Статьи

Путь к независимости от суверенитета: Таджикистан под руководством МВФ / Мадина Тураева

05.05.2013 00:02

Таджикистан принято считать централизованным государством, в котором суверенитет считается незыблемой ценностью, а граждане, в основной своей массе, малограмотны и по-восточному послушны. Официальная точка зрения властей на процесс управления заключается в том, что в государстве есть стратегии развития и ряд программных и нормативных правовых актов, которые довольно успешно осуществляются.

2013 год для Таджикистана, определенно, будет непрост. Исход предстоящих президентских выборов, с одной стороны, кажется предсказуемым. С другой стороны, вопреки официальной статистике, свидетельствующей об устойчивом экономическом росте, качество жизни в стране снижается, численность населения достигла 8 миллионов, поток внешней трудовой миграции увеличивается, социальная напряженность растет, межрегиональная дифференциация усиливается, а отношения с основным стратегическим и торговым партнером – Россией, усложняются и ухудшаются.

Внешняя политическая и финансовая поддержка президенту Э. Рахмону жизненно необходима. Поэтому, встретившись в начале апреля с ключевыми фигурами ЕС и НАТО, он постарался заручиться их поддержкой. В ответ были получены обещания содействовать в проведении внутренних реформ, решении социально-экономических и энергетических проблем, а также вопросов безопасности после вывода войск коалиции из Афганистана. Накануне своего визита в Брюссель Э. Рахмон также встретился с главой миссии МВФ для обсуждения нового плана сотрудничества на 3 года, и уже 9 апреля МВФ опубликовал пресс-релиз, в котором была недвусмысленно выражена надежда на продолжение тесного сотрудничества с Таджикистаном в «обсуждении (!) политики и оказании технической помощи».

Чтобы было понятно, о каком «продолжении» идет речь, следует вспомнить: в 2009 г. Совет директоров МВФ одобрил трехлетнее соглашение с правительством Таджикистана (до 2012 г.) о механизме финансирования снижения уровня бедности и оказания содействия экономическому развитию. В течение действия соглашения макроэкономическая политика в Таджикистане должна была встраиваться в кредитную программу МВФ, а «Меморандум об экономической и финансовой политике» стал фактически рамочным документом для национальных планов развития (включая Стратегию сокращения бедности) и программ антикризисного регулирования. Трехлетний срок действия соглашения, кроме непосредственного финансирования, имел и другие последствия для Таджикистана.

Во-первых, тексты почти всех национальных программных документов, принятых после 2009 г., вытекают из тезисов меморандума. В опубликованных письмах главы государства руководству МВФ, в частности, содержатся уверения следовать политике, сформулированной в меморандуме, и обязательства консультироваться с Фондом при любом ее пересмотре.

Во-вторых, финансирование происходило в виде периодических выплат (траншей) и предполагало поэтапное подтверждение Таджикистаном выполнения условий соглашения. Часть условий была оформлена в виде определенных числовых макроэкономических показателей, которых страна должна была достигнуть к назначенной дате. В течение трех лет представители Фонда, перечисляя очередной транш, неоднократно подтверждали, что экономическое развитие в республике происходит в соответствии с заданными параметрами. И хотя позитивная динамика экономического развития страны нужна была и самому Фонду (для доказательства правильности своих рекомендаций), считается, что это был весьма выгодный проект для Таджикистана.

Вместе с тем, стабильно поступающая финансовая и техническая помощь не только усиливают внешнюю зависимость, но и мотивируют Таджикистан не наращивать темпы экономического развития. Ради необходимости поддерживать имидж нуждающейся республики, национальные институты, прямо связанные с получением траншей, теряют стимул к развитию, что быстро приводит и к утрате самой возможности иной экономической динамики. В случае продолжения практики подписания меморандумов с МВФ говорить о независимости в выборе направлений и инструментов национальной экономической политики в Таджикистане, как и прежде, не придется.

Примечательно, что в своем недавнем послании парламенту о направлениях внешней политики – политики «открытых дверей», Э. Рахмон первой и важнейшей целью назвал защиту и укрепление национальной государственности, развитие национального самосознания и чувства патриотизма, а также объединение страны вокруг идеи «Свободный и независимый Таджикистан – любимая Родина всех нас». Однако «открывая двери» донорам и кредиторам, ожидающим согласования с ними каждой меры внутренней политики, не следует питать иллюзий в отношении сохранения собственной государственной независимости. Впрочем, определение национальных ценностей – это всего лишь ширма, за которой власть прячется от реального масштаба проблем, с которыми сталкивается Таджикистан сегодня.

Другие публикации


11.04.24
08.03.24
07.03.24
06.03.24
05.03.24
VPS