Документы

Лукашенко о себе: «Пока всё складывается так, что Евразийскому союзу скорее быть»

18.01.2013 22:59

Обзор белорусских СМИ

Пресс-конференция президента: «Лукашенко уже не тот – нет драйва»

Пять часов тянулась пресс-конференция Александра Лукашенко 15 января, но ничего нового цивилизованному миру он так и не сказал, пишет «Белорусский партизан». Среди откровений можно отметить лишь фразы типа "по своей профессии я почти профессиональный футболист… За время президентства я научился бегать на лыжах, роликах и играть в хоккей. Это президентские мои приобретения. А на музыку времени не хватает… Я уже не музыкант!". Но незначительными штрихами, неосторожными фразами Лукашенко вновь подтвердил народную мудрость - в его возрасте уже не меняются. Лукашенко не только сам не меняется, но не намерен менять устои в стране.  Пятичасовой марафон белорусского правителя проанализировал в интервью изданию политический обозреватель Александр Класковский.

«— Ритуальное действо под названием «пресс-конференция», длившееся аж пять часов, можно уместить в одну фразу: как есть, так и будет, ничего меняться не будет. Может быть, Александру Лукашенко в год бережливости следовало бы более бережливо отнестись к чужому времени, а не транжирить его на переливание из пустого в порожнее?

— Формат, конечно, несовременный. В духе авторитарных вождей типа Фиделя Кастро и Уго Чавеса. Но золотые времена упомянутых трибунов уже позади, да и Лукашенко уже не тот, нет драйва. А главное, нет свежих мыслей. Современному лидеру лучше выступать перед журналистами и публикой чаще и короче, как это делают, например, американские президенты.  Пиарщики Лукашенко перед мероприятием подстраховались, создали подушку безопасности: было много вопросов-заготовок от лояльных СМИ. Первые два часа только им слово и давали.  Еще, наверное, и поэтому пресс-конференция тянулась сверх всяких разумных пределов. Пять часов – наверное, это рекорд. Думаю, отдельным министрам в годах даже чисто физиологически такое время выдержать тяжело.

— Вы лично услышали за пять часов хоть что-то новое для себя?

— Лукашенко пытался предстать помудревшим, более толерантным, склонным выслушивать разные точки зрения.  Много говорил о модернизации. Но оказалось, что он пытается влить новое вино в старые мехи. И в итоге открытым текстом сказал, что не верит в рынок, боится уводить государство из экономики, надеется добиться модернизации кнутом. Вдобавок он вообще примитивно понимает модернизацию, что было видно по рассуждениям о модернизации столичного «Камволя». Свою главную заслугу он видит в том, что не дал разрушить старые советские стены, которые даже бронебойным снарядом из танка Т-72 не прошибешь. Надо отремонтировать старые стены и поставить новые станки – вот парадигма модернизации по Лукашенко.    Он подчеркивал, что нужен спрос: за невыполнение задач – голова с плеч, и тогда можно надеяться на результат. Но результат может оказаться плачевным. В 21 столетии пытаться добиться мировой конкурентоспособности средневековыми методами – задача нереальная.

— Лукашенко якобы недавно узнал, что валюту в обменниках скупают пенсионеры.  .

—   Человек ушел во власть, в мир дворцов и прислуги, когда страна была в постсоветской разрухе, и многих нынешних реалий, спустя почти два десятилетия, он просто не знает. Его периодическое общение с народом в кольце охраны — спектакль. Никакой обратной связи нет. Мне запомнилась его реплика «Зачем вам валюта?», обращенная к белорусам на пике финансового кризиса 2011 года. Он говорил, что ему стыдно за соотечественников, когда народ сметал все с полок в том же году. Относительно недавно он публично рассуждал, что нечего жаловаться на тарифы ЖКХ: и так дает много воды по низкому тарифу — по бочке на человека в сутки. На самом деле, норма в 140 литров — это пустяк, если надо дважды принять душ, пару раз прокрутить в стиралке белье для грудничка, плюс мытье посуды, пользование унитазом… Конечно, в резиденции и бассейн налить не проблема. Но факт то, что жизнь обычного белоруса Лукашенко уже слабовато представляет.

— Отдельные эксперты усмотрели скрытую угрозу Лукашенко в адрес Литвы и Варшавы, когда речь зашла о малом приграничном движении. Лейтмотив внешней политики прекрасно вписывается в одну фразу: "Наши тесные отношения с Китаем всегда будут встречать большие противоречия, противостояние. Потому что Евросоюз категорически не приемлет продвижение Китая к их границам, даже экономически. Наверное, с Россией есть, естественно, какие-то противоречия". Одним словом, враги, кругом враги…

— Белорусский МИД и раньше не скрывал, что увязывает соглашения о малом приграничном движении с политическими вопросами. Якобы хотят наказать Литву и Польшу якобы за плохую политику в отношении официального Минска, а ведь наказывают белорусов, которые лишены права выезжать за границу по упрощенной схеме. В отношении соседних стран ЕС белорусское руководство систематически применяет мелкий и крупный шантаж. Поляков стараются прижать вопросом диаспоры, например, известна эпопея с преследование нелояльного Союза поляков. Литовцев периодически пугают переброской транзита на порты России и Украины. Лукашенко упорно хочет навязать Европе «реалполитик», то есть, чтобы та сняла политические претензии. А то, что Лукашенко готов поддерживать отношения с Китаем даже вопреки недовольству  Москвы, говорит о дефиците инвестиций. Ведь сальдо торговли с Китаем у Белоруссии отрицательное. Минск держится за партнерство с Пекином потому, что китайцы все же готовы инвестировать. Но при этом китайцы, как известно, навязывают свою продукцию и свои услуги. Они дают связанные деньги, под свое оборудование и свою рабочую силу. Но Минску, судя по всему, выбирать не приходится. Западный капитал сюда не ринется, а российский, напротив, может поглотить в два счета.

— «Мы стабилизировались». «Будет Лукашенко столько сроков, сколько вы его изберете». Это означает только одно: ни в экономике, ни в политике Лукашенко ничего менять не собирается. И уходить не собирается: «путался 20 лет у вас под ногами», и не собирается на этом останавливаться. Получила ли оппозиция пищу для размышления, для действий?

— Это надо спрашивать у самой политической оппозиции. Я бы поставил вопрос так: а есть ли у нее чем жевать эту пищу? Если серьезно, не стоит требовать от оппозиции невозможного. Против лома нет приема. На пресс-конференции Лукашенко в очередной раз показал себя жестоким, беспощадным правителем, готовым удерживать власть любой ценой. Но против него работает его же упертость. В итоге режим треснет, когда сойдутся несколько факторов. И одним из них должна быть высокая готовность оппозиции к форс-мажорному развитию событий. Пока же надо работать по принципу “капля камень точит”, - подвёл итог Александр Класковский в интервью «Белорусскому партизану».

Официальный лидер, в свою очередь, демонстрировал миролюбие и уважение к СМИ, несколько раз назвал прессу четвертой властью, пишут «Белорусские новости». Подчеркивал, что готов советоваться и выслушивать разные точки зрения.  Кроме того, Лукашенко дал понять, что перегнул палку с «крепостническим» декретом № 9: «Я, может быть, слишком жестко обошелся с деревообработчиками». Признал, что, наверное, излишне критикует министров, из-за чего «складывается впечатление, что они ничего не делают».  Более того, отвечая на заочный вопрос «так называемой «Солидарности» (представителей этой зубастой интернет-газеты не пригласили), трижды покаялся за проблемы в экономике и внешнеполитическую изоляцию страны. 

На мой взгляд, главу государства действительно психологически травмировал, и довольно тяжело, финансовый обвал 2011 года, пишет автор статьи. Ведь хваленые 500 долларов средней зарплаты, ради которых насиловали экономику, пошли псу под хвост после двух сокрушительных девальваций.  Правда, причины этого обвала на пресс-конференции 15 января Лукашенко опять пытался свести к вывозу белорусами якобы трех миллиардов долларов на покупку за бугром подержанных легковушек накануне повышения пошлин в рамках Таможенного союза (подтекст: сами обыватели виноваты, да еще и братская Россия подвела под монастырь).  Но в целом президент подчеркивал, что сейчас не вмешивается в курсообразование и впредь не намерен так уж «наклонять» правительство за малый рост ВВП. 

О международных делах Лукашенко говорил скупо и в целом осторожно, отмечает издание. Хотя не удержался от укола, назвав российского посла Александра Сурикова «весьма экзотичным» в его публичных высказываниях о денежном уроне для Москвы из-за нашумевшего белорусского бизнеса на растворителях и разбавителях. 
Лукашенко также заверил, что «мы с Путиным и с премьер-министром России договорились по всем вопросам». 

По мнению независимых белорусских аналитиков, пишут «Белорусские новости»,  у Минска действительно пока неплохие шансы на продолжение российских преференций: Владимиру Путину волей-неволей придется проплачивать втягивание расчетливого белорусского партнера в проект создания Евразийского союза.  С другой стороны, Минск продолжит навязывать свою концепцию прагматичного диалога — с вынесением за скобки политических требований — обремененному финансово-экономическими проблемами Евросоюзу.  Так, Литву, которая со второй половины года начнет председательствовать в ЕС и при этом зарабатывает немалые деньги на перевалке белорусских грузов, Лукашенко мягко пошантажировал возможным переносом транзита в российские и украинские порты.  По его версии, литовцы и поляки сами виноваты, что не запущены соглашения о малом приграничном движении. Меньше надо придираться в политическом плане. А литовцы еще и «самолетик заслали» (имеется в виду прошлогодний «плюшевый десант»). 

Короче, когда на третьем часу мероприятия посыпались наконец острые вопросы от представителей негосударственных СМИ, Лукашенко стал вываливаться из запланированного имиджа вальяжного, добродушного и даже снисходительного властителя, говорится в статье.  Он начал перебивать журналистов, стараясь их обескуражить. А если те не терялись, то уходил от ответа по сути — например, когда зашла речь о перспективах освобождения политзаключенных.   «Что они должны сделать — это вы прочитайте в «Советской Белоруссии» (официальное издание администрации президента Белоруссии – Ostkraft), там все написано, что они должны сделать, чтобы выйти», — этот ответ выглядел, мягко говоря, не самым сильным из уст правителя, сконцентрировавшего в своих руках все мыслимые и немыслимые полномочия. 
И, если рассуждая о любви к детям, глава государства всячески подчеркивал свой добрый нрав, то, реагируя на острый вопрособ издевательствах над заключенными, де-факто вынес политических противников за рамки гуманизма: «Если участник массовых беспорядков — то и жаловаться нечего». 

Когда один из вопросов снова вернул Лукашенко к теме политзаключенных, он решил срезать журналистку «Немецкой волны»   убийственным выпадом, принуждая отвечать за весь Евросоюз: «В ы зачем Ливию разбомбили?.. Вы зачем Египет раком поставили?! Вы зачем Ирак уничтожили?! », напоминают «Белорусские новости».  Апофеозом же стала фраза о бесчисленных внешних врагах, которые вокруг Белоруссии  «ходят и зубами щелкают, как голодные волки стадами». Да, это уже мировоззрение, с которым действительно трудно обрести друзей. 

В общем, по многим темам получилось так, что президент начал за здравие, а кончил за упокой, отмечает издание. Хотел показать себя гуманистом и модернизатором, а в итоге предстал адептом административного кнута и пропагандистских клише времен холодной войны СССР с Западом.  И сколько ни звучит халвой слово «модернизация» в устах белорусского руководства, все равно приходит на ум крылатая фраза Шарля Талейрана о Бурбонах, которые «ничего не забыли и ничему не научились».

Экономика: Россия, как Остап Бендер, потребует у Белоруссии «массу мелких услуг»

Валовой внутренний продукт Белоруссии в 2012 году вырос на 1,5% вместо запланированных правительством 5-5,5%,  и составил 527,4 трлн. белорусских рублей, пишет «Белорусский партизан». Производство промышленной продукции в 2012 году увеличилось на 5,7% (годовой прогноз — 6-7%) до 621,9 трлн. рублей. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции составил 17,9% (13,5-14,5%).

 Выпуск сельхозпродукции хозяйствами всех категорий вырос на 6,1% (4-5%), сельхозорганизациями — на 7,4%, продолжает издание.  Инвестиции в основной капитал сократились на 13,8% до 151,9 трлн. рублей. Введено в эксплуатацию 4 млн. 484,7 тыс. кв. метров жилья (на 18,2% меньше прошлогоднего показателя).  Объем перевозки грузов транспортом (включая трубопроводный) уменьшился на 1,9% до 483,7 млн. тонн, розничный товарооборот вырос на 14% и составил 204 трлн. рублей.

 Напомним, в 2011 году по сравнению с 2010 годом прирост ВВП составил 5,5% при плане в 9-10%, говорится в статье.  Стоит отметить, что некоторые независимые экономисты считают, что на самом деле белорусский ВВП в 2012 году снизился. Об том свидетельствует попытка правительства "задним" числом увеличить данные по ВВП страны.

Население только за декабрь выгребло из ЗВР Нацбанка $263 млн, пишет Агентство финансовых новостей.  Чистая покупка наличной валюты со стороны населения в декабре 2012 года составила $181,2 млн. против $51,9 млн. в ноябре 2012 года.  Согласно данным Национального банка, в декабре 2012 года спрос на наличную валюту вырос на 14,7% по сравнению с ноябрем и составил $719,5 млн., предложение снизилось на 6,5% до $538,3 млн.

Кроме того, продолжает издание,  в декабре 2012 года население купило на чистой основе безналичной валюты на $82,2 млн. (против $43,9 в ноябре). Объем покупки безналичной валюты составил $105,7 млн. (на 37,9% больше, чем в ноябре), продажи – $23,5 млн. (на 28,2% меньше). Таким образом, чистая покупка наличной и безналичной валюты в декабре составила $263,4 млн. (против $95,8 млн. в ноябре).

В целом по итогам 2012 года чистая покупка населением иностранной валютой составила $684,5 млн., по наличной сложилась чистая продажа на $163,6 млн., по безналичной - чистая покупка на $848,2 млн, пишет АФН.

Модернизация изношенного белорусского промышленного потенциала, которую Александр Лукашенко распорядился провести в самые сжатые сроки, не имеет под собой реальной финансовой базы, пишет «Белорусы и рынок». Весьма вероятно, что власти надеются на российские деньги. Вопрос — в экономической и политической цене этих инвестиций.

На первом в наступившем году селекторном совещании, посвященном основным вопросам социально-экономического развития Белоруссии, премьер-министр страны Михаил Мясникович назвал важнейшим приоритетом для всей властной вертикали в 2013 г. модернизацию промышленных предприятий, продолжает издание.  Еще 11 сентября 2012 года, принимая правительство и Национальный банк с докладом о работе экономики, об оценке итогов 2012 г. и проектах прогноза, бюджета и денежно-кредитной политики на 2013 г., президент РБ Александр Лукашенко заявил, что к концу года "у каждого руководителя предприятия на столе должен лежать план модернизации этого предприятия с выходом на выпуск конкурентоспособной продукции, ориентированной прежде всего на импортозамещение и экспорт".

Понятно, что иных задач перед участвующими в селекторном совещании 3 января 2013 г. руководителями министерств, государственных комитетов и концернов, облисполкомов и Мингорисполкома премьер-министр поставить просто не мог, говорится в статье. В очередной раз продублировав наказ президента о том, что на каждом предприятии должен быть разработан план модернизации, он предложил Минфину и Минэкономики в самое ближайшее время определить объемы и источники финансирования модернизационных мероприятий, с тем чтобы в течение 2013 г. закупить максимально возможное количество оборудования и обеспечить ускорение темпов обновления производственных мощностей страны. Ведь именно развитие индустриального потенциала страны, насколько можно понять из высказываний высокопоставленных чиновников, и должно стать решающим фактором выполнения всех прогнозных показателей на текущий год. Из них определяющее значение имеют экспорт и внешнеторговое сальдо.

Напомним,  большинство упомянутых выше вопросов уже рассматривалось на селекторном совещании, которое состоялось 10 декабря 2012 г., пишет «Белорусы и рынок». Как проинформировал тогда его участников М. Мясникович, на проекты по модернизации в 2013 г. в госбюджете предусмотрено 13 трлн. Белорусских рублей (около 1,5 млрд. USD). Еще порядка 3 трлн. бел. рублей (около 350 млн. USD) планируется привлечь из инвестиционных фондов. При этом премьер тогда особо подчеркнул, что деньги эти следует вкладывать только в те проекты, которые дадут наибольшую и главное - быструю отдачу. В связи с этим средства предполагается направлять в первую очередь на инновационные и уникальные проекты, которые действительно смогут повысить конкурентоспособность национальной экономики. Эту мысль развил и выступивший следом министр экономики Николай Снопков. По его словам, чем эффективнее и стратегически важнее для государства тот или иной проект, тем на больший объем финансирования может рассчитывать реализующее его предприятие.

Важнейшей задачей, которую надлежит решить, является приближение Белоруссии к мировому уровню по производительности труда, отмечает издание. Глава Минэкономики выразил уверенность, что модернизация позволит к 2015 г. поднять производительность труда в организациях, проводящих ее, в 1,7 раза. А отдача составит 2 USD выручки на 1 USD вложенных средств. Однако в том, что касается источников финансирования модернизационных мероприятий, он высказал точку зрения, отличную от мнения главы правительства, заявив, что использование бюджетных средств должно рассматриваться в последнюю очередь. Сначала необходимо задействовать другие источники, например, средства от реализации неэффективно используемой госсобственности или собственности, от которой государство может безболезненно отказаться. Весьма важной статьей при должном внимании к ним могут стать и иностранные инвестиции.

Столь существенное различие в подходах к ключевой проблеме наводит на мысль о том, что полной ясности относительно источников модернизационных капиталовложений (как, впрочем, и объемов средств по каждому из них) в правительстве до сих пор нет, говорится в статье. Хотя два месяца назад, выступая на заседании Совмина, М. Мясникович заявил, что реальные источники финансирования, подтвержденные банками и финансовыми органами, должны быть определены до конца 2012 г. Без этого нельзя начинать никаких проектов по модернизации, "иначе это будет пустая трата денег и не будет должного экономического эффекта".

В результате на сегодня около 6,65 млрд. USD годовых инвестиций из обещанных премьером на заседании правительства 2 ноября 2012 г. 8,5 млрд. USD как бы повисают в воздухе (1,85 млрд. USD, как указано выше, должны поступить из бюджета и инвестиционных фондов), пишет «Белорусы и рынок». Еще больше неопределенности в этом плане с 20 млрд. USD инвестиций в основной капитал, которые записаны в прогнозе социально-экономического развития Белоруссии.

Между тем, напоминает издание,  еще не так давно казалось, что точки над "i" расставлены. В стране была утверждена программа развития промышленного комплекса на период до 2020 г. Общая сумма предполагаемых расходов на реализацию мероприятий этой программы определена в размере 83-90 млрд. USD. Почти 37% от этой суммы должны составить собственные средства модернизируемых предприятий. 35% планируется получить за счет иностранных инвестиций. Доля кредитных ресурсов определена в размере 24,5%.

Согласно утверждениям правительственных экспертов, все эти цифры не взяты с потолка, а достаточно серьезно обоснованы, говорится в статье. Основной приток средств для финансирования программы они ожидают получить за счет реформ в управленческой сфере, вхождения наших предприятий в транснациональные корпорации, продажи госсобственности и создания совместных предприятий. Возможность привлечения банковских кредитов, способность организаций обеспечивать их обслуживание и погашение, как было заявлено, также просчитаны. Проблемы могут возникнуть лишь в плане способности самих предприятий поддерживать инвестиционный процесс. Но специалисты Минпрома уверены, что за счет роста производительности труда, повышения качества выпускаемой продукции и освоения новых рынков сбыта заводы смогут решить такие вопросы, как пополнение оборотного капитала, рост прибыли и валютной выручки. Это и позволит изыскать необходимые средства. Помочь с мобилизацией денежных ресурсов для капиталовложений должны и инвестиционные фонды. Согласно последним нормативным актам, все организации вне зависимости от формы собственности будут принимать участие в их формировании, отчисляя в обязательном порядке 10% от налога на прибыль.

Со своей стороны, в Минэкономики считают, что одними из основных источников собственных инвестиционных средств предприятий должны стать амортизационные отчисления и чистая прибыль за вычетом фонда потребления, дальнейшее совершенствование налоговой системы, в том числе механизмов взимания основных налогов, а также оптимизация тарифов на топливно-энергетические ресурсы, концентрация ресурсов в рамках создаваемых холдингов, пишет «Белорусы и рынок». Что касается привлечения иностранных инвестиций, то их должны обеспечить структурные и институциональные преобразования в промышленности: увеличение доли инновационных высокотехнологичных производств в общем объеме производства до 15% в 2020 г., приватизация предприятий и реформирование крупных имущественных комплексов, формирование государственно-частного партнерства в энергетике, объектах, связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых.

Другое дело, что с момента обнародования документа многие независимые белорусские и зарубежные аналитики, учитывая нерыночный характер национальной экономики и командно-административные методы управления ею, выразили серьезные сомнения как в обоснованности самой программы развития промышленного комплекса РБ, так и в реальности источников ее финансирования, отмечает издание. Но больше всего их настораживает отсутствие внятной стратегии внешней торговли страны, основанной на долгосрочном прогнозе изменения конъюнктуры мировых рынков и определении потенциальных ниш для белорусских товаров. А без соблюдения этих обязательных условий любые программы модернизации (как и расчеты средств, необходимых для их реализации) лишены всякого смысла для такой экспортоориентированной экономики, как белорусская. Даже в случае их выполнения результатом может стать выпуск продукции, не востребованной за рубежом. Уже сейчас мы наблюдаем затяжной кризис в еврозоне, следствием которого является сжатие (особенно во второй половине 2012 г.) спроса на российском рынке - основном рынке сбыта для наших товаров.

Помимо падения валютной выручки, это усугубило такие хронические проблемы отечественных экспортеров, как рост складских запасов, сокращение оборотного капитала и, как следствие, дефицит средств для капиталовложений, говорится в статье. А белорусские товары, производимые на устаревшем оборудовании, и без того стремительно теряют конкурентоспособность за рубежом. Вступление России в ВТО еще больше осложнило ситуацию для белорусских производителей. И, судя по всему, эти процессы могут затянуться не на один год. В свете вышеизложенного насаждаемая сверху масштабная модернизация может иметь непредсказуемые последствия для народного хозяйства РБ.

Примерно так же оценивают ситуацию и эксперты Евразийского банка развития (ЕАБР), которые считают, что промышленность Белоруссии (и прежде всего ее машиностроительная отрасль) подвержена ряду серьезных рисков, пишет «Белорусы и рынок». В своем обзоре "Развитие машиностроения в государствах - участниках ЕАБР" они констатируют, что высокий износ основных фондов, устаревшее оборудование и технологии не позволяют предприятиям стран - участниц Таможенного союза (и РБ в частности) производить рентабельную, а, следовательно, конкурентоспособную продукцию. Сложившаяся же структура промышленности, финансовые трудности и неоднозначные перспективы экономического роста вряд ли позволят произвести быструю модернизацию белорусского машиностроения.

И тем не менее, по мнению экспертов ЕАБР, не все так мрачно, отмечает издание. Белоруссия, несомненно, имеет потенциал роста экспорта машиностроительных товаров (в 2011 г. на внешние рынки вывозилось до 65% от общего объема ее промпроизводства). Правда, в основном он связан с теми видами продукции, которые в настоящее время составляют основу экспорта в Россию и Казахстан, на долю которых совокупно приходится около 73% белорусского машиностроительного экспорта. Причем практически по всем крупным позициям как минимум половина экспортируемых из РБ сложнотехнических изделий направляется в РФ. К примеру, в 2011 г. туда поступило около 75% всех вывезенных из нашей страны автобусов и грузовых автомобилей.

Иными словами, говорится в статье,  основным фактором, способным обеспечить рост машиностроительного экспорта Белоруссии, а, следовательно, и всего ее промышленного комплекса, является рост спроса на ее продукцию со стороны РФ и Казахстана, который, вероятно, будет возрастать в связи с развитием интеграционных объединений и прогнозируемым экономическим ростом в этих странах.  Отсюда делается вывод, что белорусское машиностроение сможет получить развитие только благодаря усилению интеграционных и кооперационных связей с партнерами в России и Казахстане, "что будет способствовать увеличению производства и экспорта продукции, расширению источников привлечения инвестиций и внедрению новых технологий".

Если отбросить наукообразную риторику, это означает только одно: окончательное избрание восточного вектора в качестве главного направления экономического, а, следовательно, и политического развития страны, пишет «Белорусы и рынок». К этому, похоже, склоняется и А. Лукашенко. 21 декабря 2012 г. на встрече со студентами Белорусского госуниверситета информатики и радиоэлектроники он сообщил, что Белоруссия просит у России на модернизационные цели "недорогие кредиты" на два миллиарда долларов. По его словам, российская сторона в просьбе не отказала и предложила представить список конкретных предприятий для модернизации. Условием кредитования поставлено создание на их базе СП с российскими организациями. Кроме того, Москва пообещала изучить возможность предоставления Минску миллиардного кредита на модернизацию тех предприятий, которые не вызывают особого интереса у россиян.

Зная особенности отношений между славянскими братьями, можно не сомневаться, что, как говаривал Остап Бендер, "за каждую скормленную калорию" старший потребует от младшего выполнения "массы мелких (а может, и крупных) услуг", считает издание. И не всегда в пользу последнего, резюмирует «Белорусы и рынок».

После краха «растворительного бизнеса» ситуация с валютой в стране становится все более плачевной, пишет «Наше мнение». Усугубляют ее и неблагоприятные для нас тенденции на мировом калийном рынке. А тут еще пришло время отдавать существенную часть набранных заимствований. В общем, все валютные «беды» сошлись вместе. Поэтому на фоне нарастающих сложностей с привлечением внешних кредитов белорусские власти начали ускоренными темпами строить пирамиду, аналогичную российской пирамиде ГКО-ОФЗ конца 1990-х годов.

Белорусская валютно-фондовая биржа (БВФБ) в четверг провела первую сделку с валютными облигациями Минфина Белоруссии, сообщается на сайте БВФБ. По данным биржи, отмечает издание, состоялась сделка на  250,4 млрд белорусских рублей (USD 28,95 млн по текущему курсу) с облигациями 87-го выпуска ВГДО. Ранее также сообщалось, что в период с 29 декабря по 9 января к обращению на бирже были допущены все 15 размещенных Минфином Белоруссии выпусков ВГДО с общим объемом эмиссии USD 1 млрд 378 млн. Наиболее крупными первичными инвесторами являются ОАО «Беларуськалий» (USD 1,1 млрд), ОАО «Банк БелВЭБ» (USD 100 млн), ОАО «АСБ Беларусбанк» (USD 100 млн).

О том, что мы имеем дело с «пирамидой», говорит и доходность наших ВГДО, говорится в статье. Доходность бумаг на вторичном рынке составила 7,41% при доходности при первичном размещении 7,5% годовых. А финансовые предложения с доходностью выше реальных темпов экономического роста в подавляющем большинстве случаев являются «пирамидами». Вообще-то, государства с пирамидами борются. И мы раньше боролись. Но, видимо, сильно прижало. Поэтому в конце ноября 2012 года правительство Белоруссии отменило действовавший с 1999 года запрет на вторичное обращение государственных облигаций в инвалюте на внутреннем рынке и расширило возможности Минфина по первичному размещению валютных госбумаг. А ведь запрет был правильный, он был принят в ответ на российские события 1998 года и страховал нашу национальную финансовую систему от краха. Теперь и мы увлеклись строительством пирамиды ГКО – ВГДО. Заметим, что наши власти никогда не перенимают выигрышные решения, а только неудачные. Как говорят: Из всех возможных вариантов решений наша власть безошибочно выбирает наихудший.

В связи с этим, стоит напомнить нашим властям о российском дефолте 17 августа 1998 года, пишет «Наше мнение». Обратимся, в частности, к «Википедии». «Негативные результаты состояли в том, что было подорвано доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и государству, а также к национальной валюте. Разорилось большое количество малых предприятий, часть банков лопнула. Банковская система оказалась в коллапсе минимум на полгода. Вкладчики разорившихся банков потеряли вклады, сбережения населения девальвировались в пересчёте на твердую валюту, упал уровень жизни, количество получающих пособие по безработице удвоилось. Одновременно произошёл политический кризис…». Который, заметим, привел к смене власти в стране в течение последующих пары лет.

Далее, цитирует издание: «Как установила комиссия Совета Федерации по расследованию обстоятельств дефолта 1998 года, «непосредственной причиной принятия решений от 17 августа [1998 года] стало отсутствие у Правительства Российской Федерации средств, необходимых для исполнения своих долговых обязательств по ГКО – ОФЗ, а также резкое ухудшение условий привлечения для этого новых займов». В свою очередь, причиной возникновения долгового кризиса стало «завышение доходности ГКО – ОФЗ практически с первых же месяцев их размещения, что привело к осуществлению «пирамидального» принципа обслуживания накапливаемого государственного долга, согласно которому для погашения обязательств по уже размещенным ГКО – ОФЗ производилась эмиссия новых займов». Это, по мнению комиссии, «неизбежно должно было привести к саморазрушению строящейся таким образом системы государственных заимствований и банкротству государства».

Отчет российской комиссии по 1998 году звучит как отчет аналогичной нашей комиссии по году 2013-му или 2015-му, то есть после нашего грядущего обвала, говорится в статье. К тому же мы не просто строим финансовую пирамиду. Мы строим дополнительную пирамиду, которая стоит на острие уже существующей пирамиды внешнего долга. То есть пирамида «в квадрате». Но финансовые пирамиды рано или поздно – и в принципе неизбежно – рушатся. Когда обрушится наша пирамида, состоящая из множества пирамид, она обещает похоронить под собой и всю нашу экономику, а может даже и белорусскую «уникальную модель» в целом. Рухнет белорусское «суперсооружение» уже в этом году или нет – зависит исключительно от России. Если Россия купит в Белоруссии собственности миллиарда этак на три долларов да еще и выделит запрошенный Минском кредит в два миллиарда, то пирамиды не рухнут в этом году. Рухнут когда-нибудь потом.

Хотя, в принципе, дефолт может и оздоровить экономику страны, придать ей стимул для развития, как это произошло после 1999 года в России, пишет издание. Но тут нужны два непременных условия: смена власти и быстрые радикальные реформы. Если же власть останется прежней и реформ не последует, то крах финансовой пирамиды последующим оздоровлением экономики не сменится, как ни привела к реальному оздоровлению экономика наша трехкратная девальвация 2011 года. В результате наше «пирамидостроительство» ради исключения реформ, «стабильности» так сказать, может привести к прекращению существования страны как самостоятельного субъекта.

Отношения с Западом: «Вхождение в ЕЭП закрывает для Белоруссии европейскую историческую перспективу»

В недрах «Восточного партнерства» зреет событие, касающееся непосредственно Белоруссии, пишет «Хартия-97». Страна продолжает числиться в этом евросоюзном проекте. Глава МИД и министр транспорта Белоруссии в феврале приезжают в Грузию для участия в неформальной встрече министров транспорта и иностранных дел, сказала в интервью литовскому порталу Delfi глава МИД Грузии.  «Эту встречу мы устраиваем совместно с двумя еврокомиссарами - европейским комиссаром по вопросам расширения и политики добрососедства Штефаном Фюле и еврокомиссаром по вопросам транспорта Сиимом Калласом. Так что мы сотрудничаем с Белоруссией на этом уровне и при встрече поговорим о дальнейшем сотрудничестве, возможно это или нет и при каких условиях. Мы очень рады участию представителей Белоруссии и тому, что 12-13 февраля в Тбилиси будут представлены все шесть стран ВП. И мы уже получили ответ, что они приедут» - отметила министр.

В самом Минске по поводу предстоящего события пока сохраняется гробовое молчание, продолжает издание. Причем, как властями, так и оппозицией, пытающейся функционировать на различных дискуссионных площадках ВП. Похоже, многих ее активистов, да и экспертов, сия новость из уст министра иностранных дел Грузии Майи Панджикидзе могла застать врасплох. Ведь ее белорусский коллега Владимир Макей продолжает оставаться в спиcке персон non grata для ЕС и США, а также некоторых других европейских стран. В этом перечне нет, да и быть не могло стран-участниц притухшего евросоюзного ВП. Планы Брюсселя как-то комплексно влиять на все шесть стран ВП оказались фактически в «замороженном» состоянии. Поэтому в последние годы наблюдалась разноскоростная активность в двустороннем формате отношений ЕС с каждой из этих стран. Одни приблизились к окончательному оформлению Соглашений об ассоциации с ЕС, для таких, как официальный Минск, проект ВП стал чем то вроде «живого трупа».

Правда, после событий 19 декабря 2010 года, результатом которых стали массовые репрессии и разгром белорусской оппозиции, для ЕС вроде как и сам правящий режим в Белоруссии превратился в этакий «труп», говорится в статье. По крайней мере, так можно было понять по декларациям ряда европолитиков. А вот еврочиновники все эти годы продолжали искать способы и пути его реанимации. И сегодня уже можно констатировать, что эти искания, не без помощи некоторых активных мозговедов из самой Белоруссии, дают власть имущим поводы для своего исторического оптимизма. И по своему продолжать подпитывать Европу иллюзиями насчет возможного присоединения к диалогу о модернизации, предусматривающего обсуждение необходимых реформ модернизации Белоруссии и развитие отношений с ЕС.

Причем апологеты режима ни на минуту не забывают, что любые реформы такого рода неминуемо приведут к краху бытующей политической системы в стране, пишет «Хартия-97». Поэтому в минских кабинетах по-прежнему говорят о своей готовности участвовать в проекте ВП исключительно в торгово-экономических, транспортных сферах. А в кремлевских, правда уже поспокойнее, продолжают внимательно следить за любыми движениями ЕС в отношении Белоруссиии и других участников ВП. Как отмечают некоторые наблюдатели на Западе и Востоке, путинский евразийский проект стал фактически ответом на евросоюзную восточнопартнерскую задумку. Все более очевидным становится, что для современной Белоруссии вхождение в Единое экономическое пространство с последующей перспективой Евразийского союза закрывает для нее европейскую историческую перспективу.

А все радужные рапорты об увеличении белорусского экспорта в страны ЕС базировались на сговоре белорусских нефтетрейдеров с российскими нефтяными компаниями, продолжает издание. Их аппетиты оказались неуемными настолько, что российское руководство вынуждено было это дело прикрыть. Так что, как полагают эксперты, можно ожидать существенного сокращения белорусского экспорта в страны Евросоюза, что, естественно, в определенной степени озадачивает его европейских потребителей. И в Минске прекрасно чувствуя складывающуюся коньюнктуру, снова разыгрывают партию в брюссельские грезы о модернизации, которую каждая сторона понимает по-своему.
Прошедшая серия встреч главы МИД с некоторыми главами западных дипмиссий в Минске, при всей своей напускной тайной важности, вряд ли могла дать пищу для оптимистических размышлений в столицах стран ЕС о готовности к реальной модернизации нынешней власти в Белоруссии. По словам некоторых дипломатов, после бесед с белорусскими коллегами их впечатления о реальной ситуации, политической атмосфере в стране пребывания с завидной регулярностью «отрезвляют» заявления на более высоких уровнях. В режиме ожиданий новых заявлений все продолжают находиться и после заявления министра иностранных дел Грузии, недавно побывавшей со своим первым официальным визитом в соседнем Вильнюсе о том, что в родном Тбилиси в феврале должен появиться ее белорусский коллега, с которым там будут неформально общаться.

Кстати, Тбилиси является единственной столицей страны-участницы ВП, где до сих пор нет посольства Республики Беларусь, говорится в статье. Нельзя совсем исключать вероятности того, что, чем черт не шутит, минские стратеги решат устроить с участием Макея все же официальный или рабочий визит в Грузию, а не приезд просто на неформальную встречу. И поводом для официального визита может стать торжественное открытие здания белорусского посольства. С очередной кандидатурой очередного посла проблем явно не будет. А при нынешнем раскладе сил на политическом Олимпе в Грузии, Кремль даже очень доброжелательно может отнестись к такой белорусской инициативе. Видимо, не случайной оказалась и рабочая встреча нового белорусского посла с замминистра иностранных дел РФ, недавно прошедшая в Москве. По официальной информации, они выразили удовлетворение ходом реализации Программы согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора о создании Союзного государства на 2012 – 2013 годы.

Так уж совпало по времени, что новость о предстоящем появлении Владимира Макея в Грузии (по моему, до этого он был только в Абхазии в ранге главы президентской администрации) появилась с новостью о масштабной амнистии, пишет «Хартия-97». Стало известно о судьбе 190 человек, признанных новым составом грузинского парламента в ноябре-декабре 2012 года политзаключенными. Эти 190 человек уже освобождены из тюрем. Местные телеканалы показали кадры освобождения из тюрем тех, кто был арестован и осужден в 2005-2011 годах за активное участие в акциях оппозиции.

Пока никто уверенно не берется утверждать, что принятое белорусской стороной приглашение Владимиру Макею приехать в Тбилиси может быть связано с некими обещаниями к этому времени освободить и белорусских политзаключенных, продолжает издание. Как уверяют еврокомиссар Штефан Фюле, другие чиновники и политики в европейских столицах, требования, как условие реанимации диалога с официальным Минском, остаются в силе. Как и существующий список персон non grata c бывшим во время событий 19 декабря 2010 года главой президентской администрации, а ныне министром иностранных дел Белоруссии Владимиром Макеем.

А тем временем, по местным белорусским государственным телеканалам продолжают показывать «журналистские расследования» о происках Запада и его «пятой колонне» в Белоруссии, говорится в статье. В том числе и с явными издевками над идеей Штефана Фюле о диалоге для модернизации Белоруссии. Так что диалоги на неформальной встрече в Тбилиси, где будут и Фюле, и Макей, могут получиться интересными, резюмирует «Хартия-97»

10 января посол РБ в Польше Виктор Гайсенок обсудил с директором Восточного департамента МИД Польши Эвой Фигель наиболее актуальные вопросы белорусско-польских отношений, включая «перспективы деятельности двусторонних институциональных механизмов взаимодействия», пишет «Наше мнение». О каких механизмах двустороннего взаимодействия могла идти речь? Наблюдаются ли изменения в отношениях, сложившихся между Минском и Варшавой после 2010 года?

В последнее время сайт МИД начал сообщать чуть ли не обо всех состоявшихся контактах белорусских дипломатов с их зарубежными коллегами, продолжает издание. Смысл этой новации не очень понятен, так как практически никакой конкретной информации подобные сообщения не несут. Видимо, цель заключается в формировании у широкой общественности представления о напряженной деятельности нашего внешнеполитического ведомства.

Похоже на то, что рассматриваемая встреча в Варшаве как раз и была чем-то вроде рутинной ревизии положения дел в различных сферах, говорится в статье. Понятно, что если два соседних государства не находятся в состоянии войны друг с другом, то каковы бы ни были их отношения, между ними всегда существуют какие-то официальные договоренности – в экономике, пограничном взаимодействии, по транзиту, сотрудничестве в области культуры и т.п.

Как ни странно, но такую значительно более полезную и притом явно не секретную информацию на упомянутом сайте найти не удалось, пишет «Наше мнение». Поэтому о содержании переговоров остается только догадываться. В частности, можно предположить, что речь заходила о введении, наконец, в действие режима упрощенного пересечения границы гражданами Белоруссии и Польши, проживающими в приграничных районах. Как известно, соответствующее соглашение было заключено более двух лет назад, однако старт данного процесса тормозится белорусской стороной, причем она не скрывает политической подоплеки своих действий.

Не исключено, что в очередной раз затрагивались проблемы, связанные с частью Союза поляков Белоруссии, не признаваемой здешними властями, продолжает издание. Последние также не дают разрешения на эксгумацию и перезахоронение останков погибших бойцов Армии Краёвой. Не решен и вопрос белорусского «катынского» списка.

Вероятно, не все аспекты белорусско-польских отношений носят негативный оттенок, скорее всего, где-то есть и положительные моменты, говорится в статье. Однако если говорить в целом, то нынешнее положение дел никак не радует. Главной причиной противоречий служит принципиальная несовместимость подходов сторон. Польское руководство не просто придерживается общей позиции Евросоюза, первоочередным требованием которого на данном этапе является освобождение всех политических заключенных, оно прилагает, пожалуй, самые значительные среди европейцев усилия по оказанию содействия гражданскому обществу в Белоруссии. Так, Польша инвестирует в образовательные программы для белорусских студентов больше, чем любая другая страна ЕС. Официальный же Минск такую политику категорически не приемлет, и, к сожалению, предпосылок к изменению ситуации пока не наблюдается, резюмирует «Наше мнение».

Отношения с Россией: «В интересах Белоруссии превратить Евразийский союз в рыхлое образование наподобие СНГ»

Предновогодние споры между Минском и Москвой активизировали дискуссию о том, не меняет ли российское руководство пряник на кнут, пишут «Белорусские новости». Как долго Кремль намерен поддерживать режим Александра Лукашенко?

С одной стороны, взаимный интерес двух стран в поддержании союзнических отношений обусловлен как желанием Кремля ускорить евразийскую интеграцию, так и стремлением белорусского руководства получить от этого как можно больше преференций, продолжает издание. С другой стороны, ресурс Москвы во всех смыслах не безграничен, к тому же идиллию может нарушить фактор вступления России в ВТО. 

Пока ясно одно — в 2013 году Россия будет строить отношения с Белоруссией с оглядкой на проект Евразийского союза, создание которого является чуть ли не главным приоритетом Кремля во внешней политике, говорится в статье. По планам российских властей, создание Евразийского союза с 2013 года должно пойти семимильными шагами. В декабре 2012 года на пресс-конференции в Москве по итогам саммита ОДКБ, ЕврАзЭС и Высшего Евразийского экономического совета Владимир Путин четко обозначил этапы создания новой интеграционной структуры:  «Мы поручили правительствам трех стран активизировать работу, чтобы к 1 мая 2013 года этот правительственный план был принят, а к маю 2014 года был представлен проект договора на подписание, с тем чтобы с 1 января 2015 года он начал действовать. Это ответственный этап становления, и он проходит по плану», — сказал российский президент. 

Российская властная элита прекрасно понимает: велика вероятность того, что из проекта евразийской интеграции ничего не получится, пишут «Белорусские новости». Белорусские власти, впрочем, как и казахстанские, вопреки официальным заявлениям, не вполне разделяют интеграционные стремления Кремля.  В интересах Белоруссии— затянуть интеграционные процессы, получив при этом как можно больше. Для белорусского руководства идеалом Евразийского союза было бы рыхлое объединение наподобие СНГ или Союзного государства. 

Таким образом, для того чтобы реализовать свое видение нового союза, России нужно продолжать политику кнута и пряника, отмечает издание. Москва осознает: только лишь силой в интеграцию не загонишь, но и без нее не обойдешься — обещаниями белорусских властей Кремль сыт по горло. За что же Белоруссии ожидать кнута, а за что пряника от России в 2013 году? 

Практически всю вторую половину 2012 года белорусские власти прожили в ожидании наказания за нашумевший растворительный бизнес, говорится в статье. Пик страстей пришелся на переговоры о поставках нефти на 2013 год.  Казалось, что после заявления российского посла в Белоруссии Александра Сурикова о необходимости вернуть 1,5 миллиарда долларов белорусские власти уже не выкрутятся: если и не отдадут деньги, то поплатятся сокращением поставок нефти.  Однако после декабрьских споров объем поставок согласовали, причем в пользу Минска. Как видим, напряженность в отношениях между Россией и Белоруссией, безусловно, существует, и наказать Москва может, что она и сделала, сократив поставки нефти в четвертом квартале прошлого года. Но на радикальные меры в текущей ситуации Кремль не пойдет по нескольким причинам. 

Кардинальное урезание объема поставляемой нефти моментально скажется на экономике Белоруссии, ситуация в которой и так не блестящая, пишут «Белорусские новости». Нефть и нефтепродукты, доля которых в белорусском экспорте составляет 32,1%, — один из столпов, на которых держится экономика страны. В случае же если Россия перекроет вентиль, экономическая дестабилизация не заставит себя ждать. Москве такой ход событий совершенно ни к чему: от этого может пострадать проект Евразийского союза. 

В общем, пока российская власть заинтересована держать Белоруссию на нефтяной игле, говорится в статье. Таким образом сохраняется зависимость Минска от Москвы, что позволяет ей контролировать партнера.  Кремль будет поддерживать Белоруссию поставками нефти, создавая при этом атмосферу неопределенности, играя на нервах белорусского руководства и давая понять, кто хозяин положения. Этим и объясняется тот факт, что стороны согласовали объемы поставок нефти только лишь на первый квартал нынешнего года. 

В текущем году наряду с фактором энергоресурсов в белорусско-российских отношениях может сыграть существенную роль еще один важный фактор, пишут «Белорусские новости».  После вступления России во Всемирную торговую организацию правила игры в рамках Единого экономического пространства изменились. Если ранее положение белорусских товаров на российском рынке было достаточно прочным благодаря высоким таможенным пошлинам для заграничных конкурентов, то теперь ситуация складывается не в пользу Белоруссии.  Так, просьбы Минска повысить импортные пошлины на ряд товаров не находят отклика у российской стороны. Как не раз уже заявляли ее представители, в рамках ВТО Россия будет защищать интересы своих производителей. Фактически для белорусских производителей, в особенности это касается машиностроения, осталась одна льготная лазейка — госзакупки в соседней стране, доступ к которым будет зависеть от отношения российских властей.  Кроме того, обостряется вопрос полноценного доступа белорусских производителей на российский рынок. 

Руководство Беларуси понимает, что пока Россия заинтересована в создании Евразийского экономического союза, определенная лояльность и интеграционная финансовая поддержка будут обеспечены, говорится в статье. Вот только задумываются ли белорусские власти о том, что будет после 2015 года? 

В белорусской независимой прессе Евразийский союз часто называют ловушкой Кремля, пишут «Белорусские новости». Однако как таковой ловушки не было и нет. Еще на начальном этапе евразийской интеграции требования Кремля и место Белоруссии в будущем союзе были понятны. О том, что наша страна, обделенная, в отличие от Казахстана и России, энергоресурсами, будет находиться в заведомо проигрышном положении, говорили многие эксперты. Но стремление белорусского руководства сыграть в рулетку — получить средства и ресурсы на интеграцию от Москвы, надеясь на то, что евразийская интеграция застрянет в бюрократических завалах, — победило. Однако пока ситуация складывается таким образом, что Евразийскому экономическому союзу скорее быть, нежели не быть, резюмирует издание. 

Другие публикации


11.04.24
08.03.24
07.03.24
06.03.24
05.03.24
VPS