Статьи

Национал-реакционер Калниньш русским Латвии не товарищ / Илларион Гирс

02.12.2013 13:30

Илларион Гирс

“Ещё один незомбированный латыш!”,- с такими радостными приписками в социальных сетях среди русских латвийцев вновь расходится почти годовалая заметка “Страна без будущего — за это ли мы боролись?” (http://rus.delfi.lv/news/daily/versions/imant-kalninsh-strana-bez-buduschego-za-eto-li-my-borolis.d?id=42983576#ixzz2mFpX0s8Z) от выдающегося деятеля латышской культуры, ативиста Латвийского Народного Фронта (ЛНФ), однажды депутата Верховного Совета ЛССР (ВС) и пятикратно - депутата Сейма Иманта Калниньша.

Мне понятна радость и надежда русских латвийцев в каждом случае нахождения нерусофобствующего латыша, поскольку в Латвии таких среди публичных латышей приходится днём с огнём искать, и не всегда найдёшь. В условиях латвийской постсоветской политики этнического и языкового превосходства латышей над русскими, политики апартеида, русские латвийцы склонны героизировать любого видного латыша, который продемонстрирует хоть маломальскую трезвость по отношению к оценке советского прошлого и латвийского настоящего. Калниньш такую трезвость продемонстрировал, но я вынужден предостеречь русских соотечественников в Латвии, он едва ли из тез благоразумных латышей, к союзу с которыми русским стоит стремиться.

Его заметка - в основном сплошные переживания о том, что вышло не так, как он с товарищами хотел, и в том нет ни капли мысли о причинах такого исхода, и это при том, что Калниньш - один из создателей современной Латвии, он из тех, кто фанатично губил здесь всё советское и разделил единый прежде народ на латышских граждан и русских неграждан.

В критикуемой его заметке трезвость проявляется в трёх следующих констатациях:

1) Латвия в ЕС свою экономическую независимость утратила;

2) пик развития латышской культуры был в рамках Советского Союза, предпосылок к тому в союзе Европейском нет;

3) бессмысленность военного присутствия Латвии в Афганистане и Ираке.

И даже эта трезвость весьма условна.

Частичная утрата суверенитета в пользу Брюсселя при вхождении в ЕС была очевидной изначально, и за год до вступления Латвии в ЕС латышские юристы это прописали в конституции красивыми словами — «в целях укрепления демократии часть компетенции государственных учреждений можно делегировать учреждениям международным».

С его признанием действительного положения латышской культуры в советское время тоже не без противоречия, ведь он при этом утверждает, что латышскую культуру («плоть нашего народа безжалостно раздирали и пытали”) в советские годы “безжалостно раздирали и пытали”, а оно едва ли совместимо с “такого расцвета культуры и искусства как в 1960-1990-е годы Латвия никогда не переживала”, особенно учитывая, что в ЛССР сфера культуры тогда была отдана на откуп именно латышам.

Не надо покупаться на то, что Калниньш выражает симпатии к правлению Путина в России и Лукашенко в Белоруссии. Эти редкие среди публичных латышей симпатии не имеют ничего общего с содержанием правления упомянутых государственных лидеров, они относятся лишь к установленной Путиным и Лукашенко вертикали власти и огромной роли президентства в государственном устройстве России и Белоруссии. Калниньш принадлежит  группе латышского национал-реакционизма, которые чают восстановление в Латвии того режима правления, который был при Карлисе Ульманисе в 1934-1940 годах. В своих симпатия, Калниньш и ему подобные не учитывают, что конституция России начинается со слов «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие”, а конституция Белоруссии на ряду с белорусским языком государственным признаёт и русский, да и не учитывает Калныньш, что при Лукашенко нет места национализму.

Враждебность Калниньша по отношению к русским раскрываются именно через его симпатии к довоенному режиму правления Ульманиса, который известен государственным переворотом и установлением режима латышского фашизма, утверждавшего в Латвии превосходство латышей над нелатышами. Ульманис наряду с нацистскими преступниками Арайсом и Цукурсом является одной из культовых фигур для латышских ультранцаионалистов, от партии которых Калниньш был депутатом аж с 1990 по 2010, и всячески содействовал установлению и сохранению в Латвии режима латышской этнократии.

Таким латышским национал-реакцонерам, как Калниньш, свойственно по сравнению с молодыми латышскими ультранационалистами относительно спокойное отношение русскому лишь потому, что главного врага они сегодня видят в другой стороне - в глобализации, которая идёт с Запада, и без поддержки русских они в противостоянии тому очевидно обречены. Однако оказываясь с такими людьми как Калниньш в одних окопах нам не стоит забывать, что они уже стреляли нам предательски в спину, и нет оснований полагать, что при первой же возможности они не сделают этого вновь.

По мере того, как глобализация со стороны Запада будет всё больше и больше пожирать всё латышское, такие как Калниньш будут искать опору в русских, вспоминая, что с русскими было не так уж  плохо. И русским, откликаясь на это, следует учитывать, что поиски межнационального примирения в Латвии со стороны таких латышей, как Калниньш, - производное от их националистической нужды, а не общечеловеческой совести.

Другие публикации


11.04.24
08.03.24
07.03.24
06.03.24
05.03.24
VPS