Статьи

Андижан! Андижан!! Узбекистан: новая полоса нестабильности? / Иннокентий Адясов

08.05.2015 19:40

После долгих колебаний  президент Узбекистана вылетел в Москву для участия 8 мая  во встрече глав государств-членов Содружества независимых государств (СНГ) по случаю всенародного праздника - 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Как и ожидалось недавние выборы президента Узбекистана завершились весьма прогнозируемо: бессменный еще с 1990 года   лидер  Узбекистана Ислам Каримов победил на выборах в республике. Он набрал  90,39 %. Накануне выборов было много предположений насчет преемника Ислама Каримова.

Последний год властные элиты Узбекистана вольно или невольно были вовлечены  во внутриэлитное  противостояние : борьба между кланом старшей дочери Каримова Гульнары (Гугуши) и кланом всесильного главы узбекской госбезопасности (СБУ) Русланом Иноятовым. Некоторые наблюдатели настаивали на том, что скандал с Гугушей - часть многоходового плана  Ислама Каримова для сталкивания элит и превращение старшей дочери в лидера "демократической оппозиции Узбекистана" с последующим запуском конституционной реформы : передачи большинства властных полномочий от президента премьеру избираемому парламентом. К выборам это скандал быть несколько приглушен но стороны явно не отказались от  своих планов  по получению властного наследства Ислама Каримова и сейчас проводят перегруппировку своих позиций. На все это накладывались  упорные слухи о резком ухудшении состояния здоровья самого Каримова. Была даже версия что бессменный  президент Узбекистана может в последний момент снять свою кандидатуру.

Но выборы состоялись  и Ташкент уже сейчас вынужден решать массу проблем. Не стоит забывать что в мае этого года будет 10 лет трагическим событиям  в Андижане  и те внутренние проблемы, которые привели тогда к этим выступлениям, не преодолены. Но выборы состоялись  и Ташкент уже сейчас вынужден решать массу проблем. За последнее время в стране значительно (на 50%) подорожали социальные сорта хлеба. Несмотря на   постоянные заявления  официального Ташкента  о сборе рекордных урожаев зерновых   (более 8 млн. тонн), в действительности страна не обеспечивает хлебом свое тридцатимиллионное население (цифры сбора урожая сильно завышаются) и вынуждена покупать его (в частности, у Казахстана в 2014 голу было закуплено больше 1 млн. тонн ). В связи со значительным ростом цен на зерно на мировых рынках в последние месяцы закупать его в прежних объемах Узбекистану становится трудно. Состояние  бюджета страны не позволяет  дотировать цены на социальные сорта хлеба (правительство уже заявило о резком сокращении дотаций в 2014 году). Казалось бы, вопрос цен на хлеб важный, но все же вторичный.

Но для восточного общества цены на хлеб чай сахар рис - вопросы политические и спусковым крючком для "арабской весны" стал именно рост цен на хлеб для населения. Кроме того, в стране постоянно растут цены на бензин и дизельное топливо (последнее повышение было в начале этого года) но  топливо постоянно в дефиците. По сообщением оппозиционных СМИ бензином сейчас обеспечен  только Ташкент и районы области примыкающие к нему.

В Андижане литр самого низкосортного бензина А-80 стоит 3.000 сумов, в отдельных областях его цена достигает 5.000 сумов. Все это накануне  посевных работ. Несмотря на все официальные  заявления  о рекордном  росте ВВП Узбекистана с момента распада СССР, по данным Всемирного банка, ВВП Узбекистана (по паритету покупательной  способности) на душу населения остается одним из самых низких среди республик бывшего СССР - порядка 5
тысяч долларов США. Это почти в пять раз ниже, чем в России и Казахстане, в три с половиной раза ниже, чем в Беларуси и Азербайджане, почти в три раза ниже, чем в Туркменистане и почти в два раза ниже, чем на Украине, в Армении и в Грузии. Хуже, нежели в Узбекистане, дело обстоит лишь в Молдове, Киргизии и Таджикистане.

На общие проблемы экономики Узбекистана накладываются и новые факторы: падение цен на сырье (основу экспорта страны), снижение поступлений от трудовых мигрантов в России, снижение объемов добычи природного газа. Так цены на хлопок уже упали с начала 2015 год больше чем на 20 процентов цена на золото стагнирует, цены на природный газ продолжают падение вслед  за ценам  на нефть. Резкая девальвация рубля в конце 2014 - начале 2015 годов   и как следствие падение валютных доходов узбекских гастарбайтеров привело к
их массовому оттоку на родину. Дефицит валюты сразу сказался  на курсе черного рынка: по информации в блогах сейчас за один доллар дают уже около 4.400 - 4.600  узбекских сумов (год назад курс был меньше 3.000 сумов). Но отток трудовых мигрантов из России  несет не только экономическую угрозу  нынешнему режиму в Узбекистане. В последние годы  узбекские  власти фактически выдавливали из страны на заработки самую активную и дееспособную часть общества, прежде  всего молодежь. Сейчас эти люди, долгое время находившиеся вне поля официальной пропаганды и фактического тотального контроля, привыкшие уже к другим
стандартам жизни и потребления, начинают массово возвращаться в Узбекистан. Именно эти люди и могут стать ядром протестного движения в стране, причем этот протест  будут носить скорее всего, светский характер.

Вообще вопрос удержания стабильности в стране становится основным вопросом нового президентского срока Ислама Каримова.

Главным внешним вызовом для Ташкента будет Афганистан после окончательного вывода из страны коалиционных войск  и возможность экспорта насилия в Узбекистан структурами ИГИЛ (по некоторым оценкам в рядах Г в Сирии сейчас могут воевать несколько тысяч   граждан
Узбекистана и есть целые "узбекские батальоны" под Алеппо). Угрозу прихода условных исламских радикалов Ташкент хочет разыграть как козырную карту как в отношениях с Москвой, так и Вашингтоном. Сближение Узбекистана с НАТО идет давно и системно: с лета 2013 года в Ташкенте уже действует региональный офис НАТО, который взял на себя функции координации действий всех заинтересованных сторон в плановом поэтапном выводе войск из Афганистана и вывозе вооружений и армейского имущества. В сентябре 2012 года Конгресс США  дал согласие на возобновление поставок Узбекистану оружия, сняв наложенный еще в 2004 году запрет.
Ташкент постоянно посещают  делегации НАТО и Пентагона.

Впрочем, события «арабской весны» показали, что Вашингтон легко сдает своих бывших союзников при  необходимости несмотря на все ранее предоставленные им гарантии безопасности и никакие совместные программы не могут быть гарантией поддержки режима   .
 И у Ташкента безусловно, есть  информацию об активных контактах США  с представителями исламской оппозиции (причем, не только умеренной) в Узбекистане. Вашингтон уже по традиции готовит для себя запасной аэродром на случай скорого падения существующего режима.

Что же хотят Ташкент и Москва друг от друга? Узбекистан настаивал на списание своего госдолга РФ (долг был списан в декабре 2014 года долг объемом в $ 865 млн  был списан Москвой), свободный доступ узбекской продукции на рынок ЕАЭС (прежде всего, автомобилей- по итогам двух месяцев этого года  продажи упали на 56%.), поставок оружия по льготным ценам ОДКБ  и главное гарантий безопасности действующему режиму. Официальный Ташкент также, мягко говоря, не приветствует контакты Москвы (пусть и неофициальные) с любыми представителями узбекской оппозиции.

Что хочет Москва? Неразмещения баз НАТО на территории Узбекистана после вывода войск коалиции из Афганистана, защиты интересов российского бизнеса от рейдерских захватов, соблюдения прав русских и русскоязычных в стране, мирное решение "водного вопроса " в Центральной Азии  (включая и вопрос строительства  Рогунской ГЭС, в этом проекте РФ имеет свои интересы). Пока ни по одному из обозначенных пунктов российских интересов серьезных подвижек нет. В качестве  компенсации Каримов вновь предлагает Москве некие рассуждения о гипотетической возможности присоединиться к ЕАЭС. К сожалению, эти слова сразу были подхвачены и стали активно распространяться   в России некими политиками, включая и некоторых сенаторов. Надо быть или очень наивным в политике человеком либо откровенно ангажированным, чтобы верить подобным обещаниям Ташкента. Стоит напомнить, что после Андижанских событий 2005 года Узбекистан уже вступал и в ЕврАзЭС (на его основе сейчас и создан ЕАЭС) и ОДКБ. Но в ноябре 2008 года Ташкент вышел из ЕврАзЭс поскольку узбекские власти тогда посчитали, что членство в этом интеграционном отъединении "не отвечает интересам страны" и оно "экономически неэффективно"  (на самом деле в то время шел активный процесс восстановления отношений включая и экономические, между Узбекистаном и Западом). В июле 2012 году Ислам Каримов принял решение окончательно покинуть и ОДКБ.

Стоит ли вообще России проявлять активность на узбекском направлении? Безусловно, да.
Без мира в этой центральноазиатской стране  просто невозможно представить стабильность в регионе Центральной Азии в котором сосредоточены очень серьезные интересы  (как политические, так и экономические) РФ и где находятся российские союзники по ОДКБ.
Понятно, что успешность экономического развития ЕАЭС   будет чуть ли не в решающей степени зависеть от емкости рынка этого экономического Союза (мировая практика показывает, что такие экономические объединения получают высокую степень самодостаточности при  наличии 250-300 млн потребителей)   и 30 миллионный рынок Узбекистана (пусть и не самый платежеспособный) весьма привлекателен. Но Россия должна сделать выводы из своих ошибок на узбекском направлении. Поддержка любых властных группировок в Ташкенте (которые сейчас только усилят борьбу за реальную власть и собственность)   Москвой  должна идти только под "дорожную карту" выполнения  российских интересов в этой стране, включая в первую очередь защиту интересов русских и русскоязычных от проявления властного произвола.
Поддерживая любые усилия по сдерживанию любых радикальных исламистов в регионе РФ должна исходить из того что любая серьезная военно-техническая помощь может быть оказана Узбекистану только в рамках ОДКБ (то есть Ташкент должен принять все требования этого оборонительного Союза)  России не при каких условиях не следует  идентифицировать внутренние   угрозы режиму  Каримову  как угрозы безопасности в регионе.

И наконец надо возобновить диалог с представителями узбекской оппозиции, включая и представителями умеренной исламистской оппозиции (такая практика давно стала обыденной для Вашингтона). К сожалению, по требованию нынешнего  ташкентского режима многие влиятельные представители узбекской оппозиции были вынуждены покинуть Россию и Москва сама серьезно сузила свои возможности влиять на политическую конфигурацию посткаримовского Узбекистана. Но все же не все возможности упущены и сейчас. Главное - определиться с РЕАЛЬНЫМИ российскими  интересами в Узбекистане. Своим поведением в отношении Москвы Ислам Каримов сам ускоряет этот процесс.

Подшивка

Другие публикации


09.01.19
Журнал «Освобождение». 1903. №17 (41)
09.01.19
Журнал «Освобождение». 1903. №15/16 (39/40)
20.11.18
Журнал «Освобождение». 1903. №14 (38)
20.11.18
Журнал «Освобождение». 1903. №12 (36)
20.11.18
Журнал «Освобождение». 1903. №11 (35)
VPS

Новости партнёров


Загрузка информера...