Статьи

Польский премьер Дональд Туск в лабиринте внешней политики / Станислав Стремидловский

31.01.2014 15:44

Иллюстрация: dziennik.pl

Премьер-министр Польши Дональд Туск оказался в непростом положении и проводит сложные маневры.

Последний социологический опрос TNS Polska дал очень неприятные для правительственной коалиции цифры. Если бы выборы в Сейм проходили сегодня, то за оппозиционную «Право и Справедливость» (PiS) проголосовало бы 32% поляков, за правящую «Гражданскую Платформу» (PO) – 22%, а за «Союз демократических левых сил» (SLD) – 10%. Все остальные партии не добирают минимума, необходимого для прохождения в парламент. С учетом методики распределения мандатов PiS получила бы более 231 депутата в Сейме. Этого достаточно для Ярослава Качиньского, чтобы править единолично.

Разумеется, до 2015 года, когда в Польше пройдут очередные парламентские выборы, электоральные предпочтения избирателей могут измениться. Но совсем необязательно, что PO сможет отыграть свои позиции. Реформа пенсионной системы, по замечанию западных аналитиков, способна обрушить экономику страны. Правительство ищет, чем наполнить бюджет, и в результате залазит в карман поляков. На днях анонсировано введение новых налогов, что обойдется каждому гражданину страны в дополнительные 600 злотых, а всего общество заплатит в бюджет около 24 млрд злотых (8 млрд долларов США).

В ситуации, когда внутренние резервы истощаются, польскому премьеру приходится быть особо осторожным во внешней политике. Болезненная тема здесь понятно какая – Украина. Туск в эти дни совершает многочисленные поездки за пределы страны и принимает в Варшаве заграничных эмиссаров. Два дня назад в Будапеште он поставил подпись под нейтральным заявлением стран «Вышеградской четверки» по Украине. Премьеры Венгрии, Польши, Словакии и Чехии ограничились призывами к миру и пообещали задать вопрос об увеличении бюджета программы Erasmus «в целях расширения возможностей для украинцев учиться в ЕС». После этого – беседы с председателем Евросоюза Херманом ван Ромпеем, президентом Франции Франсуа Олландом. Идет интенсивное общение с канцлером Германии Ангелой Меркель. А сегодня, 31 января, на официальном сайте премьер-министра Польши появилось сообщение о приеме им в Варшаве министра обороны США Чака Хейгела. Причем, отмечается в правительственном релизе, главным образом Туск и Хейгел говорили об Украине.

Наговорено за эти несколько дней было много всего, однако отметим, на наш взгляд, два примечательных заявления премьера. Во-первых, он сказал о готовности польских властей оказать гуманитарную и медицинскую помощь Украине «в случае такой необходимости». Во-вторых, подчеркнул, что «если мы ожидаем от всех соседей Украины политического нейтралитета, то и сами должны вести себя так же. Польша должна быть страной, организующей такую помощь, которую от нее хочет Украина. Не надо лезть с советами, если их не хотят в Киеве». Иначе говоря, Туск намекнул «мировой общественности» о возможной гуманитарной катастрофе на Украине, последствия которой затронут не только Польшу. И обозначил намерение Варшавы дать задний ход по участию в разрешении политического конфликта в Киеве.

Учитывая, что за последние два месяца многочисленные польские политики, оппозиционные и проправительственные, немало «засветились» на Майдане, перед премьером встала непростая задача объяснить обществу, почему теперь им не нужно поддерживать «восставший народ». Здесь на помощь Туску пришла влиятельная газета Rzeczpospolita. Издание очень вовремя опубликовало интервью с представителем украинской радикальной группировки «Правый Сектор» Андреем Тарасенко, в котором тот заявил, что «по справедливости, земли, на которых украинцы жили тысячи лет, должны были бы вернуться Украине». Речь о Пшемысле и нескольких других повятах. Судя по комментарием, оставленных польскими интернет-пользователями под опубликованным на сайте RP интервью и на сайтах других СМИ, перепечатавших его, редко когда еще поляки испытывали такое единодушное негодование и возмущение. Самые мягкие требования касались возврата в Польшу старинного Львова. Что при этом говорилось в адрес непосредственно украинцев, надо полагать, и так понятно.

Теперь Варшаве следует аккуратно «пристроиться» вслед за каким-либо из ведущих геополитических игроков, чтобы не вырабатывать позицию по Украине самостоятельно. К кому? Дилемма. Под боком Германия, но США милей. А между Берлином и Вашингтон, похоже, наметились разногласия. Американская пресса дала «утечку» о желании Белого дома ввести санкции к обоим участникам противостояния в Киеве, не только к власти, но и к оппозиции. Это вызвало глухое недовольство немецкой дипломатии. По сообщению УНИАН, координатор правительства ФРГ по германо-российским межобщественным отношениям Гернот Эрлер выразил мнение, что «нельзя выступать в роли посредника и одновременно вводить санкции». Например, США относятся к числу сторонников таких мер, но они и не выступают в качестве посредника. Поэтому не приходится говорить о полезности санкций, в то время как, подчеркнул Эрлер, «следует делать ставку на достижение политического решения». На этом фоне недавнее интервью Süddeutsche Zeitung министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера, в котором он сказал, что «мы больше не можем, как раньше, считать, что американцы будут решать конфликты за нас... Нравится нам это или нет, но ответственность за обеспечение безопасности в Европе перекладывается на наши плечи», выглядит как желание Берлина «вытеснить» своего заокеанского союзника из Восточно-Европейского региона.

В любом случае, польскому орлу, попавшему между немецким орланом-белохвостом и американским белоголовым орланом, не позавидуешь. В этой ситуации для Туска вопросом выживаемости становится принятие грамотных политических решений. Возможно, даже нестандартных, таких, на которые пошел в середине января этого года премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Он сумел договориться с Москвой о взаимодействии в атомной энергетике. Подписано соглашение, которое предусматривает строительство двух новых энергоблоков АЭС «Пакш». 40% объемов работ будет выполняться венгерской стороной. Это означает для Венгрии примерно 3 млрд долларов на поддержание рабочих мест в стране, только налоговые поступления в бюджет составят более 1 млрд долларов. Правительство Польши на днях приняло «Программу польской атомной энергетики» на период с 2014 – 2024 годы. На первом этапе, с 1 января 2014 по 31 декабря 2016 года, будут проводиться работы по определению места строительства АЭС и подрядчика. Общая стоимость проекта составит 13-15 млрд долларов. Кого выберет Варшава в качества партнера? Поживем – увидим. Но понятно, что от этого решения будет зависеть, когда пойдут в Польшу реальные деньги, на базе которых и выстраивается реальная политика.

Другие публикации


08.03.24
07.03.24
06.03.24
05.03.24
04.03.24
VPS