Документы

Пойдут ли США на «перезагрузку» отношений с Белоруссией?

02.02.2013 11:59

Отношения с Западом: грядёт ли «перезагрузка»?

Брюссель показал издали пряник странам «Восточного партнерства», в которое входит и Белоруссия, пишут «Белорусские новости». Еврокомиссар Штефан Фюле дал понять, что для особо старательных из этой постсоветской шестерки вступление в Евросоюз — не такая уж фантастика.  Но соблазнителен ли такой пряник для Минска? И если нет, то чем можно зацепить белорусское руководство?

Итак, продолжает издание,  комиссар Фюле заявил в Страсбурге, что «нет больше большой кирпичной стены между «Восточным партнерством» и возможностью для любой европейской страны, которая внедряет ценности ЕС, обратиться к статье 49 Лиссабонского договора и запросить членство».  Но Александр Лукашенко не раз говорил, что Белоруссия в ЕС не стремится. И это — главный облом для Брюсселя в белорусском вопросе. Там привыкли строить тех, кто нетерпеливо топчется на крыльце объединенной Европы. А как прикажете работать с ее «последней диктатурой», верхушка которой бравирует тем, что европейские ценности ей сто лет не нужны?

Короче, говорится в статье, пряник не манит, а кнут санкций только злит. Причем на санкции более серьезные, нежели нынешние комариные укусы, Европа идти явно не готова. Скорее там подумывают сегодня, как без потери лица начать распутывать белорусский гордиев узел, которым к тому же упрекает Вашингтон.  Между прочим, Литве, которая примет в этом году председательство в ЕС, а потом и саммит «Восточного партнерства», было бы весьма кстати блеснуть приручением авторитарного соседа. С другой стороны, и у Минска, при всей горделивости позы, есть интерес разблокировать отношения с ЕС. В первую очередь для того, чтобы заиметь геополитический козырь в игре с Россией, отметил в комментарии изданию  Денис Мельянцов, аналитик Белорусского института стратегических исследований.

 Отметим, что «вступать в ЕС нам сто лет не нужно» — это позиция власти, при том, что проевропейские настроения среди белорусов достаточно сильны, пишут «Белорусские новости». По крайней мере, сильнее пророссийских. «Если бы пришлось выбирать между объединением с Россией и вступлением в Евросоюз, что бы Вы выбрали?» — при ответе на этот коронный вопрос социологов НИСЭПИ (Независимый институт социально-экономических и политических исследований, базируется в Вильнюсе – Ostkraft)  в декабре прошлого года ЕС выбрали 43,4%, в то время как восточную соседку — 37,7%. 48% респондентов считают, что стране нужен инициированный Брюсселем «Европейский диалог о модернизации с Белоруссией» (противоположное мнение у 23%). Феноменальные цифры, если учесть, что этот диалог, положа руку на сердце, и развернуть толком не успели. Весьма внушительны и показатели поддержки малого приграничного движения (МПД), особенно в регионах, граничащих со странами ЕС.

Почему официальный лидер с его репутацией популиста так легко игнорирует проевропейские настроения электората? – задаётся вопросом издание. Во-первых, они ему невыгодны. Во внешней политике пошел евразийский тренд, Москва продолжает давать дешевые энергоносители, а Евросоюз, напротив, лишь «наезжает» с требованиями.  Во-вторых, белорусское общество атомизировано, боится протестовать, не имеет сильных механизмов, чтобы отстаивать свои интересы. На вопрос НИСЭПИ «Готовы ли Вы оказывать активную поддержку в продвижении малого приграничного движения?» самый популярный ответ (61,7%) — «ничего не готов делать». А петицию на этот счет, инициированную христианскими демократами, по данным социологов, за полгода подписали только тысяча человек. В-третьих, именно изоляция от демократий Старого Света помогает властям сдерживать дальнейший рост проевропейских настроений.

Для оппонентов Лукашенко стал расхожим тезис, что тот ментально несовместим с Европой и потому никогда не пойдет с ней на настоящее сближение, говорится в статье. Денис Мельянцов готов оспорить этот стереотип: «Аксиома Лукашенко — это политическое выживание. Если бы для сохранения власти понадобилось повести страну в ЕС — он бы пошел на это».  Конечно, такая ситуация на сегодняшний день невообразима. Но, во всяком случае, белорусский руководитель, не раз входивший в клинч с Москвой, предпочел бы не лететь на одном восточном крыле внешней политики.  Другое дело, что попадание в Вильнюс не является для Лукашенко таким уж важным призом. Более того, даже отношения с ЕС в целом для бессменного белорусского президента «не самоценны», полагает Мельянцов. Они — лишь производная отношений с Москвой.

Еврокомиссар Фюле выразил надежду, что запланированный на ноябрь вильнюсский саммит «Восточного партнерства» сделает более реальной перспективу вступления в ЕС «для тех, у кого есть амбиции, тех, которые работают над реформами», пишут «Белорусские новости».  Однако из шестерки стран «ВП» отличницей можно считать разве что Молдавию. Украина, при всех трениях с ЕС, на днях устами Виктора Януковича в Давосе тоже подтвердила приоритет европейского вектора. Закавказье от Брюсселя слишком далеко, официальный же Минск в этой пестрой кампании — типичный enfant terrible с точки зрения европейских политиков.

По мнению Дениса Мельянцова, продолжает издание, интересы и устремления стран «ВП» настолько разнородны, что вдохнуть в эту программу второе дыхание очень проблематично. Для Брюсселя было бы, пожалуй, перспективнее углублять отношения со странами пестрой шестерки в двустороннем формате.  Но и в таком формате с Минском пока трудно сварить кашу. Как ни крути, дело упирается в проблему политзаключенных. Для разблокирования отношений с Европой, полагает Мельянцов, Минску все же придется выпускать всех, кого ЕС считает политузниками.

До вильнюсского саммита еще достаточно много времени, и в этом контексте вполне вероятна оживленная закулисная игра, говорится в статье. Хотя сам саммит — частность. Нынешние интенсивные контакты министра иностранных дел Владимира Макея и его подчиненных с западниками могут быть симптомами, что нащупывается выход на некую дорожную карту нормализации отношений с ЕС в целом.  Для танго нужны двое. И уступки со стороны Минска возможны, заявил в комментарии изданию политолог Алесь Логвинец, «но это будет зависеть от отношений с Москвой».

Отметим, что сегодня в них присутствует ряд напряженных моментов. Если Москва надавит больнее, потребность в западном векторе у Минска обострится, пишут «Белорусские новости».  К тому же минские стратеги вновь, как и в 2008 году, когда грянула российско-грузинская война, рассчитывают поймать Евросоюз на геополитическом интересе.   Сейчас на кону евразийская интеграция, к которой Запад относится настороженно, видя призрак возрождения империи. Лукашенко тоже не горит желанием пришпоривать московский проект: куда выгоднее подольше получать «предоплату».

Естественно, когда создается поле для игры, то и у Брюсселя появляются варианты встречных ходов, продолжает издание. При этом, по мнению Дениса Мельянцова, перед обеими сторонами остро стоит проблема сохранения лица.  Впрочем, для того, чтобы в Вильнюс попал именно Лукашенко, «даже освобождения политзаключенных будет, пожалуй, мало», считает, в свою очередь, Алесь Логвинец.  Вероятный же «пролет» белорусский руководитель обратит в пиар, «попробует выбросить некий фортель, чтобы получить дивиденды внутри Белоруссии, показать крутость», прогнозирует Логвинец. Ну а в литовскую столицу, возможно, поедет премьер Михаил Мясникович, не входящий в черный список ЕС. Аналитики допускают, что может быть сделано исключение и для Макея.

Впрочем, если у белорусских властей перевесит желание показать Европе кузькину мать, то не исключено и дежавю варшавского образца, говорится в статье. С саммита «ВП» в польской столице в сентябре 2011 года демонстративно ушел даже посол Белоруссии, которого не пригласили на официальный ужин. Минск остается для Европы непредсказуемым партнером, резюмируют «Белорусские новости».

«Солидарность» опубликовала интервью с политологом Александром Класковским, и основным поводом этого интервью стало то, что Александр Лукашенко одобрил предложения Владимира Макея по активизации работы с Европой.  «Отмечу, что в другой ситуации, при ином развитии дипломатических отношений между Белоруссией и Евросоюзом подобные заявления были бы рутинными, - считает   Класковский. - Но поскольку Белоруссия умудрилась катастрофически испортить отношения с Европой, приходится исправлять ситуацию. Очевидно, что при назначении Владимира Макея главой МИДа была поставлена четкая установка: разблокировать отношения с Европой и США, поступившись малой кровью. Однако определенные предпосылки для улучшений отношений, в том числе и в вопросе освобождения политзаключенных, можно увидеть.

Возросшую дипломатическую активность официального Минска эксперт объясняет как раз существующим планом восстановления отношений с ЕС, продолжает издание. «Активность, в которой замечен и Макей, и его заместитель Елена Купчина, и назначение Павла Латушко (экс-министр культуры, сторонник политики «белорусизации», традиционно причисляемый к «прозападному» крылу белорусского политического класса – Ostkraft) послом во Франции показывают, что идет планомерная обработка западных партнеров и подготовка к диалогу в том виде, как его понимает Минск», - отметил Александр Класковский в интервью «Солидарности».

Приведет ли смена руководства Государственного департамента Соединенных Штатов Америки, где новым шефом внешнеполитического ведомства стал Джон Керри, к каким-то сдвигам в отношениях США и Белоруссии? – пишет «Радио Рация».  Издание опубликовало интервью политолога Андрея Фёдорова, посвящённое данной теме. «На мой взгляд, ничего принципиально нового не произойдет, - считает Фёдоров. -  Как и в каждой стране, внешнюю политику определяет глава государства. Конечно, в западных государствах МИД играет более существенную роль, чем, например, в той же Белоруссии. Но пока что не видно никаких новых подходов со стороны Соединенных Штатов. Они настаивают на выполнении своих требований в отношении официального Минска. Прежде всего, это освобождение политических заключенных. Я уверен, что и Джон Керри будет продолжать ту же самую политику. Тем более, известно, что он где-то 2 года назад вместе с сенатором Джозефом Либерманом сделал заявление именно в отношении Белоруссии, где довольно жестко отнесся к белорусскому руководству и высказал те же самые требования. Нет оснований считать, что что-то в американской политике изменится».

« - Некоторые политики и политологи считают, что в ходе «перезагрузки» отношений США и России достигнута негласная договоренность между руководством этих стран, согласно которому  постсоветское пространство  является зоной особого влияния России. И США с этим вроде согласились.

-  На мой взгляд, не очень похоже. Мы видели, что в последнее время отношения между Вашингтоном и Москвой довольно существенно ухудшились. Поэтому нет никаких оснований считать, что Вашингтон в этом вопросе, именно в сфере влияния, пойдет навстречу Москве. На днях в Минске была делегация Госдепартамента. И на встрече с представителями оппозиции ее руководитель категорически опроверг эти подозрения. Сейчас нет такого разделения влияний, как было в XIX и XX веках.

-  Вы заметили, что на самом деле чуть ли не каждый день происходит обострение отношений между Россией и Соединенными Штатами. Чуть не каждый день демарши и заявления со стороны России, и соответственно со стороны США. Чем это вызвано и как это может отразиться на ситуации в Белоруссии?

-  Вызвано это прежде всего тем, что российское руководство все больше отходит от той политики, которую оно проводило еще лет 15 назад в области прав человека. Все больше и больше нарушений. Соединенные Штаты не могут не обращать внимания на это. И соответствующая реакция идет со стороны Москвы. Что касается Белоруссии, на мой взгляд, чем хуже отношения между Соединенными Штатами и Москвой, тем хуже это для демократии в Белоруссии. Ведь это позволяет белорусскому руководству играть на противоречиях, демонстрировать свою преданность России и получать какие-то дивиденды для сохранения режима.

 - С другой стороны, а не поспособствует обострение отношений между США и Россией  «перезагрузке» отношений с Белоруссией?

 - Вряд ли. Я не думаю, что Вашингтон рассматривает Белоруссию как некий форпост в отношениях с Москвой. И для того, чтобы укрепить свое геополитическое положение, закроет глаза на происходящее в Белоруссии с правами человека и демократией.  

 - Джон Керри известен как сторонник точечных санкций в отношении правящих кругов Белоруссии. Могут ли с его приходом в главы Госдепа эти санкции расшириться?

  Я не думаю, что санкции могут быть введены напрямую, когда в Белоруссии ничего не произойдет. Это маловероятно, мне кажется. И все же нельзя исключать, что они могут быть расширены, но только в том случае, если в Белоруссии состояние дел с демократией и правами человека еще более ухудшится», - резюмирует  политолог Андрей Федоров в интервью «Радио Рация».

С 27 по 29 января в Минске находилась делегация Госдепартамента США во главе с координатором программы помощи США странам Европы и Евразии Дэниэлом Розенблюмом, пишет «Белорусский партизан». Накануне А.Лукашенко встретился с главой МИД Владимиром Макеем, у которого "особо" интересовался перспективами взаимоотношений Белоруссии с Европейским союзом и США.  А еще раньше, 21 января, Лукашенко встретился с четырьмя американскими политологами: Гленом Говардом - президентом Jamestown Foundation, Владом Сокором из этого же фонда, Янушем Бугайским из Центра стратегических и международных исследований и Григорием Иоффе, профессором Рэдфордского университета. И все это – в течение буквально одной недели. Невольно напрашивается вопрос: Лукашенко пытается разморозить отношения с Западом?

Издание опубликовало тематическое интервью в экс-кандидатом в президенты Белоруссии, лидером кампании «Говори правду» Владимиром Некляевым.

 «- Лукашенко просто необходимо хоть какое-то продвижение на западном направлении, чтобы ослабить капкан, в который он попал на направлении восточном, - считает Некляев. -  Снова сесть на любимые "качели". При этом нужно сделать вид, что это не он ищет контакты с Западом, а Запад без него не может обойтись. Отсюда и возникли "американские политологи", которые 21 января (за неделю до приезда официальной делегации) как с дуба упали в Минск. Официальная американская сторона прокомментировала это так: "Конституция США не запрещает американским гражданам, частным лицам, контактировать как с неправительственными, так и с правительственными организациями".

« - И США, и Евросоюз неоднократно подтвердили свою принципиальную позицию: без освобождения политзаключенных отношения останутся на прежнем уровне. Говорит ли такой представительный десант о том, что Минск готов пойти на уступки?

-  Представители официальной американской делегации говорили прежде всего о том, что США не изменит свою принципиальную позицию: сначала освобождение политзаключенных – потом все остальное.  Говорилось также о том, что после освобождения нынешних политзаключенных не должно быть новых. То есть, говорилось о тех шагах, которые должны последовать вслед за первым шагом к возобновлению более-менее нормальных отношений.

- Политолог Андрей Федоров полагает, что разворот к Западу вызван определенным дискомфортом в отношениях с Россией. Вполне вероятным эксперту пре авляется желание Минска вернуться к взаимодействию с МВФ, поскольку только в текущем году стране предстоит выплатить по кредитам 3,1 млрд. долларов. Ситуация настолько критическая, что готов брать деньги у своих врагов?

-  Да, удавка кредитов, долгов затягивается, и не только политологи понимают, какими именно расчётами движим Минск в желании снова хоть как-то "подружиться" с Западом. Но чем бы он ни был движим, американская сторона не отказывается от переговоров, поскольку заинтересована в улучшении общей ситуации в Белоруссии.

- Андрей Федоров проводит заметную аналогию с августом 2008 года, когда освобождение последних политических узников привело к заметным подвижкам на западном направлении. Готов ли Минск сделать шаг навстречу – в прошлое? Тем более, что первым тогда, в 2008-м, посетил Белоруссию заместитель помощника госсекретаря США Дэвид Меркел.

- Минск делает вид, будто готов не то что шагнуть, а прыгнуть навстречу, но и в США, и в ЕС помнят: после встречи с тогдашним верховным представителем по общей внешней политике и политике безопасности ЕС Хавьером Соланой Лукашенко соврал, будто Запад не выдвигал ему никаких (кроме освобождения политзаключенных) условий. Мол, обо всем (прежде всего ,о кредите МВФ) договорились, исходя из того, что Европе просто не обойтись без Белоруссии. На само деле тогда он  выдвигаемых (на которые согласился) условий просто не выполнил, и на этот раз Запад, разумеется, не может дать себя обмануть", - резюмировал Владимир Некляев в интервью «Белорусскому партизану».

Внутренняя политика: облегчат ли изменения в избирательном законодательстве жизнь оппозиции?

Президент Белоруссии Александр Лукашенко считает возможным совершенствование избирательного законодательства, но исходя из интересов белорусского общества, а не по чьей-то указке, пишет «Белорусский партизан».  "Нам следует отбросить все политизированные, надуманные и навязываемые извне установки. Но при этом внимательно проанализировать предложения, которые соответствуют нашим национальным интересам и которые мы можем сегодня принимать", - заявил А.Лукашенко в четверг на совещании по вопросу совершенствования избирательного законодательства.

"Можно присмотреться и к рекомендациям ОБСЕ, выработанным по итогам наблюдения за парламентскими выборами 2012 года", - цитирует Лукашенко издание. Однако, по его словам, "это не означает, что мы согласны со всеми подходами ОБСЕ". "Мы прекрасно понимаем, чего хотят от нас люди из ОБСЕ, мы это уже на практике пощупали", - заявил А.Лукашенко. "Поэтому, реагируя на их замечания, а там, естественно, есть нормальные замечания, мы должны видеть тот подтекст, который стоит за этими предложениями", - добавил президент.

А.Лукашенко подчеркнул, что "мы совершенствуем наше национальное законодательство исходя из интересов белорусского общества, а не по чьей-то указке", говорится в статье. Глава государства напомнил, что на основании действующего с 2000 года Избирательного кодекса в Белоруссии были проведены четыре парламентские кампании, один республиканский референдум, трижды проходили выборы главы государства и депутатов местных Советов. "Несмотря на упреки наших оппонентов, проведенные в соответствии с кодексом выборы были честными и открытыми, позволили обеспечить волеизъявление белорусского народа", - сказал А.Лукашенко. По его словам, это свидетельствует о том, что "в целом у нас выработан правовой механизм организации и проведения выборов, он работает достаточно четко и эффективно". Заявив о возможности совершенствования избирательного механизма,  он отметил, что его совершенствование "не должно привести к ломке уже устоявшихся и стабильно функционирующих институтов".

«На мой взгляд, это своего рода ритуальные танцы перед Западом. – заявил в комментарии «Белорусскому партизану» политолог Павлюк Быковский. -  Дескать, белорусская сторона по своей доброте душевной решилась в очередной раз подправить Избирательный кодекс, даже готова рассмотреть рекомендации ОБСЕ. Вот за это нас и любите. А что касается отказа от кардинальных изменений, то это вполне соответствует нашему застойному времени.

«Интересно, что было предложение по наделению общественных объединений правами партий, - отметил политолог.  -  Это как бы черный ход для "Белой Руси" (провластное общественное объединение – Ostkraft), которой Лукашенко уже порядка десятилетия отказывает в реализации мечты стать партией.  Но ведь не зря Лукашенко им в этом отказывает.  Он не хочет институциализации партии власти, которая рано или поздно попытается стать профсоюзом правящей бюрократии. Для модернизации правящего режима необходимо делать что-то в этом направлении, в современном государстве один человек не может решать за всех и вся, это, как минимум, не эффективно. Но это значит поделиться властью, а Лукашенко совершенно на это не согласен».

 Белорусская власть упрощает для себя правила игры на выборах, заодно выбивая почву из-под ног оппозиционеров-бойкотистов и заставляя кандидатов раскошеливаться на агитацию, пишут «Белорусские новости». Такова суть изменений в избирательное законодательство, проект которых обсуждался 31 января на совещании у главы государства.  Законопроект, в основу которого легли наработки Центральной комиссии по выборам, еще будут шлифовать до мая, но в принципе все уже ясно. Независимые эксперты единодушны во мнении, что поправки — косметические. Выборы не станут более прозрачными, возможности оппозиции ухудшатся.

На совещании официальный лидер показал традиционный консерватизм, повторив свою излюбленную мысль, что ничего не надо ломать, тем более в угоду загранице, продолжает издание. Хотя ломать его подчиненные и так ничего не собирались.  Но Лукашенко забраковал даже отнюдь не революционную идею дать право выдвигать кандидатов в депутаты республиканским общественным объединениям.  Этот «облом» глава ЦИК Лидия Ермошина тут же изящно подала как уступку политическим оппонентам, которые-де «активно возражали против данного новшества».

Действительно, говорится в статье, идею критиковали, но прежде всего как попытку пролоббировать режим наибольшего благоприятствования для проправительственного РОО «Белая Русь». В общем же, как отметил в комментарии издание сопредседатель инициативы «За справедливые выборы» Виктор Корнеенко, этот пункт для оппозиции не был принципиальным.  В итоге президент, как видим, решил не баловать даже функционеров «Белой Руси», к амбициям которых он относится настороженно. И без этой привилегии члены организации взяли 63 мандата из 110 в нынешнем составе Палаты представителей.

Что же касается оппонирующих режиму общественных объединений, то из крупных зарегистрированных структур, которые могли бы воспользоваться забракованной новацией, можно назвать разве что движение «За Свободу» Александра Милинкевича, пишут «Белорусские новости». Но во время минувшей парламентской кампании оно и так имело когорту неформальных выдвиженцев. К тому же надо учесть, что подарок, полученный в 2010 году партиями, когда их возможности выдвигать кандидатов через свои руководящие органы расширились, оказался троянским конем. Оппозиционные партии пошли легким путем и стали игнорировать выдвижение через сбор подписей граждан. То есть ослабили и так не ахти какую мощную работу в массах (ради которой, как утверждают, и ввязываются-то в кампании с заранее известным итогом).

А вот оставшееся в пакете предложение увеличить личные избирательные фонды кандидатов в президенты и парламентарии, а также разрешить образовывать такие фонды кандидатам в депутаты местного уровня выглядит внешне прогрессивным, продолжает издание.  Но это лишь на первый взгляд. На самом деле, полагает Виктор Корнеенко, «здесь очевидно желание власти больше не предоставлять оппозиции средства из бюджета на проведение ее избирательной кампании». Теперь предполагается, что кандидаты сами будут раскошеливаться на листовки и плакаты. На практике фору получат лояльные властям кандидаты. Их проспонсировать — дело техники, а вот источники фондов оппозиционных конкурентов будут изучаться под лупой. Нещадно поротый бизнес давно отучен давать деньги «пятой колонне». Сами же выдвиженцы от оппозиции в большинстве случаев бедны как церковные мыши: безработные, пенсионеры — те, кому нечего терять. В их фондах будет гулять ветер.

Наконец, власти обложат красными флажками ту часть оппозиции, которая пытается досадить им бойкотом, говорится в статье. По сообщению пресс-службы президента, участники совещания «согласились с предложениями ЦИК о том, что данная деятельность, направленная на срыв выборов, должна быть выведена из избирательного законодательства и из предвыборной деятельности как таковой и вестись отдельно, но не кандидатами в депутаты».  Иначе говоря, если в прошлом году хотя бы часть бойкотистов прорвалась на телеэкран и в радиоэфир, то впредь такой фокус не выгорит. Агитировать же за бойкот на улицах — значит подпадать под действие де-факто запретительного закона о массовых мероприятиях.

 Остается добавить, что власти намерены перейти к принципу относительного большинства на парламентских выборах уже в первом туре, пишут «Белорусские новости». Проще говоря, не обязательно будет набирать 50% плюс один голос.  В итоге казна сэкономит деньги, а «вертикаль» не так будет напрягаться по поводу явки. Бойкотируйте на диване сколько влезет, одобренный верхами кандидат все равно железно пройдет на раз!

Вот, собственно, и все «фишки» проекта, отмечает издание. Иначе говоря, затыкаются даже те мелкие щели, что позволяли оппозиции хотя бы локально навязывать свою игру, как это было с прорывом бойкотистов в СМИ на выборах-2012.  Принципиальные предложения демократического сообщества — гарантировать представительство оппозиции в избиркомах, обеспечить прозрачный подсчет голосов, возможность для наблюдателей видеть каждый бюллетень, сократить досрочное голосование — властями даже не рассматриваются.  Так, недавно было отвергнуто предложение провести общественное обсуждение поправок в избирательное законодательство. Сейчас ряд партий и движений готовят совместный альтернативный законопроект, который собираются представить в Национальный центр законодательства и правовых исследований. Но незавидную судьбу этого документа легко предугадать.

По мнению Виктора Корнеенко, руководство Белоруссии вновь упускает возможность приблизить страну к цивилизованному миру, улучшить отношения с Западом, а также повысить степень своей международной легитимности, говорится в статье. Ведь в случае реализации ключевых альтернативных предложений, которые под разным соусом уже не раз передавались властям, инициаторы из демократического сообщества были готовы признавать итоги выборов, кто бы на них ни побеждал.  К слову, многое можно было бы решить даже без изменения законов, на уровне постановлений ЦИК, «все упирается в политическую волю», подчеркивает Корнеенко.

Да, загвоздка одна, но капитальная, пишут «Белорусские новости»: Лукашенко, человек в принципе подозрительный к новациям, менее всего склонен превращать в лабораторию для демократических экспериментов электоральные кампании.  Отлаженный механизм «элегантных побед» — это для бессменного президента Белоруссии святое. Можно заменить какую-то гайку, смазать втулки, но не более. Лукашенко исходит из аксиомы, что никто не может покуситься хотя бы на толику его безраздельной власти над страной.  Поэтому белорусские выборы и после грядущей перелицовки законодательства останутся игрой с заранее известным итогом, резюмирует издание.

В каком случае члену международной организации может грозить уголовная ответственность и почему норма о преобразовании общественного объединения в политическую партию будет «мертвой» — Палата представителей собирается рассмотреть поправки в законы о деятельности политических партий и других общественных объединений, пишет «Завтра твоей страны».

Законопроект «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений» Палата представителей планирует рассмотреть в первом чтении на весенней сессии, продолжает издание. Об этом сообщила   заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Тамара Красовская.

Самый большой сюрприз приготовлен в законопроекте для организаций, которые регистрируются как международные за пределами Белоруссии, отмечает издание. Например, «Правовая помощь населению» и «Союз – Чернобыль Беларусь», — на Украине, Независимый институт социально-экономических и политических исследований — в Литве, а «Молодой фронт» — в Чехии.  Предполагается введение такого понятия, как отделение международного общественного объединения и его статуса. Как отмечают эксперты Центра правовой трансформации, эти отделения создаются для представления интересов международной организации на территории Белоруссии и исключительно здесь осуществляют свою деятельность, что должно соответствовать республиканскому статусу, а не международному, как в действующем законодательстве. Законопроект предусматривает также, что если политическая партия, общественное объединение или их союзы в течение трех лет не предоставляют ежегодную информацию о своей работе в соответствующие органы, то это может стать основанием для ликвидации.

Предполагаемые изменения, говорится в статье — это реакция на ухудшение экономической и социально ситуации, считает председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько. «Для власти это стратегия — контролировать буквально все. Вот почему «гайки» зажимаются и через законодательство, и через правоприменительную практику: чем меньше возможностей для деятельности политических партий и общественных организаций, тем больше комфорта для власти», — резюмирует лидер ОГП.

Теперь, говорит Анатолий Лебедько, все будет зависеть от того, каков политический заказ, пишет «Завтра твоей страны». «Власть, с одной стороны, заинтересована в наличии видимости, что в стране есть политические структуры, а с другой стороны — чтобы у них было меньше пространства для деятельности», — считает эксперт.

 Заместитель председателя Правозащитного центра «Весна» Валентин Стефанович полагает, что регистрация организаций за границей и сейчас ничего не дает, поскольку в любом случае ее необходимо регистрировать в Белоруссии, продолжает издание. «А предполагаемые нововведения просто исключают всякие нюансы и создают дополнительные основания к ликвидации политических партий», — говорит эксперт.  Он связывает внесение изменений и дополнений с тенденцией последних двух лет после 19 декабря 2010 года, когда законодательство в разных сферах, касающихся прав человека, «будь то свобода ассоциаций или мирных собраний, идет по пути ужесточения».

«К сожалению, никаких подвижек в области либерализации законодательства и в сфере прав человека мы не наблюдаем и, наверное, не скоро будем наблюдать  , — цитирует издание Валентина Стефановича. — Законодательство фактически делает невозможной реализацию белорусами права на свободу собраний, в том числе и права на высказывание своего мнения. У нас много законов, которые просто нивелируют положения Конституции, гарантирующей различные права. В этом плане ситуация очень похожа на СССР, в Конституции которого тоже очень много всего было написано про свободу собраний, но заключались они в членстве в официальных советских профсоюзах и участии в первомайских демонстрациях».

Проект закона предлагает и такую новацию, как возможность преобразования общественного объединения в политическую партию, пишет «Завтра твоей страны». Недаром в последнее время из уст чиновников самого разного ранга звучат заявления о необходимости превращения общественного объединения «Белая Русь» в политическую структуру. «Однако мои прогнозы в этой части скептические, — говорит юрист Юрий Чаусов. — Есть политическое решение руководства страны затормозить процесс преобразования «Белой Руси». И даже если в законе такая возможность появится, она будет «мертвой». В случае появления политического решения «Белая Русь», по словам эксперта, могла бы быть преобразована в политическую партию «одним щелчком и без законодательного урегулирования — запрета на такое преобразование нет».

Юрий Чаусов подчеркивает: новый законопроект о деятельности политических партий и других общественных объединений не стоит рассматривать как признак оттепели или, наоборот, замораживания политической ситуации. «Вопросы о либерализации решаются на уровне политического решения, а в законах оно только оформляется», — резюмирует  эксперт в интервью «Завтра твоей страны».

Экономика: по каким рецептам пройдёт приватизация?

Государственный комитет по имуществу предлагает выставить на продажу миноритарные пакеты акций ОАО "Беларуськалий" и "Нафтан", пишет «Белорусский партизан». Грандиозной эту распродажу назвать все-таки нельзя, скорее - пробным шаром и попыткой решить грандиозные финансовые проблемы малыми дозами. Об этом заявил 30 января на заседании коллегии комитета его председатель Георгий Кузнецов.   "Мы предлагаем продать небольшие доли "Нафтана", "Беларуськалия", — сказал Кузнецов, подчеркнув, что реализация этих пакетов акций позволила бы выполнить задание по приватизации на 2013 год.

 При этом председатель Госкомимущества отметил, что предложение комитета пока не получило одобрение на всех уровнях, продолжает издание: "Дальше Совмина и Минэкономики вопросы не двигаются". По мнению Георгия Кузнецова, выполнение приватизационного плана на 2013 год зависит от принятия соответствующего политического решения.

 Напомним, говорится в статье, важнейшие показатели прогноза социально-экономического развития на 2013 год, утвержденные указом президента № 418, предусматривают привлечение прямых иностранных инвестиций в размере 4,5 млрд. долларов. В ноябре 2012 года правительство поручило Госкомимуществу подготовить и внести в Совет министров предложения о перечне объектов, приватизация которых позволит привлечь в страну не менее 2,5 млрд. долларов США.  В 2012 году, несмотря на обязательства перед Антикризисным фондом ЕврАзЭС, предоставившим Белоруссии кредит, правительству не удалось выручить от приватизации 2,5 млрд. долларов. По данным за январь—ноябрь, от продажи акций, принадлежащих государству, поступило лишь 1,8 млн. долларов.

 Новая белорусская концепция создания ТНК на базе белорусских и российских предприятий позволит не только выполнить обязательства перед Антикризисным фондом (АКФ) ЕврАзЭС по приватизации на $ 4,5 млрд, но и соблюсти завет Александра Лукашенко о приватизации не по «навязанным стандартам», пишет «Солидарность».

Визит вице-премьера правительства РФ Аркадия Дворковича для обсуждения хода реализации совместных проектов запланирован на 11-12 февраля, отмечает издание. Предполагается, что Дворкович посетит МАЗ, Минский завод колесных тягачей. Известно также, что российская сторона теоретически интересуется приватизацией ОАО "Нафтан", "Гродно Азот", "Мозырский НПЗ", "Белшина", "Гомельтранснефть "Дружба", "Гомельский химический завод" и других.

Концепцию совместных проектов премьер Мясникович сформулировал после встречи с Дворковичем в ноябре 2012 года следующим образом: "мы рассматриваем приватизацию как диверсификацию производства, как интеграцию в транснациональные корпорации, а не механизм зарабатывания денег для того, чтобы покрыть какие-то сиюминутные вещи", говорится в статье. Общий тренд понятен. Минск по сути заявил о продаже, что называется, в одни руки российским компаниям своих ведущих активов, чем уже обеспечил лояльность Кремля, причем, может, даже и не для "зарабатывания денег".

Косвенным подтверждением тому является четвертый транш кредита АКФ на $440 млн, который поступил в Белоруссию 31 января, пишет «Солидарность». О том, что положительное решение по данному кредиту принято, было объявлено еще в конце прошлого года. А вот денег все не было. Они пришли в Минск аккурат в тот день, когда белорусский премьер с таким энтузиазмом говорил о скором создании СП и ТНК с российскими компаниями.

 Пожалуй, концепция внедрения на глобальный рынок не для зарабатывания денег через присоединение к российским компаниям поинтересней очередного перечня Госкомимущества (ГКИ), о котором на днях говорил его председатель Георгий Кузнецов, отмечает издание. Содержание перечня неизвестно, зато известно, что ГКИ ожидает получить  5 млрд от продажи госпакетов акций в 2013 году. И также известно, что ведомство предложило выставить на продажу миноритарные пакеты двух ведущих предприятий страны – "Нафтана" и "Беларуськалия". Наличие этих громких названий обеспечило резонанс в СМИ. Хотя еще в конце 2012 года первый вице-премьер Владимир Семашко заявлял о готовности властей к продаже 10-15% акций "Беларуськалия" и контрольного пакета "Нафтана". Впрочем, ГКИ уже третий год предлагает аналогичные приватизационные списки, а их никто не принимает во внимание. Что и понятно: за весь 2012 год были проданы акции лишь одного предприятия республиканской собственности – ОАО "Оршанский авиаремонтный завод".

 Размер предложенных к продаже миноритарных пакетов "Беларуськалия" и "Нафтана" ГКИ не называет, понятно, что это будут совсем небольшие пакеты, говорится в статье. Интересно, что при этом ГКИ не задумалось: а кому такие маленькие пакеты могут быть нужны?  Теоретически можно предположить, что маленький пакетик акций "Беларуськалия" или "Нафтана" мог бы купить богатый белорусский бизнесмен (в последнее время белорусские власти такую продажу поощряют) – например, в расчете на дальнейшую их перепродажу стратегическому собственнику. Но для этого у него должны быть, по белорусским меркам, очень солидные деньги, которых у него быть не может и которые он может только взять в долг у будущего же собственника.  А с продажей миноритарного пакета "Беларуськалия" еще сложнее. Это предприятие давно находится в орбите интересов не только крупного российского бизнеса, но и Кремля, под патронатом которого недавно свершился передел российского калийного рынка.

Так что приватизация таких предприятий, как "Нафтан" и "Беларуськалий" потребуют от белорусской власти особого искусства, отмечает издание. Поэтому и неудивительно, что предложения ГКИ по продаже их миноритарных пакетов "дальше Совмина и Минэкономики вопросы не двигаются", как посетовал глава ГКИ Кузнецов. Тем более, что ведь наша приватизация должна быть не по "навязанным рецептам", резюмирует «Солидарность».

Белоруссия в 2013 году планирует привлечь прямых иностранных инвестиций на 4,5 млрд. долларов, пишут «Белорусские новости». Государственный комитет по имуществу (ГКИ), выполняя поручение правительства, предложил привлечь инвестиции путем продажи пакетов акций крупных белорусских госкомпаний. Но дойдет ли дело до заключения реальных сделок?  

В настоящее время специалисты Госкомимущества дорабатывают по поручению Совмина перечень предприятий, продажа которых позволила бы выполнить требование Антикризисного фонда ЕврАзЭС и привлечь от приватизации в 2013 году 2,5 млрд. долларов, продолжает издание. Председатель ГКИ Георгий Кузнецов заявил, что комитет предлагает выставить на продажу миноритарные пакеты акций «Беларуськалия» и «Нафтана».

За последний год это уже вторая попытка госорганов выставить на продажу пакеты акций крупных госпредприятий, говорится в статье. В феврале 2012 года также существовал проект перечня госпредприятий, которые правительство предлагало приватизировать. Ровно год назад  госорганы панировали выставить на продажу акции таких крупных предприятий как МАЗ, БелАЗ, упомянутого выше «Нафтана». Однако, до продажи «фамильного серебра» дело в прошлом году так и не дошло – президент не одобрил представленные предложения по продаже госактивов.

В связи с этим в 2012 году подходы к приватизации были пересмотрены, пишут «Белорусские новости».  По решению президента правительство отказалось от утверждения списков приватизируемых госпредприятий, акции которых могут быть проданы. Как следствие, был реанимирован старый механизм приватизации, действовавший до подготовки приватизационных списков. Суть этого механизма состоит в том, что не государство предлагает активы для приватизации, а инвесторы, заинтересованные в приобретении госпредприятия, должны выходить с соответствующими предложениями. Однако, время показало, что инвесторы не стремятся инициировать приватизационные сделки на территории Белоруссии.

«Со стороны крупных инвесторов не видно большой активности. Большинство из них говорит о том, что пусть нам предложат проекты, а мы потом посмотрим. С чем связан такой реактивный подход со стороны инвесторов? Сказывается исторический опыт: приватизационные процессы, которые анонсировались ранее, запущены не были», —цитирует издание директора инвестиционной компании «Юнитер» Романа Осипова. По мнению эксперта, настроения потенциальных инвесторов могут измениться, если в Белоруссии будут заключены значимые приватизационные сделки. «Даже одна крупная, показательная приватизационная сделка способна изменить настроения инвесторов», — полагает Роман Осипов.

В настоящее время, отмечает эксперт, инвестиционная активность, которая существует в стране, сконцентрирована главным образом на гринфилдах (проектах, которые инвестор создает на чистом поле, то есть с нуля), говорится в статье.  «Ситуация для реализации гринфилдов достаточно благоприятная. Инвесторам, которые начинают новые проекты, предоставляются льготы. Кроме этого, немаловажно, что местные власти за собственный счет создают инфраструктуру, необходимую для создания новых производств», — говорит Роман Осипов.

Что касается реализации приватизационных проектов, то здесь необходимо пересмотреть условия их реализации, пишут «Белорусские новости». На примере «Беларуськалия», акции которого сегодня предлагается продать, в частности, видно, что сделка вряд ли может быть заключена из-за ценовых параметров. Белорусские власти в прошлом году просили за «Беларуськалий» 30-32 млрд. долларов, осенью выяснилось, что цена предприятия может составлять 33-36 млрд. долларов, а если калийный рынок «восстановится», то и 40 млрд. долларов. За 25% акций «Беларуськалия» Александр Лукашенко в прошлом году просил 8,5-9 млрд. долларов.

Между тем, многие российские эксперты, профессионально изучающие калийный рынок, отмечают, что цена, которую просит за «Беларуськалий» белорусская сторона, — завышена, продолжает издание. «В случае продажи блокирующего пакета его стоимость могла бы составить порядка 5-7 млрд. долларов», — полагает аналитик российской инвестиционной финансовой компании «Метрополь» Сергей Фильченков.  Аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов придерживается схожего мнения и также считает сумму, которую просят белорусские власти за калийный актив, завышенной. «Другие компании, которые имеют сопоставимые с «Беларуськалием» мощности, стоят меньше», — констатирует Юминов.

Экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Мария Акулова считает, что государство должно гибко подходить к цене продаваемых активов, пишут «Белорусские новости». «Государство продолжает смотреть на приватизацию исключительно с фискальной точки зрения, не учитывая другие плюсы, которые связаны с привлечением прямых иностранных инвестиций. Мы должны показать, что готовы гибко подходить к цене и принимать во внимание независимую оценку», — отмечает Акулова.  В противном случае, полагает эксперт, шансы на заключение приватизационных сделок будут минимальны. Кстати, в 2012 году от продажи акций, принадлежащих государству, в казну поступило 1,8 млн. вместо запланированных 2,5 млрд. долларов.

Нынешняя ситуация, когда во главу угла ставится фискальный результат приватизационных сделок, является проявлением старого мышления, отмечает издание. Процесс разгосударствления госсобственности по-прежнему не воспринимается властями как направление, необходимое для повышения эффективности экономики. «Существующие планы по продаже акций госпредприятий вызваны необходимостью выполнять требования Антикризисного фонда ЕврАзЭС, а не стремлением проводить структурные реформы в экономике. Белорусская приватизация носит пока вынужденный характер, поэтому рассчитывать можно лишь на какие-то единичные сделки», — подытожила Мария Акулова.

Другие публикации


11.04.24
08.03.24
07.03.24
06.03.24
05.03.24
VPS