Статьи

Членство Армении в ТС без поддержки со стороны оппозиции проблематично? / Саркис Мартиросян

23.06.2014 13:51Источник: Ритм Евразии

Иллюстрация: news.am

Официальные лица Армении в преддверии последней встречи лидеров ЕАЭС в Астане неоднократно заявляли о том, что их страна станет одним из учредителей объединения и подпишет соответствующий документ.

Однако 29 мая на открытой для прессы части встречи лидеров ЕАЭС президент Казахстана Нурсултан Назарбаев зачитал письмо президента Азербайджана Ильхама Алиева, который просил учесть позицию его страны при вступлении Армении в организацию. В частности, предполагалось, что в договоре о членстве Армении должно быть учтено то обстоятельство, что границы должны соответствовать границам, признанным в ООН, как это было в случае вступления Армении в ВТО. И хотя президент Армении Серж Саргсян заявил, что в принципе готов подписать договор о присоединении к ЕАЭС до 15 июня, его партнеры по переговорам предложили отложить подписание до конца июня.

31 мая на встрече с представителями молодежного крыла правящей Республиканской партии Армении (РПА), председателем которой является сам президент, комментируя вышеупомянутое заявление президента Казахстана, Саргсян заявил: «А кто сказал, что мы вступаем в ТС вместе с Карабахом? Такого не было и не могло быть, потому что Карабах, по крайней мере по нашему законодательству, в соответствии с нашим представлением сегодня не является частью Армении».

Особо отметим то обстоятельство, что до встречи в Астане все высшие должностные лица Армении убеждали общественное мнение в обратном, а именно в том, что страна вступит в ТС и ЕАЭС вместе с непризнанной Нагорно-Карабахской республикой. Вышеупомянутое заявление Саргсяна удостоилось серьезной критики со стороны второго по счету президента Роберта Кочаряна, офис которого распространил специальное заявление. В нем было указано, что конечной целью карабахского урегулирования является как раз воссоединение двух армянских государств, а кто забудет эту цель, введет в заблуждение народ и поставит под угрозу Карабах.

Дальше – больше. 10 июня четыре оппозиционные парламентские фракции (АРФ-Дашнакцутюн, Армянский национальный конгресс – АНК, «Наследие» и партия «Процветающая Армения» – ППА) которых в прессе называют «Великолепной четверкой», представили правящей администрации и правительству свои социально-экономические и политические требования из 12 пунктов, в которых, в последнем пункте было требование, касающееся внешней политики: «Не подписывать никакого соглашения, которое будет предусматривать изменение единого экономического режима между Арменией и Нагорным Карабахом». Dead-line выполнения всех требований оппозиции – 30 сентября сего года. В противном случае оппозиционеры угрожают вывести на улицы Еревана и других городов страны своих сторонников.

При этом не следует забывать, что три фракции из вышеупомянутых четырех (АРФ-Дашнакцутюн, АНК и ППА) являются сторонниками членства Армении в ТС. Понимая, что их требование от 10 июня входит в противоречие с позицией президента, руководитель фракции АНК Левон Зурабян во время встречи армянских и российских парламентариев в Нижнем Новгороде внес альтернативное предложение по статусу НКР в будущем объединении. Введение таможенного контроля на границе Армении и НКР, заявил он, серьезно ударит по правам народа НКР, который и так пострадал вследствие блокады, вооруженного конфликта и непризнания статуса своей государственности. Естественно, что такое положение дел создаст серьезное противодействие идее вступления Армении в Евразийский союз. В связи с этим, пока нагорнокарабахский конфликт не разрешен, международное сообщество, в том числе Евразийский союз, могло бы рассматривать создавшееся тяжелое положение для народа НКР в гуманитарном, а не в политическом измерении. Поэтому, заявил Зурабян, при подписании договора с Арменией целесообразно использовать оговорку, согласно которой до разрешения нагорнокарабахского конфликта в рамках переговоров под эгидой ОБСЕ между Арменией и НКР будет действовать экономический режим, де-факто существующий со дня прекращения огня, соглашение о котором подписано между Арменией, Азербайджаном и Нагорным Карабахом в 1994 г.

Данная мера, предложенная со стороны армянской оппозиции, по сути, является в сложившейся ситуации паллиативом и, на наш взгляд, может на определенном этапе вывести из кризиса (в том числе внутреннего) ситуацию, связанную с членством Армении в ТС. Данный момент был адекватно воспринят российскими парламентариями, но пока неясно, примут ли это обстоятельство во внимание как компромиссный вариант исполнительные органы РФ и их партнеры по ТС и ЕАЭС.

Столь пристальное внимание к мнению армянской оппозиции объясняется тем, что правящая РПА не имеет устойчивого большинства в парламенте Армении и начиная с конца минувшего года ей приходится регулярно идти на фальсификации по ряду ключевых вопросов, поставленных на голосование. Таким образом, без поддержки со стороны оппозиции членство Армении в ТС становится проблематичным. Оппозиция же, как было указано выше, категорически не согласна с условиями членства Армении в ТС и ЕАЭС, которые были выдвинутыми Назарбаевым.

Пока правящая РПА, администрация президента и собственно правительство дали ясно понять, что не намерены принимать ни одно из требований «Великолепной четверки». Однако администрация президента Саргсяна и правительство, ведя переговоры о членстве Армении в организации, испытывают серьезные проблемы в вопросах, связанных с удержанием социальной стабильности в собственной стране. Кроме того, администрация почти наверняка столкнется с серьезной проблемой в вопросе ратификации документов в парламенте, если в подписанном соглашении о членстве Армении в ТС будет содержаться упоминание о границах, соответствующих признанным в ООН.

Нельзя исключать, что требование об установление таможни на границе Армении и непризнанной НКР может оказаться для правящей в Ереване администрации неподъемной ношей. Также следует констатировать наличие некоторого дефицита политического ресурса для реализации проекта членства Армении в ТС в связи с проблемой неурегулированности нагорнокарабахского конфликта.

(печатается в сокращении)

Подшивка

Другие публикации


09.01.19
Журнал «Освобождение». 1903. №17 (41)
09.01.19
Журнал «Освобождение». 1903. №15/16 (39/40)
20.11.18
Журнал «Освобождение». 1903. №14 (38)
20.11.18
Журнал «Освобождение». 1903. №12 (36)
20.11.18
Журнал «Освобождение». 1903. №11 (35)
VPS

Новости партнёров


Загрузка информера...