повысить. Владимир Семашко предложил особенно внимательно рассмотреть варианты развития сотрудничества в промышленности, сельском хозяйстве, науке и образовании. Очень перспективным видится из Минска сотрудничество в сфере электроники. Здесь Сингапур во многом законодатель мод. Достаточно развит этот сектор и в нашей стране.

Белоруссия открыта для сингапурского бизнеса, говорится в статье. И для этого есть веские основания. Владимир Семашко сказал: «Огромные преимущества открывает всем резидентам участие нашей страны в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве Белоруссии, Казахстана и России, которые развиваются с темпом роста 5 — 6 процентов каждый год... Белоруссия — это мост между Европейским союзом и Евразией. Создавая в Белоруссии производства, вы без каких–либо ограничений входите на динамично развивающийся рынок с населением 170 млн. человек.

Надо признать, что Сингапур в меньшей степени интересуют закупки промышленной продукции, пишет «Советская Белоруссия». Здесь структура экономики ориентирована больше на оказание услуг. Соответственно выстраиваются и инициативы белорусской стороны. А вот продукты питания всегда нужны любому государству. С трибуны форума прозвучало и предложение о сотрудничестве в этом направлении: «Мы предлагаем комплексные проекты в производстве и переработке продуктов питания. Для этого у Белоруссии есть и качественное сырье, и передовые технологии. Высокодоходный бизнес по совместному производству продуктов питания можно организовать как в Сингапуре, так и в Белоруссии».

Владимир Семашко обратил внимание участников форума на поступательный процесс совершенствования условий ведения бизнеса в стране, продолжает издание. Наша цель — войти в тридцатку мировых лидеров по благоприятному инвестиционному климату уже в 2015 году. Сегодня мы занимаем уже 58–е место из 185 государств.

Еще ряд преимуществ, говорится в статье. Высокотехнологичные предприятия пользуются в Белоруссии льготным налогообложением, более мягкими условиями кредитования, для инвесторов действуют стимулирующие нормы налогового законодательства. Владимир Семашко пригласил: «Будем рады видеть сингапурский бизнес в проектах модернизации крупных нефтехимических предприятий, создания новых фармацевтических предприятий».

Многое в Белоруссии для сингапурского бизнеса будет знакомо, пишет «Советская Белоруссия». У нас активно используется его опыт развития свободных экономических зон. Создается индустриальный парк по образу и подобию Китайско–сингапурского парка в Сучжоу. В этом проекте партнеры могут создать свой обособленный сектор или войти в него резидентами. Привлекательными, несомненно, могут стать 6 свободных экономических зон. Парк высоких технологий, с которым уже сегодня сотрудничают мировые гиганты «Майкрософт», «Нокия», «Эйч–Ти–Си»...  Да и всю территорию Белоруссии Владимир Семашко предложил расценивать как своего рода свободную экономическую зону. Ведь местные и иностранные инвесторы у нас на 7 лет освобождаются от налогов на прибыль и доходы, действует еще целый ряд стимулов, закрепленных специальным декретом президента.  Правительство сделает все, чтобы Белоруссия стала лучшим местом для старта и роста сингапурского бизнеса.

В ходе форума подписан ряд документов, продолжает издание. Белорусская торгово–промышленная палата заключила меморандумы о сотрудничестве с Федерацией бизнеса Сингапура и Международной торговой палатой этой страны. Конкретные соглашения о сотрудничестве и контракты заключили с партнерами представители БКК, «Белшины», БелАЗа. В денежном выражении самая крупная договоренность у БКК. Порядка 215 млн. долларов. Об этом журналистам рассказал Владимир Семашко, подводя итоги форума и визита в целом. Широкие перспективы, по его словам, открываются и для других направлений бизнеса. Ведь заключены еще и важные межправительственные соглашения, которые будут стимулировать взаимные деловые контакты. Поэтому еще большие результаты, уверен Владимир Семашко, впереди.  Получается, у южно–азиатского делового направления немалые перспективы. Ведь Сингапур, по большому счету, ворота в регион, резюмирует «Советская Белоруссия».

В Сингапур прибыл глава Белоруссии, пишет «Солидарность». В связи с этим нужно отметить несколько вещей, на которые Александру Лукашенко стоило бы обратить внимание.

Для начала несколько вводных данных, пишет издание. Город-страна Сингапур стал независимым всего на 26 лет раньше Белоруссии. На тот момент маленький остров без природных ресурсов был весьма бедным государством. Однако старания местного правительства и западные инвестиции привели к «экономическому чуду». Сегодня средняя зарплата сингапурцев составляет более 3000 долларов США. В стране особо развиты сектор финансовых услуг и производство электроники. Какие же политические приемы местных руководителей Александру Лукашенко стоит перенять?

1. Реальная помощь, а не противодействие инвесторам.

Первый премьер-министр Сингапура (1959-1990 г.г.), один из создателей сингапурского «экономического чуда» Ли Куан Ю писал в своих мемуарах: «Мы приветствовали каждого инвестора… Мы просто из шкуры вон лезли, чтобы помочь ему начать производство», говорится в статье.  В результате американские транснациональные корпорации заложили фундамент масштабной высокотехнологичной промышленности Сингапура.  Сравните взгляды сингапурцев с позицией белорусского руководства. Год назад Александр Лукашенко заявил: «Если ты серьезный инвестор, приходи и работай, но не требуй сразу контрольного пакета акций».

2. Простой способ побороть коррупцию.

Александр Лукашенко, еще не будучи президентом, возглавлял парламентскую комиссию по борьбе с коррупцией, пишет «Солидарность». Воюет с ней он вот уже 20 лет. Да перебороть все никак не может.  Только за последнее время уголовные дела завели на экс-мэра Гомеля и бывшего зампредседателя Мингорисполкома. Кроме того, коррупция была выявлена у главы Белоруссии под носом – в управделами президента.

Как же Сингапур стал одним из наименее коррумпированных государств мира? – задаётся вопросом издание. Все достаточно просто. Борьба с коррупцией велась путем упрощения процедур принятия решений и издания ясных и простых правил, вплоть до отмены разрешений и лицензирования. Вымогать взятки стало не за что.

3. Внешнеполитическая открытость, а не изоляция.

Посещая нашу восточную соседку несколько лет назад, Ли Куан Ю дал интервью газете «Ведомости», где отметил следующее: «Урок для России таков — соединитесь с миром. У вас могут быть все ресурсы мира, но у вас все равно нет всех идей и всех лучших продуктов, всех услуг и изобретений. Нельзя отставать».  Если уж подобное советуют государству с огромными запасами нефти и газа, то Александру Лукашенко сам бог велел пересмотреть его средневековые взгляды на отношения со странами к западу от Буга, говорится в статье.

4. Политическая конкуренция в парламенте.

Сингапур – парламентская республика, пишет «Солидарность». Но политический режим в стране, большинство населения которой составляют китайцы, достаточно специфичен. Демократией в западном понимании его не назовешь, т.к. в государстве бессменно правит одна и та же партия. Однако даже у этой азиатской страны главе Белоруссии есть чему поучиться. На каждых выборах в Сингапуре соперничают несколько партий. У оппозиционеров есть места в парламенте и доступ к телеэфиру. По словам первого премьер-министра Сингапура Ли Куан Ю, «без подобной конкуренции наши депутаты стали бы жертвами самоуспокоенности, перестали бы работать и помогать своим избирателям. Мы бы деградировали».

5. Первые лица государства сменяются… и остаются работать в правительстве.

Автор сингапурского «экономического чуда» Ли Куан Ю покинул пост премьера в 1990 году и… пошел трудиться в новое правительство министром, отмечает издание. Второй премьер-министр Сингапура Го Чок Тонг работал до 2004 года. После отставки, как и его предшественник, также занял пост министра. Сингапурские руководители показывают авторитарным лидерам других государств хороший пример. Считаешь себя особенным и желаешь руководить дальше? Не узурпируй власть – покажи свои способности на другом посту.

Сингапур – государство с сильной властью, говорится в статье. Но характер ее совсем иной, нежели в Белоруссии, где высшие чиновники, такое впечатление, руководствуются принципом «сила есть – ума не надо», резюмирует  «Солидарность».

Отношения с Западом: сыграет ли ЕС с Лукашенко в «геополитическую игру на деньги?»

Минск прозрачно дает понять, что не отказался бы от кредита МВФ, пишут «Белорусские новости». Да и вообще от Запада белорусское руководство хотело бы получать отнюдь не инструкции по демократизации, а сугубо деньги — инвестиции, займы и т.п. Вместе с тем, белорусское руководство не горит желанием проводить экономические реформы (о политических лучше и не заикаться), а Запад, похоже, не готов сыграть с Александром Лукашенко на деньги ради возможного геополитического выигрыша.

 В интервью телеканалу Russia Today, выставленном на его сайте 18 марта, Лукашенко на фоне традиционных обвинений в адрес Запада неожиданно похвалил американцев, назвал их молодцами, продолжает издание. И пояснил: «Американцы нас поддержали — без них МВФ не выдало бы эти кредиты».  Речь идет о стабилизационном кредите МВФ в 3,5 млрд. долларов, выданном пятью траншами в 2009–2010 годах на фоне оттепели в отношениях с Западом. Эти деньги помогли белорусской экономике выдержать удар мирового финансового кризиса. Примечательно, что Москва, с которой у белорусских властей было очередное обострение, денег тогда не дала.

Ныне в отношениях с Россией вновь растет напряжение, говорится в статье. Встреча с Путиным в Санкт-Петербурге 15 марта не дала Лукашенко желанного кредита в два миллиарда долларов на экономическую модернизацию. Москва также не торопится подписывать годовой баланс нефтяных поставок. Эксперты считают, что таким образом белорусского партнера понуждают к уступке активов российскому капиталу.  Короче, новый кредит МВФ был бы как нельзя кстати — и на латание финансовых дыр, и на покупку лояльности электората к президентским выборам 2015 года.  Председатель правления Национального банка Надежда Ермакова не скрывала, что вопрос о новом кредите будет ставиться во время работы обзорной миссии МВФ, которая находится в Минске с 14 по 25 марта.

Занять у МВФ дешевле, чем брать в долг у России или размещать облигации на международных рынках, отметила в интервью  «Белорусским  новостям» обозреватель еженедельника «Белорусы и рынок» Ирина Крылович. «Но со стороны Запада это будет однозначно политическое решение», — говорит она. То есть не стоит ожидать, что Минск пойдет на глубокие реформы.  Такой же точки зрения придерживается Денис Мельянцов, аналитик Белорусского института стратегических исследований. В комментарии изданию эксперт напомнил, что белорусская сторона (вопреки заверениям Лукашенко в том же интервью Russia Today) не выполнила условий первого кредита МВФ относительно приватизации, структурных реформ. И если западники второй раз решат дать деньги, то «должны знать, что реформ не будет».

Другое дело, продолжает издание, что эти деньги могут стать «хорошей морковкой» для белорусского режима, подчеркивает Мельянцов. Но такой кредит с точки зрения Запада «стоит рассматривать не как инструмент трансформации, а как меру укрепления доверия», создания позитивного фона для развития диалога, полагает аналитик.  Таким образом, вопрос заключается в том, захотят ли западники сыграть с Минском на деньги в геополитическую игру. Ответ — скорее отрицательный. У Вашингтона и без «последней диктатуры Европы» хлопот полон рот: чего стоит один только вывод войск из Афганистана, а если шире — вызов исламизма. У Евросоюза тоже головных болей хоть отбавляй — от кризиса еврозоны до арабской дуги.

Со стороны ЕС, говорится в статье,  «многое упирается в политическую волю», считает Мельянцов. При желании «постепенно трансформировать Белоруссию», отмечает собеседник, можно было бы найти «разнообразные механизмы помощи: инфраструктурной, технической, финансовой — через гранты и займы».  В частности, по мнению аналитика, «Европейский диалог о модернизации с Белоруссией» (ЕДМ) в определенных условиях мог бы действительно помочь модернизации страны. Не следует сбрасывать со счетов и возможности «Восточного партнерства» (ВП). Мог бы сказать свое слово Европейский банк реконструкции и развития, полагает эксперт. Следует напомнить: недавно белорусский МИД разослал по столицам стран ЕС неофициальную бумагу с предложением переформатировать ЕДМ. Ранее Минск упрекал Европу за то, что предложенные им в рамках ВП экономические проекты Брюссель положил под сукно.

Понятно, что Запад хотел бы добиться от Лукашенко уступок, прежде всего — освобождения политзаключенных, а уж потом давать пряники, пишут «Белорусские новости». При этом между Лукашенко и западниками — стена взаимного недоверия (и свои обиды белорусский официальный лидер в очередной раз излил перед объективами Russia Today). С наскоку эту стену не разрушишь. Нужна некая тонко сбалансированная пошаговая стратегия. Другое дело, что Белоруссия не в фокусе, далеко не на первых местах в повестке дня Вашингтона и Брюсселя. Европейские политики, уже не раз наступив на грабли в поисках подходов к «последней диктатуре», не горят желанием снова ставить под удар свою репутацию, тратить ресурсы, напрягать кадры для решения поднадоевшего «белорусского вопроса».  И потому, считает Мельянцов, «не стоит ожидать в ближайшей перспективе реальных стратегий, связанных с трансформацией политического режима или включением Белоруссии в программы с большими деньгами». Политику же санкций в ее нынешнем исполнении эксперт называет паллиативными мерами. При этом и Лукашенко, естественно, не горит желанием затевать экономическую, а уж тем более политическую трансформацию. Хотя на выпуск политзаключенных в рамках некоего пакетного соглашения с Западом мог бы пойти.

Но если и начнет белорусский официальный лидер ограниченную игру в нормализацию отношений с Брюсселем и Вашингтоном, то, скорее всего, будет ее использовать для шантажа Москвы, продолжает издание. Может быть, тогда та быстрее решится подбросить деньжат? В частности, о том, что вопрос увеличения стабилизационного кредита Антикризисного фонда (АКФ) ЕврАзЭС для Белоруссии может обсуждаться в конце 2013 года, уже сообщал в феврале Сергей Шаталов, зампред правления Евразийского банка развития, управляющего средствами АКФ.

Кроме западных денег, белорусское руководство интересует и вопрос вступления в ВТО, говорится в статье. Это, в принципе, тоже могло бы стать стимулом к разморозке отношений с Западом. Но Валерий Карбалевич, эксперт аналитического центра «Стратегия», пока не видит особого рвения Минска в этом направлении.  В частности, полагает он, белорусскую сторону может несколько успокаивать то, что «Россия отсрочила многие невыгодные для себя тарифы ВТО». «Лукашенко живет сегодняшним днем, он не очень задумывается о том, что будет через три-четыре года», — отмечает Карбалевич.

С другой стороны, пишут «Белорусские новости», как видим, болотная диктатура в центре Старого Света, анахроничная, но не самая безобразная и агрессивная по меркам Запада, не настолько его волнует, чтобы тамошние лучшие стратеги все бросили и засели за программы решения «белорусского вопроса». В итоге для Белоруссии пока нет альтернативы мягкому дрейфу на восток, в ловушку евразийского проекта Путина. И нет гарантии, что однажды не будет пройдена точка невозврата, резюмирует издание.

 Министерство иностранных дел Белоруссии рассчитывает: доклад депутата Европейского парламента Юстаса Палецкиса об отношениях между Минском и Брюсселем позволит активизировать двусторонний диалог или хотя бы улучшит взаимопонимание, пишет «Завтра твоей страны».

По мнению политолога Ольги Абрамовой, стремление официального Минска к диалогу с Европейским Союзом «носит тактический характер и всегда связано с экономикой», продолжает издание. «Активизация отношений с ЕС и Западом обычно свидетельствует о том, что имеется ряд нерешенных вопросов в экономической сфере, важных для Белоруссии, — отмечает эксперт. — Это лавирование между двумя центрами силы и попытка привлечь внимание одного из них за счет интенсивного сближения с другим».

В нынешней ситуации белорусские власти, по словам Ольги Абрамовой, не могут ничего требовать, говорится в статье. Они могут только просить. Например, изменения отношения к списку не въездных в Евросоюз, причем не только чиновников, но и предпринимателей, приближенных к руководству страны. Или режима наибольшего благоприятствования при принятии решений по выдаче кредитов по линии МВФ, изменения отношения к этому вопросу со стороны ведущих западных держав. «Минск многого может просить, но все это в конечном итоге будет выходить не на политические, а на экономические вопросы», — полагает политолог.

Белорусские власти действительно заинтересованы в улучшении отношений с Евросоюзом, считает политический обозреватель еженедельника «Белорусы и рынок» Павлюк Быковский. Но при этом они хотели бы, чтобы это происходило на условиях официального Минска, пишет «Завтра твоей страны». «Официальный Минск заинтересован в экономических связях и очень не хотел бы, чтобы Европейский Союз вмешивался в политические вопросы и использовал тему прав человека для критики белорусских властей. Для Евросоюза такая постановка вопроса до сих пор выглядела неприемлемой, и я не думаю, что что-то изменилось», — говорит эксперт.

Минимальное, что, по мнению экспертов, требуется для сближения Минска с Брюсселем, это освободить всех или хотя бы большинство тех, кто проходит по категории «политзаключенные», продолжает издание.  Может ли повториться ситуация конца нулевых, когда белорусские власти все-таки отпускали политзаключенных? Сейчас освобождение некоторых политзаключенных может произойти и естественным способом, потому что заканчивается срок, на который они осуждены. Вместе с тем, за решеткой остаются Алесь Беляцкий и Николай Статкевич. «Возможно, потребность Белоруссии в улучшении отношений с ЕС будет настолько велика, что белорусские власти пойдут на освобождение политзаключенных. Но вовсе не обязательно. Впрочем, в моих разговорах с европейскими дипломатами многие из них высказывались за то, что это произойдет именно в этом году», — отмечает Павлюк Быковский. Но сам эксперт прямых доказательств того, что движение идет именно в этом направлении, не видит, резюмирует «Завтра твоей страны».

Экономика: почему белорусы боятся либералов?

Белоруссия более 20 лет не является социалистической страной, пишет «Белорусы и рынок». Официально мы - открытая социально ориентированная рыночная экономика. По сути же - открытая экономика социалистического типа с преобладающей долей государственного сектора.

То время, которое развитые страны использовали на развитие, Белоруссия потратила на равнение на советские времена, продолжает издание. Время, чтобы эффективно инвестировать в экономику, прошло очень давно, чтобы выгодно продавать крупные активы - недавно. И теперь каждый месяц существования белорусской экономической модели снижает конкурентоспособность конкретных предприятий (а значит, и их стоимость) и страны в целом.

Драйвер развивающейся экономики - малый и средний бизнес - в Белоруссии по-прежнему отсутствует как полноценный экономический субъект, говорится в статье. Вместо того чтобы пойти по пути малых открытых экономик и сделать ставку на этот сектор, Белоруссия "завязалась" на сырьевые ресурсы, попытавшись составить конкуренцию великим державам, но став фактически придатком одной из них.  Что делать - непонятно. Государство колеблется, не желая принять твердое решение, отбросить неудачный опыт и пойти дальше. Это сказывается как на крупных, так и на небольших предприятиях. Ставки аренды то сдерживают, то они растут, цены то отпускают, то жестко контролируют, проверки становятся то жестче, то мягче. А существующий на сегодня уровень ставок по заемным средствам, который стал привычно недосягаемым для белорусского бизнеса, продолжает оставаться на прежнем уровне.

Система сдержек и противовесов в белорусской экономике не работает, пишет «Белорусы и рынок». Экономика управляется и контролируется административными указаниями, которые в 2011 году привели к крупнейшему в новом тысячелетии кризису в Белоруссия. Текущая ситуация с каждым днем все больше начинает напоминать события двухлетней давности (кризис и обвал экономики – Ostkraft).  Разница лишь в том, что сегодня работает Единое экономическое пространство - проект, который стоит политической карьеры главам трех государств – Белоруссии, Казахстана и, главным образом, России. Пока деньги есть, этот проект будет поддерживаться. Однако, несмотря на поступающие в Белоруссию ресурсы из соседней страны, более ясными перспективы развития нашей экономики не становятся. А это значит, что ответа на простой вопрос "а что, если:" сейчас нет и в ближайшее время он не появится. Переходный период продолжается. От чего - понятно, к чему – нет, резюмирует  «Белорусы и рынок».

Белорусская пропаганда обвиняет либералов во всех экономических бедах и пугает народ свободным рынком, пишет «Завтра твоей страны». Почему власти не любят либерализм, и может ли либеральная идея стать популярной в Белоруссии?

Как заинтересовать белорусов либеральной идеей? – задаётся вопросом издание. Эксперт «Либерального клуба» по экономике Антон Болточко, считает, что белорусские власти не любят либерализм, поскольку он подразумевает наличие у людей различных видов свобод. «Власти своими ограничениями пытаются напугать население, чтобы оно делало выбор в пользу социального государства. В итоге, для белорусов лучше, чтобы государство помогало, чем добиваться всего самим», — полагает эксперт.

По мнению аналитика, белорусский народ должен сам отказаться от нынешней модели государства, говорится в статье. «К сожалению, придется лечиться довольно долго и мучительно. Болезнь запущена», - отмечает Антон Болточко.

Директор по исследованиям ОО «Дискусионно-аналитическое сообщество «Либеральный клуб» Евгений Прейгерман отмечает, что в Белоруссии и в некоторых других постсоветских государствах искажено представление о либерализме, пишет «Завтра твоей страны». «Либералов обвиняют в криминальной приватизации в России в 1990-х, а также в экономическом кризисе в ряде стран Евросоюза. В Белоруссии  власти тоже не жалуют либеральные идеи и твердят о социально ориентированном государстве.  Кстати, эта модель не такая и уникальная, она существует в ряде стран Латинской Америки. Но такие эксперименты длятся не долго. Если все время забирать деньги у одних и отдавать их другим, притом что значительная часть средств задерживается у коррупционеров, это быстро закончится. Начинаются настоящие проблемы, и тогда все вспоминают про либерализм», — подчеркивает эксперт.

По его словам, именно по рецептам либералов лечат болезни экономики, отмечает издание. «Белорусы постепенно приходят к пониманию того, что нужно давать больше возможностей частному сектору, малому и среднему бизнесу. Я жду, когда в нашей стране начнется волна либерализации. Правда, серьезные изменения мы вряд ли увидим в ближайшее время, поскольку в Беларуси существует проблема во взаимоотношениях между политикой и экономикой», — резюмирует Евгений Прейгерман в интервью «Завтра твоей страны».

Другие публикации


11.04.24
08.03.24
07.03.24
06.03.24
05.03.24
VPS