Статьи

Новая Грузия и её старая реальность для России / Ирина Саришвили

02.11.2013 12:53

Несмотря на всеобщую радость в связи с завершением президентства Михаила Саакашвили, солидная, если не большая часть населения Грузии крайне недовольна и встревожена вторым местом на прошедших 27 октября президентских выборах Давида Бакрадзе  – председателя политсовета партии Саакашвили “Единое национальное движение”.

Большинство грузинской общественности небезосновательно полагает, что второе место, да ещё с такими процентами (около 22%) - результат сговора между сегодняшними и бывшими властями и не отражает действительности, тем более что больше половины населения в выборах участие не принимало, что тоже было вызвано ультимативными заявлениями премьер-министра Грузии накануне выборов Бидзины Иванишвили.

Высокую оценку достижениям партии Саакашвили в президентских выборах дал посол США в Грузии Ричард Норланд на встрече с Давидом Бакрадзе. “Эти выборы потвердили, что сегодня “Единое национальное движение” самая главная оппозиционная партия в Грузии”- заявил господин посол. Как сказано в пресс-релизе посольства США, “Ричард Норланд и лидер оппозиции Давид Бакрадзе согласились о большом значении сотрудничества двух влиятельных парламентских партий в Парламенте, а также, с правительством для решения проблем во внутренной и внешней политике страны”. Посол США также встретился с Михаилом Саакашвили и, поздравив его с окончанием выборов, дал высокую оценку тем успехам, которые были достигнуты за период его президентства (?!).

После этих встреч, как и следовало ожидать, появились заявления сегодняшних властей, в том числе, новоизбранного президента Георгия Маргвелашвили, который публично объявил, что несмотря на рассхождение в ряде вопросов, с партией Саакашвили их связывает общее видение стратегии Грузии и во внешней политике они намерены тесно сотрудничать друг с другом, в том числе, в вопросах, касающихся отношений с Россией: Бидзина Иванишвили считает, что, несмотря на относительную нормализацию экономических отношений, политически не изменилось ничего, ссылаясь на то, что Россия укрепила границы с помощью колючей проволоки. Подобные шаги премьер-министр Грузии объясняет тем, что Москве неприятны намерения Тбилиси сблизиться с ЕС и НАТО. Тем не менее, он надеется на дипломатическое разрешение ситуации. “То, что происходит на границе, это уже давление, но мы не позволим нас остановить. Россия формально никогда не говорила, что против ЕС, однако, своими действиями она ясно выражается. Я не могу понять, почему Россия против Европы. Сближение с ЕС и НАТО – это наша стратегия, и мы не собираемся её менять” – заявил премьер-министр в интервью Die Welt. Избранник Иванишвили – Георгий Маргвелашвили - в ответ на призыв со стороны России перейти к конструктивным взаимоотношениям с новым грузинским правительством, заявляет, что Грузия будет решать все спорные вопросы с Россией в рамках международных форматов. Касаясь же нормализации отношений с РФ, Маргвелашвили уверяет, что “Грузия продолжит правильную и последовательную политику”. Хотя немного непонятно, как же возможно “продолжить правильную и последовательную политику” Саакашвили в рамках международных форматов, если бывшими властями, с которыми Иванишвили вёл такую принципиальную борьбу, полностью игнорировался здравый смысл и восприятие реальности.

Недавно посол Германии Ортвин Хениг беспрецедентно откыто высказался насчёт стремления Грузии к ЕС и НАТО:

“То, что Грузия всё ещё не член НАТО и ЕС, вина не Германии или Евросоюза. Да, мы друзья, но вместе с тем, мы также партнёры России. Грузия должна осознать:

1. Статус-кво и отношения, сформированные с Россией, важнейший фактор не только для Германии, но и для Западной Европы в целом. Эти отношения являются гарантом мира и стабильности в Западной Европе, а для политической элиты Европы это наиважнейшее достижение и мы не собираемся пустить это на ветер. Посмотрите на карту мира с западноевропейской точки зрения и вспомните, чего стоили Западной Европе две мировые войны и роль России в этих войнах! Теперь, когда всё урегулировалось, достигнутую стабильность под удар не поставит никто - даже ради Грузии;

2. Вы не можете стать членом НАТО, пока у Европы нет уверенности в том,что это не будет использовано против России”.

Так о каком же “продолжении правильной и последовательной политики” может идти речь, если новая власть продолжит стратегическое партнёрства с США и стремится в НАТО, где Грузию никто не ждёт?!

Что же касается внутренней политики, то интересно также, к какому именно тесному сотрудничеству призывает посол США “мечтателей” и “националов” и в чём это должно выражаться? Более того, в пресс-релизе посольства США есть одна любопытная формула: "посол США и Михаил Саакашвили обсудили предстоящий переходный период (?!)”. А что это за переходный период” – от чего и к чему? На внешнем фронте без перемен, как видим. Во внутренной политике вроде тоже всё по плану: избран парламент, избран президент, через несколько дней, после инаугурации, парламент утвердит новое правительство – так где же здесь признаки переходного периода? Иванишвили и его соратники обещали народу, что с президентскими выборами закончится преславутая “коабитация” (политическое сожительство с партией Саакашвили), но, судя по настрою обеих политических партий (коалиции “Грузинская мечта” и “Единое национальное движение"), эта фраза скорее всего означает конец неформальных отношений и официальное оформление политического союза двух влиятельных парламентских партий.

На сегодняшний день ясно одно: ни Саакашвили, ни его соратники, находящиеся на свободе, к уголовной ответственности привлечены не будут. Что касается задержанных или подследственных националов, в том числе таких скандальных лиц, как Вано Мерабишвили и Бачо Ахалаия, то не исключено, что за отсутствием состава преступления или просто по  амнистии они скоро окажутся на свободе. Будут ли проведены системные изменения во внутренной политике, и по каким критериям будет составлен новый кабинет министров, прояснится буквально через несколько дней. В ближайшее время станет известно имя нового премьер-министра Грузии. Чуть позже будет назван новый состав правительства. Вряд ли там окажутся представители партии Саакашвили, хотя кто знает! Недавно прошёл слух, что на пост секретаря Совета Безопасности новоизбранный президент Георгий Маргвелашвили вместе с другими кандидатурами рассматривает кандидатуру Вано Мачавариани – брата одного из лидеров националов, бывшего вице-спикера Михаила Мачавариани, он, как сам заявил недавно, помогал Маргвелашвили во время предвыборной кампании. Сам Вано Мачавариани не подтверждает, что его кандидатура рассматривается на пост секретаря Совбеза, но не исключает возможности того, что какую-нибудь должность ему могут предложить. Сами националы на данном этапе вряд ли расчитывают на щедрость мечтателей, да это и не входит в их планы – они скорее всего готовятся к тому моменту, когда можно будет “штурмовать” новое правительство, и в первую очередь это может коснуться Ираклия Гарибашвили – министра внутренних дел Грузии.

Националы будут ждать удобного момента для требования отставки определённых лиц в правительстве, тем более, что, кроме своего представительства, в отдельных случаях (например, в случае Гарибашвили) они могут расчитывать на поддержку республиканцев, если не открытую, то хотя бы в тайном голосовании.

Что касается самого Иванишвили, то он намерен переместиться в гражданский сектор сразу после инаугурации. Как он заявил на встрече с министрами иностранных дел Швеции и Польши, два ярких политика покидают политику одновременно, имея в виду себя и Саакашвили. Учитывая, что будущий серый кардинал намерен контролировать политические процессы Грузии, а Саакашвили после президентских выборов и не думает уходить из политики – наоборот, призывает своих соратников к мобилизации, то ни для Иванишвили и ни для Саакашвили это не уход из политики, а перемещение на другие позиции. Саакашвили связывается с самыми могучими лобистами на Западе с целью полной реабилитации и не исключено, что через некоторое время он создаст внепарламентскую оппозиционную коалицию из своих бывших сателлитных организаций и имея 40-процентное влияние в парламенте, как главная оппозиционная сила в Грузии, будет контролировать “улицу”. А Иванишвили намерен создать, как он сам говорит,”небольшую неправительственную организацию”, целью которой станет помощь людям в анализе актуальной политической обстановки. По мнению бизнесмена, 20 лет независимости недостаточно для общества, чтобы научиться разбираться в политике. Насколько  “небольшой”и “скромной” будет это организация, все прекрасно понимают – бесспорная монополия на власть (зависимые от Иванишвили парламент, президент, будущие премьер и мэр столицы) теперь распространится и на гражданский сектор.

Другие публикации


08.03.24
07.03.24
06.03.24
05.03.24
04.03.24
VPS