Документы

Новые долги, «мёртвые души» номенклатуры и вечная спячка оппозиции: обзор СМИ Белоруссии

09.01.2013 21:22


Экономика: В 2013 году старые долги будут перекрыты новыми

"То конец света, то доллары скупают. Зачем на том свете доллары?" - удивился противоречивости белорусских граждан Александр Лукашенко во время выступления перед студентами БГУИР в день "конца света" 21 декабря, пишет «Белорусы и рынок». Вероятно, президенту сложно себе представить, что общество не монолитно по своим пристрастиям, и одни ждут конца света, а другие скупают доллары в ожидании девальвации. Но на самом деле "конец света" по-белорусски - это "конец валюты", то есть девальвация.

Самыми распространенными датами девальвации у нас считаются первые дни нового года - с памятного 2009-го, когда рубль после многократных заявлений о том, что девальвации не будет, опустился 2 января сразу на 20%, отмечает издание. С тех пор Новый год и ожидания девальвации - это как Дед Мороз и Снегурочка. Вот и теперь без "новогодних" примет не обошлось: оборот торгов валютой на бирже вырос, ставки по белорусским рублям на межбанке взлетели, а предприниматели на рынках берут заказы на январь по курсу 9.500 белорусских рублей за один доллар. Поэтому, выслушав, по его словам, накануне с докладом главу Нацбанка Надежду Ермакову (о чем, заметим, не было никакой официальной информации), Александр Лукашенко решил обрушить на граждан золотой дождь словесных интервенций: с 1 января девальвации не будет!

И, чтобы совсем никто не сомневался в том, что курс будет стоять: "Я готов потратить миллиард из ЗВР на поддержку курса". Но на сколько хватит миллиарда в случае лавинообразного спроса? На пару месяцев? А дальше что? – задаётся вопросом издание.
Так и по нефти договорились, и 1 млрд. USD дали китайцы, и 2 млрд. USD дадут братья-россияне на модернизацию, причем легко так дадут и недорого. А еще из Евросоюза за нелегалов и наркотрафик, может, выбьем.

Как-то это все очень напомнило лето 2011 года, когда на фоне полного "конца валюты" президент каждый месяц обещал какие-то миллиарды, чтобы всех успокоить и сбить спрос на валюту, пишет «Белорусы и рынок».  Так вроде нет объективных причин для девальвации, почему тогда столько суеты? Да потому что субъективных-то причин - хоть отбавляй. То зарплату надо до 500 USD довести, то ВВП поднять, то срочно провести модернизацию всего того, что не модернизировалось 20 лет.  И для всего этого - чтобы удержаться у власти на этом свете - оказывается, очень нужна валюта. Поэтому и просим, а то и требуем, где только можно. Долг вредит дружбе? Зато ведь должников не убивают, пока долги не отдадут. Посмотрите на Грецию: всем миром спасают, не дают пропасть.

Конечно, было бы здорово, если бы у них там наступил "конец доллара" или хотя бы "конец евро", отмечает издание. Под этот шумок с курсом белорусского рубля можно было бы таких чудес натворить!  Но как-то "конец валюты" наступает все больше у нас. В который, как и в случае с концом света, белорусы, может быть, и не верят, но с некоторых пор постоянно ждут, резюмирует «Белорусы и рынок».

Даже дешевые газ и нефть не позволяют властям Белоруссии свести концы с концами, пишет «Солидарность». В 2012 году высокопоставленные чиновники не раз хвастались положительным сальдо внешней торговли товарами и услугами. Ведь ранее именно то, что импорт значительно превышал экспорт, являлось одной из главных проблем белорусской экономики и приводило к девальвациям национальной валюты.

Получив с 2012 года благодаря Таможенному союзу почти двукратное снижение цены на газ и весьма привлекательные условия по поставкам российской нефти, официальный Минск полагал, что теперь-то уж точно сработает в плюс, продолжает издание. Но не тут-то было.

Действительно, до осени дела шли относительно неплохо – главным образом благодаря контрабанде бензина и дизтоплива под видом “растворителей” и “разбавителей”, за которые не перечислялась пошлина в российский бюджет, говорится в статье. Там же приводятся данные статистического отчёта Национального банка Белоруссии, согласно которому  сальдо внешних платежей за товары, услуги по доходам и трансфертам (с учетом перечисления в бюджет РФ экспортных пошлин на нефтепродукты) помесячно выглядело так: январь: + 128,5 млн  долларов, февраль: + 71,4, март: – 90, апрель: – 85,9, май: + 245,8,  июнь: + 287,1, июль: + 469,2.    Но как только Москва возмутилась столь откровенным мошенничеством партнера по союзу, “растворительный” бизнес пришлось сворачивать. Как следствие, валютные доходы Белоруссии стали таять (с 4,41 миллиарда долларов в августе до 3,58 млрд. долларов в ноябре). И сальдо ушло в минус. Август: – 49 млн. долларов, сентябрь: – 505,2, октябрь – 242,8,  ноябрь – 303,4.

Таким образ, если за первые 10 месяцев сальдо внешних платежей было положительным, то по итогам января-ноября оно перешло в отрицательную плоскость, пишет «Солидарность». Дефицит составил 74,4 миллиона долларов. Можно прогнозировать, что по итогам года он возрастет до 400-500 млн. USD. Теперь следите за динамикой сальдо внешних платежей по годам: 2009: – 4,5 миллиарда долларов, 2010:  – 5, 2011: +1,8, 2012: (прогноз): – 0,5.

Стоит учесть, что Россия оценивает свои убытки от недополученных пошлин за нефтепродукты, поставленные Белоруссией на экспорт, примерно в 2 миллиарда долларов, отмечает издание. Сложно сказать, какая часть этой суммы относится к 2012 году. Но явно, что нынешний дефицит сальдо внешних платежей выглядел бы более внушительно, если бы не махинации с “растворителями”.

Таким образом, говорится в статье, российских субсидий в виде дешевых нефти и газа, которые само правительство Белоруссии оценило в 2,7 миллиарда долларов в год, властям нашей страны не хватает, чтобы свести концы с концами. Это значит, что очередной кризис наподобие прошлогоднего – лишь вопрос времени.

2012 год правительство закончило на положительной ноте, пообещав народу экономический рост и увеличение зарплат в новом году, пишут «Белорусские новости». Заявления чиновников неслучайны: властям нравится говорить то, что хочет слышать электорат. Чего на самом деле стоит ожидать в наступившем 2013 году? Вряд ли ошибемся, если скажем, что год будет сложным. Стране предстоят беспрецедентно большие платежи по внешнему долгу.

В 2013 год страна вступила с амбициозными планами, напоминает издание. Президентский указ предполагает, что в нынешнем году ВВП должен вырасти на 8,5%, экспорт товаров и услуг — на 15,2%. Кроме того, запланирован прирост прямых иностранных инвестиций в размере 4,5 млрд. долларов, а также строительство 6,5 млн. квадратных метров жилья.  Сопоставление вышеприведенных цифр с аналогичными показателями 2012 года показывает, что власти на 2013-й заложили очень высокие планы. Реализация утвержденных задач, по замыслу правительства, должна привести к «бурному» росту экономики в наступившем году.

На 2013 год  запланировано кратное увеличении темпов роста ВВП, объемов прямых иностранных инвестиций, говорится в статье. Кроме этого, предполагается увеличение жилищного строительства — в полтора раза по сравнению с 2012-м. Темпы роста экспорта товаров и услуг планируется сохранить на таком же высоком уровне, как и в нынешнем году.

У многих экспертов перечисленные амбициозные планы вызывают ряд вопросов, пишут «Белорусские новости». В частности, непонятно, за счет каких источников удастся обеспечить в наступившем году существенный рост экспорта. Растворительный бизнес, который оказывал решающее влияние на рост белорусского экспорта в ушедшем году, остановился. Кроме того, эффект от девальвации, который также способствовал увеличению экспорта в 2012 года, давно уже исчерпан.  Также непонятно, благодаря чему удастся обеспечить в 2013 году кратный рост прямых иностранных инвестиций. Источники увеличения объемов жилищного строительства также с трудом просматриваются при условии, что мы не будем стимулировать этот процесс за счет эмиссионных ресурсов (льготных кредитов).

На экспертном уровне высказывается однозначная точка зрения — достичь высоких темпов экономического роста в 2013 году будет крайне тяжело, продолжает издание.  «Будет большим достижением даже тот экономический рост (3,4%), который нам прогнозирует Россия. На 8,5-процентный рост ВВП можно рассчитывать лишь в том случае, если мы найдем схему, аналогичную растворителям», — говорит заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц.

Эксперты Исследовательского центра ИПМ ожидают, что по итогам 2012 года ВВП вырастет на 2,5%, а в 2013-м — на 2,1%, говорится в статье.  «Однако весьма вероятно, что правительство не будет удовлетворено таким показателем роста, а потому будет пытаться обеспечить более высокий рост через активное стимулирование внутреннего спроса. Но единственной возможностью добиться более высокого роста, не ставя под угрозу макроэкономическую стабильность, является привлечение иностранных инвестиций в качестве источника финансирования основного капитала», — полагают эксперты Исследовательского центра.

 По мнению белорусских экономистов, обеспечить 8,5-процентный рост теоретически можно путем привлечения новых заимствований, пишут «Белорусские новости». К слову, Александр Лукашенко в декабре заявлял, что Россия готова предоставить нашей стране 2 млрд. долларов под модернизацию белорусских предприятий.  «8,5-процентный рост теоретически можно достичь в случае, если путем привлечения новых заимствования удастся обеспечить бурный рост инвестиций в основной капитал. Что при этом важно? Такой рост должен быть обеспечен за счет внешних несвязанных ресурсов. Иными словами, мы должны иметь возможность занять на внешнем рынке деньги и направить их на закупку белорусских инвестиционных товаров», — говорит экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.  По оценкам эксперта, достичь роста ВВП на уровне 8,5% возможно в случае привлечения 4,5 млрд. долларов внешних ресурсов, которые бы не вели к увеличению закупок импорта, а были бы направлены на приобретение белорусских товаров.  Политика разогрева экономики за счет внешних ресурсов может продолжаться (в случае поступления таких денег) более года, полагает экономист. «Если же экономический рост будет стимулироваться за счет внутренних (эмиссионных) ресурсов, то такая практика продлится недолго», — считает Дмитрий Крук.

Попытка достичь бурного экономического роста за счет смягчения макроэкономической политики посредством включения печатного станка приведет к увеличению темпов роста ВВП, отмечает издание. Однако девальвационные и инфляционные ожидания в стране столь велики, что появление информации о печатании денег быстро повлияет на денежный рынок. Колебания курса, которые при этом сценарии неизбежны, заставят власти отказаться от денежной эмиссии. Поэтому не исключено, что в будущем году мы увидим жесткую посадку экономики, когда после высоких темпов роста ВВП начинает падать.

Еще одна фундаментальная экономическая задача, которую предстоит решить властям в наступившем году — погашение накопившихся долгов, говорится в статье. На эти цели придется направить около 3 млрд. долларов. Минфин Беларуси рассчитывает рефинансировать старые долги за счет новых заимствований. На 2013 год предусмотрено привлечение двух траншей кредита (880 млн. долларов) из Антикризисного фонда ЕврАзЭС, который почти на 90% сформирован за счет средств России. Кроме того, предусмотрен новый выпуск белорусских еврооблигаций примерно на 600 млн. долларов.

Таким образом, если резюмировать вышесказанное, можно констатировать, что решение главных экономических задач, которые стоят перед Белоруссией в 2013 году, будет напрямую зависеть от позиции России, пишет издание. Если Москва, несмотря на невыполнение Белоруссией приватизационных обязательств, выделит Минску новые кредиты, острота долговой проблемы для Белоруссии будет во многом снята. Кроме этого, реализация белорусских планов по «бурному» росту экономики также всецело зависит от привлечения российского финансирования.  В общем, Белоруссия в финансовом смысле начинает все больше зависеть от России, и Москва этим моментом наверняка захочет воспользоваться, чтобы сильнее привязать к себе младшего брата, резюмируют «Белорусские новости».

Пик платежей по внешнему госдолгу, приходящийся на 2013-2014 годы, является одной из главных проблем для белорусской экономики, пишет tut.by. Белоруссии надо в течение как минимум двух лет отдавать по 3 млрд долларов. Первое испытание предстоит выдержать уже в текущем году. Белорусские власти пока намерены действовать по старинке: как минимум половину долгов погасить за счет новых заимствований. 

В пояснительной записке Минфина Белоруссии к принятому бюджету на 2013 год говорится, что "объем ресурсов, необходимых для погашения основного долга в 2013 году, составит около 2,3 млрд долларов, что превышает платежи 2012 года в 2,6 раза", отмечает издание. На погашение процентов будет направлено из бюджета 786 млн долларов (в 1,3 раза больше, чем в 2012 году). Итого, повторимся, в текущем году надо направить на погашение внешнего госдолга более 3 млрд долларов. 

Больше всего Белоруссия в этом году задолжала Международному валютному фонду (МВФ) - почти 2 млрд долларов (1,836 млрд - основной долг, 94,6 млн – погашение процентов), говорится в статье. На втором месте находится Китай. Поднебесной надо будет выплатить 367 млн долларов (168 млн, 199 млн). Соизмеримую сумму Белоруссия должна и России – 319 млн долларов (150 млн, 160 млн).  На четвертом месте значатся евробонды, выпущенные на внешних рынках капитала – 159,1 млн долларов. В 2013 году настал черед платить и за пользование кредитом Антикризисного фонда ЕврАзЭС, хотя не все транши еще выданы Белоруссии. На эти цели необходимо найти 128 млн долларов. Чуть меньше придется отдать Венесуэле – 122 млн долларов. 

Остальные долги не столь существенны, пишет tut.by. Всемирному банку нужно вернуть 20 млн долларов, США – 4 млн, Германии – 254 тысячи, Европейскому банку развития и реконструкции – 247 тысяч, Северному инвестиционному банку – 217 тысяч. 

Министерство финансов рассчитывает большую часть долгов рефинансировать, то есть привлечь новые заимствования для оплаты уже имеющихся, продолжает издание. Правда, Александр Лукашенко 26 ноября в интервью "Рейтер" заявил, что Белоруссия не планирует в 2013 году новых займов. Глава государство уверен, что проблем здесь не будет. "Имея ВВП под 60 млрд долларов и бюджет со всех источников под 20 млрд долларов, я думаю, вы понимаете, что 2,5 млрд долларов — это небольшая проблема", — сказал Лукашенко.

Впрочем, как показывает развитие событий, официальный Минск не прочь получить новые займы, говорится в статье. Самым главным источником рефинансирования внешнего госдолга на этот год видятся 1-1,3 млрд долларов из одобренных в июне 2011 года 3 млрд долларов финансового кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС, основным донором которого является Россия. Средства четвертого транша на 440 млн долларов должны поступить в Белоруссию в январе. Ожидаются в этом году и оставшиеся два транша, при условии положительного решения по ним. Правда, в данном случае одним из самых проблемных вопросов является приватизация белорусских предприятий на 2,5 млрд долларов. Более того, согласно соглашению, если в него не будут внесены изменения, эта цифра к концу 2013 года может быть равна 5 млрд долларов. Но пока стороны озвучивали лишь меньшую цифру. 

Недавно Александр Лукашенко заявил, что попросил 2 млрд долларов у России на модернизацию белорусских предприятий, пишет tut.by. Таким образом, Белоруссия может только за счет РФ спокойно рефинансировать свои долги. Но, судя по всему, власти Белоруссии готовы идти на приватизацию крупных предприятий лишь в крайнем случае. Во-вторых, они понимают, что зависимость от одной страны чревата неприятностями. Поэтому нет ничего удивительного, что Белоруссия не прочь получить деньги не только в России. 

В конце прошлого года Минск "прощупал" интерес азиатских инвесторов к возможному размещению своих еврооблигаций, напоминает издание. На очереди роуд-шоу в Европе. Белоруссия готова разместить евробонды как минимум на 500-600 млн долларов.  В октябре прошлого года белорусский Минфин стал занимать валюту на внутреннем рынке, выпуская гособлигации. С тех пор размещено пять выпусков на общую сумму 278 млн долларов под 7-7,5% годовых на срок три - три с половиной года. Покупателями выступили резиденты Белоруссии, в том числе Банк БелВЭБ и Беларусбанк. Кроме того, во второй половине декабря Минфин предложил облигации на 50 млн долларов физлицам. 
По сравнению с размещением еврооблигаций занимать валюту на внутреннем рынке государству выгоднее, так как стоимость таких заимствований ниже. На внутреннем рынке государство может занимать валюту под 7-7,5% годовых, на внешнем — под 8,5-9%.

Хорошей альтернативой для Белоруссии могли бы стать ресурсы МВФ — средства у фонда можно было занять под 2-3% годовых, говорится в статье. МВФ в принципе не рассматривает варианты выдачи новых кредитов на погашение предыдущих. А на новую стабилизационную программу с МВФ пока не готов идти официальный Минск, объясняя это политическими причинами — доминированием в Фонде США и стран Евросоюза. В декабре прошлого года совет директоров МВФ остался непреклонен в своих требованиях, которые озвучивает уже более года: "твердая приверженность властей Белоруссии реализации комплексного и последовательного пакета мер политики и структурных реформ". 

Какими способами Белоруссии попытается решить в текущем году проблему внешнего госдолга покажет время, продолжает издание. Пока Минск склоняется к тому, чтобы рефинансировать старые долги, привлекая новые кредиты под довольно высокие проценты. Но данный путь лишь отстрочит решение долговой проблемы на более поздний срок. Причем и цена расплаты станет выше, резюмирует tut.by.

Борьба с бюрократией: «под сокращение подпадут пустующие штатные единицы, людей на которых нет»

Новый 2013 год А.Лукашенко начал с вопроса сокращения сотрудников государственных органов власти, вызвав к себе свою помощницу Наталью Петкевич и главу администрации Андрея Кобякова, пишет Агентство финансовых новостей. Оба возглавляют созданную в октябре 2012 года государственную комиссию для выработки предложений по оптимизации структуры, численности и функций государственных органов, которой (комиссии) было поручено до 30 декабря внести соответствующие предложения по сокращению госаппарата.

«Мы договаривались, что это будет как минимум 25%. Такое время настало. Если мы говорим о дебюрократизации, то, естественно, надо, чтобы чиновников было меньше. Если чиновников много, они все равно найдут себе возможность заниматься даже теми вопросами, которые нам не нужны и которые как раз входят в перечень того бюрократизма, против которого мы с вами боремся», - цитирует издание Лукашенко.

«Что касается сокращения отдельных органов, министерств, ведомств, честно говоря, я не готов по данному направлению принимать решение. Надо еще раз посоветоваться с правительством и другими», – пояснил Лукашенко, отметив предложения о ликвидации Минторга и Минжилкомхоза, говорится в статье.

«Может быть, если исходить из кабинетных, чисто рыночных выкладок. Но, с другой стороны, что больше всего волнует людей сегодня? Те проблемы, которые формируются в сфере торговли. Так, может быть, нам министерство торговли, к примеру, перенацелить на решение конкретных задач, которые беспокоят наших людей. Есть предложение и по сокращению министерства жилищно-коммунального хозяйства. Мы к этому уже не единожды подходили», но ведь именно в данной сфере сегодня больше всего проблем, волнующих население. Поэтому давайте не будем торопиться сегодня в плане сокращения этих организаций», – приводит АФН слова Лукашенко.

«Я еще раз говорю: надо нам в какой-то степени отойти от этих рыночных теоретических рассуждений, а исходить из конкретных задач и ситуаций, которые складываются у нас в стране, и если министерства работают неэффективно, в том числе названные (я с вами абсолютно здесь согласен, они себе пока еще и место в полном объеме не находят), ну так надо их озадачить так, чтобы они вертелись, крутились и решали те проблемы, которые сегодня волнуют людей», - уточнил белорусский правитель суть затеянного сокращения.

«Телеграф» опубликовал посвящённый заявлениям Лукашенко  комментарий директора по исследованиям "Либерального клуба" Евгения Прейгермана. По его словам, "можно хорошо выглядеть по телевизору и кричать, что сейчас всех разгоню", но в реальности не все так просто.  "Это всегда одна из главных проблем всех авторитарных лидеров. Как мы знаем из истории, практически нереально здесь что-то сделать, но дров можно наколоть очень много. На фоне того, что среди населения его популярность как никогда низка и не изменяется в сторону повышения, еще больше ухудшать отношения с чиновниками его должно пугать", - сказал он.

При этом эксперт не уверен в конечной цели затеваемого сокращения чиновников, отмечает издание. Признавая, что сокращение 30% чиновников позволит сэкономить около 108 млн долларов в год, что позволит "на 250-300 долларов повысить зарплаты тем, кто останется", Евгений Прейгерман сомневается, что это главная движущая сила. По его словам, есть множество мнений, что это может быть "попыткой навести шороху в рядах некоторых управленческих структур, в том числе силового блока, чтобы перетусовать кланы и сферы влияния".

"Скорее всего, реформа закончится тем, что действительно сократят 25-30% людей. Но много где под сокращение подпадут пустующие штатные единицы, людей на которых нет. То есть сокращение будет только на бумажке, хотя и деньги сэкономятся", - цитирует эксперта издание.

Кроме того, отметил он, в Белоруссии нас во всех органах управления есть клановая система, когда начальник приводит за собой своих бывших подчиненных и знакомых, пишет «Телеграф». "И можно даже отследить, как за большими начальниками, когда они переезжают с места на место, тянется шлейф из сотрудников. В результате во многих местах сокращение приведет к столкновению таких кланов", - подчеркнул эксперт.

Говоря о нежелании главы государства сокращать министерство торговли и министерство ЖКХ, Евгений Прейгерман сообщил, что проект аналитической записки президенту предусматривал и ряд других министерств, в том числе лесного хозяйства, продолжает издание. "Предложенная формула предусматривала сокращение сотрудников по большинству министерств, но по некоторым даже повышение. Предлагалось посмотреть документооборот различных министерств, количество заданий и поручений президента, Совмина и так далее и на этом основании посчитать загруженность людей в разных министерствах. В результате в некоторых министерствах число сотрудников бы выросло, ну а в некоторых бы осталось только процентов 30 от сегодняшнего количества. И естественно в этой ситуации не имеет смысла оставлять некоторые министерства", - отметил он.  Аналитик также высказал предложение, что тема сокращения чиновников будет "еще не раз возникать в этом году", резюмирует «Телеграф».

Оппозиция: «Должно произойти чудо, чтобы недоговороспособные лидеры вышли из спячки»

Несмотря на прошедшую в 2012 году кампанию по выборам в белорусский парламент, чем-то особенным для оппозиции этот год не отметился, пишет «Телеграф». Стоит отметить, разве что, хронику преследования и освобождения ряда оппозиционных деятелей.

Как отметил эксперт Аналитического белорусского центра Александр Шемякин, уходящий 2012 год не принес каких-либо качественных изменений в оппозиционную политику, которая уже хронически не отличается своей эффективностью, пишет издание.  "Центральным политическим событием года была парламентская избирательная кампания. Оппозиция не смогла выработать единой стратегии своего участия в парламентских выборах и, как следствие, обращалась к избирателям с разных позиций: "мы участвуем до конца", "мы бойкотируем выборы, т.к. их нет", "мы участвуем, но снимаем своих кандидатов". Это, пожалуй, был наихудший сценарий для оппозиционной политики, который только мог бы быть осуществлен. Такой разнобой политических стратегий дезориентировал демократический электорат и еще более усилил апатию в обществе и скептицизм в отношении оппозиционных лидеров", - заявил он.

"Очевидно, что в этой ситуации в более выигрышном положении оказались те политические силы, которые призывали к бойкоту выборов. Эту ситуацию им можно было бы развить как свой успех, "работая" на кризис внутренней легитимности власти. Но практически ничего не было сделано после дня голосования, и политическая активность пошла на спад", - цитирует эксперта издание.

 Александр Шемякин отметил, что, "поскольку оппозиция в своей активности  привязана к электоральному календарю режима, то следующий год не предвещает серьезных изменений в оппозиционной политике", пишет «Телеграф». "Напомним, что следующие электоральные кампании пройдут в 2014 – 2015 годах – это выборы в местные советы и президентские выборы. Поэтому основная публичная политическая активность, а также возможное коалиционное строительство, равно как и закулисные переговоры лидеров оппозиции будут направлены на кампании 2014 – 2015 годов, но каких-либо принципиальных шагов от политической оппозиции в 2013 году ожидать рано", - подчеркнул эксперт.

Издание также приводит хронику судов и задержаний оппозиционеров, проходивших в 2012 году. Начался 2012 год с приговора витебскому активисту Консервативно-христианской партии-БНФ Сергею Коваленко. 24 февраля 2012 года судья Елена Жук приговорила его к двум годам и одному месяцу лишения свободы в колонии общего режима.  9 апреля на 1,5 года был осужден помилованный ранее участник акции протеста оппозиции 19 декабря 2010 года Александр Молчанов.   29 мая районный суд Минска приговорил к аресту на шесть месяцев оппозиционного активиста Василия Парфенкова, который ранее был осужден на четыре года за участие в митинге против переизбрания Александра Лукашенко на четвертый срок в декабре 2010 года и помилован через несколько месяцев вместе с двумя десятками соратников.  21 июня около 16:00 дома в Гродно в присутствии семьи был задержан корреспондент польской Gazety Wyborczej Андрей Почобут. Тем не менее, уже 30 июня его выпустили из следственного изолятора Гродненской тюрьмы под подписку о невыезде. Он обвиняется по уголовной статье "Клевета в отношении президента, содержащаяся в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в СМИ, совершенное лицом, ранее судимым за клевету или оскорбление", и ему грозит ограничение или лишение свободы на срок до 5 лет. 

Однако наиболее заметным событием этого года стало задержание сотрудниками КГБ 13 июля фотожурналиста Антона Суряпина, опубликовавшего фотографии сброшенных во время "плюшевого десанта" игрушечных медведей, говорится в статье. Вместе с ним был задержан минский риелтор Сергей Башаримов, сдававший в 2012 году квартиры организаторам акции. Их подозревают в пособничестве незаконному пересечению госграницы Белоруссии, за что им грозит лишение свободы на срок от трех до семи лет. 

 Стоит отметить и необычно многочисленные аресты оппозиционных активистов, в основном, незарегистрированных организаций "Малады фронт" и "Zмена" (молодежное крыло кампании "Говори правду!"), пишет «Телеграф». По обвинениям в нецензурной брани (ст. 17.1 КоАП Белоруссии) и проведении несанкционированных акций (ст. 23.34 КоАП) ряд из них в сумме провели за решеткой несколько месяцев. 

Однако запомнился этот год не только арестами и судами, но и резонансными освобождениями, продолжает издание. Так, президент Белоруссии Александр Лукашенко 14 апреля подписал указ о помиловании экс-кандидата в президенты Андрея Санникова после одного года и четырех месяцев заключения. Вслед за ним 15 апреля из могилевской колонии №15 был освобожден его доверенное лицо, координатор оппозиционного движения "Европейская Беларусь" Дмитрий Бондаренко.

Однако в Белоруссии политики находились недолго, говорится в статье. В сентябре уехал из Белоруссии в Польшу Дмитрий Бондаренко, а 26 октября находящаяся в Минске под подпиской о невыезде жена Андрея Санникова журналистка Ирина Халип заявила, что ее муж получил политическое убежище в Великобритании. В ноябре стало также известно, что еще один член команды Андрея Санникова решил не возвращаться в Белоруссию из-за рубежа. Остаться в Варшаве решил его пресс-секретарь Александр Отрощенков, также осужденный по "делу 19 декабря", но освобожденный 14 сентября 2011 года. Как сообщил сам политик, в Польше он находится еще с 3 сентября из опасений быть арестованным в Белоруссии.

Также в 2012 году были освобождены еще двое оппозиционеров, которых правозащитники считают политзаключенными, пишет «Телеграф». Так, из могилевской колонии 26 сентября около 20:00 был освобожден уже упоминавшийся витебский активист КХП-БНФ Сергей Коваленко. Из той же колонии 27 сентября вышел 21-летний анархист Павел Сыромолотов, осужденный по делу о нападении на здание КГБ в Бобруйске. Все освобожденные ранее писали прошения о помиловании на имя президента.

Между тем, отмечает издание, в белорусских тюрьмах по-прежнему остаются причисляемые к политзаключенным белорусские оппозиционеры: по "делу 19 декабря" – экс-кандидат в президенты Николай Статкевич и сопредседатель БХД Павел Северинец, за драку 18 декабря 2010 года – лидеры "Маладога Фронта" Дмитрий Дашкевич и Эдуард Лобов, по "делу анархистов" – Николай Дедок, Игорь Олиневич и Александр Францкевич, по делу о нападении на КГБ в Бобруйске – анархист Артем Прокопенко и актвист БХД Евгений Васькович, волковысский предприниматель Николай Автухович, лидер правозащитного центра "Весна" Алесь Беляцкий, уже упоминавшиеся Александр Молчанов и Василий Парфенков. При этом в исправительной колонии № 13 города Глубокое (Витебская область) еще прошел закрытый суд над отбывающим там наказание лидером "Молодого Фронта" Дмитрием Дашкевичем. "За злостное неповиновение требованиям администрации колонии" его приговорили дополнительно к году колонии. В этот год зачислены те четыре месяца, которые политик должен был отбыть еще по прежнему приговору, резюмирует «Телеграф».

 В ловушку недоверия угодил не только Александр Лукашенко, рейтинг которого уже полгода держится на уровне 30%, но и оппозиция, пишет «Завтра твоей страны». Как ей разорвать заколдованный круг?

21,3% белорусов cчитают, что находятся в оппозиции к нынешней власти, при этом доверяют оппозиционным партиям 20%, а не доверяют — 55,8%, пишет издание. Таковы данные опроса общественного мнения, проведенного в декабре 2012 года Независимым институтом социально-экономических и политических исследований (Вильнюс, Литва).

Что касается власти, то тут все понятно: две девальвации переполнили чашу терпения доверчивых и толерантных белорусов, говорится в статье. А у оппозиции сейчас вроде бы очень удобный момент заявить о себе: кризис доверия к власти и белорусской модели, которая не может прожить без российского допинга, поблекшая харизма официального лидера. Но и оппозиционные лидеры не могут никак вскочить в «окно возможностей».

«Много лет официальная пропаганда оплевывает и дискредитирует оппозицию, делая из нее пугало, и это в какой-то степени действует. Но если бы оппозиция была консолидирована и показывала бы хотя бы локальные успехи, отношение к ней было бы иным, — цитирует издание политолога Александра Класковского. — Между тем, электорат уже 18 лет видит шлейф поражений и просто патологическую неспособность договариваться». Аналитик называет фатальным для оппозиции 2010 год, когда после президентских выборов народ поверил и вышел на Площадь, а оказалось, «что Площадь — безголовая». По мнению Александра Класковского, и через два года оппозиция никаких уроков для себя не извлекла: во время парламентских выборов она раскололась на сторонников и противников бойкота, воюя между собой с большей страстью, чем против режима. «Опять раскол, опять слышны голоса, что стратегия единого кандидата отдает нафталином, и нечего нам ее подсовывать. Опять могут пойти на выборы «рассыпанным строем», как в 2010 году», — прогнозирует политолог.

 Уровень доверия к оппозиции в 20% политический обозреватель Павлюк Быковский называет декларацией опрошенными того, что они не поддерживают режим, говорится в статье. Но если смотреть, как они высказывают доверие тому или иному оппозиционному политику, то уровень намного ниже.

По данным опроса, рейтинги лидеров оппозиции колеблются от 4,8% у Андрея Санникова и 4,6% у Владимира Некляева до 1,1% у Николая Статкевича и 0,9% у Анатолия Лебедько, пишет «Завтра твоей страны». «Уровень порядка 5-6% — это больше, чем статистическая погрешность, но не более того, — считает Павлюк Быковский. — И даже бывшие кандидаты в президенты здесь не являются исключением. Поскольку в Белоруссии нет публичной политики, людям трудно примерить на конкретные фигуры ту политическую волю, которую они хотели бы выразить. С другой стороны, политики не имеют возможности артикулировать интересы той или иной группы населения, поскольку в Белоруссии после 1996 года отсутствует возможность через органы представительной власти влиять на принятие важных государственных решений». Вывод эксперта: из-за отсутствия демократии к демократическим политикам в Белоруссии не очень высокое доверие.

 Насколько сами оппозиционные политики в состоянии изменить ту ситуацию, в которой они оказались?- задаётся вопросом издание. «Скорее, можно говорить, что есть периоды, когда власть теряет доверие. И этим могли бы воспользоваться представители оппозиции», — считает Павлюк Быковский.

Двойная девальвация рубля, заметные проявления кризиса в 2011 году не привели к приобретению оппозицией новых сторонников, говорится в статье. «Это свидетельствует о том, что оппозиция не дорабатывает, — отмечает эксперт. — С другой стороны, вполне логично, что те политики и партии, которые есть в Белоруссии, стараются не переходить грань, чтобы не попасть под полный запрет. Яркое проявление позиции, которое во время кризиса расшатывало бы лодку, возможно, поспособствовало бы приобретению большего доверия. Но этого нет и, наверное, в ближайшей перспективе не предвидится».

В авторитарной стране не может быть сильной оппозиции, пока не наступает кризис, но в Белоруссии ситуация такова, что даже если наступит время «Ч», вряд ли оппозиция будет готова выйти из спячки, что мы видели в 2011 году во время кризиса, считает Александр Класковский. «Должно произойти чудо, чтобы недоговороспособные оппозиционные лидеры и силы с пораженческим шлейфом смогли выпрыгнуть из этого заколдованного круга», — цитирует политолога «Завтра твоей страны».

Другие публикации


08.03.24
07.03.24
06.03.24
05.03.24
04.03.24
VPS